Удельные князья

Ле́ствичное пра́во (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Старший в роду, как глава рода, сидел в Киеве, считавшимся главным княжеским престолом. Следующие по генеалогическому старшинству представители рода занимали в соответствующем их положению иерархическом порядке менее престижные княжеские столы — в менее значимых городах Киевской Руси. Женщины к наследованию не допускались.

В современных монархиях похожая практика существовала в 1918-2017 годах в Саудовской Аравии.

История

Княжили в таком порядке:

  • старший брат;
  • младшие братья по порядку;
  • сыновья старшего брата (по старшинству);
  • сыновья следующих братьев (по старшинству);
  • внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалось Древнерусское государство в соответствии с решением Любечского съезда 1097 года («Каждый да держит отчину свою»). Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядями, что вело к междоусобицам.

Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (становились изгоями), получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, который занимал их отец на момент своей смерти. Кроме института изгойства, были и другие особенности лествичного порядка наследования, появившиеся с разветвлением рода Рюриковичей и началом внутридинастических браков в эпоху правления Владимира Мономаха.

Особенности отступлений от лествичного права

В частности, С. М. Соловьёв считал, что мужья старших сестёр имели преимущество перед младшими братьями, приводя в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем. В строгом соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод был изгоем для Киева, хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава — Всеволода Ярославича. Были и другие примеры того, что наследники по женской линии могли претендовать на престол: по Иоакимовской летописи, Рюрик был внуком Гостомысла через дочь; Изяслав Владимирович вместе с потомством осел в Полоцком княжестве в качестве Рогволожего внука; сыновья Игоря Святославича Новгород-Северского и Мстислава Ростиславича Новгородского претендовали на галицкий престол, так как по матери были (по одной из версий) внуками Ярослава Осмомысла; королевич Андрей Венгерский был женат на дочери Мстислава Удатного; Михаил Всеволодович был женат на дочери Романа Мстиславича, так что Ростислав Михайлович приходился Роману внуком; Фёдор Ростиславич был женат на дочери Василия Всеволодовича Ярославского, по смерти которого занял ярославский престол; дочь Олега Романовича брянского была замужем, возможно, за одним из смоленских князей; Юрий II Болеслав приходился племянником от сестры последним Романовичам — Льву и Андрею Юрьевичам.

Любечский съезд ограничил перемещения князей пределами владений их отцов, при этом Святославичи, получившие по решениям съезда обширное Черниговское княжество, были исключены из наследников Киева

В 1132 году обнаружился план старших Мономаховичей оставить Киев во владении самой старшей линии (Мстиславичей), что натолкнулось на резкое противодействие младших Мономаховичей. При этом младшие Мономаховичи имели аналогичную договорённость о способствовании оставлению своих владений (Волыни и Ростова) своих детям.

Впоследствии Всеволодовичи черниговские (и сами киевляне) признавали преимущественное право на киевский престол только за самой старшей линией Мстиславичей (исключая Ярослава Изяславича, Ингваря Ярославича), что является элементом примогенитуры. С XII века наблюдается отход от лествичного порядка престолонаследия, в первую очередь, в Юго-Западной Руси (с 1199 Галицко-Волынское княжество). На смену приходит удельный порядок владения, характеризующийся прекращением перемещения князей из города в город (то есть образованием личного удела) и возможностью передачи владения старшему сыну.

Список наследников великокняжеского стола в соответствии с лествичным правом в XI—XIV веках

  • Владимир Святославич (—1015)
  • Ярослав Мудрый (—1054)
  • Судислав Владимирович (—1063)
  • Изяслав Ярославич (—1078)
  • Всеволод Ярославич (—1093)
  • Святополк Изяславич (—1113)
  • Владимир Мономах (—1125)
  • Изяслав Святополчич (—1127)
  • Мстислав Великий (—1132)
  • Ярополк Владимирович (—1139)
  • Вячеслав Владимирович (—1154)
  • Юрий Долгорукий (—1157)
  • Ростислав Мстиславич (—1167)
  • Владимир Мстиславич (—1171)
  • Андрей Боголюбский (—1174)
  • Всеволод Большое Гнездо (—1212)
  • Константин Всеволодович (—1218)
  • Юрий Всеволодович (—1238)
  • Ярослав Всеволодович (—1246)
  • Святослав Всеволодович (—1252)
  • Александр Невский (—1263)
  • Андрей Ярославич (—1264)
  • Ярослав Ярославич (—1272)
  • Василий Ярославич (—1276)
  • Дмитрий Александрович (—1294)
  • Андрей Александрович (—1304)
  • Василий Андреевич (—1309)
  • Михаил Ярославич (—1318)
  • Александр Васильевич (—1331)
  • Константин Васильевич (—1355)
  • Построение очередности после 1318 г. затруднено из-за насильственной смерти Михаила Ярославича Тверского. Дальнейшее восстановление последовательности после 1355 г. носит абстрактный характер, является альтернативной историей, из-за насильственных смертей Дмитрия Михайловича, Александра Михайловича и Федора Александровича Тверских в Золотой Орде в результате политической борьбы с московскими князьями за великий стол. Мы не знаем до какого возраста они могли бы дожить, и как в этом случае тверские князья могли бы чередоваться с князьями суздальско-нижегородскими на великом столе. В Московском княжестве лествичное право закончилось, когда в 1425 г. после Василия I Дмитриевича престол перешёл к его сыну Василию II Васильевичу, минуя брата Юрия Дмитриевича. Это привело к первой в истории княжества междуусобной войне (1425—1453).

См. также

  • Монархия
  • Семейный принцип наследования
  • Салический закон
  • Престолонаследие
  • Престолонаследие на Руси

Примечания

Литература

Это заготовка статьи о Киевской Руси. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Духовная грамота — на Руси в XII—XVIII вв. название письменно оформленного завещания.

Д. г. составлялись князьями и царями, священнослужителями, княжескими боярами и слугами, позднее — детьми боярскими и дворянами, мелкими землевладельцами, представителями купечества. Самая ранняя древнерусская Д. г., сохранившаяся в отрывках, датируется ок. 1197—1224, происходит из Новгорода, написана на бересте (новгородская грамота № 818).

Д. г. имеют значение важных исторических источников. Особую ценность в этом отношении представляют Д. г. московских великих князей. Сохранились (в подлинниках или копиях) Д. г. всех московских великих князей с Ивана I Калиты до Ивана III включительно, царя Ивана IV. В них содержатся описания земель, которыми владел завещатель, сведения об их распределении между наследниками, о внутреннем управлении княжеством, а также данные о различных налогах, собиравшихся в княжескую казну с населения, и их делении между князьями, об организации княжеского хозяйства и занятых в нем категориях зависимого и свободного населения, о движимом княжеском имуществе. Эти сведения позволяют проследить процесс расширения Московского княжества, превращения московских Рюриковичей в государей всея Руси, характеризовать быт русских людей XIV—XV вв., выявлять специальности мастеров по изготовлению драгоценных предметов, связи с правителями других стран. Д. г. Дмитрия Ивановича Донского 1389 устанавливала новую норму наследования великокняжеского стола, которая сохранялась в завещаниях последующих князей: резко возрастала наследственная доля старшего сына, увеличивались его судебные права, росли дипломатические и военные функции. Это вносило коренные изменения в отношения великого князя с удельными родственниками, создавая территориальные, экономические и военные преимущества для развития самодержавной монархической власти.

Лит.: Кучкин В. А. О новом издании договоров и завещаний русских князей XIV—XVI вв. // Российская история. 2016. № 2.

Духовная грамота великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты

Иван Данилович Калита (ок. 1288 — 1340) — великий князь московский с 1325 г., великий князь владимирский в 1328–1340 гг. Четвертый сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Ярославича Невского. Принимал участие в борьбе с тверскими князьями за ярлык на великое княжение владимирское. В 1325 г., после смерти старшего брата Юрия Даниловича, Иван Данилович получил московский престол. В 1327 г. по ханскому приказу был старшим над русскими князьями в составе «Федорчюковой рати”, разорившей Тверь. Своим участием в походе на Тверь Иван Данилович спас от разорения московские земли. В 1328 г. он получил ярлык на великое княжение владимирское.

Став великим князем, Иван Данилович разными способами «собирал” под своей властью земли — и покупал, и завоевывал. За свое умелое правление и рачительное отношение к доставшемуся ему наследству Иван Данилович получил прозвание «Калита” — сумка для ношения денег, «кошель”. Еще в древности Иван Данилович заслужил и другое именование — «Собиратель Земли Русской”. Иван Калита добился в Орде право на то, чтобы самому собирать дань монголо-татарам, и обеспечил полную и своевременную ее выплату. С тех пор на Русь более не присылали баскаков. Умелый дипломат, он несколько десятилетий спасал русские земли от татарских нашествий.

Иван Калита превратил Москву не только в политический, но и в религиозный центр Руси. В 1325 г. митрополит Петр из Владимира переехал в Москву. Митрополит Феогност окончательно перенес в Москву митрополичью резиденцию. В 1325 г. в Москве был заложен каменный Успенский собор, позднее построены каменные храмы — Спаса Преображения, Михаила Архангела, Иоанна Лествичника, что под колоколы. Зимой 1339/1340 г. Иван Калита выстроил новый московский Кремль — из дубовых бревен, который целых двадцать пять лет защищал город от вражеских нашествий.

Был дважды женат: на Елене (ум. 1331 г.) и Ульяне. Имел трех сыновей от первого брака и двух дочерей от второго. Двое старших сыновей стали великими князьями — Симеон Гордый и Иван Красный. Третий сын Андрей получил княжеский стол в Серпухове. Перед смертью принял иноческий постриг под именем Анания. Канонизирован Русской Православной Церковью.

ПУБЛИКАЦИИ

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.: Л., 1950. №1. С.7, 9–11.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Н.С. Иван Калита. М., 2001.

ТЕКСТ1)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи. Аже Бог что розгадает о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своеи.

Приказывают сыном своим очину свою Москву. А се им роздел учинил:

Се дал есмь сыну своему болшему Семену2): Можаеск со всими волостьми, Коломну со всими Коломеньскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну, и Середокоротну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулиев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северьсце в Похряньском уезде, село Костянтиновьское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудьское у города.

А при своемь животе дал есмь сыну своему Семену: 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчюги, блюдце золото с женчюгомь с каменьем, 2 чума золота болшая. А ис судов ис серебрьных дал есмь ему 3 блюда серебрьна.

А се даю сыну своему Ивану3): Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свободу, Угожь, Ростовци, Окатьеву свободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю. А села: село Рюховьское, село Каменичское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, село Домонтовское, село в Замошьскои свободе, село Семциньское.

А из золота дал есмь сыну своему Ивану: 4 чепи золоты, пояс золот болшии с женчюгомь с каменьемь, пояс золот с капторгами4), пояс сердоничен5) золотом окован, 2 овкача6) золота, 2 чашки круглыи золоты, блюдо серебрьно ездниньское7), 2 блюдьци меншии.

А се дал сыну своему Андрею8): Лопастну, Северьску, Нарунижское, Серпохов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовець, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговьское, село Труфоновьское, село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское.

А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чепи золоты, пояс золот фрязьскии9) с женчюгомь с каменьемь, пояс золот с крюкомь на чьрвьчате10) шелку, пояс золот царевьскии11), 2 ччары золоты, 2 чумка золота меншая; а из блюд — блюдо серебрьно, а два малая.

А се даю княгини12) своеи с меншими детми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежьское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободка Софроновьская, Вохна, Деиково раменье, Данилищова свободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею. А села: село Михайловьское, село Луциньское, село у озера, село Радонежьское, село Деигуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастеньское, село Михаиловское на Яузе, 2 селе Коломеньскии.

А из городских волостии даю княгини своеи осмничее. А тамгою и иными волостми городскими поделяться сынове мои; тако же и мыты, которыи в которого уезде, то тому. А оброкомь городскимь Василцева веданья поделяться сынове мои. А что моих бортников и оброчников купленых, которыи в которого росписи, то того.

А по моим грехом, ци имуть искати татарове которых волостии, а отыимуться, вам, сыном моим, и княгини моеи поделити вы ся опять тыми волостми на то место.

А числьныи люди ведають сынове мои собча, а блюдуть вси с одиного. А что мои люди куплении в великом свертце, а тыми ся поделять сынове мои.

А что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своеи Фетиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал. А чело и гривну, то есмь дал при собе. А что есмь придобыл золота, что ми дал Бог, и коробочку золотую, а то есмь дал княгини своеи с меншими детми.

А ис порт из моих сыну моему Семену: кожух черленыи женчужныи, шапка золотая. А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь13) с женчугомь, коць14) великии с бармами. Андрею, сыну моему: буган15) соболии с наплечки с великим женчюгомь с каменьем, скорлатное16) портище с бармами. А что есмь нынеча нарядил 2 кожуха с аламы17) с женчюгомь, а то есмь дал меншим детем своим Марьи же Федосьи, ожерельем.

А что моих поясов серебрьных, а то роздадять по попьям. А что мое 100 руб. у Ески, а то роздадять по церквам. А что ся остало из моих судов из серебрьных, а тым поделяться сынове мои и княгини моя. А что ся останеть моих порт, а то роздадять по всим попьям и на Москве. А блюдо великое о 4 колця, а то даю святеи Богородици Володимерскои.

А что есмь дал сыну своему Семену стадце, а другое Ивану, а иными стады моими поделятся сынове мои и княгини моя.

А прочь Московьских сел, даю сыну своему Семену села своя купленая: село Аваковское в Новегороде на Оулале, другое в Володимери Борисовское.

А что есмь купил село Петровское, и Олексиньское, Вседобричь, и Павловьское на Масе, половину есмь купил, а половину есмь сменил с митрополитом… 18) ця на Масе, что есмь купил у Афинея, то даю сыну своему Ивану.

А что есмь купил село Варварьское и Меловьское у Юрьева, что есмь сменил на Матфеищовьское село, то даю сыну своему Андрею.

А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и Олександр святыи, что есмь купил на Костроме, то даю княгини своеи.

А что есмь купил село в Ростове Богородичское, а дал есмь Бориску Воръкову, аже иметь сыну моему которому служити, село будеть за ним, а не иметь ли служити детем моим, село отоимуть.

А что есмь прикупил селце на Кержачи у Прокофья у игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, а то даю святому Олександру собе в поминанье.

А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по Бозе ты им будешь печалник.

А кто сю грамоту порушит, судить ему Бог.

А на се: отец мои душевныи Ефрем, отец мои душевныи Феодосии, отец мои душевныи, поп Давыд.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) «Духовная грамота…» — завещание Иван Данилович Калита, которое он составил в 1339 г., отправляясь в Орду. Это завещание должен был утвердить и хан Узбек. Сохранилось два варианта, причем второй расширяет перечень сел, передаваемых сыновьям. Князь в завещании распоряжается собственно московскими землями, практически теми же, что и Даниил Александрович. Однако даваемые сыновьям села выходили за пределы Московского княжества: сюда включались и «прикупы” в разных землях.

Текст публикуется на древнерусском языке по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.: Л., 1950. №1. С.7, 9–11. Подготовка текста и комментарии С.В. Перевезенцева.

2) Семён Иванович Гордый (1317–1353) — старший сын Ивана Даниловича Калиты и его первой жены Елены, великий князь московский в 1340–1353 гг. Свое прозвание «Гордый” получил за высокомерие и дерзость. Став великим князем, продолжал политику «собирания земель” и укрепления великокняжеской власти, начатую его отцом. В 1341 г. возглавил поход князей на новгородские земли и без боя установил контроль над ними. В 1350–1351 гг. вел войну с Литвой, ходил в поход на Смоленск. Заставил литовского князя Ольгерда заплатить выкуп и заключить мир. В период княжения Семена Ивановича был основан Троицкий монастырь, а его игуменом избран Сергий Радонежский. Семен Иванович был трижды женат, но только в третьем браке у него появились дети. В 1353 г. на Русь обрушился «великий мор” — эпидемия чумы. В краткий срок умерли все дети великого князя и он сам.

3) Иван Иванович Красный, Кроткий (1326–1359) — второй сын Ивана Даниловича Калиты и его жены Елены, великий князь московский и владимирский в 1353–1359 гг. Первое свое прозвание «Красный” получил потому, что родился в Фомино воскресенье, именуемое в народе Красной горкой. Второе прозвание «Кроткий” заслужил благодаря своему доброму, незлобивому характеру. По завещанию отца получил в удел г. Звенигород и треть доходов от Москвы. Великим князем стал после смерти старшего брата Семена Ивановича и всех его сыновей во время «великого мора” — эпидемии чумы. Иван Иванович был дважды женат. В 1342 г. умерла его первая жена Феодосия Дмитриевна, дочь князя брянского Дмитрия Романовича. Второй его женой стала Александра, вероятно, дочь московского тысяцкого В.В. Вельяминова. В этом браке Иван Иванович имел сына Дмитрия, будущего великого князя Московского Дмитрия Донского, и дочь Анну, которая вышла замуж за князя Д.М. Боброк Волынского. В годы правления Ивана II, в 1354 г. митрополитом Киевским и всея Руси стал Алексий, будущий воспитатель его сына Дмитрия Ивановича.

4)Капторги — металлические украшения.

5) Сердоничен — украшенный сердоликом.

6) Овкачи — чаши.

7) Ездниньское — из персидского города Иезда.

8) Андрей Иванович (1327–1353) — третий сын Ивана Даниловича Калиты и его жены Елены. По завещанию отца получил во владение Серпухов и стал основателем династии серпуховских князей. Его сын Владимир Андреевич Серпуховский (Храбрый) был ближайшим сподвижником своего старшего двоюродного брата — Дмитрия Ивановича Донского. Умер Андрей Иванович в 1353 г. во время эпидемии чумы.

9) Фрязьскии — итальянский.

10) на чьрвьчате — на червленом, красном.

11) Царевьскии — золотоордынский.

12) А се даю княгини… — имеется в виду Ульяна, вторая жена Ивана Даниловича Калиты. О второй жене Ивана Калиты не сохранилось никаких сведений, кроме того, что в этом браке были дети, скорее всего, две дочери. Судя по всему, именно их имеет в виду Иван Данилович под «меншими детми».

13) Обирь — шелковая ткань.

14) Коць — одежда.

15) Буган — верхняя одежда.

16) Скорлатное — Бархатное.

17) Аламы — нагрудье, пристегиваемое к платью

18) Здесь лист разорван.

Во имя Отца и Сына и Святаго духа, се яз, грешный худый раб Божий Дмитрии Иванович, пишу грамоту душевную целым своим оумом. Даю ряд сыном своим и свoей княгини.
1. Приказываю дети свои своей княгине.
2. А вы, дети мои, живите заодин, а матери своее слушайте во всем.
3. А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Андрею, князю Петру.
4. А брат мой, князь Володимер, ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андреи.
5. А сына своего, князя Василья, благословляю на старишии путь в городе и в станех моего оудела двою жеребьев половина.
6. А трем сыном моим половина, и в пошлинах в городских половина.
7. А тамга из двою моих жеребьев княгине моей половина, а сыном моим половина.
8. А восмьничее мои два жеребья княгине моей.
9. А на старишии путь сыну моему, князю Василью, Василцево сто и Добрятиньская борть с селом с Добрятиньским.
10. А бортници в станех в городских, и конюшии путь, и соколничий, и ловчий, тем сынове мои поделятся ровно.
11. А численых людий моих двою жеребьев сыном моим по частем, а блюдут с одиного.
12. А се даю сыну своему, князю Василью, Коломну со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами. А волости коломеньские: Мещерка, Раменка, Песочна, Брашева с Селцем, з Гвоздною и с Иванем, Гжеля, Деревни, Левичин, Скулнев, Маковець, Канев, Кочема, Комарев з берегом, Городна, Похряне, Оусть-Мерьско. А из московских сел даю сыну своему, князю Василью: Митин починок, Малаховское, Костянтиновское, Жырошкины деревни, Островское, Орининьское, Копотеньское, Хвостовское, у города луг Великии за рекою. А из юрьевских сел даю сыну своему, князю Василью: своего прикупа Красное село с Елезаровским, с Проватовым, да село Василевское в Ростове.
13. А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и з бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами. А волости Звенигородские: Скирменово з Белми, Тростна, Негуча, Сурожык, Замошъская слобода, Юрьева слобода, Руза городок, Ростовци, Кремичня, Фоминьское, Оугож, Суходол с Ыстею, с Истервою, Вышегород, Плеснь, Дмитриева слободка. А из московских сел даю сыну своему, князю Юрью: село Михалевское, да Домантовское, да луг Ходыньскии. А из юрьевских сел ему: прикупа моего село Кузмыдемъяньское, да Красного села починок за Везкою придал есм к Кузмыдемъяньскому, да село Богородицьское в Ростове.
14. А се даю сыну своему, князю Аньдрею, Можаеск со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и з бортью, и с селы, и со всеми пошлинами, и с отьездными волостми. А волости Можаиские: Исмея, Числов, Боянь, Берестов, Поротва, Колоча, Тушков, Вышнее, Глиньское, Пневичи с Загорьем, Болонеск. А Коржань да Моишин холм придал есмь к Можаиску. А се волости отъездные: Верея, Рудь, Гордошевичи, Гремичи, Заберега, Сушов, да село Репиньское, да Ивановское Васильевича в Гремичах. А Колуга и Роща сыну же моему, князю Андрею. И чтo вытягал боярин мой Федор Андреевич на обчем рете Тов и Медынь оу смолнян, а то сыну же моему, князю Андрею. А из Московских сел ему: Напрудьское село да Луциньское на Яузе с мелницею, Деоуниньское, Хвостовьское в Перемышле, да луг Боровский, а другии противу Воскресенья. А из юрьевских сел ему Олексиньское село на Пекше.
15. А се даю сыну своему, князю Петру, Дмитров со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с тамгою, и с мыты, и з бортью. А се дмитровские волости: Вышегород, Берендеева слобода, Лутосна с отъездцем, Инобаш. А из московских волостии князю Петру: Мушкова гора, Ижво, Раменка, слободка княжа Иванова, Вори, Корзенево, Рогож, Загарье, Вохна, Селна, Гуслеця, Шерна городок. А из московских сел князю Петру: ин погост. А из Юрьевских сел ему прикупа моего село Богородицьское на Богоне.
16. А се даю сыну своему, князю Ивану: Раменеице з бортники и что к нему потягло, да Зверковское село с Сохоньским починком, чтo отошло ото князя от Володимера. А Сохна сыну же моему, князю Ивану. А в том оуделе волен сын мой, князь Иван, который брат до него будет добр, тому даст.
17. А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, великим княженьем.
18. А сына своего благословляю, князя Юрья, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селы, которые тягли к Костроме, Микульское и Борисовское.
19. А сына своего, князя Аньдрея, благословляю куплею же деда своего, Белымозером, со всеми волостми, и Вольским с Шагатью, и Милолюбский ез, и с слободками, что были детии моих.
20. А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же своего деда, Оуглечим полем, и что к нему потягло, да Тошною и Сямою.
21. А се даю своеи княгине из великого княженья оу сына оу своего, оу князя оу Василья, ис Переяславля Юлку, а ис Костромы Иледам с Комелою, а оу князя оу Юрья из Галича Соль, у князя у Оньдрея из Белаозеря Вольское с Шаготью и Милолюбскии ез. А из володимерьских сел княгине моей Оньдреевьское село, а ис переяславских сел Доброе село, и что к ним потягло. А из оудела сына своего, княжа Васильева: Канев, Песочну, а из сел Малиньское село, Лысцево. А ис княжа оудела из Юрьева: Юрьева слобода, Суходол с Ыстею, с Ыстервою, да село Оньдреевское, да Каменьское. А изo княжа оудела из Оньдреева: Верея, да Числов, да село Луциньское на Яоузе с мелницею. А из княжа оудела ис Петрова: Ижво да Сяма.
22. А что есм дал своеи княгине из оудела сына своего, княжа Васильева, и изо княжа изо Юрьева, изо княжа из Оньдреева, изо княжа ис Петрова, волости и села, а что бог розмыслит о моей княгине, и те волости и села во чьем оуделе, то тому и есть.
23. А се даю своеи княгине: свой примысл Скирменовскую слободку с Шепковым, Смоляные с Митяевским починком и з бортью, с вышегородскими бортники, Кропивну з бортники с кропивеньскими и с исменьскими, и з гордошевскими, и с рудьскими; Желескова слободка з бортью, с Ивановым селом с Хороброва, Исконьская слободка, Кузовская слободка, и что княгини моее прикуп, и что к ней потянуло, тo моеи княгине.
24. А по которая места слободьские волостели судили те слободы при мне, и княгини моее волостели судят по та же места, как было при мне.
25. А что княгини моее купля Лохно, то ее и есть. А на Коломне мои примысл Самоилецев починок с деревнями, Савельевский починок, Микульское село, Бабышево, Ослебятевское, а то княгини моеи. А что ее село Репеньское и прикуп, то ее и есть. А из московских сел даю своеи княгине: Семциньское село с Ходыньскою мелницею, да Остафьевское село, да Илмовьское. А из юрьевских сел даю ей: куплю свою Петровское село, да Фроловское, да Елох. А Холхол и Заячков, то моей княгине.
26. А что ми дала княгини Федосья Суду на Белеозере, да Колашну, и Слободку, и что благословила княгиню мою Городком да Волочком, та места ведает княгиня Федосья до своего живота, а по ее животе то княгине моеи.
27. А теми своими примыслы всеми благословляю княгиню свою, а в тех примыслех волна моя княгини, сыну ли которому даст, по души ли даст. А дети мои в то не вступаются.
28. А которые деревни отоимал был князь Володимер от Лыткиньского села княгини моее к Берендееве слободе, а те деревни потянут к Лыткиньскому селу моее княгини.
29. А по грехом, которого сына моего Бог отъимет, и княгини моя поделит того оуделом сынов моих. Которому что даст, тo тому и есть, а дети мои из ее воли не вымутся.
30. А даст ми Бог сына, и княгини моя поделит его, возмя по части у болшие его братьи.
31. А оу которого сына моего оубудет отчины, чем есм его благословил, и княгини моя поделит сынов моих из их оуделов. А вы, дети мои, матери слушаите.
32. А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев оудел, а того оуделом поделит их моя княгини. А вы, дети мои, слушайте своее матери, что кому даст, то тому и есть.
33. А коли детем моим взяти дань на своей отчине, чем есм их благословил, и сын мой, князь Василей, возмет с своего оудела с Коломны и со всех коломеньских волостий триста рубль и сорок и два рубля, и княгини моя даст ему в то серебро с Песочны 50 рубль без 3-х, а с Канева дватцять рубль и два рубля.
34. А князь Юрьи возмет с Звенигорода и сo всех с звенигородских волостии двесте рубль и семдесят рубль и два рубля, и княгини моя даст ему в то серебро с Юрьевы слободы пятьдесят рубль, а с Суходола полпятадесять рубль, а с Смоляных 9 рубль, а с Скирменовские слободки 9 рубль.
35. А князь Оньдреи возмет с Можаиска и со всех волостии Можаиских сто рубль и семдесят рубль бес трех, а с отъездных мест семдесят рубль без дву, и княгини моя даст ему в то серебро дватцять рубль и полтретья рубля с Вереи, а с Числова полосма рубля, а с Заячкова дватцять рубль и два, с Холхла десять рубль, с Желесковы 9 рубль, с Исконьские слободки полсема рубля, с Кропивны полсема рубля.
36. А князь Петр возмет с своего оудела сто рубль и одиннатцять, и княгини моя даст ему в то серебро с Ижва тритцять рубль.
37. А князь Иван даст князю Василью с Сохны пять рубль, а с Раменеиця даст князю Петру пять рубль.
38. А то возмут в тысячю рубль, а будет бoле или менши, ино по тому розочту.
39. А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и которыи сын мой возмет дань на своем оуделе, то тому и есть.
40. А что есм подавал своеи княгине волости и села из оуделов детий своих, и свои примысл, и слободы, и села, и Холхол, и Заячков, а с тех волостий, и с слобод, и с сел что возмет княгини моя, то еи и есть. А дети мои в то не вступаются.
41. А ис тех волостии, и слобод, и сел, что есм вымал оу детии своих из оуделов, а подавал княгине своеи, а кому будет жалоба сиротам на волостели, и тем людем оучинит исправу княгини моя. А дети мои в то не вступаются.
42. А что есм дал сыну своему, князю Аньдрею, Заберегу, за тo дети мои вси дают оброк святому Спасу пятьнатцять рубль на год на Спасов день.
43. А се благословляю детии своих. Сыну моему старишему, князю Василью: икона Парамшина дела, чепь золота, что ми дала княгини Василиса, пояс золот велик и с каменьем без ремени, пояс золот с ременем Макарова дела, бармы, шапка золота.
44. А сыну моему, князю Юрью: пояс золот новыи с каменьем с жомчюгом без ремени, пояс золот Шышкина дела, вотола сажена.
45. А сыну моему, князю Оньдрею: снасть золота, пояс золот старыи новгородский.
46. А сыну моему, князю Петру: пояс золот с каменьем пегии, пояс золот с калитою да с тузлуки, да наплечки, да алам.
47. А сыну моему, князю Ивану: пояс золот татаоур, да два ковша золоты по две гривенки.
48. А что ся останет золото, или серебро, или иное что но есть, то все моей княгине.
49. А что ся останет стад моих, тем моя княгини поделится с моими детми по частем.
50. А хто будет моих казначеев, или хтo будет моих дьяков прибыток мои от мене ведал, или посельских, или тиоунов, или хто женился оу тех, те все не надобе моей княгине и моим детем.
51. А приказал есм свои дети своей княгине.
52. А вы, дети мои, слушаите своее матери во всем, из ее воли не выступаитеся ни в чем.
53. А который сын мой не имет слушати свое матери, а будет не в ее воли, на том не будет моего благословенья.
54. А дети мои молодшая, братья княжы Васильевы, чтите и слушаите своего брата старишего, князя Василья, в мое место, своего отця.
55. А сын мои, князь Василии, держит своего брата, князя Юрья, и свою братью молодшюю в братьстве, без обиды.
56. А хто моих бояр имет служыти моеи княгине, тех бояр, дети мои, блюдите с одиного.
57. А хто сю грамоту мою порушит, судит ему бог, а не будет на нем милости божии, ни моего благословенья ни в сии век, ни в будущии.
А писал есм сю грамоту перед своими отци: перед игуме перед Сергием, перед игуменом перед Савастьяном.
А тутo были бояре наши: Дмитрии Михаилович, Тимофеи Васильевич, Иван Родивонович, Семен Васильевич, Иван Федорович, Олександр Аньдреевич, Федор Аньдреевич, Федор Аньдреевич, Иван Федорович, Иван Аньдреевич.
А писал Внук.
Внизу грамоты на желтом шелковом шнуре привешена серебряная позолоченная печать
великого князя Дмитрия Ивановича.

В работе исследуется жизнь и деятельность удельных князей Дмитрия Ивановича Углицкого (1481-1521) и Семена Ивановича Калужского (1487-1518). Затрагиваются такие темы, как участие князей в военных кампаниях, их внутренняя политика в уделах, отношения с великим князем Василием III. Автор пришел к следующим выводам: -удельные князья принимали участия в важных военных походах против Литвы и Казани, но не из-за личных полководческих способностей, а как близкие родственники великого князя; -внутренняя политика в удельных княжествах не всегда восстановима из-за недостатка источников, но можно сказать, что она отвечала интересам населения уделов. Дмитрий и Семен остались в памяти местного населения в положительном образе; -Дмитрий Углицкий и Семен Калужский не претендовали на власть в Московском государстве, но старались сохранить влияние в своих княжествах. В то же время, Василий не пытался насильственно ликвидировать удельную систему, но хотел держать удельных князей под своим полным контролем. Последнее обстоятельство приводило к конфликтам Дмитрия и Семена с великим князем, хотя они не переходили в открытое противостояние. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка источников и списка литературы.

Дипломы
Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
ID: 5a6f88357966e12684eea333 UUID: a18acff6-e284-4149-bd86-e0a8f67b4e11 Язык: Русский Опубликовано: больше 2 лет назад Просмотры: 150

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *