Устюжское благовещение

Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым.

Первое, что поражает, когда мы смотрим на «Устюжское Благовещение» в зале домонгольских икон Третьяковской галереи, – огромные размеры доски. До нас дошло всего несколько икон подобного размера, причем все – из Древней Руси. Но и среди этих икон «Устюжское Благовещение» – самая монументальная.

Икона «Устюжское Благовещение»

Размер иконы говорит о том, что изначально она была написана для большого храма, в каком-то смысле выполняла роль монументальной росписи и играла чрезвычайно важную символическую роль в храмовом пространстве.

Происхождение образа

Есть летописное свидетельство, где говорится, что икона Благовещения была взята Иваном Грозным в Новгороде, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, что вполне согласуется с ее огромными размерами. Как заметил один исследователь, икона «Устюжское Благовещение» соответствует по размеру иконе «Святого Георгия в рост», также находящейся в Третьяковской галерее рядом с «Устюжским Благовещением».

Первоначальный образ, который сейчас находится под поздними записями, тоже древний – XII века. Можно предположить, что изначально образы святого Георгия и Благовещения находились на восточных подкупольных столбах Георгиевского собора, который после Софии Новгородской был самой значительной постройкой Великого Новгорода.

Есть и другая версия, которая говорит, что эта икона происходит из церкви Благовещения на Городище, построенной, как и Георгиевский собор, в начале XII века. Исследователи, придерживающиеся этой теории, утверждают, что изначально «Устюжское Благовещение» – храмовая икона этой церкви.

По летописным свидетельствам фон иконы, который сейчас выглядит немного пустым, с остатками золота и белого левкаса, первоначально был покрыт золоченной серебряной басмой. Икона выглядела, как некий роскошный ковчег, где молящиеся могли видеть фигуры архангела Гавриила и Богородицы, и вверху сегмент неба с изображением Ветхого деньми.

Любопытная история связана с появлением названия – «Устюжское». Как в ряде других случаев, на древний образ наложилось относительно позднее предание. В данном случае это предание из жития св. Прокопия Устюжского, которое было написано в XVII веке. Там есть эпизод о молитве святого перед иконой Благовещения об избавлении Великого Устюга от побиения «каменным градом», и во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи».

«Молитвами праведного Прокопия, Господи, избави нас тучи гнева Твоего»

Это предание появилось в эпоху позднего Средневековья, видимо, уже после того, как сама икона была перенесена Иваном Грозным в числе многих других святынь из захваченного и разоренного опального Новгорода в столицу – Москву. Долгое время икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, и устюжане до такой степени связали с ней свое предание о великом чуде из жития Прокопия Устюжского, что после того, как французы, занявшие Кремль, изуродовали икону и ободрали с фона позолоченную басму, жители города Устюга специально собрали деньги для того, чтобы украсить эту икону, которую они считали своей святыней, новым драгоценным окладом.

Воплощение и предвидение Жертвы

Важнейшая и уникальная особенность иконографии «Устюжского Благовещения» – изображение на груди у Богородицы образа Богомладенца, как бы только воплотившегося в момент чуда Благовещения. При этом Христос представлен довольно необычно: Он восседает на груди Богоматери, как будто на троне, Младенец показан полуобнаженным, на Нем – набедренная повязка. Этот образ Спасителя вызывает в памяти тему Распятия, где Христос изображается на кресте с набедренной повязкой.

Художник в одном очень необычном образе собирает сразу несколько смыслов – идею Воплощения Богомладенца, тему Христа – Владыки мира, как Второго Лица Святой Троицы, который восседает на троне и благословляет, напоминая Своей позой о грядущем Страшном Суде, и важнейшую тему страстей Христовых.

В одном образе концентрируется вся история спасения, при этом страстная тематика подчеркивается еще одной очень важной деталью: Богоматерь как бы принимает благую весть от архангела Гавриила, который правой рукой указывает на Младенца, с другой стороны – словно защищает Его. Этот жест люди, знакомые с православной иконографией, сразу узнавали – это жест скорбящей Богоматери у Распятия. То есть Она, защищая Своего воплотившегося Младенца, уже предвидит Его будущее, Его крестные страдания.

В этом образе перед нами – концепция византийского иконографического литургического времени, когда в одно целое собирается прошлое, настоящее и будущее, и между ними не оказывается границ.

Интересно посмотреть, откуда возникает мотив Христа Младенца на груди Богородицы? Мы знаем всего несколько примеров таких изображений Благовещения, например – синайская икона конца XII века, в которой на груди Богоматери однотонным рисунком (гризалью) показан воплотившийся Младенец.

Происхождение этого мотива очень древнее, восходит как минимум к VI веку, когда изображение Благовещения с такой деталью появляется в росписях константинопольской базилики Богородицы Халкопратийской – одного из важнейших храмов Богоматери Византийской империи, где среди прочих хранилась важнейшая реликвия Пояса Богородицы. Храм был полностью разрушен, но у нас есть письменные свидетельства, что в росписи храма в VI веке на груди Богоматери был изображен Богомладенец.

И этот древнейший мотив получил новую жизнь в искусстве XII века как в образе «Устюжского Благовещения» в начале века в далеком Новгороде, так и в иконе Синайского монастыря в конце того же столетия.

Пурпурная пряжа

Богоматерь держит в руках пурпурную пряжу. По преданию, в тот момент, когда произошло Благовещение, Богоматерь, как Дева, посвященная храму, плела завесу Ветхозаветного храма. Ту самую завесу, которая разделяла Святое и Святое Святых и разорвалась надвое в момент Распятия. Пурпурный цвет – один из четырех цветов этой завесы, и выбор цвета весьма красноречив, поскольку пряжа символизирует тело Христа, а храмовая завеса – это образ Христа, Его зримая икона.

И это не наши домыслы или новая интерпретация: именно эти смыслы мы находим у отцов Церкви, когда пряжа в руках Богородицы однозначно понималась как символический прообраз Плоти Христовой, которая созидается в момент Благовещения и приносится в жертву в Распятии.

Христос в образе Старца

Вверху огромной иконы – сегмент с изображением Иисуса Христа – Ветхого деньми. Так этот образ обозначен в надписи – «ICXC трьсвяты ьтъхы днеми». Это изображение Христа в виде Старца, сидящего на огненном троне в окружении ореола-мандорлы на фоне звездного неба. У трона огненные херувимы, выше серафимы с рипидами в руках, указывающими на длящееся небесное богослужение с участием ангельских сил. От благословляющей руки Старца в сторону Богомладенца идет золотой луч. Образ Ветхого деньми восходит к пророчеству Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9). Поскольку Христос – это Второе Лицо Троицы, то Он существовал вечно и воплотился в образе земного Младенца Христа, но до этого являлся пророкам. Именно эти изображения являющегося пророкам Второго Лица Троицы и получили именование «Иисус Христос Ветхий деньми», сохранившаяся рядом с образом надпись «Трехсвятой» указывает именно на эту нерасторжимую связь Христа в образе Старца и Святой Троицы, вечно пребывающих на Небесах.

На иконе «Устюжское Благовещение» – одно из самых ранних изображений Ветхого деньми не только в древнерусской, но и в целом византийской традиции. Хотя изображение Христа в виде Старца известно еще с ранневизантийских времен, например, на синайской иконе VII века. Но название «Ветхий деньми» этот образ получает только в середине XI века, и самый ранний пример такого именования мы находим в константинопольской рукописи середины XI века (сейчас она в Парижской национальной библиотеке).

Именно в то время утверждается важная для всего византийского искусства идея полиморфизма Христа, суть которой в том, что Он является в истории спасения и в литургии в самых разных образах. Три из которых самые известные – это образ Христа Эммануила, или Христа Младенца, Христа Ветхого деньми, или Христа Старца с седой бородой, и самый известный нам всем образ Христа Вседержителя, или Пантократора, Средовека (средних лет) с длинными волосами и окладистой бородой.

В середине XI века эти разные образы получают большое распространение в византийской храмовой иконографии и устойчивые наименования, которых до этого времени не было.

В «Устюжском Благовещении» в композиции иконы мы видим сопряжение двух образов Христа – образа Ветхого деньми и образа Христа Эммануила на груди Богородицы. Эта связь подчеркивалась несохранившимся образом Святого Духа в виде голубя, который отправлялся от Ветхого деньми к Младенцу на лоне Марии, зримо представляя мистический процесс Боговоплощения. Вместе они должны были ярко воплотить важную для литургии и современного иконе храмового пространства идею полиморфизма, или многообразия Христа. Вспомним слова литургической молитвы: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш».

Тот, Кто посылает Христа, Сам воплотившийся в Младенца, принявший земные крестные страдания, и Тот, кто приносит Сам Себя в жертву при небесном жертвеннике – это одно и то же Лицо, один и тот же Христос.

В этой парадоксальной литургической диалектике заключены очень важные религиозно-символические смыслы, которые волновали умы византийских богословов XI-XII веков. Идея многоликости Христа была акцентирована в культуре второй половины XI века и в XII веке, то есть тогда, когда было создано «Устюжское Благовещение», уникальная иконография которого отразила богословские искания и новые литургические смыслы своей эпохи.

Кто автор?

Мы не знаем, кем был мастер, написавший эту икону. Но мы можем быть уверены в том, что он знал абсолютно все, что происходит в то время в византийском искусстве. Кем он был – русским мастером или византийским художником, которых было немало на Руси и в самом Древнем Новгороде. Это общая проблема для большинства икон, дошедших до нас от домонгольской эпохи. Мы смело можем их рассматривать как неотъемлемую часть русского национального наследия и в то же время яркое проявление византийского искусства, единого на огромной территории, находившейся под духовным и художественным покровом Константинополя.

Золотое свечение

«Устюжское Благовещение» – это и выдающийся памятник с художественной точки зрения, несомненно написанный крупным и лично одаренным художником, полностью воплотившим идеалы византийского искусства рубежа XI-XII веков с его поисками монументального и идеальной гармонии. Постановкой фигуры Богоматери и Архангела напоминают древнегреческие статуи, полные внутреннего величия. При этом фигура Марии стоит на особом возвышении, напоминающем архиерейское место в храме, а фигура Гавриила как бы повисла в воздухе, явно с желанием создать образ явления вестника с Небес.

«Устюжское Благовещение». Ольшанский список иконы

ЧИТАЙТЕ И СКАЧИВАЙТЕ: Самые красивые иконы Ольшанского монастыря

Монументальность, которую мы видим в «Устюжском Благовещении», с конца XII века уходит из византийского искусства, сменяясь более экспрессивной и подчас рафинированно-изломанной манерой, получившей в научной литературе название «позднекомниновского маньеризма».

Обращают на себя внимание сосредоточенные лики с крупными чертами и артикулированными глазами. Они написаны так, что возникает впечатление принадлежности образов одновременно двум мирам – земному и небесному. С помощью вохрения – последовательно высветляющихся слоев охры, создается важнейший для всей византийской традиции эффект внутреннего свечения образа. То есть свет, в отличие от обычной реалистической живописи, исходит не из внешнего источника, а рождается как бы изнутри, источается самим образом, который сохраняет естественную красоту форм, но уже принадлежит другой реальности.

Еще одна важная стилистическая деталь, которую мы видим в первую очередь в фигуре архангела – обильное использование ассиста – золотых линий, пронизывающих видимую материю. Ассист – и в волосах ангела, и в крыльях, и в его одеждах. Это один из любимых приемов византийского искусства комниновского времени, XI-XII веков. Смысл приема – создать эффект золотого свечения, передать идею божественных энергий, которыми пронизана вся фигура святого, в данном случае – архангела. В этом и была главная художественная задача византийского искусства – сохраняя красоту естественной пластики и формы, сделать ее, насколько это возможно, бесплотной, и тем самым указать на принадлежность иконных образов Небесному миру, подчеркивая их посредническую роль в переходе в иную реальность Божественного пространства.

Источник

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

  • Геронда Григорий (Зумис). Слово, сказанное братии на Благовещение
  • «Где моя карточка будет, воров и пожара там не будет»
  • «Кричите громче Божией Матери! Она старенькая и плохо слышит…»
  • Настоятель киевского афонского подворья о.Алексий (Корсак): память о Боге — обязанность каждого из нас
  • Праздник послушания, доверия и свободы

Просмотров: 221

Необычайная она! Сверх сил!

Не обвиняй меня пока! Забыл!

Благословенна ты! Велел сказать —

Благословенна ты! А дальше гладь

Такая ровная… Постой: меж жён

Благословенна ты… А дальше звон

Такой ликующий… Дитя, услышь:

Благословенна ты! А дальше тишь —

Такая…

М. И. Цветаева. Весть

Из Евангелия от Луки (1: 26—38) мы узнаём о судьбе Марии. Однажды, когда она читала книгу пророчеств Исайи, её бедная комнатка озари­лась ярким, необыкновенным светом. Перед ней пред­стал Божий посланник — архангел Гавриил. Он пред­рёк ей непорочное зачатие и чудесное рождение Сына, будущего Спасителя. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь ему имя: Иисус. Он будет велик… и Царству Его не будет конца…» (Лк. 1: 30—33).

Сюжет Благовещения в произведениях искусства известен очень давно. Первые его изображения, обна­руженные на фресках в римских катакомбах, относят­ся к III в. Западноевропейское искусство канонизиро­вало этот сюжет, основываясь на византийских образ­цах, обязательными персонажами которых были Дева Мария, архангел Гавриил и голубь — Святой Дух.

Устюжское Благовещение. Икона XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На основе византийского канона было создано заме­чательное «Устюжское Благовещение» — одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской иконописи. Эта икона, созданная новго­родским мастером, получила название по легенде, со­гласно которой её вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.

В полный рост, почти во всю высоту иконы, изобра­жены главные участники события. Спокойно стоит пе­ред Девой Марией златовласый архангел Гавриил, с большими выразительными глазами. На нём переброшен­ный через плечо гиматий (плащ) с чёткими вертикаль­ными складками, ещё более усиливающими впечатление сдержанности и покоя. Золо­тые крылья за плечами опу­щены. О многом говорит ора­торский жест его правой руки. Это жест благослове­ния — знак принесённой им свыше Благой вести. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Посмотрите, как трепетно внимает архангелу Мария! Её поза выражает смирение и со­гласие. Чудесная весть уже осознана, понята ею, поэтому на груди, поверх складок яр­ко-красного мафория и тёмно-синего хитона изображён мла­денец, на которого она указы­вает рукой. В левой руке она держит алый клубок пряжи (явный намёк на занятия рукоделием в храме, где она ткала одежды священникам). Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изо­бражён сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, ка­сающийся плеча Богородицы. Вот она, зримая связь Божественного и земного! Нет в этой удивительной иконе ничего отвлекающего от главного события. Есте­ственно и просто, прямо на наших глазах совершается светлое чудо.

На этой странице материал по темам:

  • Произведение искусства благовещенье

  • Опишите древнерусскую икону устюжское благовещение как вы думаете почему

  • Благовещение в произведениях искусства

  • Иконы третьяковской галереи фото

  • Сообщение о благовещение кратко

Вопросы по этому материалу:

  • Как воплощён библейский сюжет в древнерусской иконе «Устюж­ское Благовещение»?

  • Что необычного вы увидели в иконе «Устюж­ское Благовещение»?

  • Что символизи­рует моток красной пряжи в руках Девы Марии?

  • Почему опущены крылья архангела Гавриила?

  • Почему икона «Устюж­ское Благовещение» считается одним из самых выразительных произведений древнерусской живописи?

По­чи­та­ние чу­до­твор­ной Устюж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри тес­но свя­за­но с име­нем пре­по­доб­но­го Про­ко­пия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, под­ви­зав­ше­го­ся в Ве­ли­ком Устю­ге. Бла­жен­ный Про­ко­пий все свое вре­мя про­во­дил в ко­ле­но­пре­кло­нен­ных слез­ных мо­лит­вах на па­пер­ти мест­ной со­бор­ной церк­ви. Од­на­жды, объ­явив сво­им со­граж­да­нам, что за тяж­кие гре­хи им гро­зит пра­вед­ный гнев Бо­жий, свя­той при­звал устю­жан к по­ка­я­нию. Но при­зы­вы юро­ди­во­го оста­ва­лись тщет­ны­ми, го­ро­жане лишь по­сме­и­ва­лись в от­вет на предо­сте­ре­же­ния Про­ко­пия о том, что Гос­подь за гре­хи че­ло­ве­че­ские по­шлет ог­нен­ный град на го­род и по­гу­бит его. Все дни и но­чи в неустан­ных мо­лит­вах и без­утеш­ных ры­да­ни­ях про­во­дил свя­той на цер­ков­ной па­пер­ти.

Спу­стя неде­лю на­сту­пил для го­ро­жан Устю­га страш­ный день: в пол­день от на­дви­нув­шей­ся чер­ной ту­чи на­сту­пил пол­ный мрак, при­вед­ший в ужас и смя­те­ние устю­жан. Со всех сто­рон свер­ка­ли мол­нии и раз­да­ва­лись страш­ные уда­ры гро­ма. Зем­ля под но­га­ми при­шла в дви­же­ние. Толь­ко те­перь по­ня­ли го­ро­жане, как глу­бо­ка про­пасть их гре­хов­но­сти, на­влек­шая Бо­жий гнев, и осо­зна­ли необ­хо­ди­мость по­ка­я­ния. Все стек­лись в хра­мы и со сле­за­ми мо­ли­ли Гос­по­да о по­ми­ло­ва­нии и от­вра­ще­нии несча­стья. Бла­жен­ный Про­ко­пий вме­сте со всем на­ро­дом, пад­ши пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, усерд­но и го­ря­чо мо­лил­ся о всех со­гре­шив­ших. И то­гда в со­бор­ном хра­ме Ве­ли­ко­го Устю­га от свя­то­го об­ра­за Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло все­на­род­но яв­ле­но чуд­ное зна­ме­ние – из ико­ны в изоби­лии ис­то­чи­лось бла­го­уха­ю­щее ми­ро, ко­то­рым бы­ли на­пол­не­ны все цер­ков­ные со­су­ды.

По ми­ло­серд­но­му за­ступ­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри Гос­подь из­ба­вил устю­жан от вер­ной по­ги­бе­ли – гроз­ная ту­ча про­шла ми­мо го­ро­да и в от­да­ле­нии на пу­стын­ном ме­сте раз­ра­зи­лась с ужа­са­ю­щей си­лой. Дождь из рас­ка­лен­ных кам­ней пол­но­стью вы­жег лес в два­дца­ти вер­стах от Устю­га. В вос­по­ми­на­ние это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния, про­изо­шед­ше­го в 1290 го­ду, и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ис­то­ри­че­ские све­де­ния о чу­до­твор­ной иконе от­ра­же­ны во Вто­рой Нов­го­род­ской ле­то­пи­си и дру­гих пись­мен­ных ис­точ­ни­ках XVI–XVII ве­ков. Об­раз был на­пи­сан нов­го­род­ским ико­но­пис­цем в те го­ды, ко­гда в го­ро­де кня­жил свя­той бла­го­вер­ный князь Все­во­лод-Гав­ри­ил († 1138).

В се­ре­дине XVI ве­ка при свя­том мит­ро­по­ли­те Филип­пе свя­ты­ня бы­ла при­не­се­на в Моск­ву ца­рём Ива­ном Гроз­ным из нов­го­род­ско­го Юрье­ва мо­на­сты­ря: «взял из Нов­го­род­ской Со­фии в Моск­ву об­раз Бла­го­ве­ще­ния Юрье­ва мо­на­сты­ря». Есть све­де­ния, что из­на­чаль­но ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла хра­мо­вым об­ра­зом Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля, а в на­ча­ле XVII ве­ка она бы­ла пе­ре­не­се­на в Успен­ский со­бор, где ее по­ме­сти­ли в мест­ный ряд ико­но­ста­са. В опи­си со­бо­ра за 1627 год ико­на упо­мя­ну­та как «Об­раз Бла­го­ве­ще­ния пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, гре­че­ское пись­мо».

В те­че­ние XVI–XVII ве­ков с чу­до­твор­ной ико­ны бы­ли сде­ла­ны несколь­ко спис­ков: для мест­но­го ря­да ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го и Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ров мос­ков­ско­го Крем­ля, Успен­ско­го со­бо­ра Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры, Смо­лен­ско­го со­бо­ра Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря. Спис­ком чу­до­твор­но­го об­ра­за, на­пи­сан­но­го для Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Крем­ля (с клей­ма­ми ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­цы на по­лях) за­ме­ни­ли пер­во­об­раз, пе­ре­не­сён­ный в Успен­ский со­бор.

В 1747 го­ду по бла­го­сло­ве­нию ве­ли­ко­устюж­ско­го ар­хи­епи­ско­па Гав­ри­и­ла с чу­до­твор­но­го об­ра­за был сде­лан спи­сок, с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­не­сен­ный в Ве­ли­кий Устюг. Тот же ар­хи­епи­скоп Гав­ри­ил со­ста­вил служ­бу в па­мять о чу­де­сах, со­вер­шив­ших­ся от ико­ны при жиз­ни прп. Про­ко­пия.

Пер­во­об­раз чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был укра­шен зо­ло­тым окла­дом с круп­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и от­бор­ным жем­чу­гом, утра­чен­ным во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 г. В 1818 го­ду по­жерт­во­ва­ни­я­ми устю­жан для чти­мо­го об­ра­за был устро­ен но­вый оклад, на ниж­нем по­ле ко­то­ро­го бы­ла по­ме­ще­на не со­хра­нив­ша­я­ся до на­ших дней над­пись «Ма­те­ри Бо­га на­ше­го за из­бав­ле­ние от ги­бе­ли Устю­га в ле­то 1290 по­свя­ща­ют вновь со­ору­жен­ную ри­зу вы­зо­ло­чен­ную в 1818 го­ду».

По­сле за­кры­тия в 1918 го­ду Кремлев­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла сна­ча­ла пе­ре­да­на в Го­судар­ствен­ный ис­то­ри­че­ский му­зей, а в 1930 го­ду – в Тре­тья­ков­скую га­ле­рею, где на­хо­дит­ся и по­ныне.

Пре­чи­стая Де­ва с мот­ком крас­ной пря­жи в ру­ке изо­бра­же­на на иконе сто­я­щей на под­но­жии у пре­сто­ла. На­про­тив Нее – Ар­хан­гел Гав­ри­ил, про­сти­ра­ю­щий бла­го­слов­ля­ю­щую дес­ни­цу. Осо­бен­но­стью ико­но­гра­фи­че­ско­го из­во­да Устюж­ско­го об­ра­за Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яв­ля­ет­ся изо­бра­жен­ный по­верх скла­док Ее ма­фо­рия об­раз во­пло­щен­но­го Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста.

  • Постоянная экспозиция

Великий Устюг – один из крупных центров древнерусского искусства. Понятие устюжской культуры – явление сложное. Это летописание и книжная культура, иконопись и художественные ремесла. Ни в одном из северных городов не было такого обилия летописей, как в Великом Устюге. Особого совершенства устюжские мастера достигли в иконописании, создав знаменитые «устюжские письма». Известен был Устюг и художественными промыслами: чернения по серебру, финифтяным и филигранным, кованого и просечного железа. В каждом виде устюжское искусство достигло очень высокого уровня. Были созданы местные стилевые традиции, выделяющие Устюг из других ведущих художественных центров.

В Музее древнерусского искусства широко представлены памятники устюжской иконописи XV–XVII веков, произведения Строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей. Доминанты экспозиции – выдающиеся произведения устюжского искусства – чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558) и резная Сень царских врат (ХVII в.), храмовая икона Успенского собора «Успение Богоматери» (1496) и поклонный резной белокаменный крест (1625), вытесанный мастером Мисаилом в память преставления небесного покровителя Устюга святого Прокопия Праведного, плащаница «Положение во гроб» ХV столетия, плащаницы ХVII в. – вклады именитых людей Строгановых в устюжские храмы.

Музей древнерусского искусства даёт возможность устюжанам и многочисленным гостям города открыть значение Великого Устюга как крупного культурного центра Русского Севера, прикоснуться к духовно-нравственным истокам русской культуры.

В церкви Вознесения работают выставки «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы» и «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура».

На выставке, посвященной особочтимым устюжским святым Прокопию и Иоанну, Христа ради юродивым, представлены произведения иконописи, лицевого шитья, черни по серебру XVII–XIX веков. Среди них такие известные устюжские памятники иконописи, как житийные иконы Прокопия Устюжского – вклад Никиты Строганова и Афанасия Гусельникова в Прокопьевский собор.

Выставка деревянной скульптуры дает возможность увидеть созданные устюжскими мастерами произведения мелкой пластики, резные фигуры предстоящих Богоматери и Марии Магдалины из композиции «Распятие с предстоящими» (сер. XVIII в.). Особое внимание привлекает Пиета – Оплакивание Христа (1805 г.). Живописными и пластическими художественными средствами создана сложная скульптурная композиция, изображающая момент прощания Богоматери с телом Сына, снятого с Креста Господа Иисуса Христа.

Возрастные ограничения 12+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *