Уйти под монастырь

Как я ушла в монастырь. Личный опыт

Поиски

Мария Кикоть, 37 лет

В монастырь люди уходят по разным причинам. Одних туда приводит общая неустроенность в миру. Других — религиозное воспитание, и они, как правило, считают путь монаха лучшим для человека. Женщины довольно часто принимают такое решение из-за проблем в личной жизни. У меня все было немного иначе. Вопросы веры занимали меня всегда, и однажды… Но обо всем по порядку.

Мои родители врачи, отец — хирург, мама — акушер-гинеколог, и я тоже закончила медицинский институт. Но доктором так и не стала, меня увлекла фотография. Я много работала для глянцевых журналов, была довольно успешна. Больше всего мне тогда нравилось снимать и путешествовать.

Жизнь после 50: реальный опыт

Мой молодой человек увлекался буддизмом и заразил этим меня. Мы много ездили по Индии и Китаю. Было интересно, но я не погружалась в веру «с головой». Искала ответы на волновавшие меня вопросы. И не находила. Потом заинтересовалась цигуном — своеобразной китайской гимнастикой. Но со временем прошло и это увлечение. Мне хотелось чего-то более сильного и захватывающего.

Как-то мы с подругой ехали на съемку и случайно остановились переночевать в православном монастыре. Неожиданно мне предложили подменить тамошнего повара. Я люблю такие вызовы! Согласилась и проработала на кухне две недели. Так в мою жизнь вошло православие. Я начала регулярно ходить в храм возле дома. После первой исповеди чувствовала себя замечательно, так спокойно она прошла. Заинтересовалась религиозными книгами, изучала био­графии святых, соблюдала посты… Погрузилась в этот мир с головой и однажды поняла, что хочу большего. Я решила уйти в монастырь. Отговаривали все, включая батюшку, но старец, к которому я поехала, благословил на послушание.

Стать волонтером: реальные истории

В монастырь я приехала промокшей с головы до ног, замерзшей и голодной. На душе было тяжело, в конце концов, не каждый день так круто меняешь свою жизнь. Я, как и любой нормальный человек, надеялась, что меня накормят, успокоят и, главное, выслушают. Но вместо этого мне запретили разговаривать с монахинями и отправили спать без ужина. Я расстроилась, конечно, но правила есть правила, тем более речь шла об одном из самых строгих монастырей России.

У настоятельницы был личный повар. Она лицемерно сетовала, что из-за диабета вынуждена есть лосось со спаржей, а не наши серые сухари

Особая зона

Монастырем управляла сильная, властная и, как оказалось, очень влиятельная женщина. Во время первой встречи она была приветлива, улыбалась, рассказывала, по каким законам идет жизнь в обители. Уточнила, что ее нужно называть матушкой, остальных — сестрами. Тогда показалось, что она отнеслась ко мне по-матерински снисходительно. Я поверила, что все живущие в монастыре — одна большая семья. Но увы…

Это было царство бессмысленных ограничений. За столом не позволялось без разрешения притрагиваться к еде, нельзя было просить добавки, есть второе, пока все не доедят суп. Странности касались не только трапез. Нам запрещали дружить. Да что там, мы не имели права даже разговаривать друг с другом. Это, не поверите, считалось блудом. Постепенно я поняла: все так устроено для того, чтобы сестры не могли обсуждать настоятельницу и монастырский уклад. Матушка боялась бунта.
Я пыталась практиковать смирение. Когда меня что-то пугало, думала, что просто вера моя пока слаба, а никто не виноват.

Дальше — больше. Я заметила, что во время трапез обязательно кого-нибудь отчитывают. По самым незначительным поводам («взяла ножницы и забыла отдать») или вовсе без них. Надо понимать, что, согласно церковному регламенту, подобные разговоры должны происходить с глазу на глаз: твой наставник не только ругает, но
и выслушивает, предлагает помощь, учит не поддаваться искушениям. У нас же все превращалось в жесткие публичные разборки.

Справиться с выпадением волос: реальный опыт

Есть такая практика — «помыслы». У монахов принято записывать все сомнения и страхи на бумаге и отдавать их духовнику, который даже не должен жить в том же монастыре. Мы свои помыслы писали, конечно же, настоятельнице. Когда я впервые это сделала, матушка зачитала мое письмо на общей трапезе. Мол, «послушайте, какие у нас тут дурочки живут». Прямо рубрика «анекдот недели». Я чуть не расплакалась прямо при всех.

Питались мы тем, что жертвовали прихожане или близлежащие магазины. Как правило, нас кормили просроченными продуктами. Все то, что производили в обители, матушка дарила вышестоящим церковнослужителям.

Иногда игуменья приказывала есть чайной ложкой. Время трапезы было ограничено — всего 20 минут. Сколько ты там успеешь съесть за это время? Я очень сильно похудела

Быть послушницей

Постепенно жизнь в монастыре стала напоминать мне каторгу, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры, извините, в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы.

Понятно, что монашество не курорт. Но ощущение постоянного надлома тоже не кажется нормальным. Сомневаться в правильности послушании нельзя, допускать мысль о том, что настоятельница неоправданно жестока, — тоже.

Личный опыт: ребенок попал в секту

Здесь поощрялись доносы. В форме тех самых «помыслов». Вместо того, чтобы говорить о сокровенном, надлежало жаловаться на других. Я не могла ябедничать, за что бывала неоднократно наказана. Наказание в монастыре — это публичный выговор с участием всех сестер. Они обвиняли жертву в выдуманных грехах, а затем настоятельница лишала ее причастия. Самой страшной карой считалась ссылка в скит — монастырь в глухой деревне. Я эти ссылки полюбила. Там можно было немного отдохнуть от чудовищного психологического давления и перевести дух. Добровольно попроситься в скит не могла — меня бы тут же заподозрили в страшном заговоре. Впрочем, виноватой я становилась часто, поэтому в глушь ездила регулярно.

Многие послушницы принимали сильные транквилизаторы. Есть что-то странное в том, что примерно треть обитателей монастыря психически нездоровы. Истерики монахинь «лечились» визитами к православному психиатру — по­друге настоятельницы. Та выписывала сильнейшие лекарства, превращавшие людей в овощи.

Многие спрашивают, как в монастыре борются с сексуальным искушением. Когда ты постоянно находишься под жестким психологическим давлением и пашешь с утра до ночи на кухне или в коровнике, желаний не возникает.

Личный опыт: история домашнего насилия

Дорога назад

Я прожила в монастыре семь лет. После череды интриг и доносов, незадолго до предполагаемого пострига у меня сдали нервы. Я не рассчитала, приняла убойную дозу лекарства и попала в больницу. Полежала там пару дней и поняла, что обратно не вернусь. Это было трудное решение. Послушники боятся покидать монастырь: им внушают, что это предательство Бога. Пугают страшной карой — болезнью или внезапной смертью близких.

По дороге домой остановилась у своего духовника. Выслушав меня, он посоветовал покаяться и взять вину на себя. Скорее всего, он знал о том, что происходит в монастыре, но дружил с настоятельницей.

Постепенно я возвращалась к мирской жизни. После долгих лет, проведенных в изоляции, заново привыкать к огромному шумному миру очень тяжело. Поначалу мне казалось, что на меня все смотрят. Что я совершаю один грех за другим, а вокруг и вовсе творятся бесчинства. Спасибо родителям и друзьям, которые помогали мне всем, чем только можно. По-настоящему я освободилась, когда написала о пережитом в интернете. Постепенно я выкладывала свою историю в ЖЖ. Это стало отличной психотерапией, я получила много откликов и поняла, что не одинока.

Примерно через год монастырской жизни у меня пропали месячные. Так было и у других послушниц. Организм просто не выдерживал нагрузки, начинал сбоить

В результате из моих зарисовок сложилась книга «Исповедь бывшей послушницы». Когда она вышла, реакции были разными. К моему удивлению, меня поддержало много послушниц, монахинь и даже монахов. «Так все и обстоит», — говорили они. Конечно, были и те, кто осудил. Число статей, в которых я предстаю то «редакторским вымыслом», то «неблагодарным чудовищем», перевалило за сотню. Но я была к этому готова. В конце концов, люди имеют право на свою точку зрения, а мое мнение не истина в последней инстанции.

Прошло время, и теперь я точно знаю, что проблема не во мне, виновата система. Дело не в религии, а в людях, которые трактуют ее таким извращенным образом. И еще: благодаря этому опыту я поняла, что всегда надо доверять своим чувствам и не пытаться увидеть в черном белое. Его там нет.

Личный опыт: истории про любовь и женское счастье

Другая дорога

Эти женщины однажды устали от мирской суеты и решили все поменять. Не все они стали монахинями, но жизнь каждой теперь тесно связана с церковью.

Ольга Гобзева. Звезда фильмов «Операция «Трест» и «Портрет жены художника» в 1992 году приняла постриг. Сегодня матушка Ольга — игуменья Елисаветинского женского монастыря.

Аманда Перез. Несколько лет назад знаменитая испанская модель без сожалений бросила подиум и ушла в монастырь. Возвращаться не собирается.

Екатерина Васильева. В 90-х актриса («Шальная баба») ушла из кино и служит звонарем в храме. Изредка снимается в сериалах вместе с дочерью Марией Спивак.

Как уйти в монастырь женщине

Так как это важное решение, прежде всего нужно обдумать всю его серьезность. Монашество предполагает кардинальные перемены в жизни. Живя в монастыре, необходимо трудиться не только молитвами, но и работать, соблюдать все посты и укрощать свою плоть.

Если же желание крепко, и всё решено, то нужно посоветоваться с исповедником. Он даст нужные советы, поможет лучше понять и осознать образ монашества, подготовиться к уходу в монастырь.

Перед этим нужно решить все вопросы в своей обычной жизни, разобраться с бумагами, делами, решить все юридические вопросы, поговорить с близкими. Затем нужно выбрать, в какой монастырь отправиться, поговорить с настоятельницей, сообщить ей о своём решении. Она же может рассказать, какие документы для этого понадобятся.

В России женщине необходимо иметь при себе удостоверение личности, свидетельство о семейном положении и краткую автобиографию. Также нужно составить заявление о принятии в монастырь. Обязательные условия, при которых берут на службу, – совершеннолетие, отсутствие мужа, несовершеннолетних детей.

Если с документами всё в порядке, следует поступление в монастырь и испытательный срок, на время которого женщина становится послушницей. Срок послушничества зависит от того, насколько хорошо женщина справляется с обязанностями и жизнью в монастыре. После этого, идет пострижение, принятие обетов, и женщина становится монахиней.

Примите во внимание: если женщина хочет проверить себя и удостовериться в решении, она может некоторое время пожить в монастыре трудницей.

Как женщине уйти в монастырь? С какого возраста? Нужно ли какое-то специальное образование?

Михаил Лифшиц 1387 3 года назад Писатель, автор романов «Почтовый ящик», «Обналичка и другие операции»

Уход в монастырь четко регламентирован. Сначала нужно выбрать монастырь по сердцу, постоять на службах, поговорить с инокинями. Первый монастырь, возможно, не подойдет, нужно будет поехать в следующий. То есть первая стадия — паломник. Выбрав монастырь, нужно приобщиться к монастырской жизни, пожить там, помочь в работах. Вторая стадия — трудник. Возраст не важен, я знал молоденьких девушек, ушедших в монастырь прямо из родительской семьи, из родной деревни. Известная настоятельница Новодевичьего монастыря была в миру профессором МГУ, лауреатом Госпремии, ушла в монастырь в зрелые годы. Специальное образование не требуется. Я знал врача, ставшего послушником в 44 года, потом его рукоположили в дьяконы. Замечу, что он ни разу не получал медицинского послушания, трудился на общих работах.

Меня тоже интересовал этот вопрос. Про уход женщины в монастырь я написал поэму «Толга». Помните, что уход в монастырь — длительный и напряженный для души и тела процесс. Но можно этот путь пройти. Тогда Вы станете монахиней.

Как стать послушником монастыря?

В монашестве человек приносит Богу обеты, это очень серьезный шаг, обратного пути уже нет. Чтобы не произошло ошибки, человека длительное время испытывают. Для этого в монастыре есть несколько степеней монашеской жизни, это последовательное восхождение к монашеству, вот они:
Первый чин – это трудник, человек, который просто приехал познакомиться с монастырем, поработать во Славу Божью, то есть бесплатно, не за деньги. Он не берет на себя никаких обязательств, он всегда может вернуться в мир, и в этом не будет никакого греха. Трудник просто живет согласно распорядку монастыря, выполняет послушание, то есть работает там, где его благословит монастырское начальство. Монастырь соответственно предоставляет ему жилье (общежитие) и питание.
Второй чин – это послушник, т.е. человек, который изъявил желание стать монахом, написал прошение о приеме в братию. Если Игумен видит, что у человека намерения серьезные, то его зачисляют в братию монастыря (вносят в списки братии), выдают ему подрясник, и он начинает проходить испытательный срок. Время этого срока не определено, кого-то постригают раньше, кого-то позже, это зависит от меры внутренней готовности человека к монашескому подвигу. Но обычно период послушничества длится несколько лет. Послушник еще может отказаться от своего намерения и вернуться в мир, это не возбраняется, но и не приветствуется.
Следующий чин – монашество. Тут уже приносятся обеты, обратной дороги нет. Измена обетам – это измена Богу. Раньше расстригу даже на кладбище не хоронили, хоронили за оградой, как самоубийцу.
Так вот, как стать послушником? Сначала надо пройти первую степень, стать трудником, а для этого надо написать о себе подробнее, в Гостиничную службу монастыря. Чтобы принять решение, мы должны иметь о Вас какое-то представление: кто Вы, ходите ли в церковь и как давно, что умеете делать, сколько Вам лет, зачем хотите поступить в монастырь и т.д.

Как попасть в женский монастырь на проживание

Чтобы стать монахиней, нужно не только пройти долгий и сложный духовный путь. Есть и бюрократические моменты, о которых вам важно знать. Подготовьте документы заранее: понадобятся паспорт, текст с вашей автобиографией, справка о семейном положении и заявление, обращенное к настоятельнице монастыря.

Как решиться на жизнь в женском монастыре, и что делать:

  1. Для начала хорошо подумайте: нужно ли это вам? Решение должно быть твердым и не вызывать никаких сомнений. Данный шаг кардинально поменяет всю вашу жизнь. Жизнь в монастыре далеко не развлечение — вам предстоит тяжело трудиться физически, соблюдать пост и бороться с любыми плотскими желаниями. Взамен вы получите спокойную жизнь без мирских тревог, живете в чистоте, свете и вере.
  2. Если вы четко поняли, что вам это необходимо, поговорите со своим священником. Он не только поможет подобрать для вас монастырь, но и даст советы о том, как подготовиться к отказу от мирской жизни.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы закончить все мирские дела: погасите долги, предупредите родственников и уладьте все юридические моменты с имуществом.
  4. Далее вам нужно прийти к настоятельнице монастыря, в котором вы планируете проходить службу. Она расскажет обо всем нюансах — о том, что нужно взять с собой, а что вам не понадобится, например.
  5. По приезду в монастырь вам понадобится показать все вышеперечисленные документы и получить согласие настоятельницы. После этого вы поступаете на службу на испытательный срок. В среднем он длится три года, но может быть завершен и ранее при условии хорошей службы. Все будет зависеть от мнения настоятельницы о вашей готовности стать монахиней.
  6. После этого времени на ваше имя настоятельница подает просьбу о постриге архиерею, после чего вы можете удостоиться звания монахини.

Важно: никаких взносов для поступления на службу делать не требуется. Пожертвования и благотворительность — дело сугубо добровольное. Если вы искренне хотите помочь, тогда можете отдать свои средства на счет монастыря.

Не менее важно заранее понять истинную причину, по которой вы желаете постричься в монахини. Если это лишь эмоциональный порыв, вызванный желанием сбежать от проблем, лучше выждать время, чтобы не жалеть в дальнейшем. Ваше намерение должно быть твердым и окончательным.

Жизнь в монастыре

Вы должны хорошо представлять, как складывается непритязательная монастырская жизнь, и к чему нужно быть готовым.

Жизнь монахинь регламентирована и строится по строгому графику. Правила устанавливаются русской православной церковью. Для мирского жителя это что-то совершенно непонятное и незнакомое, потому что открыто об этом никто не говорит.

Распорядок монастырской жизни подчиняется кругам богослужения. В пять часов утра нужно уже быть на утреннем богослужении, отказаться от его посещения нельзя. Одна из монахинь строго следит за присутствием и отмечает «прогульщиц».

После утренней службы наступает время завтрака. Сразу после него, примерно в полдень — время труда. То, чем займется конкретная монахиня, зависит от ее навыков и способностей. Те, у кого нет полезных навыков, занимаются тяжелым физическим трудом. «Избранные» несут службу в бухгалтерии, архивах и занимаются прочим интеллектуальным трудом.

В течение дня есть короткий перерыв на обед, а затем все снова приступают к работе. В пять вечера состоится вечерняя литургия, после нее — ужин и короткое личное время для общения.

Отбой наступает не позднее 23 часов, что строго проверяется. Практика показывает, что у монахинь не возникает желания полуночничать, потому что они устают в течение дня, а вставать приходится в 4-5 утра. Поблажек и отступлений от правил не делается ни для кого.

Покидать монастырь без разрешения и благословения настоятельницы нельзя. Нет интернета, телевизора, алкоголь тоже под запретом.

Посмотрите видео о том, как уйти в монастырь:

Если мужчина осознает, что хочет посвятить жизнь служению Бога и отречься от мирских забот, он должен пройти несколько этапов.

Как попасть в монастырь в данном случае:

  1. В первую очередь, потребуется благословение. Со стороны людям может казаться, что его желание вызвано побегом от реальности, отсутствием целей и стремлений. Если это действительно так, батюшка может отказать. Поэтому священник будет долго присматриваться к будущему монаху, чтобы убедиться в верности решения. После благословения мужчина получает статус послушника и может перейти к следующему шагу. Важно смириться с любым решением, даже если оно будет отрицательным.
  2. Далее послушник начинает нести службу в монастыре, в который его определит духовный наставник. Сначала необходимо поговорит с настоятелем и получить его позволение. Во время послушничества мужчина живет в монастыре, проходит испытания постом, тяжелым трудом, ежедневными молитвами. Также он изучает Библию и постигает другие религиозные аспекты. Период послушничества небыстрый — он может продлиться от пяти до десяти лет. В этот период мужчина волен изменить свое решение и вернуться к обычной мирской жизни.
  3. Выдержав послушничество, мужчина проходит обряд пострига — только после этого он считается посвященным в монахи. Постриг — это символичный ритуал и знак того, что с этой минуты человек отдает себя целиком и полностью служению Богу.

Разумеется, мужчина должен понимать всю ответственность и все сложности, которые предстоит пройти. После того, как он становится монахом, обратного пути уже нет. Поэтому надо хорошо подумать, прежде чем решиться так кардинально поменять свою жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *