Услышавший шорох

Владислав Бахревский

Дядюшка Шорох и шуршавы: рассказы и сказка

Дом с жабой

Пришло время рассказать вам об этом доме, о доме с жабой.

Когда-то стоял он на окраине города, деревянный, с тесовыми воротами. Но прошли годы, город всё рос да рос, заехал на картофельные огороды, потом на болото, забрался в лес, прибрал деревеньки, и старый деревянный дом очутился себе на горе чуть ли не в центре. Тут его все и разглядели: кто жалеючи – ишь какой махонький, какой не каменный! кто сердито – вид портит, когда же наконец бульдозером этакую древность переедут! Были и такие люди: увидят – остановятся, задумаются, вздохнут. А про то, что в доме живёт жаба, никто, конечно, не знал. До поры.

Хозяйками были две Мани: бабушка Маня и девочка Маня. Жила у них кошка трёхцветная, на счастье. Кошка Мурка. Жила курица Ряба во дворе под яблоней.

Когда-то дом стоял в саду, но место понадобилось для нового здания, яблони вырубили, землю упрятали под бетон, под асфальт, чтоб люди в дождик не пачкали ноги, и осталась возле деревянного дома одна яблоня. Под ней в дощатом шалаше и жила курица Ряба.

Водилась у них мышка Безымянка. Для нее девочка Маня оставляла на подоконнике сухарик, и, когда кошка уходила гулять по крышам, Безымянка приходила в гости. Прятался в доме сверчок Полуночник. Он жил и был, но людям не показывался. А про то, что у них есть своя домашняя жаба, ни одна из хозяек не знала. До поры.

В ту зиму мороз лютовал. Дни и ночи были ясные, а солнце и луна косматились. Иней садился на стены, на провода, лез людям в брови, ресницы белыми звёздами оклеивал.

В такую зиму дома бы сидеть, но девочка Маня училась, в школу ходила, во второй класс. А бабушка Маня ходила в магазин и письма на почту носила.

Сделают они свои дела и сядут у печи на огонь глядеть.

Кошка Мурка у ног ляжет. В груди у неё будет петь Мурлыка, и будет она открывать и щурить зелёные глаза.

Выйдет из-за печи курица Ряба. Она в такие морозы за печкой жила. Выйдет, постоит на одной ноге, скажет: «Куррр-квох».

Бывало, мышка выбегала на подоконник поглядеть на них. Глаза чёрные, блестящие. Тут и сверчок не утерпит, голос подаёт: я, мол, тоже неподалёку.

Сидели они вот так однажды, как вдруг слышит девочка Маня, будто кто под ванной тряпкой мокрой шлёпает. Пошла поглядеть. А на полу – жаба. Большая, грустная жаба.

– Откуда ты взялась? – спросила девочка Маня. – И что же ты не приходила к нам раньше? Одной жить плохо. Пойдём, погреешься.

– С кем ты разговариваешь? – удивилась бабушка Маня.

– К нам в гости пришла Шлёпа.

И девочка Маня положила на пол возле печки грустную, тихую жабу. В печи гудел огонь, красные отсветы бежали по стенам, и на полу было тёплое пятно. Девочка Маня положила Шлёпу на это пятно, чтоб погрелась, бедная, но жаба уползла под стул и устроилась между войлочными бабушкиными туфлями.

Так они ещё пожили все вместе, без приключений. И пришло полнолуние. Голубень. Небо голубело среди ночи, снег голубел, голубые крыши ловили лунный свет и напускали на деревянный дом лунных зайчиков.

Но что поделаешь, ночью нужно спать, и девочка Маня улеглась в свою постель, а бабушка Маня – в свою. Кошка Мурка устроилась возле печи, курица давно уже за печью во сне квохтала потихонечку. Ну а сверчок, конечно, не спал. Он свистел в свою дудочку, и, может быть, в другом доме ему пришлось бы худо. Его, нарушителя покоя, кинулись бы искать. А девочке Мане со сверчком было лучше. Она вытянула губы, словно хотела подсвистнуть своему невидимому любимцу, и не заметила, как заснула.

Приснился ей пруд. Сидит в осоке зелёная-презелёная лягушка.

«Наконец-то я тебя отыскала, сестрица, – говорит ей Маня. – Я знаю заказанное слово».

И только она это слово своё сказала – зелёная лягушка поднялась на задние лапки, потянулась, скинула шкурку и превратилась в Василису Прекрасную.

«Спасибо тебе, сестричка! Нелегко тебе досталось заказанное слово, я тоже тебя порадую».

И пошла через пруд, прямо по воде, не замочив башмачков. На другом берегу махнула обеими руками – и запели тут лягушки, зазвенели, затрубили.

Проснулась девочка Маня, сразу всё вспомнила, а вот слова заказанного – ни в голове, ни на кончике языка. Забыла.

И тут слышит: «Тррр-уу! Тррруу!»

Тихонько – «тррру-у!».

Смотрит девочка Маня: посреди комнаты в лунном озерце – жаба Шлёпа. Сидит и поёт.

А утром на дворе началась весна. Февраль ещё был на середине, ещё ждали морозов, но над землёй трубил влажный ветер. Падали с крыш тяжёлые сосульки, сугробы оседали. Зацвела верба! На жёлтых прутиках вспыхнули мохнатенькие жемчужины. Люди ходили повеселевшие, потому что хоть и хороша зима, а весну все ждут.

Серёжке, своему соседу по парте, девочка Маня призналась, показывая пальцем на серебряный дождик с сосулек:

– Это всё Шлёпа наколдовала!

– Какая Шлёпа?

– Моя жаба.

– У тебя голова не болит?

– Нет, не болит. Я точно знаю, что это всё Шлёпа устроила. Она вышла из своего жилья и пела ночью песни.

Аллочка Фыркина, четвёрочница, что сидела впереди Мани, обернулась и спросила, покачивая белым бантом:

– А ты показать свою жабу – бррр! – можешь?

– Могу, – сказала Маня. – И мышку Безы-мянку, и кошку Мурку, и курочку Рябу, а вот сверчка Полуночника показать не могу. Я его сама не видела. И послушать его можно только ночью.

– Всё ты выдумываешь, – сказала Аллочка Фыркина, – все знают, что ты придумщица. И в детском саду всегда всякое придумывала.

– Ничего я не придумываю! – обиделась Маня. – Просто у меня глаза на месте сидят.

– А у меня не на месте?! – страшно рассердилась Аллочка Фыркина. – Моим глазкам цены нет, спроси у моей бабушки. Они – изумрудного оттенка.

– Что за шум? – удивилась учительница. – Звонок давно прозвенел.

– Она обзывается, – пожаловалась Аллочка.

– А я говорю правду! – тоже рассердилась Маня. – Весну устроила Шлёпа!

– Какая Шлёпа? – всплеснула руками учительница, но, когда разобралась во всём, подумала и решила: – Ребята, мы попросим бабушку Маню пустить нас всех к себе на вечерний огонёк. Я сама ещё ни разу не слыхала сверчка.

Гости бабушки Мани сидели у стены на старых чистых домотканых половиках. Шушукались. Но девочка Маня сказала:

– Ребята, уже луна засветилась, помолчите, потерпите.

Поленья потрескивали, летали в печи золотые искры. Во сне, за печкой, курице приснились цыплята, и она им сказала: «Ток-ток-ток! Сюда-сюда!»

Кошка Мурка ушла гулять по крышам, но мышь Безымянка не вышла из норы, зато – шлёп-шлёп – пошла искать лунную лужицу жаба Шлёпа.

– Шлёпа! Шлёпа! – зашушукались ребята.

Но в этот миг дунул в свою дудочку сверчок.

Жаба замерла и тоже вдруг сказала своё «трррру».

Сверчок развеселился, распелся, искры в печи защёлкали.

«Трррууи!» – запела жаба.

Она всё перепутала, живя в доме. Она думала – уже весна.

– Какая же она счастливая, Маня-Маняша! – сказала Аллочка Фыркина, когда ребята шли по хрустящему лунному снегу домой.

А Серёжка стал считать:

– И сверчок у неё, и Шлёпа, и курица, и кошка, и мышка. Столько богатства – одной.

Журавлик

Тест № 1 на тему: «ПРИЧАСТИЕ»

1. Укажи словосочетание, где причастие является зависимым словом:

А. цветущие у ручья; Б. уставшие под вечер;

В. услышанный шорох; Г. завёрнутый в полотенце.

2. Укажи словосочетания с действительным причастием:

А. сожжённые ветки сосны; Б. крепко спавшая девушка;

В. сверкающая вдали зарница; Г. унесённый сильным ветром.

3. Укажи словосочетания со страдательным причастием:

А. увлекаемый кофейным запахом; Б. ярко пылающая звезда;

В. прибитое к крыше знамя; Г. подметённый мамой пол.

4. Укажите предложения, в которых нет причастного оборота:

А. Из-за ворот выскочил громко мяукающий котёнок.

Б. На цепи сидел пёс, привезённый папой из командировки.

В. В школьной мастерской работал точильный станок.

Г. Уставший старик сел отдохнуть на скамейку.

5. Укажите предложения, в которых правильно расставлены запятые:

А. Огромная птица, присевшая на край лодки внимательно смотрела в глубину реки.

Б. Наказанный утром ученик, вёл себя хорошо.

В. Связанный мамой шарф согрел меня в метель.

Г. Дорога, укатанная за неделю, была вновь занесена снегом.

Д. На заборе сидела серая кошка кричавшая на всю деревню.

Тест № 2 на тему:

«ПРИЧАСТИЯ»

1.Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:

А. гонимый осенним ветром; Б. колеблемые ветром листочки;

В. цветущая поздней осенью; Г. Освещённый жёлтой луной.

2. Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:

А. любимый учениками предмет; Б. сочиняющий сказки ребёнок;

В. исследующий почву учёный; Г. Доносившиеся издали звуки.

3. Укажите, в суффиксах каких страдательных причастий нужно писать И:

А. Увлека..мый; Б. Изуча..мый; В. Вид..мый; Г. Слыш..мый.

4. Укажите, в суффиксах каких действительных причастий нужно писать -у-(-ю-):

А. Стро..щий; Б. Пиш..щий; В. Держ..щий; Г. Стел..щий.

5. Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие:

А. В концерте приняли участие приглашённые из города артисты.

Б. Запряжённые с утра кони стояли спокойно.

В. Детские комнаты были перед сном проветрены.

Г. Связанные мамой перчатки хорошо согревали руки.

5. Укажите предложение, в котором правильно расставлены запятые:

А. Тянувшийся позади дома, сад выходил за село.

Б. Сад тянувшийся позади дома, выходил за село.

В. За село выходил сад, тянувшийся позади дома.

Г. Сад выходил, за растянувшееся село.

Итоговый тест на тему:

«ПРИЧАСТИЯ»

×

1.Найти словосочетание «прич.+ сущ.»

А. спеющий крыжовник; Б. спелая вишня;

В. прочитанный учителем; Г. хвалившийся успехами.

×

2.Указать словосочетание «сущ.+ прич.»

А.дремлющего филина; Б. увлекающийся человек;

В. стелющийся туман; Г. освещенный лампой.

3.Укажи предложения с действительными причастиями:

А. выдающиеся люди; Б. сбежавшая невеста;

В. скошенная рожь; Г. приколотый значок.

4. Укажи предложения со страдательными причастиями:

А. изучаемая тема; Б. начерченная схема;

В. прочитанная книга; Г. ожидающий встречи.

5. В каких случаях следует писать суффикс –ущ-(-ющ-)?

А. дыш..щий в трубку; Б. держ..щий знамя;

В. хлопоч..щий о детях; Г. хвал..щийся оценками.

6. В каких случаях следует писать суффикс –ем-?

А. возвод..мый завод; Б. ненавид..мый всеми;

В. сооружа..мое здание; Г. чуть различ..мый звук.

7. В каких случаях следует писать одну -н-?

А.замороже..ые фрукты; Б. варе..ое яйцо;

В. иллюстрирова..ый журнал; Г. жаре..ые в масле грибы;

Д. лошадь подкова..а; E. Жаре..ая индейка.

8.В каком случае не пишется слитно?

А.(не) усиливающийся, а затихающий дождь; Б. никем (не) обжитый край;

В. картина (не) окончена; Г. (не) погасший костер.

9. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми?

А. Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.

Б. Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.

В. Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Г.Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.

10. Запятые необходимы на месте цифр:

Утром повсюду смеялась жизнь (1) проснувшаяся после бури (2) и дальний берег (3) освеженный грозой (4) и сверкающий в первых солнечных лучах (5) отчётливо рисовался в прозрачном воздухе. А о предстоящей вечером (6) работе (7) не хотелось пока думать.

Ответы . Тест № 1 на тему: «ПРИЧАСТИЕ»

1. Укажи словосочетание, где причастие является зависимым словом:

А. цветущие у ручья; Б. уставшие под вечер;

В. услышанный шорох; Г. завёрнутый в полотенце.

2. Укажи словосочетания с действительным причастием:

А. сожжённые ветки сосны; Б. крепко спавшая девушка;

В. сверкающая вдали зарница; Г. унесённый сильным ветром.

3. Укажи словосочетания со страдательным причастием:

А. увлекаемый кофейным запахом; Б. ярко пылающая звезда;

В. прибитое к крыше знамя; Г. подметённый мамой пол.

4. Укажите предложения, в которых нет причастного оборота:

А. Из-за ворот выскочил громко мяукающий котёнок.

Б. На цепи сидел пёс, привезённый папой из командировки.

В. В школьной мастерской работал точильный станок.

Г. Уставший старик сел отдохнуть на скамейку.

5. Укажите предложения, в которых правильно расставлены запятые:

А. Огромная птица, присевшая на край лодки внимательно смотрела в глубину реки.

Б. Наказанный утром ученик, вёл себя хорошо.

В. Связанный мамой шарф согрел меня в метель.

Г. Дорога, укатанная за неделю, была вновь занесена снегом.

Д. На заборе сидела серая кошка кричавшая на всю деревню.

Тест № 2 на тему:

«ПРИЧАСТИЯ»

1.Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:

А. гонимый осенним ветром; Б. колеблемые ветром листочки;

В. цветущая поздней осенью; Г. Освещённый жёлтой луной.

2. Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:

А. любимый учениками предмет; Б. сочиняющий сказки ребёнок;

В. исследующий почву учёный; Г. Доносившиеся издали звуки.

3. Укажите, в суффиксах каких страдательных причастий нужно писать И:

А. Увлека..мый; Б. Изуча..мый; В. Вид..мый; Г. Слыш..мый.

4. Укажите, в суффиксах каких действительных причастий нужно писать -у-(-ю-):

А. Стро..щий; Б. Пиш..щий; В. Держ..щий; Г. Стел..щий.

5. Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие:

А. В концерте приняли участие приглашённые из города артисты.

Б. Запряжённые с утра кони стояли спокойно.

В. Детские комнаты были перед сном проветрены.

Г. Связанные мамой перчатки хорошо согревали руки.

5. Укажите предложение, в котором правильно расставлены запятые:

А. Тянувшийся позади дома, сад выходил за село.

Б. Сад тянувшийся позади дома, выходил за село.

В. За село выходил сад, тянувшийся позади дома.

Г. Сад выходил, за растянувшееся село.

Итоговый тест на тему:

«ПРИЧАСТИЯ»

×

1.Найти словосочетание «прич.+ сущ.»

А. спеющий крыжовник; Б. спелая вишня;

В. прочитанный учителем; Г. хвалившийся успехами.

×

2.Указать словосочетание «сущ.+ прич.»

А. дремлющего филина; Б. увлекающийся человек;

В. стелющийся туман; Г. освещенный лампой.

3.Укажи предложения с действительными причастиями:

А. выдающиеся люди; Б. сбежавшая невеста;

В. скошенная рожь; Г. приколотый значок.

4. Укажи предложения со страдательными причастиями:

А. изучаемая тема; Б. начерченная схема;

В. прочитанная книга; Г. ожидающий встречи.

5. В каком случае следует писать суффикс –ущ-(-ющ-)?

А. дыш..щий в трубку; Б. держ..щий знамя;

В. хлопоч..щий о детях; Г. хвал..щийся оценками.

6. В каком случае следует писать суффикс –ем-?

А. возвод..мый завод; Б. ненавид..мый всеми;

В. сооружа..мое здание; Г. чуть различ..мый звук.

7. В каких случаях следует писать одну -н-?

А.замороже..ые фрукты; Б. варе..ое яйцо;

В. иллюстрирова..ый журнал; Г. жаре..ые в масле грибы;

Д. лошадь подкова..а; E. Жаре..ая индейка.

8.В каком случае не пишется слитно?

А.(не) усиливающийся, а затихающий дождь; Б. никем (не) обжитый край;

В. картина (не) окончена; Г. (не) погасший костер.

9. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми?

А. Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.

Б. Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.

В. Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Г.Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.

10. Запятые необходимы на месте цифр:

Утром повсюду смеялась жизнь (1) проснувшаяся после бури (2) и дальний берег (3) освеженный грозой (4) и сверкающий в первых солнечных лучах (5) отчётливо рисовался в прозрачном воздухе. А о предстоящей вечером (6) работе (7) не хотелось пока думать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *