Успенский монастырь старая ладога

В период Смутного времени не обошла беда и Успен­ский монастырь. В царской грамоте 1621 г. новгородско­му воеводе князю Мезецкому сообщается, что «в про­шлом 125 (1617) году, как нам немецкие люди Великий Новгород с пригороды отдали (по Столбовскому миру -А.К.) а они-де (монастырские сестры — А.К.) от немец­кого разоренья скиталися меж двор и кормилися христо­вым именем, и по нашему указу велели им в тот (Успен­ский — А.К.) монастырь прибегати и монастырь строити и сестер сбирати и вотчинкою владеть по прежнему. И она-де старица Акилина (настоятельница — А.К.) камен­ный храм покрыла и Божья милосердия образы и книги и всякое церковное и монастырское строение устроила со­брав вклады и сестер, и собрала в тот монастырь 23 ста­рицы». Для сравнения отметим, что в конце XIX в. в мо­настыре находилось около 200 монахинь.
В XVII в. обитель была избрана для заточения (с 1718 по 1725 г.) бывшей царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. В монастыре был раз­мещен военный караул, запрещался вход прихожанам, было приостановлено пострижение новых послушниц.
От внешнего мира святую обитель, ставшую тюрьмой для отвергнутой, ограждал двойной тесовый палисад.Главная достопримечательность монастыря — Ус­пенский собор. Время его сооружения установлено не­давно в ходе реставрационных работ (руководитель и автор проекта И.Л. Воинова). На одной из подпружных арок был обнаружен прорезанный по раствору гераль­дический знак Рюриковичей, принадлежавший, как уда­лось выяснить, князю Ростиславу Мстиславовичу, кня­жившему в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. (в 1158 г. «на столе» в Новгороде остался его сын Святослав). В это время, то есть в 1157-1158 гг., очевидно, и строили цер­ковь2′. Судя по тому, что знак встречен в единственном числе, и сам князь, согласно летописям, ни в Новгоро­де, ни в Ладоге ничего не строил, заказчиками могли быть посадник и посадские люди. Косвенно это под­тверждается тем, что Успенская церковь строилась, возможно, как приходская, а не монастырская. В каче­стве монастырской она упоминается впервые в доку­менте около 1500 г., и тогда рассматривалась как центр Богородицкого конца.
Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 гг. он был освобожден от более поздних при­строек, при этом выявилось строгое членение его фаса­дов плоскими лопатками, что соответствует его кресто-во-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 м, ши­рина — около 14 м, высота более 19 м. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырехстолпным, трехнефным, одноглавым, трехапсидным; барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой. Два из трех его входов имели притворы, а с запада в более по­зднее время была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора бы­ли расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят ее с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине XII в. Георгиевский и Успенский храмы — редчайшие сохранившиеся на се­веро-западе России культовые сооружения XII в.
Полагают, что Успенский собор — сооружение этапное. Он был первым воплотившим в себе архитек­турные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.

Отец не поддерживал такие рассуждения и не одобрял устремления дочери. По этой причине у Александры случился нервный срыв и она заболела. Во время болезни ей приснился сон, в котором она увидела незнакомую игумению. Черты лица величественной монахини запомнились девушке.

Посетив через три месяца Спасо-Бородинский монастырь, Александра узнала в игумении этой обители матушке Марии Тучковой ту таинственную монахиню, которая ей приснилась. Девушка бросилась к ногам матушки Марии с просьбой принять её в монастырь. Игумения Мария оставила Александру погостить в монастыре и дождаться благословения на монашество отца, не соглашавшегося с решением дочери. Однако, посоветовавшись с митрополитом Филаретом, которого он очень почитал, родитель дал своё благословение.

Александра вступила в число сестёр Спасо-Бородинского монастыря, уйдя из мира, будучи 19-ти лет отроду, в начале 1841 года, получив новое имя Антония в честь прп. Антония Печерского.Она стала келейницей игумении Марии, заменившей ей мать, и несла послушание письмоводителя обители.Духовник Тучковой митрополит Филарет опекал Антонию и наблюдал за её духовным возрастанием.

В 1858 в 37 лет инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевёл монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

22 октября 1861 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монахиня Антония была произведена митрополитом Филаретом в сан игумении и назначена настоятельницей Страстного монастыря, находившегося в то время в состоянии упадка. Заботами игумении Антонии в монастыре были выстроены жилые корпуса и устроена богадельня.

В 1871 году матушку Антонию перевели в Алексеевский монастырь. Первым делом матушка ввела в обители общежительный устав, освободив монашествующих от внешних забот и попечений. В том же 1871 году осенью было открыто училище для южно-славянских девочек. Славянский благотворительный комитет, занимавшийся организацией подготовки народных учительниц для южно-славянских стран, избрал игумению Антонию своим почётным членом по Дамскому отделению.Училище действовало при монастыре двенадцать лет. Воспитанницы были на полном обеспечении монастыря, давая при этом хорошее образование.

За заслуги в просвещении славян сербский князь Милан Обренович пожаловал игумении Антонии государственную награду – орден Такова второй степени. В 1879 и 1882 годах за выдающиеся заслуги по оказанию помощи раненым воинам игумения Антония была награждена двумя знаками Красного Креста.

В 1874 г. был отреставрирован, благоустроен и расписан Крестовоздвиженский храм. В 1878-1879 г.г. стараниями матушки возвели новый двухэтажный корпус с небольшой церковью во имя Архангела Михаила для престарелых сестёр с богадельней и больницей. Попечением матушки Антонии в монастыре построили просфорню, надвратную часовню, обновили и позолотили иконостасы храмов, провели воду.В 1891 году был построен Всех Святых. При обители организовали золошвейную мастерскую, устроили иконописные и чеканные мастерские.

Игумения Антония занималась широкой благотворительной деятельностью. Она помогала арестантам, военным, православным братствам, храмам и монастырям.31 мая 1880г. матушку наградили золотым наперстным крестом с драгоценными камнями. В последствии были ещё награды: всего 4 креста ( один от Священнного Синода, три – из кабинета Его Величества).

Скончалась матушка Антония от воспаления лёгких в воскресение в половине шестого утра, 5 октября 1897 года, когда колокол звал к утренней молитве. Тело почившей было перенесено в храм, который не закрывался круглые сутки.

Во всех московских монастырях и во многих приходских храмах служились панихиды. Отпевание и погребение было совершено 7 октября митрополитом Сергием в сослужении многих архипастырей и пастырей православной Церкви. С великими почестями игумения Антония была похоронена у южных дверей Крестовоздвиженского храма, возле алтаря Симеоновского придела.

По преданию, создание Никольского монастыря связанно с именем св. благоверного князя Александра Невского (в схиме-Алексий) и его победой над шведами в Невской битве 1240 года. На возникновение этого предания повлияла близость монастыря к нагорному полю-урочищу Победище, где и произошла кровавая сеча ладожан с врагами. Согласно упоминанию, обнаруженному Н.Е. Бранденбургом в житии св. Николы Качанова, написанном в XIV в., Никольский Ладожский монастырь мог существовать те годы. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1500 г. Сам монастырь возник вокруг церкви Св. Николая Чудотворца, постройку которой многие исследователи относят к концу XII — началу XIII вв.

За восемь веков существования монастыря на его территории строились здания разных стилей и назначения. Самая ранняя постройка — Никольская церковь. В настоящие время Никольский собор представляет собой крестово-купольный, четырехстолпый, трехапсидный, одноглавый храм, разделенный сводами на два этажа: подклет и церковь. Основной объем собора составляет кубическая форма, перекрытая четырехскатной железной кровлей, и увенчан большой луковичной главой, покоящейся на цилиндрическом кирпичном световом барабане. Собор расположен посредине монастыря, близко у стен монастырской ограды и хорошо виден как с дороги, так и с реки Волхов.

Из синодика XVI в. видно, что собор неоднократно освящался, а именно три раза с периодичностью в 12 лет. Эти освящения собора, очевидно, означают его ремонты и чинки. В переписной книге 1628 г. о Никольском соборе говорится, что он «стоит, рассыпавшись от немецких людей» — последний набег шведов на Ладогу.

В середине XVII века Никольский собор восстанавливается. После этой реконструкции от первоначального сооружения местами сохранились только нижние части стен и столбов. Работы по восстановлению собора были завершены к декабрю 1668 г. и 8 декабря этого года собор был заново освящен. При этом древние формы собора были значительно изменены. Появился подклет, здание стало двухэтажным. Сохранился только план первоначального сооружения. Именно в этот период появился Антипиевский придел, видимо, построенный на средства торгового человека Антипы Романовича Гиблого.

По указу Новгородского митрополита Корнилия в 1695-1697 гг. к Никольскому собору с северной стороны был пристроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. В связи с сооружением придела к паперти Никольский собор изменил свой облик, северный и западный фасады были закрыты, появились малые главы и новое крыльцо с грушевидными колоннами.

Большие ремонтные и строительные работы по Никольскому собору проводились в 1910-1913 гг. по проекту архитектора А.П. Аплаксина. Никольский собор сделан теплым, возведен новый придел, внизу устроена ризница, сделана новая паперть, сохранена в прежнем виде с сохранением всех архитектурных деталей древняя часть храма, иконостас вызолочен вновь. До 1908 г. архитектура Никольского собора не изменялась, и по зданию не производились никакие работы. С 1913 г. и до революции 1917 г. Никольский собор никаких изменений не имел. Во время революции с древней главы собора был сорван крест с яблоком. При снятии креста сама глава была сдвинута с места и наклонена.

В 1958 г. специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Леноблисполкома производились тщательные изучения памятника в натуре. В этот же год древний храм было решено освободить от поздних приделов эклектической архитектуры, уродующих древний стиль памятника. Примыкающие с запада и севера приделы были в 1958 г. разобраны, а реставрация памятника была отложена.

С западной стороны Никольского собора в 1692 г. тихвинские мастера построили каменную восьмигранную с шатровым деревянным верхом колокольню. Раньше на западной стене собора, вероятно, была звонница, возможно, разобранная при перестройке в 1668 г. Колокольню поставили между соборной церковью и трапезной, соединив все три постройки между собой деревянными переходами: из паперти соборной церкви — во второй ярус колокольни и затем — в паперть трапезной церкви. Переходы были крыты тесом. Яркая шатровая колокольня конца 1691 — начала 1692 гг. имеет восьмигранный ствол и двухъярусный купол со специальным помещением для звона. Тихвинские мастера, возводя этот каменный столп, стремились представить его как бы освобожденным от земного притяжения, устремленным ввысь. По своему стволу колокольня лишена декорированных украшений, и лишь шатровый купол, увенчанный крестом и выполненный в Ярославском зодчестве, имеет пышное убранство. На колокольне в былые времена висели колокола: в общей сложности 10 штук.

С 1835-1837 гг., при строителе Августалии, производилась чинка колокольни. В описании монастыря 1865 г. о ней сказано: на ней в середине висит колокол в 100 пудов 274 фонтов, пожертвованный в монастырь 1864 г. В просветах висят колокола: второй в 64 пуда, вылитый в 1841 г. Кроме означенных выше висят еще 7 колоколов, весом примерно в 10 и менее пудов. О времени построения колокольни неизвестно. В первой половине ХVIII в. на колокольне были железные часы с боем, которые предписанием 6 июля 1754 г. были вытребованы в Александро-Невскую лавру.

К началу XVIII в. собор имел 4 придела: Благовещенский, Димитриевский, Антипиевский и Тихвинский и соответственно 5 глав.

Храм во имя святителя Иоанна выделяется среди построек монастыря. Это удивительная по своей необычности церковь. Она строилась по проекту академика архитектуры Алексея Михайловича Горностаева в 1861-1872 гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами). Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился.

Вход в храм украшает готическое крыльцо с двумя гранитными колоннами. Центральный неф храма устремлен ввысь, его своды расписаны аквамариновой краской, которая символизирует небо — творенье Божье и звезды — бесконечность. Тяжелые своды шатровой крыши поддерживают 4 колонны, выполненные из карельского селувийского гранита готического ордера. В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть) Вселенского учителя и Погребение святого. По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя Милетий Антиохийского, святителя Прокла Влахернского. В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами. Над Св. престолом написана фигура Господа Саваофа и по бокам 7 Ангельских чинов, славящих Бога. В малых апсидах символические изображения Св. Духа и Всевидящего ока. От яркого и пышного иконостаса осталась позолоченная арка, выполненная из липы, с 3 Ангелами Божьей Славы. В левой малой апсиде храма когда-то располагался придел в честь св. великомученика Назария. В советское время в церкви размещался склад СХТ, что повлияло на живопись храма.

В 20-х гг. 20 в. монастырь закрыли большевики, но до начала 1930-х гг. при монастыре монахи организовали рыбколхоз. После служба в церкви Иоанна Златоуста была упразднена. Перед войной она использовалась как клуб, ныне действуюший храм.

Святые врата расположены в центральной части восточной стены монастырской ограды, напротив колокольни. Построены тихвинскими мастерами в 1691 г. Представляют собой кирпичную стену, прорезанную двумя разновеликими арочными проемами: большим (южным) для проезда и малым (северным) — для прохода пешеходов, и завершаются щипцом, который в XVIII-XIX вв. был покрыт росписью «Спаситель со святыми». Между храмами находилось монастырское кладбище.

Значительные работы по благоустройству монастыря производились в XVII в. на средства члена ладожской торговой палаты Антипы Романова, чье имя было записано в синодик ХVII в., который хранился в монастырском архиве… В 1731 г., как видно из бумаг монастырского архива, в монастыре жили: строитель, 7 монахов, 4 церковника, служители, 6 наемных рыбаков, сторож, трапезный, истопник, коровница, колесник с сыном, 6 работников, летний конюх (т.е. около 35 человек).

Независимо от того, что в Никольском монастыре проводились неоднократные ремонты, к 1771 г. он был в очень плохом состоянии: «Никольская церковь вся растрескалась и частично даже обвалилась, в Златоустовской упала часть сводов, и стены дали трещины, братские кельи сгнили и развалились…». Приняли решение об упразднении Никольского монастыря в 1771 г.

Заброшенный монастырь продолжал разрушаться, на что местные жители не могли смотреть равнодушно. Через четверть века, а именно в 1794 г., они вместе с новоладожскими купцами обратились с просьбою к митрополиту Гавриилу о возобновлении ценного каменного церковного строения бывшей обители и получили разрешение на восстановление Никольского монастыря с утверждением его «в полный присмотр». В знак одобрения Архипастырь благословил двумя кипарисовыми крестами купцов Петра и Василия Охряевых — восстановителей обители сия, а сии последние предоставили кресты обители в воспоминание её возобновления. По принятии монастыря на свое попечение ревностные почитатели памятников старины и храмов починили колокольню и прочие строения, кельи были выстроены вновь. После чего они просили в этот монастырь определить монашествующих из Зеленецкого монастыря.

В 1811 г. Ивановский монастырь был приписан к Староладожскому Никольскому монастырю с тем, чтобы братия Никольского монастыря совершала в Иоанно-Предтеченской церкви богослужение. К Никольскому монастырю приписан собор Рождества Иоанна Предтечи; каменный, пятиглавый, с одной главкой над приделом во имя св. мученицы Пераскевы Пятницы, с колокольней. Церковь эта принадлежала Староладожскому Иоанновскому монастырю, основанному Новгородским Архиепископом Климентом в 1276 г. На территории, занимаемой этим собором, находятся два родника, один из которых освящен в честь Параскевы Пятницы и известен как подающий полное исцеление с верою к нему притекающим.

С момента возобновления Староладожского Никольского монастыря в нем увеличивается строительство, главным образом каменное. В 1812 г. было разрешено построить настоятельский двухэтажный каменный корпус, который был окончательно достроен в 1825 г. Затем старый настоятельский корпус, построенный в 1870 г., отводился для братской трапезы с кухней и кельями для трапезных служителей — в первом этаже и под братские кельи на втором. В 1830 г. строится каменный одноэтажный корпус, предполагаемый под амбар. Он был построен на благотворительные средства.

Наибольшего расцвета Никольский монастырь достиг при архимандрите Аполлосе, деятельность которого начинается в 1846 г. В 1850 (?) — 1851 гг. были построены хозяйственные постройки, деревянные жилые службы, сараи, хлева и конюшни на каменных столбах. Его стараниями в 1852 г. возведен трехэтажный каменный корпус, поставленный с западной стороны Никольского собора. Это второе здание на территории монастыря, построенное в стиле русской эклектики, с верхним этажом для Епархиального начальства, кельи для гостей, приезжающих в монастырь, а также с кельями «для жительства братии» на втором этаже — весь этаж занимался братией и хлебопекарней, просфорной и кладовыми помещениями в его цокольной части. Кроме того, архимандритом за монастырем были открыты «плитные ломки и кирпичный завод, для обжига кирпича и плиты на известь». В 1865 г. на запад от скотного двора была устроена деревянная рига с гумном.

В 1871 г. братство Никольской обители составляли: «настоятель монастыря, в сане архимандрита, 5 иеромонахов, 3 иеродиаконов, 24 монахов, послушников 10 человек. Сверх того 16 человек разного звания на правах послушников». «Кроме сих лиц имеются для исправления сельских и других работ наемные люди: в летнее время 10, а в зимнее 6 мужчин, так же для ухода за рогатым скотом 2 женщины»…

В 1907 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой (за исключением восточного фасада, на котором еще оставалась старая ограда 1839 г.) В этом же году на южном фасе монастыря были построены одноэтажные каменные кельи, на западном — каменные погреба. Между 1911 и 1915 гг. был перестроен и восточный фас монастырской ограды с двумя угловыми башнями.

Ныне монастырь обнесен каменной оградой, по углам которой возвышаются четыре каменные башенки. В одной из них по линии проезжей дороги была устроена часовня на поклонение путникам. Ограда построена в 1834-1839 гг. Угловые башни перестроены в 1907-1908 гг. в неорусском стиле по проекту арх. С-Пб Епархии Никонова, как и многие другие поздние монастырские строения…

В годы революции монастырь был упразднен, а здания монастыря использовались в жилищно-хозяйственных нуждах. В 1974 гг. Никольский собор был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения.

В настоящий момент монастырь действующий. Сейчас братия вместе с настоятелем Никольского мужского монастыря игуменом Варфоломеем восстанавливают древнюю обитель. В бывших северных братских кельях открыта часовня, ремонтируются келии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *