Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым.
Первое, что поражает, когда мы смотрим на «Устюжское Благовещение» в зале домонгольских икон Третьяковской галереи, – огромные размеры доски. До нас дошло всего несколько икон подобного размера, причем все – из Древней Руси. Но и среди этих икон «Устюжское Благовещение» – самая монументальная.
Икона «Устюжское Благовещение»
Размер иконы говорит о том, что изначально она была написана для большого храма, в каком-то смысле выполняла роль монументальной росписи и играла чрезвычайно важную символическую роль в храмовом пространстве.
Содержание
- Происхождение образа
- Воплощение и предвидение Жертвы
- Пурпурная пряжа
- Христос в образе Старца
- Кто автор?
- Золотое свечение
- Произведение искусства благовещенье
- Опишите древнерусскую икону устюжское благовещение как вы думаете почему
- Благовещение в произведениях искусства
- Иконы третьяковской галереи фото
- Сообщение о благовещение кратко
- Как воплощён библейский сюжет в древнерусской иконе «Устюжское Благовещение»?
- Что необычного вы увидели в иконе «Устюжское Благовещение»?
- Что символизирует моток красной пряжи в руках Девы Марии?
- Почему опущены крылья архангела Гавриила?
- Почему икона «Устюжское Благовещение» считается одним из самых выразительных произведений древнерусской живописи?
Происхождение образа
Есть летописное свидетельство, где говорится, что икона Благовещения была взята Иваном Грозным в Новгороде, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, что вполне согласуется с ее огромными размерами. Как заметил один исследователь, икона «Устюжское Благовещение» соответствует по размеру иконе «Святого Георгия в рост», также находящейся в Третьяковской галерее рядом с «Устюжским Благовещением».
Первоначальный образ, который сейчас находится под поздними записями, тоже древний – XII века. Можно предположить, что изначально образы святого Георгия и Благовещения находились на восточных подкупольных столбах Георгиевского собора, который после Софии Новгородской был самой значительной постройкой Великого Новгорода.
Есть и другая версия, которая говорит, что эта икона происходит из церкви Благовещения на Городище, построенной, как и Георгиевский собор, в начале XII века. Исследователи, придерживающиеся этой теории, утверждают, что изначально «Устюжское Благовещение» – храмовая икона этой церкви.
По летописным свидетельствам фон иконы, который сейчас выглядит немного пустым, с остатками золота и белого левкаса, первоначально был покрыт золоченной серебряной басмой. Икона выглядела, как некий роскошный ковчег, где молящиеся могли видеть фигуры архангела Гавриила и Богородицы, и вверху сегмент неба с изображением Ветхого деньми.
Любопытная история связана с появлением названия – «Устюжское». Как в ряде других случаев, на древний образ наложилось относительно позднее предание. В данном случае это предание из жития св. Прокопия Устюжского, которое было написано в XVII веке. Там есть эпизод о молитве святого перед иконой Благовещения об избавлении Великого Устюга от побиения «каменным градом», и во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи».
«Молитвами праведного Прокопия, Господи, избави нас тучи гнева Твоего»
Это предание появилось в эпоху позднего Средневековья, видимо, уже после того, как сама икона была перенесена Иваном Грозным в числе многих других святынь из захваченного и разоренного опального Новгорода в столицу – Москву. Долгое время икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, и устюжане до такой степени связали с ней свое предание о великом чуде из жития Прокопия Устюжского, что после того, как французы, занявшие Кремль, изуродовали икону и ободрали с фона позолоченную басму, жители города Устюга специально собрали деньги для того, чтобы украсить эту икону, которую они считали своей святыней, новым драгоценным окладом.
Воплощение и предвидение Жертвы
Важнейшая и уникальная особенность иконографии «Устюжского Благовещения» – изображение на груди у Богородицы образа Богомладенца, как бы только воплотившегося в момент чуда Благовещения. При этом Христос представлен довольно необычно: Он восседает на груди Богоматери, как будто на троне, Младенец показан полуобнаженным, на Нем – набедренная повязка. Этот образ Спасителя вызывает в памяти тему Распятия, где Христос изображается на кресте с набедренной повязкой.
Художник в одном очень необычном образе собирает сразу несколько смыслов – идею Воплощения Богомладенца, тему Христа – Владыки мира, как Второго Лица Святой Троицы, который восседает на троне и благословляет, напоминая Своей позой о грядущем Страшном Суде, и важнейшую тему страстей Христовых.
В одном образе концентрируется вся история спасения, при этом страстная тематика подчеркивается еще одной очень важной деталью: Богоматерь как бы принимает благую весть от архангела Гавриила, который правой рукой указывает на Младенца, с другой стороны – словно защищает Его. Этот жест люди, знакомые с православной иконографией, сразу узнавали – это жест скорбящей Богоматери у Распятия. То есть Она, защищая Своего воплотившегося Младенца, уже предвидит Его будущее, Его крестные страдания.
В этом образе перед нами – концепция византийского иконографического литургического времени, когда в одно целое собирается прошлое, настоящее и будущее, и между ними не оказывается границ.
Интересно посмотреть, откуда возникает мотив Христа Младенца на груди Богородицы? Мы знаем всего несколько примеров таких изображений Благовещения, например – синайская икона конца XII века, в которой на груди Богоматери однотонным рисунком (гризалью) показан воплотившийся Младенец.
Происхождение этого мотива очень древнее, восходит как минимум к VI веку, когда изображение Благовещения с такой деталью появляется в росписях константинопольской базилики Богородицы Халкопратийской – одного из важнейших храмов Богоматери Византийской империи, где среди прочих хранилась важнейшая реликвия Пояса Богородицы. Храм был полностью разрушен, но у нас есть письменные свидетельства, что в росписи храма в VI веке на груди Богоматери был изображен Богомладенец.
И этот древнейший мотив получил новую жизнь в искусстве XII века как в образе «Устюжского Благовещения» в начале века в далеком Новгороде, так и в иконе Синайского монастыря в конце того же столетия.
Пурпурная пряжа
Богоматерь держит в руках пурпурную пряжу. По преданию, в тот момент, когда произошло Благовещение, Богоматерь, как Дева, посвященная храму, плела завесу Ветхозаветного храма. Ту самую завесу, которая разделяла Святое и Святое Святых и разорвалась надвое в момент Распятия. Пурпурный цвет – один из четырех цветов этой завесы, и выбор цвета весьма красноречив, поскольку пряжа символизирует тело Христа, а храмовая завеса – это образ Христа, Его зримая икона.
И это не наши домыслы или новая интерпретация: именно эти смыслы мы находим у отцов Церкви, когда пряжа в руках Богородицы однозначно понималась как символический прообраз Плоти Христовой, которая созидается в момент Благовещения и приносится в жертву в Распятии.
Христос в образе Старца
Вверху огромной иконы – сегмент с изображением Иисуса Христа – Ветхого деньми. Так этот образ обозначен в надписи – «ICXC трьсвяты ьтъхы днеми». Это изображение Христа в виде Старца, сидящего на огненном троне в окружении ореола-мандорлы на фоне звездного неба. У трона огненные херувимы, выше серафимы с рипидами в руках, указывающими на длящееся небесное богослужение с участием ангельских сил. От благословляющей руки Старца в сторону Богомладенца идет золотой луч. Образ Ветхого деньми восходит к пророчеству Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9). Поскольку Христос – это Второе Лицо Троицы, то Он существовал вечно и воплотился в образе земного Младенца Христа, но до этого являлся пророкам. Именно эти изображения являющегося пророкам Второго Лица Троицы и получили именование «Иисус Христос Ветхий деньми», сохранившаяся рядом с образом надпись «Трехсвятой» указывает именно на эту нерасторжимую связь Христа в образе Старца и Святой Троицы, вечно пребывающих на Небесах.
На иконе «Устюжское Благовещение» – одно из самых ранних изображений Ветхого деньми не только в древнерусской, но и в целом византийской традиции. Хотя изображение Христа в виде Старца известно еще с ранневизантийских времен, например, на синайской иконе VII века. Но название «Ветхий деньми» этот образ получает только в середине XI века, и самый ранний пример такого именования мы находим в константинопольской рукописи середины XI века (сейчас она в Парижской национальной библиотеке).
Именно в то время утверждается важная для всего византийского искусства идея полиморфизма Христа, суть которой в том, что Он является в истории спасения и в литургии в самых разных образах. Три из которых самые известные – это образ Христа Эммануила, или Христа Младенца, Христа Ветхого деньми, или Христа Старца с седой бородой, и самый известный нам всем образ Христа Вседержителя, или Пантократора, Средовека (средних лет) с длинными волосами и окладистой бородой.
В середине XI века эти разные образы получают большое распространение в византийской храмовой иконографии и устойчивые наименования, которых до этого времени не было.
В «Устюжском Благовещении» в композиции иконы мы видим сопряжение двух образов Христа – образа Ветхого деньми и образа Христа Эммануила на груди Богородицы. Эта связь подчеркивалась несохранившимся образом Святого Духа в виде голубя, который отправлялся от Ветхого деньми к Младенцу на лоне Марии, зримо представляя мистический процесс Боговоплощения. Вместе они должны были ярко воплотить важную для литургии и современного иконе храмового пространства идею полиморфизма, или многообразия Христа. Вспомним слова литургической молитвы: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш».
Тот, Кто посылает Христа, Сам воплотившийся в Младенца, принявший земные крестные страдания, и Тот, кто приносит Сам Себя в жертву при небесном жертвеннике – это одно и то же Лицо, один и тот же Христос.
В этой парадоксальной литургической диалектике заключены очень важные религиозно-символические смыслы, которые волновали умы византийских богословов XI-XII веков. Идея многоликости Христа была акцентирована в культуре второй половины XI века и в XII веке, то есть тогда, когда было создано «Устюжское Благовещение», уникальная иконография которого отразила богословские искания и новые литургические смыслы своей эпохи.
Кто автор?
Мы не знаем, кем был мастер, написавший эту икону. Но мы можем быть уверены в том, что он знал абсолютно все, что происходит в то время в византийском искусстве. Кем он был – русским мастером или византийским художником, которых было немало на Руси и в самом Древнем Новгороде. Это общая проблема для большинства икон, дошедших до нас от домонгольской эпохи. Мы смело можем их рассматривать как неотъемлемую часть русского национального наследия и в то же время яркое проявление византийского искусства, единого на огромной территории, находившейся под духовным и художественным покровом Константинополя.
Золотое свечение
«Устюжское Благовещение» – это и выдающийся памятник с художественной точки зрения, несомненно написанный крупным и лично одаренным художником, полностью воплотившим идеалы византийского искусства рубежа XI-XII веков с его поисками монументального и идеальной гармонии. Постановкой фигуры Богоматери и Архангела напоминают древнегреческие статуи, полные внутреннего величия. При этом фигура Марии стоит на особом возвышении, напоминающем архиерейское место в храме, а фигура Гавриила как бы повисла в воздухе, явно с желанием создать образ явления вестника с Небес.
«Устюжское Благовещение». Ольшанский список иконы
ЧИТАЙТЕ И СКАЧИВАЙТЕ: Самые красивые иконы Ольшанского монастыря
Монументальность, которую мы видим в «Устюжском Благовещении», с конца XII века уходит из византийского искусства, сменяясь более экспрессивной и подчас рафинированно-изломанной манерой, получившей в научной литературе название «позднекомниновского маньеризма».
Обращают на себя внимание сосредоточенные лики с крупными чертами и артикулированными глазами. Они написаны так, что возникает впечатление принадлежности образов одновременно двум мирам – земному и небесному. С помощью вохрения – последовательно высветляющихся слоев охры, создается важнейший для всей византийской традиции эффект внутреннего свечения образа. То есть свет, в отличие от обычной реалистической живописи, исходит не из внешнего источника, а рождается как бы изнутри, источается самим образом, который сохраняет естественную красоту форм, но уже принадлежит другой реальности.
Еще одна важная стилистическая деталь, которую мы видим в первую очередь в фигуре архангела – обильное использование ассиста – золотых линий, пронизывающих видимую материю. Ассист – и в волосах ангела, и в крыльях, и в его одеждах. Это один из любимых приемов византийского искусства комниновского времени, XI-XII веков. Смысл приема – создать эффект золотого свечения, передать идею божественных энергий, которыми пронизана вся фигура святого, в данном случае – архангела. В этом и была главная художественная задача византийского искусства – сохраняя красоту естественной пластики и формы, сделать ее, насколько это возможно, бесплотной, и тем самым указать на принадлежность иконных образов Небесному миру, подчеркивая их посредническую роль в переходе в иную реальность Божественного пространства.
Источник
ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
- Геронда Григорий (Зумис). Слово, сказанное братии на Благовещение
- «Где моя карточка будет, воров и пожара там не будет»
- «Кричите громче Божией Матери! Она старенькая и плохо слышит…»
- Настоятель киевского афонского подворья о.Алексий (Корсак): память о Боге — обязанность каждого из нас
- Праздник послушания, доверия и свободы
Просмотров: 221
Необычайная она! Сверх сил!
Не обвиняй меня пока! Забыл!
Благословенна ты! Велел сказать —
Благословенна ты! А дальше гладь
Такая ровная… Постой: меж жён
Благословенна ты… А дальше звон
Такой ликующий… Дитя, услышь:
Благословенна ты! А дальше тишь —
Такая…
М. И. Цветаева. Весть
Из Евангелия от Луки (1: 26—38) мы узнаём о судьбе Марии. Однажды, когда она читала книгу пророчеств Исайи, её бедная комнатка озарилась ярким, необыкновенным светом. Перед ней предстал Божий посланник — архангел Гавриил. Он предрёк ей непорочное зачатие и чудесное рождение Сына, будущего Спасителя. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь ему имя: Иисус. Он будет велик… и Царству Его не будет конца…» (Лк. 1: 30—33).
Сюжет Благовещения в произведениях искусства известен очень давно. Первые его изображения, обнаруженные на фресках в римских катакомбах, относятся к III в. Западноевропейское искусство канонизировало этот сюжет, основываясь на византийских образцах, обязательными персонажами которых были Дева Мария, архангел Гавриил и голубь — Святой Дух.
Устюжское Благовещение. Икона XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На основе византийского канона было создано замечательное «Устюжское Благовещение» — одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской иконописи. Эта икона, созданная новгородским мастером, получила название по легенде, согласно которой её вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.
В полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены главные участники события. Спокойно стоит перед Девой Марией златовласый архангел Гавриил, с большими выразительными глазами. На нём переброшенный через плечо гиматий (плащ) с чёткими вертикальными складками, ещё более усиливающими впечатление сдержанности и покоя. Золотые крылья за плечами опущены. О многом говорит ораторский жест его правой руки. Это жест благословения — знак принесённой им свыше Благой вести. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Посмотрите, как трепетно внимает архангелу Мария! Её поза выражает смирение и согласие. Чудесная весть уже осознана, понята ею, поэтому на груди, поверх складок ярко-красного мафория и тёмно-синего хитона изображён младенец, на которого она указывает рукой. В левой руке она держит алый клубок пряжи (явный намёк на занятия рукоделием в храме, где она ткала одежды священникам). Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображён сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, касающийся плеча Богородицы. Вот она, зримая связь Божественного и земного! Нет в этой удивительной иконе ничего отвлекающего от главного события. Естественно и просто, прямо на наших глазах совершается светлое чудо.
На этой странице материал по темам:
-
Произведение искусства благовещенье
-
Опишите древнерусскую икону устюжское благовещение как вы думаете почему
-
Благовещение в произведениях искусства
-
Иконы третьяковской галереи фото
-
Сообщение о благовещение кратко
Вопросы по этому материалу:
-
Как воплощён библейский сюжет в древнерусской иконе «Устюжское Благовещение»?
-
Что необычного вы увидели в иконе «Устюжское Благовещение»?
-
Что символизирует моток красной пряжи в руках Девы Марии?
-
Почему опущены крылья архангела Гавриила?
-
Почему икона «Устюжское Благовещение» считается одним из самых выразительных произведений древнерусской живописи?
Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.
Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.
По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой. Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в двадцати верстах от Устюга. В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворной иконе Божией Матери.
Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138).
В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистыя Богородицы, греческое письмо».
В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор.
В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия.
Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году».
После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.
Пречистая Дева с мотком красной пряжи в руке изображена на иконе стоящей на подножии у престола. Напротив Нее – Архангел Гавриил, простирающий благословляющую десницу. Особенностью иконографического извода Устюжского образа Благовещения Пресвятой Богородицы является изображенный поверх складок Ее мафория образ воплощенного Божественного Младенца Иисуса Христа.
- Постоянная экспозиция
Великий Устюг – один из крупных центров древнерусского искусства. Понятие устюжской культуры – явление сложное. Это летописание и книжная культура, иконопись и художественные ремесла. Ни в одном из северных городов не было такого обилия летописей, как в Великом Устюге. Особого совершенства устюжские мастера достигли в иконописании, создав знаменитые «устюжские письма». Известен был Устюг и художественными промыслами: чернения по серебру, финифтяным и филигранным, кованого и просечного железа. В каждом виде устюжское искусство достигло очень высокого уровня. Были созданы местные стилевые традиции, выделяющие Устюг из других ведущих художественных центров.
В Музее древнерусского искусства широко представлены памятники устюжской иконописи XV–XVII веков, произведения Строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей. Доминанты экспозиции – выдающиеся произведения устюжского искусства – чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558) и резная Сень царских врат (ХVII в.), храмовая икона Успенского собора «Успение Богоматери» (1496) и поклонный резной белокаменный крест (1625), вытесанный мастером Мисаилом в память преставления небесного покровителя Устюга святого Прокопия Праведного, плащаница «Положение во гроб» ХV столетия, плащаницы ХVII в. – вклады именитых людей Строгановых в устюжские храмы.
Музей древнерусского искусства даёт возможность устюжанам и многочисленным гостям города открыть значение Великого Устюга как крупного культурного центра Русского Севера, прикоснуться к духовно-нравственным истокам русской культуры.
В церкви Вознесения работают выставки «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы» и «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура».
На выставке, посвященной особочтимым устюжским святым Прокопию и Иоанну, Христа ради юродивым, представлены произведения иконописи, лицевого шитья, черни по серебру XVII–XIX веков. Среди них такие известные устюжские памятники иконописи, как житийные иконы Прокопия Устюжского – вклад Никиты Строганова и Афанасия Гусельникова в Прокопьевский собор.
Выставка деревянной скульптуры дает возможность увидеть созданные устюжскими мастерами произведения мелкой пластики, резные фигуры предстоящих Богоматери и Марии Магдалины из композиции «Распятие с предстоящими» (сер. XVIII в.). Особое внимание привлекает Пиета – Оплакивание Христа (1805 г.). Живописными и пластическими художественными средствами создана сложная скульптурная композиция, изображающая момент прощания Богоматери с телом Сына, снятого с Креста Господа Иисуса Христа.
Возрастные ограничения 12+