Валаамский мужской хор

Постовые песнопения

В черном вся церковь.
В ее полумраке
Плачем напевы звучат постовые.
Каются, молятся души живые,
Души, живущие в горе и мраке
Н. Максимова

Великий пост… Как дорого это время для души каждого пра­вославного христианина. Человек, живущий церковной жизнью, вос­принимает эти дни как некий глоток целительной влаги, и, как «олень прибегает на источники водные», так и душа рвется испить из неисчер­паемого источника милосердия Божьего, изливающегося на тех, кто принесет истинные плоды поста. Ведь одно, когда человек сам сокрушается о своих грехах, старается испра­виться, и другое, когда вся Церковь Православная «едиными усты и единым сердцем» возносит покаян­ные слезные молитвы ко Господу, просит помощи в исправлении от злых дел и укреплении в доброде­телях. Как любящая мать Св. Церковь в богослужебных текстах и песнопе­ниях Четыредесятницы преподает все средства к несению великопо­стного подвига, указывает на мно­гочисленные примеры покаяния и исправление, предостерегает от возможных падений и ошибок.
Великопостное богослужение и в своем внешнем образе побуждает к посту и покаянию: в седмичные дни не совершается полной Литургии – самого торжественного и празд­ничного богослужения, вводится обилие чтений, большею частью Ветхозаветных Писаний, особенно Псалтырь. Пение почти прекра­щается, и тем выразительнее звучат великопостные песнопения, прони­кающие до самой глубины души своею строгостью, выдержанностью мелодий, соответствующих постовому настрою.
В составлении этих песнопений потрудились знаменитые святые отцы и учителя Церкви: преп. Федор и Иосиф Студиты, св. Анатолий, Патриарх Константинопольский, Козьма, Епископ Майумский, Андрей, Архиепископ Критский и много других песнотворцев.
Пожалуй, не найдется кого-либо из композиторов духовной музыки, обошедших вниманием песнопения Великого поста. Для многих людей уже привычным стало «Покаяния отверзи…» А.П. Веделя, хорошо известно «Ныне Силы Небесныя» Львовского, ирмосы Великого канона св. Андрея Критского, «Да исправится молитва моя» Д.С. Бортнянского. Знакомы верующим творения других авторов: Бекаревича, Турчанинова, Львова, Глинки, Чайковского, Лома­кина, Виноградова, Лапаева, Крупицкого.

Простые распевные мелодии, сложившиеся на протяжении много­векового песнотворческого опыта, своею незамысловатостью могут подействовать на человека гораздо больше, чем многие авторские шедевры.
Богослужения Св. Четыредеся­тницы начинаются с вечерни недели сыропустной, в просторечии называ­емой Прощеным воскресением. Здесь происходит переход от обычного пения, исполняемого до «Сподоби, Господи», к постовому. Во время обряда прощения принято петь в ряду других покаянных песнопений и «Покаяния отверзи ми двери» – стихиры, которые, подобно теплым солнечным лучам в студеном фев­рале, предвозвещающим скорый приход весны, уже за 4 воскресенья до наступления поста согревают окаменелые от греховного холода души. Они исполняются на воскре­сных утренях до пятой недели поста.Только в спасительные велико­постные дни можно услышать песнопения литургии Преждеосвященных Даров, соединенной с вечерней. Как трогательно доносится пение избранных стихов 140 Псалма, когда по обычаю один или трое певцов, став перед Царскими Вратами за амвоном, исполняют 4 стиха, между которыми хор постоянно вторит: «Да исправится молитва моя…» Преклонив колени, верующие внимают этой молитве, вознося свое сердце и ум, как легкий дым кадила, к престолу Вседержителя.
В течение Великого поста посто­янно звучат тропари, стихиры и каноны Постной Триоди, которые с простотой и задушевностью ведут молящихся по лествице восхождения от первого дня поста до последнего. Последние, завершающие пост великосубботние песни уже слива­ются с началом торжественных пасхальных песнопений.
Своею трогательностью велико­постные песнопения потрясают, умиляют и смягчают даже самые черствые сердца, делая их спосо­бными воспринять конечную цель поста – радость Христова Воскре­сения.

Материал подготовили воспитанницы регентской школы при ВПДС Тимофеева Л., Попова В.


Мужской вокальный ансамбль «Валаам» создан в 1993 г. при Спасо-Преображенском Валаамском монастыре из числа певчих Санкт-Петербургского подворья монастыря. Руководитель ансамбля и регент клиросного хора подворья — Михаил Рузанов, выпускник Хорового училища им. М.И. Глинки (1986) и Ленинградской консерватории (1991). Первоначальной задачей ансамбля было знакомить многочисленных паломников и туристов, посещающих остров Валаам, с традицией монастырского пения. Богослужения в Валаамской обители совершаются по Иерусалимскому уставу, без сокращений, постепенно вошедших в практику в приходских храмах. Древние монастырские распевы, звучащие во время этих Богослужений, придают им особую размеренность и умиротворенность, которые производят глубокое впечатление на молящихся, невольно заставляя их вознестись умом над мирской суетой, к упоению Боговдохновенными словами молитв. Такие же песнопения преобладают и в программах концертных выступлений ансамбля «Валаам», проходящих уже более десяти лет не только на самом Валааме, но и далеко за его пределами. Репертуар нашего коллектива не претендует на всеохватность. Главным своим делом мы по-прежнему считаем сохранить и раскрыть для слушателей бесценные сокровища старинных распевов: знаменного, греческого, болгарского, сербского, киевского и других. Кроме того, в репертуар ансамбля входят лучшие образцы русской духовной музыки XVIII-XX столетий и народные песни.
________________________________
Год выпуска: 2009
Формат: MP3
Продолжительность: 01:13:33
Битрейт аудио: 320 kbps
Размер: 168 Mb
Содержание:
1. Не для меня (казачий романс). Соло: О. Палкин
2. Не жалею, не зову, не плачу (муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина). Соло: А. Бордак
3. Легенда о двенадцати разбойниках. Соло: М. Круглов, В. Миллер
4. Монастырь (сл. и муз. В. Волкова). Соло: В. Целебровский
5. Любо, братцы, любо
6. Эй, донцы-молодцы. Соло: В. Целебровский
7. Черный ворон
8. Песня старого Бурша (ария из оперы «Ася», муз. М. Ипполитов-Иванов). Соло: М. Круглов
9. Вечерний звон. Соло: Д. Попов
10. Веники
11. Выхожу один я на дорогу (муз. Е. Шашина, сл. М. Лермонтова). Соло: А. Бордак
12. Вечер на рейде (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина). Соло: В. Целебровский. Баян: А. Корбаков
13. Как-то ранним утром. Соло: А. Бордак
14. На сопках Маньчжурии (сл. и муз. И. Шатрова). Соло: Д. Попов
15. Колокольный звон (сл. и муз. иером. Романа (Матюшина)). Соло: Е. Семенков, О. Палкин
16. Ах ты, степь широкая
17. Барыня
18. Смуглянка (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова). Соло: А. Бордак, О. Палкин. Баян: А. Корбаков
19. Однозвучно гремит колокольчик. Соло: Д. Попов
20. Распрягайте, хлопцы, коней. Баян: А. Корбаков
21. Конь (муз. И. Матвиенко, сл. Д. Шаганова). Соло: О. Палкин
Скачать для ознакомления: А лампады горят
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

За свою более чем 1000-летнюю историю Валаамский монастырь пережил множество как духовных, так и материальных взлётов и падений.
Наиболее значимые из них, произошедшие в XX-XXI вв., это: полная эвакуация обители с Валаамского архипелага в глубь Финляндии во время советско-финской войны 1939-40 гг.; наступившее за этим разорение и забвение монастыря на многие десятилетия; возвращение монастыря Русской Православной Церкви и начало её духовного возрождения и реставрации в декабре 1989 г.; окончание реставрации и освящение Святейшим Патриархом Алексием II главной Валаамской святыни – Спасо-Преображенского собора – в августе 2005 г. В связи с этим событием по благословению игумена Валаамской обители, епископа Троицкого Панкратия был организован Праздничный мужской хор монастыря.
В состав хора вошли профессиональные музыканты из С.-Петербурга, выпускники Хорового училища при Государственной академической Капелле им. М. И. Глинки и С.-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, дипломированные дирижёры и вокалисты, ведущие певцы вокальных, хоровых коллективов и музыкальных театров С.-Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *