В рабстве

Вопрос: Оправдывает ли Библия рабство?
Ответ: Существует тенденция рассматривать рабство, как пережиток истории. Тем не менее, около 12 млн. человек во всем мире находятся в рабстве сегодня: принудительный труд, секс-торговля и т.д. Те, кто был выкуплен из рабства греха, последователи Иисуса Христа, должны быть более всего заинтересованы в прекращении рабства в современном мире. Возникает вопрос: почему Библия не выступает решительно против рабства? Почему Библия, как кажется, поддерживает практику человеческого рабства?
На самом деле, Священное Писание конкретно не осуждает практику рабства. Оно даёт инструкции о том, как к рабам следует относиться (Второзаконие 15:12-15; Ефесянам 6:9; Колоссянам 4:1), но не запрещает этого вообще. Многие усматривают в этом допущение Библией всех форм рабства. Дело в том, что они не понимают, что рабство в библейские времена значительно отличалось от рабства, которое практиковалось в последние несколько столетий во многих частях мира. Рабство в Библии не основывалось исключительно на расе. Люди не были порабощены из-за их национальности или цвета кожи. В библейские времена рабство было в большей степени социальным статусом. Люди продавали себя в качестве рабов, когда не могли выплатить свои долги или содержать семью. В Новом Завете врачи, адвокаты и даже политики были рабами кого-то другого. Некоторые люди даже предпочитали быть рабами, чтобы все их потребности были удовлетворены их хозяином.
В последние несколько столетий рабство, зачастую, основывалось исключительно на цвете кожи. Чернокожие люди были рабами из-за их этнического происхождения – многие владельцы рабов действительно считали, что те являются низшими людьми. Библия определенно осуждает рабство на основе расы. Вспомните о рабстве евреев, когда они пребывали в Египте. Это было не по выбору, а потому, что они – евреи (Исход 13:14). Наказание, которое понесли египтяне, свидетельствует о том, как Бог рассматривает расовое рабство (Исход 7-11). Так что, да – Библия осуждает некоторые формы рабства. Ключевой вопрос заключается в том, что рабство в Библии ни в коей мере не похоже на рабство расовое, от которого страдает наш мир в последние несколько веков.
Кроме этого, как Ветхий, так и Новый Заветы осуждают практику кражи людей, которая имела место в Африке в XIX веке. Работорговцы отлавливали африканцев и продавали их, после чего они доставлялись в Новый Свет для работы на плантациях и фермах. Эта практика является мерзостью для Бога. Фактически, согласно закону Моисея, наказанием за такие действия была смерть: «Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти» (Исход 21:16). Точно так же, в Новом Завете работорговцы упомянуты среди «нечестивых и грешников» и отнесены к категории оскорбителей собственных родителей, убийц, прелюбодеев и извращенцев, а также обманщиков и клятвопреступников (1 Тимофею 1:8-10).
Еще один важный момент заключается в том, что целью Библии является указание пути к спасению, а не к реформированию общества. Библия часто подходит к вопросам изнутри. Если человек испытывает любовь, милость и благодать Божию, получая Его спасение – Бог возрождает его душу, изменяя его мысли и действия. Человек, который обрёл Божий дар спасения и свободу от рабства греха, будет понимать, что порабощать другого человека неправильно. Человек, который действительно испытал Божью благодать, в свою очередь будет милостив к окружающим. Это и является библейским методом прекращения рабства.

В Древней Греции было много сословий, но все же люди, по большому счету, отличались по признаку — раб или свободный гражданин. Раб жил в какой-нибудь хижине, мало кушал, много работал, бывал бит и вякнуть не смел ничего и ни по какому поводу. Однажды Древняя Греция вошла в состояние упадка и уступила лидирующие позиции Римской империи.

В Римской империи все пошло по новой. Красивые амфитеатры с колоннами строила халявная рабочая сила. Она же подносила фалернское вино и чесала пятки костяной палочкой. Жила в хижине, мало кушала, бывала бита и вякнуть не смела ничего и ни по какому поводу. Однажды Римская империя вошла в состояние живописного упадка и была завоевана варварами. Некоторые историки считают, что была завоевана именно потому, что у рабов не было мотивов биться с захватчиками.

Спору нет, крупные российские города (особенно Москва) в последнее время неплохо отстроились. О художественной ценности возводимых зданий говорить не будем, но выглядит богато. И колонн не меньше, чем в Древнем Риме. И строят их опять рабы. Они живут в вагончиках, мало кушают, много работают, бывают биты милицией и ничего вякнуть не смеют. Потому что в тех местах, откуда они приехали (имеется в виду не только Средняя Азия, но и маленькие российские поселки), работы нет. И на их место найдется куча других желающих в рабство.

Они действительно страшно живут, спят вповалку и выходят на мороз и ветер даже с воспалением легких. У них нет регистрации, и поэтому чаще всего они живут там же, где строят. Там же варят себе бурду в котле. Иногда их вагончики горят, как в ночь на минувший четверг. Они приехали, чтобы поправить материальное положение своих семей, но их семьи остались без кормильцев.

Что характерно: стоимость того, что они делают, растет с такой скоростью, что просто даже неизвестно, кто это в силах купить… Хотя, конечно, если растет, то, значит, спрос есть… Только это никак не отражается на условиях труда строителей.

Конечно, можно отогнать журналистов и забрать у них камеры, как это сделала милиция в Павшинской пойме. Как будто если нет «картинки», то нет и проблемы. И никто о ней не узнает.

Если набирать на стройку не рабов, а людей, имеющих профессию и выбор по ее применению, то придется совершенно по-другому выстраивать технологический процесс. Сверхприбыли может не получиться, зато и новые дома перестанут сыпаться еще до начала эксплуатации. Сделанное руками рабов так же хрупко, как Римская империя. И по той же самой причине. Мотивация слабая. Риск высокий. Я не знаю, сколько еще народа должно сгореть, чтобы дошло.

Точка зрения Библии

Оправдывает ли Библия рабство?

ОДНА из основополагающих библейских заповедей — любить ближних. В то же время любовь абсолютно не совместима с жестокостью и угнетением. Вот почему некоторые недоумевают, встречая в Библии упоминание о рабстве.

В древности Бог разрешал своему народу иметь рабов (Бытие 14:14, 15). Даже во времена апостолов среди христиан были как рабовладельцы, так и рабы (Филимону 15, 16). Означает ли это, что Библия оправдывает жестокую систему рабства?

Общественные устои против библейских принципов

Ко времени написания первых книг Библии в человеческом обществе уже сложились свои социальные и экономические устои, которые нередко шли вразрез с Божьими принципами. И хотя Бог в своем Законе прямо осудил некоторые обычаи, существование других, например рабства, он все же допускал.

Относительно социального устройства древнего народа Израиль в одной энциклопедии отмечается: «Он должен был стать братством, где в идеале нет бедных и нет эксплуатации вдов, бездомных и сирот» (The International Standard Bible Encyclopedia). Итак, Бог не просто позволял существовать уже сложившимся общественным и экономическим устоям; с помощью своего Закона он их регулировал, защищая права и интересы рабов. Согласно Божьему Закону, обращаться с рабами нужно было с милосердием и добротой.

Рабство в библейские времена

Давайте рассмотрим некоторые аспекты Закона, данного через Моисея.

● Похищение и продажа людей наказывались смертью (Исход 21:16). Если кто-то в народе Бога попадал в затруднительное экономическое положение, например неправильно распорядившись своими средствами, то он мог продать себя в рабство и таким образом выплатить долг. В некоторых случаях раб зарабатывал достаточно денег, чтобы впоследствии выкупить самого себя (Левит 25:47—52).

● Рабство, о котором шла речь в Божьем Законе, не имело ничего общего с жестокой эксплуатацией, существовавшей на протяжении веков во многих странах. В Левите 25:39, 40 сказано: «Если твой брат, живущий рядом с тобой, обеднеет и продаст себя тебе, то не заставляй его работать как обычного раба. Пусть он будет у тебя как наемный работник, как поселенец». Так данный закон был проявлением заботы о самых неимущих в Израиле.

● Если же израильтянин оказывался виновным в воровстве и был неспособен возместить нанесенный ущерб, как того требовал Закон, то его тоже могли продать в рабство (Исход 22:3). Отработав и вернув свой долг, он снова становился свободным.

● Закон, который Бог дал народу Израиль, запрещал бесчеловечную, жестокую эксплуатацию рабского труда. Хозяевам разрешалось наказывать своих рабов, но в меру, без излишней суровости. В случае если раб погибал от руки своего хозяина, последнего ждало возмездие (Исход 21:20). Если же рабу было нанесено физическое повреждение, например был выбит глаз или зуб, его надлежало освободить (Исход 21:26, 27).

● Израильтянин мог оставаться рабом самое большее шесть лет (Исход 21:2). На седьмом году рабов из евреев ждало освобождение. Согласно Моисееву закону, каждые 50 лет свободу получали все рабы-израильтяне, независимо от срока своей службы (Левит 25:40, 41).

● Освободив раба, хозяин должен был щедро вознаградить его за труд. Во Второзаконии 15:13, 14 сказано: «Отпуская его на свободу, не отправляй его с пустыми руками. Обязательно дай ему что-нибудь из твоего стада, с твоего гумна и из твоей давильни для масла и вина».

Позднее, во времена Христа и его апостолов, рабство было неотъемлемой частью жизни в Римской империи. Поэтому среди тех, кто откликнулся на благую весть и стал последователем Христа, были как рабы, так и рабовладельцы. Ни сам Иисус, ни его апостолы не проповедовали так называемое евангелие социального освобождения. Их цель состояла не в том, чтобы преобразовать существовавшую тогда социальную систему. Скорее, и рабам, и рабовладельцам напоминалось, что, будучи духовными братьями, они должны проявлять друг к другу христианскую любовь (Колоссянам 4:1; 1 Тимофею 6:2).

Конец рабству

Вопрос рабства, как и любой другой вопрос, касающийся Библии, следует всегда рассматривать в контексте повествования. Тщательное исследование Священного Писания показывает, что Бог глубоко скорбит, видя на земле угнетение и несправедливость.

Кроме того, становится ясно, что рабство, существовавшее в народе Бога в библейские времена, не имеет ничего общего с грубой, жестокой эксплуатацией. В Библии говорится, что в свое время Бог избавит людей от всякого рода рабства. И тогда наконец все человечество насладится истинной свободой! (Исаия 65:21, 22).

ЗАДУМЫВАЛИСЬ ЛИ ВЫ?

● Оправдывает ли Библия жестокое обращение с рабами? (Левит 25:39, 40).

● Как христиане должны были относиться к рабам? (Колоссянам 4:1).

Бог глубоко скорбит, видя на земле угнетение и несправедливость

З уроків історії нам відомо, що раб – це той, кого женуть батогом на роботу, погано годують і в будь-який момент можуть убити. На жаль, рабство є і в сучасному світі.

Виникнувши в античні часи, найбільшого розвитку і поширення торгівля людьми набула в рабовласницьку епоху, коли рабство та пов’язана з ним работоргівля були офіційною політикою багатьох країн. Період найбільшого розвитку работоргівлі припадає на XVIII ст. та перші дві третини XIX ст.

За часів традиційного рабства одним людям надавалося право власності над іншими. Раб тоді розглядався особистим майном власника, його можна було купувати й продавати як товар. Зазвичай статус раба передавався дітям рабів. Хоча традиційне рабство домінувало в багатьох суспільствах минулого, на сьогодні цей вид рабства формально заборонений й зустрічається нечасто. Навіть там, де таке рабство збереглося, легальна система будь-якого міжнародно визнаного уряду не підтримує його.

На початку XX ст. рабство в його класичному вигляді поступово почало зникати, модифікуючись у звичаї та інститути, подібні до нього за своєю суттю.

Боргове рабство виникає, коли людина зобов’язана працювати на іншу людину, щоб відробити борг (зазвичай, кошти, витрачені на «купівлю» та утримання людини). Проте термін такого рабства й послуги, що їх повинен надавати боржник, можуть буди невизначеними…

Закріпачення, тобто статус або становище орендаря, який в силу закону, звичаю чи угоди змушений жити і працювати на землі, що належить іншій особі, і виконувати певну роботу для такої іншої особи за винагороду або без такої, і не може змінити цей свій стан.

Використання в сексуальних цілях, примусова праця та жебрацтво — це ситуація, в якій жертви змушені працювати проти їхньої власної волі, під погрозою насильства або інших форм покарання, їхня свобода обмежена і на ступінь володіння власністю здійснюється тиск.

Будь-який інститут чи звичай, в силу якого:

а) жінку обіцяють видати або видають заміж, без права відмови з її боку, її батьки, опікун, сім’я чи будь-яка інша особа або група осіб за винагороду грішми чи натурою;

б) дитина або підліток молодше 16 років передається одним або обома своїми батьками чи своїм опікуном іншій особі за винагороду або без такої, з метою експлуатації цієї дитини чи підлітка.

Вилучення органів людини чи проведення дослідів над людиною без її згоди — вилучення з організму людини певного органу чи незаконне проведення медико-біологічних, психологічних або інших дослідів над людиною, що створює небезпеку для її життя чи здоров’я без згоди самої особи або за її згодою, досягнутою шляхом використання злочинних засобів впливу на неї.

Торгівля людьми у сексуальних цілях та жебрацтві здебільшого стосується жінок та дітей, чоловіків – примусова фізична праця, втягнення у злочинну діяльність чи збройні конфлікти. Жертви торгівлі людьми майже завжди утримуються в рабських умовах, оскільки це фінансово вигідніше для злочинців. У пастку торгівців людьми може потрапити будь-яка людина, незалежно від статусу, освіти, статі, віку тощо…

Торгівля людьми є третім за прибутковістю видом злочинної діяльності, після продажу зброї та наркотиків, у XXI столітті, коли здавалося б світ цивілізований і бути такого не може…

З метою привернення уваги до даної проблеми, у 2013 році Генеральна Асамблея провела зустріч на високому рівні для оцінки ходу здійснення Глобального плану дій. Держави-члени також прийняли резолюцію A / RES / 68/192, проголосивши 30 липня Всесвітнім днем боротьби з торгівлею людьми.

18 жовтня, – Європейський день боротьби з торгівлею людьми, який започаткований Європарламентом у 2007 році як день консолідації діяльності з підвищення рівня обізнаності щодо феномену торгівлі людьми, – особливо жінками та дітьми, – небайдужості громадськості до цього явища та візуалізації проблеми на глобальному рівні.

Міжнародний день боротьби за скасування рабства відзначається щорічно 2 грудня, відповідно до рішення Генеральної Асамблеї ООН A/RES/317(IV). Дата обрана не випадково, саме 2 грудня 1949 року Генеральна Асамблея ООН прийняла Конвенцію про боротьбу з торгівлею людьми і з експлуатацією проституції третіми особами.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *