5 отзывов Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае
Среди суровых, выцветших и иссушенных жарким солнцем Крыма скал, покрытых густой зеленой растительностью, можно увидеть золотистые блики и отсвет. Если присмотреться получше, то можно разглядеть, что в ущелье, прямо в отвесной стене, расположились белые постройки и проложены каменные тропинки и лестницы. Совсем зоркий человек увидит и купола, покрытые золотом. Это видна древняя обитель — Свято-Успенский монастырь, основанный здесь византийским монахами более тысячи лет назад. Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия. Встретившийся им здесь пейзаж, сильно напоминал родные края.
Есть и другие предания, связанные со Свято-Успенским монастырем. Так, согласно одному из них, некий местный пастух во время своей работы увидел икону Пресвятой Богородицы прямо на месте будущего монастыря. Пастух, естественно, решил, что святой образ лучше забрать с собой, но всякий раз икона оказывалась на все тех же скалах. Наконец, жители догадались, что на том месте, где был обретен образ, надлежит возвести храм, а поскольку чудо произошло в праздник Успения Богородицы, то назван он был Успенским.
Другая история говорит нам о том, что на местных жителей нападал страшный змей. Люди попросили у Матери Божией заступничества, и после молитв увидели свет, исходящий от свечи, расположенной на скалах. Когда жители прорубили туда лестницу, то увидели образ Богородицы, свечу и лежащего мертвого змея.
Установить точную дату основания святой обители невозможно — так надежно она спряталась в неподъемных пластах исторических периодов. Однако, можно утверждать, что монастырь появился здесь никак не позднее 8-го столетия. Основан он был византийским монахами, когда эти земли входили в состав империи ромеев. Большинство ученных сходятся во мнении, что монастырь по каким-то причинам был оставлен в период 14 столетия, однако в следующим веке снова стал действующим.
Чудом уцелев во время османского нашествия в 1475 г. Успенский монастырь становится резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Известно, что обитель находилась в некоторой степени под покровительством великих князей московских, а позднее и царей. В период турецкого завоевания и появления Крымского ханства, Успенский монастырь служил главным оплотом православных христиан полуострова.
Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия.
История у этой святой обители богатая. После успешной войны Российской империи против османов, вассальное от турков Крымское ханство обретало независимость, а Россия получила ряд крымских крепостей. Однако, притеснения христиан со стороны мусульманского населения полуострова продолжались. В итоге местные христиане написали императрице прошение с просьбой о переселении в пределы империи. Просьба эта была удовлетворена, а переселенцам предоставлялись значительные привилегии. На Пасху 1778 г. митрополит Игнатий сообщил о переселении своей пастве, а в конце следующего года это событие состоялось. Кстати говоря, руководил этой операцией великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Монастырь вновь был покинут, однако в 1781 г. в скиту близ Бахчисарая богослужения возобновились, совершал их греческий священник отец Константинос.
В 1850 г. монахи вновь возвращаются в Успенский монастырь, который переживает период расцвета. На конец 20-го столетия в комплексе было пять храмов, несколько корпусов для братии, гостевой дом для паломников, сад с фонтанами и Гефсиманской часовней, а в Симферополе находилось монастырское подворье.
В годы красного террора святая обитель была разграблена, иноки расстреляны. Во времена Второй мировой войны на территории располагался госпиталь, а после психоневрологический диспансер. Долгожданное возрождение Свято-Успенского монастыря началось после падения социализма, в 1993 г. Настоятелем монастыря стал иеромонах Силуан, приехавший сюда из Одесской обители с целью восстановить монастырь. На момент передачи монастыря церкви здесь находились только дом настоятеля и Успенский храм.
Титаническим трудом, по крупицам братия и прихожане восстанавливали святое место. Удалось отреставрировать Успенскую церковь, каменную лестницу, которая ведет на верхний ярус монастыря, возведена колокольня, на которой вскоре зазвонили колокола под золотыми куполами, была восстановлена удивительная наскальная роспись и проделано еще великое множество важной и очень тяжелой работы. И вот, как и в прежние времена, в монастырь тянутся паломники, чтобы поклониться и помолиться перед ликом Богоматери «Троеручица» и увидеть это святое и древнее место. На сегодняшний день в монастыре восстановлены уже три храма из пяти, что существовали до октябрьского переворота, вновь возведены корпуса с кельями, дом игумена, оборудован источник.
Свято-Успенский монастырь
Содержание
Координаты
Монастырь расположен не более чем в трех километрах от Бахчисарая, поэтому добраться сюда можно и пешком, и на общественном транспорте. В последнем случае нужно сесть на автобус или маршрутное такси № 2, которые идут до остановки «Староселье», после чего пройти пешком не более километра.
В двух километрах от Бахчисарая в скале на краю отвесного обрыва, много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму. Существует множество легенд о возникновении храма. По одной из них пастух по имени Михаил увидел на скале в семи саженях от земли икону Богоматери и горящую свечу перед ней. Жители села с большими почестями перенесли икону в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале. Тогда поняли люди, что Божьей Матери угодно, чтобы ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. Чудесное явление иконы Божией Матери и основание Успенской церкви относится к середине ХV века, а в конце ХVI века встречается уже известие о существовании монастыря на Салачике, т.е. на месте настоящего Успенского монастыря. А ущелье получило название Марьям-дере — ущелье Святой Марии.
Фото при клике увеличиваются.
Дорога к монастырю идет по живописной балке Марьям-Дере. Из бывшего села Староселье сразу за мостиком через Чурук-Су, предстоит подъем по каменистой дороге. Справа нависают огромные каменные глыбы, а слева обрыв глубокого ущелья. Отвесные огромные скалы в одних местах гладко стесаны рукой человека, и в них вырублены пещеры; в других местах они причудливо испещрены выбоинами и промоинами, как бы от прибоя волн, — следы выветривания в течение многих тысячелетий… Через полкилометра подъема, неожиданно, высоко над головой, высеченный прямо в скале, возникает белоснежный Успенский храм. К его основанию ведет красивая величественная лестница.
Вся стена вдоль лестницы занята рельефными изображениями монастырей и храмов с разных концов света. У каждого изображения есть маленький ковчежец, в котором хранится земля, привезенная паломниками из святых мест. Монастырская колокольня сложена из известняка, одноярусная, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной позолоченной крышей в виде шатра. Над храмом в нише с витыми колонками икона Божьей Матери.
У основания лестницы фонтан с ангелом наверху. Слева дом настоятеля, построенный в середине XIX века. С площадки перед храмом открывается чудесный вид на ущелье с остатками греческого поселения. Напротив, в скале видны необычные постройки, только крыши их это свисающие скальные породы, к которым пристроили стены. Это подсобные помещения монастыря.
В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу. Так появился Свято-Успенский монастырь, который объединил христиан и защитил святую веру от дикого натиска ислама. Упоминание об Успенском монастыре содержится в письме князя Прозоровского к Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года: » известно что близ Бахчисарая с давних времен существует греческая небольшая церковь, высеченная в горе, из камня, которая хотя и была возобновлена, но все однако же в упадке, и что архиерей, видевшись с ним, открыл свое намерение, чтобы новую и уже порядочную построить».
Успенский монастырь был центром религиозной жизни христиан в Крымском ханстве: ему принадлежало и духовное назидание христиан, и управление ими. Когда отношения между татарами и греками достигли высшей степени напряженности, греки обратились за помощью к России. Русские, испытав сами татарское иго, всегда сочувственно относились к единоверцам-грекам.
В 1778 году по Высочайшему соизволению, главнокомандующий русскими войсками Румянцев встретился с митрополитом Игнатием, бывшим главою крымских христиан, и предложил ему со всеми христианами Крыма переселиться в пределы России. Благодаря стараниям митрополита Игнатия все христиане единодушно решились навсегда оставить Крым и переселиться в пределы России. В апреле 1778 года митрополит Игнатий, священники и все христиане, здесь бывшие, с торжеством подняли чудотворную икону Божией Матери и потянулись длинною вереницею с пением и молебном через горы и равнины, покинув навсегда заветные берега, родной кров и все, что было дорого для них, в Новороссию, где в окрестностях г. Мариуполя и находится ныне явленная икона, вынесенная из Успенского скита.
Это событие в истории Бахчисарайского скита в Тавриде отмечается тем, что он упразднился на некоторое время, но не навсегда. В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).
Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита.
В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя Святителя Чудотворца Николая, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписаный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время.
В 1818 году пещерный храм посетил император Александр I. При осмотре монастыря он спросил: «Где место явления святой иконы?» И когда ему указали на стену с изображением на ней лика Богоматери, он, поднявшись по лестнице, приложился к иконе и собственноручно прилепил пред ней в каменной стене горящую свечу.
Начиная с 1850 года Успенский монастырь частично восстанавливается, возобновилась монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В него вошли пещерный храм Успения Богоматери и три пещерные кельи. Монахи расширили, сделали более удобной дорогу, ведущую к монастырю, территорию огородили каменной стеной, соорудили колокольню. Началась Крымская война. Во время Севастопольской обороны 1854-55 гг. в Успенском монастыре размещался госпиталь. Монахи помогали выхаживать раненых. Умерших воинов хоронили на противоположном склоне долины. Среди надгробии на месте захоронения героев обороны Севастополя выделяются памятники генерал-адъютанту П. А. Вревскому и генерал-майору П. В. Веймарну, погибшим 4 августа 1855 г. в сражении при Черной речке.
В 1896 году восстановили древний подземный водопровод, который шел от источника. Монахи не приняли революцию, и в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре, обитель закрыли. Имущество монастыря было разграблено. На его территории была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине. Церковные книги и культовые вещи свалили в одной из комнат колонии, где они пришли в негодность, книгами топили печи. Здания продолжали разрушаться, погибли церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года довершило разрушение храмов, их разобрали на стройматериалы.
Возрождение Успенского монастыря началось в 1993 году. Сейчас это действующий мужской монастырь, здесь проводят службы и экскурсии для туристов, приезжающих полюбоваться на это рукотворное чудо.
В настоящее время в обители находятся:
ХРАМЫ СКИТА
Храмов Божиих пять, все однопрестольные.
— Пещерный храм в честь Успения Богоматери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии».
В этом храме есть особо чтимые святые иконы:
1) Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
2) Копия с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
3) Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
4) Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
5) Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
6) Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», пред образом этим горит неугасимая лампада.
Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.
— Пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка. Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 году на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храмовой праздник бывает 25 апреля Выше этого храма, в высеченном в скале помещении, находится ризница и библиотека монастыря.
— Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, выстроенный под скалой при том же настоятеле в 1857 году, собственным иждивением и редким усердием, девицею — дочерью коллежского ассесора Елизаветою Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах строительницы Берковой, умершей в 1878 году. Благотворительницей этой подарено скиту и подворье в г. Симферополе. В нем есть церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы; богослужение в ней совершается каждый день. Храмовой праздник бывает 21 ноября.
— Храм Георгия Победоносца. На военном кладбище погребены генералы и другие замечательные лица, положившие свои жизни за Веру и Отечество во время Крымской войны 1853-56 годов.
— Чтобы увековечить достойную благодарность великому русскому иерарху и знаменитому бытии в Бозе почившему архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию, за его милости и любвеобильное попечение о сооружении храмов Божиих в Тавриде и, в особенности, об устройстве монастырей, в 1896 году при архимандрите Исидоре на пожертвования архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана, на средней площадке скита, выстроен пятый небольшой храм во имя первого Святителя Иркутского Иннокентия, к которому Херсонский и Таврический архиепископ Иннокентий, как сотезоименному покровителю своему, питал особенное благоговение. Храмовой праздник бывает 26 ноября.
МОНАСТЫРСКИЕ ЗДАНИЯ
Здесь на первое место нужно поставить настоятельский дом, выстроенный на средней площадке при настоятеле архимандрите Николае в 1862 году. При том же настоятеле выстроен и каменный двухэтажный трапезный корпус. В этом здании помещается братская трапеза, кухня с пекарней и шесть братских келий.
Для помещения остальной братии, при настоятелях — архимандрите Поликарпе и Митрофане, устроено под скалою две келий и шестнадцать, высечены в скале. В одной из последних келий находится монастырская просфорня. Келии в скале сырые и весьма непригодны для жительства. Для приема посетителей в нижней части горного склона, в 1867 году при настоятеле архимандрите Дионисии, выстроены два двухэтажных каменных дома. Здесь же, при нем, выстроены и другие здания, необходимые для монастырского хозяйства, а при въезде из города в монастырь устроены святые врата с двумя келиями. Над святыми вратами находится Успенская икона Богоматери, пред которой горит неугасимая лампада.
ФОНТАНЫ СКИТА
В версте от скита вверх по оврагу находится в скале источник на глубине 1,5 сажени. Из этого источника в 1896 году, при настоятеле архимандрите Исидоре, возобновлен древний подземный водопровод в монастырь. Недалеко от источника устроен каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, на лицевой стороне его вделана икона Успения Божией Матери. Вода из источника по железным трубам проведена в этот бассейн, а из него в скит, где на средней площадке устроен фонтан.
Он представляет изготовленную из цельного камня вазу, сажень в диаметре, в середине вазы укреплен медный крест, из верхнего конца которого бьет фонтан чистой и живой воды. Вазу с трех сторон окружает каменный полукупол, наверху которого в каменном киоте стоит образ Успения Богоматери.
Из этого фонтана, при архимандрите Исидоре в том же 1896 году, вода проведена к гостинице, в монастырскую кухню и баню. Вблизи гостиницы также устроен фонтан; кроме того, близ трапезного корпуса находится третий фонтан.
МЕСТНОСТЬ СКИТА
Положение и устройство Успенского скита представляет трехсоставное обиталище.
В верхнем этаже три церкви: Успенская, святого Евангелиста Марка и святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня.
В среднем — Иннокентиевская церковь, настоятельский дом с фонтаном и три пещерных келий.
В нижнем — трапезный корпус со службами, два гостинных дома, святые врата и два фонтана.
На левой стороне оврага — Георгиевская церковь и при ней два кладбища: братское и военное. Весь овраг скита, особенно правая сторона его, где главное святилище, покрыт роскошною зеленью разных деревьев южного Крыма, в которых обитают множество птиц. На юге от скита, в долине между скал красуется великолепный фруктовый сад. На самой вершине скал растут одни можжевельники и регальная трава. Наверх скалы есть лестница, состоящая из 83 ступеней, вытесанная в самой же скале.
Как найти, добраться. Подъехать к монастырю удобнее с кольца, расположенного перед Бахчисараем со стороны Симферополя. Через 2 мин — поворот налево- есть указатель (Свято-Успенский монастырь 2,5 км) и по объездной через 3-5 мин еще раз налево, мимо Ханского дворца и далее по живописной дороге среди отвесных скал до бывшего села Староселье (Салачик). Вы возле цели. Можно проехать на городском автобусе до конечной остановки или пройти пешком от начала улицы Розы Люксембург, где по правой стороне под № 5 числится старая мечеть Тахталы-Джами (построена в 1707 году). Возле нее в стене фонтан.
Адрес:
Россия, Крым
298405 г. Бахчисарай
ул. Мариамполь, 1
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
____________________________________________
2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере,
проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала
г. Бахчисарая до ост.»Староселье»
_____________________________
Tел.007(365-54)4-74-74
Офиц.сайт http://lavra-crimea.ru/principale.php
Координаты для GPS: 44°44’39″N 33°54’40″E
По материалам книг «Крым: православные святыни: путеводитель», «Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит», Протопопов М. «Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая»
На главную
Достопримечательности Крыма
Путешествуем по Крыму
Отдых в Крыму
Города Крыма
Ваши истории, отзывы
Контакты
Во время экскурсии по Бахчисараю, экскурсанты отправляются в сторону Чуфут-Кале. Громадная отвесная скала, к которой лежит путь, образует ущелье Марьям-Дере.
В этом названии без перевода угадывается Пресвятое имя Богородицы. Чуть дальше, слева, видна высокая каменная гора с пробитыми в ней пещерами, с наземными постройками, воротами, дорогами, казематами и колодцами — самый знаменитый, самый посещаемый из пещерных городов Крыма Чуфут-Кале. Именно по дороге на Чуфут-Кале и находится Успенский монастырь.
О том, когда и как появилась в этих скалах святая обитель, есть много разных суждений и легенд. Известно только, что с конца XV века здесь помещалась резиденция митрополита Готской епархии, она служила духовным центром православной Тавриды. Но даже у самих стен Чуфут-Кале есть несколько пещер, своим внешним видом и внутренним убранством напоминающих кельи и службы пещерных монастырей Горной Таврики. Поэтому вполне реально предположение, что Успенский монастырь тоже создали в VIII веке византийские иконопочитатели.
В том-то и святость монастыря, что он был основан людьми, которые не поддались власть имущим иконоборцам, учредителям «новой веры». Монахи оставили свои дома, налаженный быт, накопленные ценности, и приехали в незнакомый малонаселенный край, обосновались в этих скалах, начали все заново. Цель у них была одна — сохранить светоч однажды принятой сердцем православной веры, от которой в родной стране их пытались отлучить сначала церковные, а потом и государственные правители.
После гибели княжества Феодоро, Успенская скала стала резиденцией митрополита Готии, и монастырь служил своеобразным мостиком между византийской церковью и русским православием, на котором, после разгрома Константинополя, стал держаться весь православный мир.
Став центром духовного единения православных Таврического полуострова, Свято-Успенский монастырь мирно уживался в магометанском окружении Бахчисарая. Когда крымские ханы отправлялись в поход, они давали обет: «Знаменитое приношение и честь Образу воздать». Делало ли это честь монастырю, если ханы ставили свечки перед православными иконами накануне разбойничьих набегов на христианские земли — Русь, Украину, Польшу?… Как бы там ни было, можно понять, что авторитет здешних монахов был очень высок у правителей Ханского Дворца.
В 1778 году из обители начался великий исход крымских греков в Приазовье. Впереди процессии, растянувшейся на многие километры, несли образ бахчисарайской иконы Божьей Матери. В память об утраченной родине крымские греки нарекли свою столицу в Приазовье Мариуполем — городом Марии. Бесценная реликвия долгое время сохранялась близ Мариуполя в Успенском храме, но окончательно исчезла после 1918 года.
Успенский храм стал православной церковью для бахчисарайских христиан. В начале XIX века его расширили и реставрировали, а в 1850 году скит открылся заново, прилежным старанием архиепископа Иннокентия.
Во время Крымской войны 1854-1855 годов монахи помогали медикам ухаживать за ранеными. Не всех защитников спасли заботы и молитвы, много севастопольских героев похоронено на склоне горы, напротив Успенского монастыря.
Возле Успенской церкви сложили еще четыре храма. В скалах вырубили кельи, вокруг них появились хозяйственные помещения. На площадке у самой тропы устроили фонтанчик и подвели по трубам воду из горного источника. Летом к этому источнику всегда очередь: каждому хочется набрать и отведать священной воды, особенно в жаркий день да после долгого похода в Чуфут-Кале.
В 1921 году Успенский монастырь закрыли, ценности разворовали, постройки разрушили. Оставались только дом настоятеля (он держится и теперь) и на совесть построенный Успенский храм. До 1993 года руины монастыря посещали из любопытства — полазить по пещерам, сфотографироваться в оконных проемах да праздно поглазеть на установленные в корявых нишах свечки. И кому это, мол, неймется?
Сегодня Свято-Успенский мужской монастырь почитается не только паломниками. Дорогу к Чуфут-Кале, по которой ежедневно проходят сотни туристов с экскурсиями, украшают его золоченые купола, оживляет призывный звон колоколов, фотографируются на фоне монастыря. Правда, фото- и киносъемку внутри храмов проводят только по специальному разрешению митрополита, получить которое очень непросто.
- Экскурсия в Успенский монастырь
- Легенда о происхождении Успенской обители
- Фото монастыря
Еще храмы и монастыри в Крыму:
- Форосская церковь
- Храм-маяк в Малореченском
- Георгиевский монастырь
- Свято-климентовский монастырь в Инкермане
- Поляна Сказок в Ялте
Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляет с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.
Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение смотрящего. Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами. Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.
- Где находится монастырь в Крыму?
- Исторический очерк
- Посещение обители
- Как добраться из Бахчисарая?
Где находится монастырь в Крыму?
Он расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.
Обитель на карте Крыма
Споры вокруг даты возникновения и история
Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.
В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.
Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет. Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.
Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.
Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.
После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.
Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?
Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.
Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз. Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни. К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.
Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.
Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г. – к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев. Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.
Как добраться из Бахчисарая?
Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.
На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:
Туристу на заметку
Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место. А навестить его стоит в любое время года. Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город. А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.