Углич алексеевский монастырь

Расположенный в Угличе православный Алексеевский монастырь долгое время назывался Успенским, является не только обителью с многовековой историей, но и памятником зодчества.

Монастырь основал митрополит Алексий, случилось это в XIV веке. По другим данным, инок Андриан основал данный монастырь в середине 1371 года, а Дмитрий Донской выдал соответствующее разрешение, которое позволило открыть обитель.

Деревянные стены полностью окружали православную обитель, они создавались для защиты от разнообразных попыток проникновения. В начале XVII веке монастырь упорно оборонялся от интервентов, осаждавших его под предводительством Яна Сапеги.

Интересна история каждого храма, сохранившегося в Алексеевском монастыре Углича.

Архитектурной доминантой является Успенская церковь, которую также называют Дивной. Храм построили, когда интервенты покинули Углич. В результате церковь стала своеобразным памятником всем, кто погиб при защите монастыря. В конце 1698 года здесь держали стрельцов, которые осмелились взбунтоваться против Петра І.

Успенская церковь является уникальным местом в плане архитектуры: храмовую часть венчают три острые шатровые главы, устремленные вверх. В этой церкви располагается и главная икона Алексеевского монастыря Углича, православная святыня — Неугасимая Света, или чудотворная Вратарница Угличская, почитаемая как целительная.

Еще один храм монастырского комплекса, церковь Иоанна Предтечи, отличается оригинальными фресками и внутренним двориком, где многие паломники пытаются задуматься о своих проблемах и найти верное решение: говорят, это место способствует таким ситуациям.

Сегодня все постройки на территории обители используются для женского монастыря. Также здесь можно наслаждаться живописным видом города и его окрестностей.

Этот трёхшатровый храм необычен и для Углича, и для всей России. Специалисты связывают его постройку с влиянием на местную архитектуру московского зодчества; в частности, известный искуствовед Игорь Грабарь отмечал: «Успенская церковь поражает запоздалостью своей ранне-московской алтарной обработки, отодвигающей её на много лет назад». Стройные и белоснежные шатры Дивной церкви в Угличе видны издалека, настолько высоко они вздымаются над кронами больших деревьев. Каждый, кто видит этот храм впервые, может отметить как органичное совершенство композиции его здания, так и целую оригинальность конструкции. Основа её — главная храмовая часть, которую завершают три высоких шатровых главы, совместно образующих некое подобие трезубой монаршей короны. Их устремлённость ввысь придаёт зданию, и без того расположенному на возвышенности, определённую лёгкость и изящество, благо две малые главы храма являются декоративными. Главный же шатёр отделён от внутреннего объёма храма массивным сводом и в прошлом конструктивно вполне мог играть какую-то целевую роль в общем архитектурном ансамбле, предположительно обладая входом внутрь. Малые же шатры, внешне схожие с центральным, глухие по определению, так как базируются на сводах цилиндрической формы, которые, в свою очередь, перекрывают нижние помещения. Примечательно, что малые шатры по боковым фасадам храма несколько смещены относительно более массивного центрального в восточную сторону. Весь основной объём храма, сравнительно небольшой, установлен на высоком подклете, изначально имевшем хозяйственное назначение. Главную же часть всего здания составляет кирпичная трапезная. Это наиболее массивная часть всего ансамбля. Она квадратная в плане, имеет два этажа и сводчатое одностолпное перекрытие. С определённого момента она стала также нести функции покоев для настоятеля Алексеевского монастыря. С восточной стороны здание украшают три апсиды алтарной части, имеющие полукруглую форму.

Декоративное оформление фасадов этого моноцветного храма довольно-таки сдержанное и лаконичное. Практически вся трапезная, а также южный и северный фасады лишены какого бы то ни было художественного убранства. Окон в здании немного, а проёмы всех трёх шатров более напоминают бойницы. Примечательно, что наклонная поверхность каждого из шатров сделана из камня и, по всей видимости, никогда не имела иного покрытия, например, жестяной кровли. Выступы-гурты на рёбрах шатровых граней придают им впечатление лёгкости и ажурности. У главного шатра больше соотношение ширины основания с высотой, нежели у двух других, что придаёт всему облику впечатление резкого подъёма в центральном завершении здания. Крайние шатры, более лёгкие и заострённые, выглядят как окаймляющие его монолитные башенки. Главный шатёр храма слегка сдвинут к западу относительно боковых и подчёркнут в своём основании рядом кокошников. Они собраны по три на каждой из восьми граней этой башни и имеют островерхую форму. Все три апсиды Успенской церкви украшает аркатурно-колончатый пояс. Нижние части его колонок опираются на верхнюю грань межэтажного пояса в форме полувалика; вверху каждая колонка завершается двойными декоративными арочками килевидной формы. Колонки украшены лепными деталями в виде характерных «дынек», по две на каждую. Игорь Грабарь отмечал, что аркатурно-колончатый пояс, которым украшены эти апсиды, «своим рисунком напоминает обработку храмов Москвы ХV-ХVI веков». Другие специалисты находят сходство орнамента этого пояса с аналогичной аркатурой Успенского собора в Ростове.

Изначально у храмового ансамбля Успенской церкви парадное крыльцо отсутствовало. В начале ХХ столетия в пору перестройки здания оно было добавлено с его северной стороны. Помимо входного портала для посетителей храма с крыльца можно попасть в звонницу, где размещены небольшие церковные колокола. В Дивном храме всё просто и скромно, без роскоши и излишеств. Впрочем, многочисленные посетители-богомольцы церкви Успения Пресвятой Богородицы, приток которых в Алексеевский монастырь Углича с годами не иссякает, стремятся сюда не ради декоративных изысков и богатства интерьеров. Все отмечают удивительную атмосферу покоя и возвышенности, всегда царящую в этом Божием доме.

Впервые очутившись во внутренних помещениях храма, понимаешь: он невелик, так как основные его достопримечательности, белоснежные шатры — «глухие»; они не открываются внутрь церковного пространства. Зато здесь отличная акустика, которой способствуют голосники: их круглые отверстия можно заметить на стенах и сводах. Когда-то для усиления звучания в стене вмуровывали специальные кувшины и другие ёмкости, способствующие распространению звука в интерьерах храма. Внутренние своды большой и торжественной трапезной здесь поддерживаются благодаря единственному четырёхгранному столпу. Он огромен, массивен и располагается в центральной части помещения. Кстати, здесь отсутствуют подсобные комнаты, из чего можно сделать вывод, что трапезная в Дивной церкви побольшей части использовалась не для обычных обедов, а для проведения церковных торжеств и встреч именитых гостей Алексеевской обители. В остальные же дни обитатели монастыря могли питаться в трапезной местной Богоявленской церкви. В основном объёме храма на первом этаже в своё время были обустроены настоятельские кельи и необходимые служебные помещения. Внизу располагались церковные подвалы, сохранившиеся и по сей день. Изначально он здесь был двухъярусным, однако в середине ХIХ столетия его заменили одноярусным.

Что касается росписей, то они погибли во всех храмах Алексеевского монастыря, за исключением настенной живописи в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, фрески которой датируются 1854 годом. Пропали уникальные произведения церковных иконописцев, наиболее ранние из которых специалисты относят ориентировочно к 1680-1684 годам, причём многие росписи постоянно обновлялись и даже переписывались на протяжении трёх столетий, вплоть до начала ХХ века. Самая почитаемая и знаменитая из икон, хранимых в Успенской церкви, — чудотворная икона Божией Матери известная как «Вратарница Угличская». Посетителям храма легко её отыскать: наибольшее количество даров оставлено благодарными верующими именно возле неё. Сетуют разве что представители СМИ: образ трудно фотографировать из-за огромного числа украшений, дарованных святыне исцелёнными богомольцами. Проведшая в городе Угличе лучшие годы детства известная советская поэтесса Ольга Бергольц посвятила трём шатрам Успенской церкви проникновенные строки: Возносятся все три её шатра Столь величаво, просто и могуче, Что отблеск дальних зорь лежит на них с утра, А в час грозы их осеняют тучи.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №360, ООО «Де Агостини», 2019

Алексеевский женский монастырь в Угличе Епархиальный женский монастырь

История

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки.

К небольшой храмовой части примыкает трапезная. Массивный столб в центре трапезной поддерживает своды. В первом этаже церкви были служебные помещения. Ранее с северной стороны к церкви примыкало парадное крыльцо. Декоративное убранство церкви скромно и просто, каждая деталь подчеркивает общие пропорции храма.

Алексеевская церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы.

Небольшая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена в 1681 году.

В настоящее время постройки Алексеевского женского монастыря переданы Русской Православной Церкви. В обители возрождается монашеская жизнь и ведутся работы по реставрации зданий и благоукрашению монастырской территории.

В церкви Успения Пресвятой Богородицы находится самая почитаемая и известная икона Углича — образ Пресвятой Богородицы «Вратарница Угличская», или «Свеча Неугасимая».

При обители действует приют для девочек, созданный около десяти лет назад. Его директором является Надежда Андреевна Сельская. Девочки, их более 15, точно не могу сказать, гармонично развивают, созданы прекрасные бытовые условия. Многие из них учиться в образовательных школах Углича, получая еще и музыкальное образование.

Алексеевский монастырь в Угличе

Алексеевский монастырь, стоящий за Каменным ручьем, на возвышенности, которая в древности носила название Огненной горы, был основан в 1371 году Алексием, митрополитом Московским.

Это самый древний монастырь Углича.

Московский митрополит, ведший очень активную политическую жизнь, неспроста основал здесь обитель — это также был политический шаг. Московское княжество, набиравшее в то время силу, стремилось распространять свое влияние по удельным княжествам.


Собор Иоанна Предтечи и Успенская «Дивная» церковь.

В Алексеевском монастыре в 1584 году была построена первая каменная церковь Углича вне кремля. Это была церковь Митрополита Алексия, от которой в наши дни сохранились только неузнаваемые остатки стен. Долгое время остальные постройки монастыря оставались деревянными. Монастырь пользовался симпатиями царственных особ. Сохранились сведения о посещении его Алексеем Михайловичем, Екатериной II, Николаем II. В XIX веке при монастыре существовал приют для сирот, было открыто училище для служительских детей, библиотека; для бездомных устраивали бесплатные трапезы.

Главная жемчужина монастыря — это видная издалека великолепная Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами. «Дивной» ее прозвали практически сразу после постройки. Церковь была возведена в 1628 году, когда город стал оправляться от страшного польско-литовского разорения. В 1608-1612 годах, когда Углич осаждали поляки, за деревянными стенами Алексеевского монастыря скрылось более пятисот жителей города, долгое время оборонявшихся от врага. Но в конце концов поляки ворвались и в монастырь; все, кто там оставался, были перебиты.

Возможно, что первый храм, шатровый, и был поставлен в обители в память об угличанах, погибших здесь. Это предположение тем более может быть верным, что шатровые храмы со времен Ивана Грозного строились в память о победах или о погибших. И три высоких стройных шатра «Дивной» Успенской церкви, скорее всего, поставлены как памятник жителям города и монахам, погибшим здесь.


Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами.

Однако прочно укоренившиеся в искусствоведении данные о дате постройки Успенского храма в 1628 году — не единственные. В «Угличском летописце» указано, что «на месте деревянныя Успения пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году». Был ли трехшатровый храм полностью перестроен или только отремонтирован после литовского разорения — пока неизвестно. Но по утверждению «Угличского летописца», Успенская церковь на самом деле может быть старше почти на 80 лет.

Успенская церковь поставлена на очень высокий подклет, с запада к ней пристроена просторная трапезная палата. Но главное в ней, конечно, — центральная часть с тремя высокими белыми шатрами и тремя же узкими апсидами, как бы перекликающимися с шатровым завершением храма. Центральный шатер окружен поясом из кокошников, слегка приподнят по сравнению с боковыми и чуть сдвинут к западу, отчего вся композиция кажется объемнее. Стены украшены довольно просто, они словно призваны оттенять шатры, по ребрам граней которых идут выступы-гурты, делая их ажурными и более легкими на вид. Апсиды же украшены нарядными аркатурно-колончатыми поясками, придающими церкви праздничный вид. Внутри храм невелик, так как шатры — «глухие», не открытые во внутреннее пространство храма.


Собор Иоанна Предтечи.

Рядом с «Дивной» церковью стоит более поздний собор Иоанна Предтечи, построенный в 1681 году. Это массивное, широкое здание с пятью крупными главами на тонких барабанах. Широкая трапезная делает его еще более приземистым, особенно рядом с высокой и стройной Успенской церковью.


Купола собора Иоанна Предтечи.

У апсид собора до 1917 года располагалось монастырское кладбище, на котором в течение 600 лет погребали видных жителей города и монахов. В советское время кладбище было уничтожено; сейчас на этом месте растут розы…


Резное окошко собора Иоанна Предтечи.

Конечно, в монастыре была и колокольня (с часами с боем), была также еще одна церковь — Богоявленская, с трапезной. По-видимому, это и была основная трапезная монастыря (тогда как трапезная «Дивной» церкви использовалась только в торжественных случаях). Монастырь был со всех сторон обнесен каменной оградой со Святыми воротами. Все эти постройки не сохранились или сохранились лишь частично, как ограда и ворота.


Крыльцо собора Иоанна Предтечи.

В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть его зданий передана под жилье, храмы стояли в запустении. В 1920-х годах под руководством П.Барановского и И.Грабаря уцелевшие храмы были отреставрированы и фактически спасены от уничтожения. Работы продолжились и в 1950-х годах.

Изразцы собора Иоанна Предтечи.

Изразцы собора Иоанна Предтечи.

Сейчас это снова действующий монастырь, женский. Восстанавливается стена, теперь уже через монастырский двор нет постоянного прохода насквозь, как несколько лет назад.

А стройные шатры «Дивной» церкви, свежепобеленные, видны издалека, поднимаясь над высокими кронами деревьев.

Основал монастырь в 1371 году инок Адриан с благословения митрополита Алексия и согласия от Дмитрия Донского.

Все монастырские постройки, как и окружавшие их стены, были сделаны из дерева. Именно эта деревянная ограда защищала всевозможные подходы к городу от границы с Ярославлем.

Только в 1534 году построили здесь первый храм из кирпича. Но в 19 веке его целиком и полностью перестроили. Так что, практически, ничего до наших дней и не сохранилось.

Свято хранится в Успенской церкви Алексеевского монастыря в Угличе икона святой Богородицы Вратарница Угличская или Неугасимая Свеча. На ней Матерь Божия изображена как монахиня, в правой руке держащая свечу, а в Её левой — чётки и жезл.

С тех пор и до нынешнего времени икона «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» в городе Углич помогает тем, кто с верой и надеждой обратится к ней за чудесной помощью.

Кроме угличской иконы Божией Матери «Вратарница» ещё одну очень почитаемую икону подарили монастырю в начале 20 века монахи с Афона. С ней произошла не менее интересная история.

В 30-е годы обитель закрыли, многие церковные святыни были отправлены в музей. Но этот образ — икону Святителя Николая — удалось спрятать. Хранила её у себя одна из прихожанок, а потом передала лик на хранение своему сыну.

Небольшая, четырёхугольная церковь Иоанна Предтечи построена в 1681 году. Это невысокое, широкое здание с пятью главами, стоящими на тонких башенках.

В 19 веке была обновлена роспись храма, так что оригинальных фресок сохранилось совсем немного. А вот её изразцовая отделка считается лучшей в Угличе!

Алексеевская церковь построена в начале 16 века. После Смутного времени в стране её тоже нужно было восстанавливать. Именно тогда к ней пристроили Богоявленский придел, а позже трапезную. В 30-е годы 20 столетия в ней находилась картинная галерея.

Ну а мы отправляемся в самое значимое место города: Угличский Кремль.

Алексеевский монастырь и Дивная Успенская церковь в Угличе

Этот Угличский монастырь в нашей программе путешествия занял важное место. Покинув Музей мифов и суеверий русского народа, нам было просто необходимо как-то оживиться, а возможно, и освятиться, чтобы переключить мозг на более светлую сторону жизни. ??

Алексеевский — самый старый монастырь в городе Углич. Обитель была поставлена в наивысшей точке города — на возвышенности, где когда-то находилось капище волжских язычников — кереметь. С очень давних времён место это носило название «Огнева гора».

Изначально это был мужской монастырь, и звался он тогда Успенским. Позже, в честь святителя его переименовали в Алексеевский.

Символ архитектурного совершенства — Дивная церковь

Вот замечательные строки из стихотворения Ольги Берггольц, которые были написаны в 1953 году:

Здание удивляет своим необычным внешним обликом: три главы, как зубцы царской короны, направлены ввысь. Это придаёт Дивной церкви в Угличе лёгкость и грациозность. Сама храмовая часть её небольшая, к ней примыкает трапезная церковь.

Рядом со входом на возвышении есть звонница с небольшими колоколами.

Святыни, возвращающие к жизни

Долгие годы обращался юноша с молитвами к чудотворному образу, но настало время, когда он вынужден был продать ценность в магазин антиквариата. Магазинчик разорился, и денег молодой человек не дождался. Но он продолжал молиться, верить, и в одной из своих поездок в храме другого города увидел знакомый образ, которому молился с детства.

Приехав домой, рассказал он всю эту историю матушке Магдалине, и вместе они поехали туда, где и нашлась икона.

Храмы обители

Действующий монастырь, где находится

Монастырь расположен по адресу: Ярославская область, г. Углич, улица Шаркова, 27.

Координаты: 57.52603, 38.33118.

Расписания служб мы нигде не увидели. Приехали сюда в дневное время, было безлюдно. Открыт был только один Успенский храм. Поэтому в тишине мы смогли постоять возле чудотворной иконы Богородицы, поставить свечи и попросить о самом сокровенном: каждый о своем.

Наша поездка в Углич состоялась 13 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Итак, Углич, Алексеевский женский монастырь, где находится чудотворная икона Божией Матери – именно она стала целью нашего следующего путешествия. Рассказами о чудесных исцелениях славится этот образ. А Дивная церковь, в которой икона сейчас несёт помощь и свет обратившимся к ней, и сама очень красивая.

Возникновение обители

В 1609 году около 500 жителей города и 60 человек монашеской братии упорно оборонялись от окруживших монастырь чужеземцев-захватчиков. Оборона была долгой и упорной.

Разозлённые таким долгим сопротивлением захватчики подожгли монастырь, убив большинство защищающих город, а остальных, по свидетельствам летописцев, заживо замуровали в подвале.

Позже интервентов изгнали, и город с монастырём стали оживать. Памятником погибшим угличанам стала воздвигнутая в 1628 году величественная Успенская церковь. За изумительную красоту в народе её восторженно назвали «Дивной».

Этот восхищающих взгляд храм стал первым в России строением из камня после окончания Смутного времени, когда в государственной казне денег было совсем мало.

А церковь всеми гранями своими
такой прекрасной вышла, что народ
ей дал свое — незыблемое — имя,—
ее доныне «Дивною» зовет.
Возносятся все три ее шатра
столь величаво, просто и могуче,
что отблеск дальних зорь
лежит на них с утра,
а в час грозы
их осеняют тучи.

Об этом святом образе рассказывают целые легенды. Ведь до 1894 года икона лежала в церковной кладовой. Летом того года из Петербурга приехал один купец. Встретившись с настоятелем церкви, он рассказал, что увидел во сне Богородицу, которая велела ему поехать в Углич и помолиться Её иконе, пообещав исцелить купца от тяжёлого недуга.

Икону нашли и с большими почестями принесли в храм. Купец очень горячо ей помолился и спустя некоторое время стал абсолютно здоров. В благодарность он сделал великолепную серебряно-позолоченную ризу.

Достоверно известно более сорока удивительных случаев невероятного исцеления.

Но то количество золотых украшений, которое находится возле этой дивной иконы, говорит о том, что случаев, в которых молитвы к Божией Матери были услышаны, а просящие получили помощь, поддержку и исцеление, в сотни раз больше.

Подарок издалека

Это был Московский храм, и именно образ Святителя Николая положил начало его восстановлению. Но с обратной стороны была надпись о том, что икона эта подарена и принадлежит теперь Алексеевскому монастырю. Вот таким чудесным образом и возвратилась икона туда, где находилась изначально.

В настоящее время монастырь возрождён и действует, но только как Угличский Алексеевский женский монастырь. Множество паломников, проживавших ранее на не очень большой территории монастыря, получили квартиры и продолжают посещать храмы обители. Здесь существует детский приют, где девочки живут, учатся, а также получают ещё и музыкальное образование.

На монастырском дворе есть место, где до 1917 года размещалось кладбище. Там хоронили знаменитых жителей города и монахов. После революции, конечно, это всё было разрушено и разграблено. Сейчас здесь цветут розы. На всей территории женского монастыря насельницами посажено около 1300 видов розовых кустов. Так что здесь царят красота и непередаваемый аромат!

Приходите, приезжайте. Побудьте хотя бы несколько минут в этом удивительном и благодатном месте!

Вы можете найти Алексеевский женский монастырь на карте Углича.

Поделитесь в комментариях, а какие древние монастыри вам доводилось посещать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Угличская икона

Угличская икона Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери «Вратарница Угличская» — святой чудотворный образ с более чем вековой историей, в которой до сих пор остается очень много загадок.

Место пребывания иконы «Вратарница» — Алексеевский Угличский монастырь, где, по преданию, Матерь Божия именно в этом образе явилась игумену Евангелу, занимавшему настоятельскую должность в 1864-1872 годах. К этому времени относит исследователь конца XIX столетия И. Виноградов появление в обители образа, «на котором изображено видение архимандриту Евангелу Богородицы с посохом в левой руке и свещею в правой». И если верно мнение И. Виноградова, что икона была написана в те годы, то в течение почти тридцати лет она пребывала в безвестности.

Только в 1894 году эта икона прославилась благодаря следующему событию. В Алексеевский монастырь из Петербурга прибыл один больной купец. Он рассказал, что во сне ему явилась Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, от которой он получит исцеление. По описанию купца братия догадались, о какой иконе идет речь. Из кладовой, где по неизвестным причинам в то время находилась икона, ее торжественно перенесли в Успенский храм монастыря и отслужили молебен. Больной купец действительно получил исцеление, и в благодарность принес в дар серебряную вызолоченную ризу для иконы. С тех пор от иконы стали совершаться чудеса. По актам, составленным Ярославской Духовной консисторией с 1894 по 1900 год, было подтверждено более сорока чудесных исцелений. Эти сведения содержатся в книге «Сказания о чудотворных иконах Божией Матери и о Ея милостях роду человеческому», где икона названа «Вратарница Угличская» и описана так: «Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке».

Интересные сведения находим и в «Ведомости о состоянии Угличского Алексеевского монастыря за 1910 год», где сказано, что «у иконы Божией Матери, именуемой «Вратарница», устроен резной иконостас, вызолоченный на полимент с рамою и стеклом, при архимандрите Феофане». Архимандрит Феофан управлял Алексеевским монастырем с 1893 по 1898 год, и, по всей вероятности, в ведомости речь идет именно о той «вызолоченной ризе», которую принес в дар «Вратарнице» исцеленный петербургский купец.

В какое время угличская икона стала называться «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» неизвестно, а название «Вратарница», без сомнения, указывает на ее афонское происхождение. Тем более, что при взгляде на угличский образ трудно не заметить его удивительное сходство с особо почитаемым в Русском Андреевском скиту на Афоне образом «Игумения Святой Горы». На нем Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке над Афоном — в игуменской мантии с жезлом и свитком в левой руке, а правая рука Ее сложена для благословения.

Алексеевский монастырь углич иконы

Друзья позвали нас провести выходные в Угличе. Мы с радостью согласились. Ехать решили на машинах — дорога занимает всего 3 часа.

Наш маршрут пролегал через еще один старинный город — Калязин. Судьба этого города довольно печальна… Старая часть города в годы советского строительства была затоплена. Над ней теперь шумит Угличское водохранилище, по которому ходят красавцы-теплоходы. А печальным памятником надругательства над верой возвышается над водой одинокая колокольня затопленного Никольского храма. Взорвать ее не удалось, поэтому было решено оставить колокольню в качестве вышки для тренировочных прыжков с парашютом…

Углич. Старинный русский город на живописном берегу Верхней Волги. Историки считают, что основан он еще во времена Киевской Руси. Первое упоминание о нем в летописи датируется 1148 годом. В начале XIII века Углич становится столицей удельного княжества, а еще через 100 лет Иваном Калитой присоединяется к Москве. Тогда еще никто не мог и предположить, какую огромную роль придется сыграть этому городу в истории государства Российского.

Углич — яркий пример того, что вся история Руси теснейшим и неразрывнейшим образом связана православием. На гербе города Углича со времен Петра I и до наших дней — изображение невинно убиенного царевича Димитрия, прославленного Русской Православной Церковью в лике святых (день памяти 15/28 мая).

После смерти царя Иоанна Васильевича Грозного страной правил его сын Феодор. «Царь-монах» — так называли его в народе. Он был очень благочестив, большой молитвенник. Ему не было дела до «мирской суеты и докуки» и необходимость заниматься государственными делами сильно его тяготила. Царь Феодор был в тесной дружбе с московским митрополитом Иовом, ставшим впоследствии первым русским Патриархом. Кстати, именно установление русского Патриаршества стало венцом деяний царя Феодора.

Постепенно и незаметно управление страной переходило в руки Бориса Годунова — брата жены Феодора. Борис Годунов был одним из умнейших и талантливых политиков своего времени. Поначалу его деятельность служила благу России. Но вскоре все переменилось. Бориса Годунова стали одолевать гордыня и властолюбие. Дело в том, что слабый здоровьем Феодор был бездетным. После его смерти трон должен был перейти к младшему сыну Иоанна Грозного, царевичу Димитрию. В царствование Феодора Димитрий со своей матерью, Марией Нагой, и небольшим двором проживал в Угличе. Борис Годунов прекрасно понимал, что ему не остаться у власти с воцарением Димитрия — многочисленный род Нагих этого не допустит. Тогда и родился черный замысел — убить Димитрия. В Углич были посланы убийцы.

15 мая 1591 года среди бела дня в городе раздался набат — звонарь с колокольни видел, как маленькому царевичу, безбоязненно разговаривавшему с подошедшими к нему людьми, было перерезано горло. Народ сбежался мгновенно, и убийцы были растерзаны, что тоже только послужило злу: никаких улик против Бориса Гдунова не осталось. В Москву, сообщить о случившемся, были посланы гонцы. Москва отреагировала быстро — в Углич, «расследовать» дело об убийстве, приехала специальная комиссия под началом Василия Шуйского. Заключение комиссии тоже не заставило себя долго ждать: «царевич Димитрий зарезался сам во время игры с ножичком, упав на него из-за внезапно случившегося эпилептического припадка». Царь Феодор поверил этому заключению. За самосуд над «невиновными» людьми был наказан целый город: большое количество народу было казнено, еще большее количество выслано в Сибирь. Углич остался практически пуст. Наказали даже набатный колокол. С него сорвали крест (в результате чего он потерял право служить церковным колоколом), вырвали язык, высекли плетьми (число ударов соответствовало числу ударов в набат) и тоже сослали в Сибирь. Тащить тяжеленный колокол было дополнительным наказанием для ссылаемых угличан.

Вскоре царь Феодор скончался. Династия Рюриковичей оборвалась. На царство был избран Борис Годунов. Он клялся Патриарху: «Отче, великий Патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого, ни бедного!». В реальности все произошло с точностью до наоборот: тягчайший грех Бориса Годунова обернулся для России сплошными несчастьями.

В 1602 году польский король Сигизмунд «явил» русскому народу «чудом спасшегося царевича Димитрия». Патриарх Иов и насельники Чудова монастыря в Москве быстро его опознали — им оказался монах-расстрига Григорий Отрепьев. Но многие поверили, что это действительно настоящий Димитрий, в результате чего в 1605 году ему удалось войти в Москву и занять престол. Сторонники мнимого царя хотели убить Патриарха Иова за отказ помазать Лжедмитрия на царствование, но побоялись народного гнева. Тогда его, немощного телом старика, схватили и с бранью таскали по улицам Москвы, а потом отправили в заточение в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой путь к Богу.

Вскоре народ начал приходить в себя: в храмах Московского Кремля звучали латинские мессы, «ясновельможные паны» вели себя нагло даже с представителями знатных русских родов, грабежам и бесчинствам на улицах Москвы не было конца…

«Царствование» Лжедмитрия I закончилось достаточно быстро. Уже в мае 1606 года в результате восстания Лжедмитрий I был растерзан разъяренной толпой. Его труп сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, «откуда пришел». Русская Церковь молила Первосвятителя Иова вернуться в Москву к патриаршему служению. Но от перенесенных злоключений он ослеп, стал совсем немощен и из-за этого отказался покинуть Старицкую обитель. Тогда на Патриарший престол был избран митрополит Казанский Ермоген, достойнейший преемник Святейшего Иова.

Царем избрали Василия Шуйского. Того самого, который когда-то возглавлял комиссию по делу царевича Димитрия.

Чтобы предупредить появление на Руси новых самозванцев, было решено вскрыть могилу царевича Димитрия в Угличе. Русский народ стал свидетелем чуда — мощи царевича Димитрия оказались нетленны. Мальчик был таким же, как и много лет назад — даже кровь на ране не запеклась. Во время торжественного перенесения мощей в Москву она продолжала капать на землю. Царевич Димитрий был прославлен в лике святых.

Но и на этом страдания Руси не закончились. Вскоре грянула новая беда. Объявился Лжедмитрий II. Оказалось, не все поверили в обретение святых мощей. Ползли темные слухи о том, что вместо царевича Димитрия в гробе лежал другой мальчик… Только этим можно объяснить переход многочисленных войск под знамена Лжедмитрия II. При всей его непохожести на Лжедмитрия I (сохранились исторические портреты), жена Лжедмитрия I, Марина Мнишек, признает его своим чудесно спасшимся мужем. Снова идут враги на Русь. Снова идет братоубийственная война, льется кровь. С декабря 1610 года Патриарх Ермоген рассылает по всей Руси грамоты с призывами к народному сопротивлению. Непреклонность Патриарха вызывает ненависть изменников и поляков. Его бросили в подземелье Чудова монастыря, где морили голодом, пытаясь склонить на свою сторону. Но на все уговоры Патриарх, указывая на небо, отвечал одно: «Боюся Единого, там живущего». 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген умер мученической смертью от голода и был погребен там же, в Чудовом монастыре.

Осенью 1612 года ополчение, собранное Козьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, несшее с собой, как величайшую святыню, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, сумело, наконец, окончательно выгнать поляков и водворить мир в измученной стране.

И совсем не случаен тот факт, что когда-то, еще в 1579 году, в Казани, после страшного пожара, именно Ермоген, будучи тогда еще только отцом Ермолаем, был удостоен чести первым принять от земли обретенный образ Пресвятой Богородицы Казанской!

Обо всех этих событиях напоминает нам собор царевича Димитрия «на крови». Сначала на месте его убийства была часовня, затем — деревянный храм, и только почти через сто лет был выстроен каменный храм. Стены центральной, храмовой части расписаны картинами самого убийства и последовавших за ним событий. Тут же висит набатный колокол, возвращенный из ссылки, и стоит возок, в котором святые мощи царевича перевозились в Москву. К сожалению, богослужения в этом храме проводятся не чаще трех раз в год. Остальное время храм функционирует как музей. В нем всегда очень многолюдно, так как сюда в обязательном порядке приводят туристов с многочисленных теплоходов, курсирующих по Волге и делающих остановку в Угличе.

Рядом с собором находятся палаты царевича Димитрия, в которых он жил с матерью и «двором». Обстановка их, к сожалению, не сохранилась. Это теперь тоже городской музей, заполненный старинными экспонатами той эпохи.

И Собор царевича Димитрия, и его палаты являются частями ансамбля Угличского кремля. Сам кремль, к сожалению, не сохранился. Не сохранился и Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1485-1487 гг., с колокольни которого когда-то раздался набат, возвестивший об убийстве царевича Димитрия. Именно в Спасо-Преображенском соборе и покоились останки царевича до их перенесения в Москву. Теперь на этом месте стоит новый Спасо-Преображенский собор, продолжающий являться главным храмом города Углича. Этот каменный храм был возведен в 1713 году.

Стоящая отдельно от Спасо-Преображенского собора колокольня была построена в 1730 году. На ней — уникальнейший купол, выполненный в виде потира.

Недалеко от Спасо-Преображенского собора, бывшего когда-то летним храмом, расположен Богоявленский собор, служивший храмом зимним.

Углич — маленький городок, но как в каждом старинном городе, в нем несколько храмов и даже два монастыря, Алексеевский и Воскресенский. Мы побывали в Алексеевском монастыре. Этот монастырь был основан Московским митрополитом Алексием. В 1371 году, находясь в Угличе, он сам выбрал для него место и, возвратившись в Москву, испросил разрешения на строительство у князя Димитрия Донского.

Входящих в монастырь встречает чудо русского шатрового зодчества — Дивная (как за красоту ее назвали в народе) церковь. В настоящее время она даже находится под охраной ЮНЕСКО. Церковь эта была построена в 1628 году. Войдя внутрь, понимаешь, что значат выражения «намоленный храм» и «благодать струится в воздухе».

Здесь находятся сразу несколько чудотворных икон. Наиболее почитаемая, привлекающая к себе многочисленных паломников — «Вратарница Угличская», имеющая также второе название «Свеча Неугасимая Огня Невещественного». Написана эта икона была после видения Пресвятой Богородицы над Алексеевским монастырем, произошедшим в 1864 году. По непонятным причинам, икона много лет провела в кладовой монастыря. В июне 1894 года в монастырь приехал больной купец из Петербурга и рассказал, что во сне ему явилась Божья Матерь и повелела отправиться в Углич и помолиться перед Ее иконой, пообещав исцеление. Икона была торжественно перенесена в храм. Помолившись, купец исцелился и в благодарность обложил икону богатой ризой.

И в наше время икона помогает всем, «… с верою к ней притекающим». Монахиня этого монастыря рассказала нам, что люди, если имеют возможность, всегда возвращаются к иконе с благодарностью: кто со счастливыми улыбками, кто со слезами радости… Действительно, промежуток между самой иконой и охраняющим ее стеклом засыпан очень внушительным слоем золотых украшений, которые люди в искренней душевной простоте снимают с себя, чтобы хоть чем-то «отблагодарить» свою Заступницу.

По словам той же монахини, чудотворными являются также иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» и святого Николая Чудотворца.

Углич — маленький город. За выходные можно успеть осмотреть все его достопримечательности. Впечатление же от него остается незабываемое. Поезжайте — не пожалеете!

Главная » Справочная информация » Храмы и монастыри » Ансамбль Алексеевского монастыря Поделиться

Самый древний из угличских монастырей – Алексеевский – построен на возвышенности, называемой в древности Огневой горой.

Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства, к которому немногим ранее, в 1329 году, было присоединено Угличское княжество. Вплоть до XVI века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада – Алексеевская церковь. К сожалению, в XIX веке она была полностью переделана, а в XX веке — наполовину разрушена.

В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен. Его здания были сожжены, 60 человек братии и более 500 укрывшихся угличан безжалостно перебиты. Возродился монастырь стараниями строителя Мисаила, келейного старца ростовского митрополита Филарета — отца первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.

В память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Трёхшатровая каменная церковь – явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было.

Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи с приделом Феодора Стратилата (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки. В интерьере храма сохранились росписи XIX века.

В 30-е годы в монастыре были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, уничтожено кладбище, где похоронены многие именитые горожане. Реставрационные работы, начавшиеся в 1920-х годах под руководством П. Барановского и И. Грабаря и продолженные сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской в 50-е годы, помогли спасти памятники монастыря от разрушения, вернули ему первоначальный облик.

В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Возрожден как женская обитель (раньше был мужским).

Монастырь находится по адресу: ул. Шаркова, 27, тел.: 8 (48532) 2-35-95

Настоятельница монастыря — монахиня Магдалена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *