Великое в малом

  • Главная
  • Программы
  • Большая наука. Великое в малом

Большая наука. Великое в малом | Программы | ОТР

Закономерности природных процессов и загадки микромира

2017-09-13T19:22:00+03:00Инвазия чужеродных видовПроблемы энергосбереженияФизика на Большом адронном коллайдереВызовы цифровой эпохиТяжелые элементарные частицыФизика полимеров Радиация и клетка. Роль ядерной физики в медицине Углерод Математика Энергосбережение

В цикле передач на канале ОТР «Большая наука. Великое в малом» гости и ведущие обсуждают современные представления о Вселенной и последние выдвинутые гипотезы. В рамках программы освещаются грандиозные открытия и изобретения великих людей прошлого. Рассматриваются закономерности природных процессов и загадки микромира. В качестве ведущих и гостей выступают эксперты и ученые из разных отраслей.

Программа «Большая наука. Великое в малом» позволяет отделить истинные знания от лженаучных. Информация представляется в интересной и доступной для зрителей форме. Цикл передач поможет в познании себя и человечества в целом, изучении популярных сегодня теорий и гипотез, знакомстве с великими достижениями и открытиями в науке и технике.

Смотрите все выпуски научно-популярных передач на канале ОТР, и Вы получите ответы на многие интересующие Вас вопросы.

Ведущие: доктор физико-математических наук Всеволод Твердислов и член-корреспондент РАН Дмитрий Горбунов.

Сергей Александрович Нилус в кабинете.

По благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского

МИХЕЯ

В офорилении использован фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Триумф Смерти»

Вместо предисловия

«Диалог в аду» и «Протоколы сионских мудрецов»

Когда русский текст «Протоколов сионских мудрецов», под редакцией Нилуса, появился в 1908 году в России, он произвел в известной части русского общества потрясающее впечатление. Надо представить себе психологический климат той эпохи. Российская государственность с трудом вставала из разрухи, вызванной первой революцией, но наряду с реформистскими силами, возрождались и реакционные течения. Среди последних мысль о мировом сионистском заговоре встретила мощный отзвук. Разгорались страсти.

Отец мой, бывший тогда главой правительства, назначил комиссию по расследованию дела о происхождении «Протоколов». Комиссия эта – надо отдать ей должное – работала добросовестно. Искать исходную точку дела пришлось не в Петербурге, а в Париже. По заключениям, представленным комиссией, «Протоколы» появились в рукописи на французском языке в 1897 или 1898 году в парижских кругах, в которых господствовал антисемитизм. Следует напомнить, что это было время «дела Дрейфуса».

Несколько позднее французский текст «Протоколов» попал в руки опытного и не очень брезгливого русского полицейского офицера Рачковского, который решил использовать рукопись как оружие политической борьбы.

Где был составлен русский переводный текст «Протоколов», еще в Париже или уже в России, установить оказалось невозможным. Известно лишь, что этот материал был передан наивному и благочестивому человеку – Нилусу, который и представил его русскому читателю.

Следует подчеркнуть, что комиссия весьма строго осудила полковника Рачковского, но пришла к заключению, что Нилус действовал вполне добросовестно, будучи введен в заблуждение недобросовестными комбинаторами. Интересно отметить, что к тем же заключениям пришли и в наши дни почти все исследователи этого дела, в том числе и еврейские. Несколько фанатичную, но чистую фигуру Нилуса никто не чернит. Один из исследователей этого дела – Анри Роллен – дает к материалам Императорской следственной комиссии следующее дополнение: «Протоколы» были составлены в Париже кем-то из интимных друзей небезызвестной Джульетты Адам, быть может, директором газеты «Голуа» Эли де Цион.

К сожалению текста заключения комиссии у нас не имеется – он хранится в государственных архивах в СССР. Есть только сведения об этом документе во французских архивах того времени.

Надо полагать, однако, что данные, собранные комиссией, были весьма вескими. Когда мой отец поехал с докладом по этому делу к императору Николаю II и сообщил, что на основании заключений комиссии намерен запретить распространение «Протоколов» в России, монарх был потрясен. Быть может, он верил в существование мирового еврейского заговора или допускал его возможность. Но методы, примененные Рачковским, глубоко возмутили его рыцарскую натуру. Он одобрил доклад моего отца, содержащий запрет «Протоколов», осудив применение «порочных методов». Категорическая позиция, занятая моим отцом, и запрет государя не полностью обезоружили реакционный лагерь. Некоторые люди, в том числе и вполне добросовестные, продолжали отстаивать подлинность «Протоколов». Текст передавался из рук в руки, но дело заглохло. В царской России широкого распространения «Протоколы» не получили.

Как известно, дело изменилось коренным образом в двадцатых годах, когда после первой мировой войны «Протоколы» были выпущены массовым тиражом и распространены во всей Западной Европе и за океанами. Текстом этим воспользовался Гитлер в своей расистской политике, приведшей к геноциду.

На этом кровавом эпилоге можно было бы поставить точку, но дело обернулось иначе. В 1921 году в Константинополе корреспондентом английской газеты «Таймс» был некий Грэвс. Среди обширного круга его друзей было несколько русских эмигрантов. Один из них, остро нуждавшийся в деньгах, продал Грэвсу все свои книги, вывезенные из Крыма. И вот, к своему величайшему изумлению, английский журналист обнаружил среди приобретенного им добра маленький затрепанный французский томик. Первые страницы были вырваны, но на корешке можно было прочесть имя автора – Жоли.

При первом, даже беглом, чтении Грэвс был поражен сходством этого произведения с «Протоколами сионских мудрецов». Вернувшись в Лондон, Грэвс без особого труда нашел в Британском музее тот же томик, но оставшийся в полной сохранности. Томик вышел из печати 15 октября 1864 г. в Брюсселе. Имя автора – Морис Жоли. Название книги – «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье».

Сопоставляя этот труд с «Протоколами», Грэвс убедился, что фальсификаторы присвоили себе целые страницы из книги Жоли и, логически соединив их друг с другом, составили текст, разоблачающий мировой еврейский заговор. По причинам, о которых будет дальше речь, фальсификаторы были уверены, что их мошенничество никогда никем не будет обнаружено.

О своем сенсационном открытии Грэвс написал несколько статей в «Таймсе». Но взялся о за дело не особенно рьяно, и весть о его находке вскоре заглохла.

Широкое употребление «Протоколов» гитлеровскими властями и кровавые последствия, которые были с этим связаны, снова оживили дело разоблачения фальшивки. Начиная с 1946 года, идя по стопам Грэвса, за это дело взялись французские исследователи. «Диалог в аду» был заново выпущен в Париже (последнее издание в1968 г., под руководством Раймона Арона).

Размеры статьи не позволяют привести развернутое сопоставление обоих текстов, но сравнить несколько отрывков интересно.

Диалог II (стр. 15–17)

Монтескье: В ваших устах лишь два слова: сила и лукавство… Если вы возведете насилие в принцип, лукавство в правило управления, то кодекс тирании будет лишь кодексом звериным… Согласно вашему принципу добро может проистечь из зла.

Диалог XII (стр. 139–140)

… Как у бога Вишну, у моей печати будет сто рук, и эти руки будут соприкасаться со всеми оттенками общественного мнения на всей территории страны…

Диалог VII (стр. 75–76)

… Я установлю огромные финансовые монополии, резервуары общественного достояния, от которых судьба частных капиталов будет зависеть в такой тесной мере, что на следующий же день после той или иной политической катастрофы они будут поглощены вместе с государственным кредитом.

Протокол I (стр. 2–8)

Наш лозунг это: сила и лицемерие… Насилие должно стать принципом, лицемерие – правилом тех правительств, которые не хотят передать свой венец агентам иной силы… Зло является единственным способом прийти к цели: к добру.

Протокол XII (стр. 78–83)

У них будет, как у индийского бога Вишну, сто рук… которые поведут общественное мнение в том направлении, которое будет соответствовать нашим целям.

Протокол VI (стр. 42–44)

Вскоре мы установим огромные монополии, резервуары колоссальных богатств. Даже большие состояния христиан будут зависеть от них в такой степени, что поглотят их вместе с государственным кредитом на следующий же день после той или иной политической катастрофы.

Нельзя не упомянуть о том, кто был этот, никому не известный Морис Жоли и что именно побудило его написать книгу, принесшую ему посмертную известность. Это был (родившийся в 1829 г.) адвокат и полемист. Талантливый, желчный, взбалмошный, он сумел навлечь на себя неприязнь со стороны, как правого, так и левого лагеря. Из-за нескольких написанных им полемических книг, ему пришлось судиться, сидеть в тюрьме, драться на дуэли. В 1864 году в Брюсселе он опубликовал свой «Диалог в аду». Таким образом, Жоли – праотец политической фантастики, свойственной в наши дни авторам подпольной литературы. В своей загробной беседе с ошеломленным Монтескье Макиавелли вскрывает подноготную авторитарного строя, представителем которого в те времена был Наполеон III. Изобличение, надо сказать, очень сильное. Производит оно тем большее впечатление, что злоупотребления властью, приписываемые Наполеону III, весьма свойственны ряду диктаторов наших дней.

Никем не признанный, нелюбимый и отвергнутый Морис Жоли пустил себе пулю в лоб 17 июля 1877 г. От его литературного творчества не осталось и следа. Напечатанный в Брюсселе тираж «Диалога в аду» был полностью скуплен и уничтожен агентами правительства Наполеона III. Каким способом уцелел и оказался затем в России тот экземпляр, который позднее был куплен в Константинополе англичанином Грэвсом? Быть может, этот экземпляр увез с собой в Россию, вместе с апокрифической рукописью, полковник Рачковский? Эта маленькая загадка уже никогда не выясниться.

Что же надлежит сказать в заключение? Что «Протоколы» – апокриф, было давно известно. Но те, кто состряпал столь нашумевшую фальшивку о мировом еврейском заговоре, оказали врагам еврейства плохую услугу. Не антисемитами используются сегодня «Протоколы». Они, наоборот, стали документом в борьбе с антисемитизмом. Это показывает еще раз, сколь опасно строить политику на лжи, как это делают, например, в наши дни тоталитарные властители в СССР. Ложь нередко обращается бумерангом против ее авторов.

Хочется еще добавить кое-что о «Диалоге в аду», уже в отрыве от «Протоколов». Ярый враг коммунистов того раннего периода и автор статей против ранних коммун, Морис Жоли был своего рода пророком. Он не только заклеймил в своей книге сравнительно безобидный авторитарный строй Наполеона III, но и предсказал, что ожидает человечество на страшном пути, ведущем к тоталитаризму. Жоли почуял на полстолетия вперед, каков будет наш мир в XX веке:

«Оскудение идей и революционные встряски породили холодные и разочарованные общественные формации, равнодушные как к политике, так и к религии, у которых единственным стимулом является материальное наслаждение и которые ищут лишь свою личную выгоду и поклоняются лишь золоту…» (Диалог IV, стр. 39).

«Эти общественные формации, – настоящие гиганты на глиняных ногах, – могут, на мой взгляд, искать спасения лишь в доведенной до предела централизации, предоставляющей все общественные силы в распоряжение властвующих… в создании обширной системы законодательства, отнимающей в мельчайших деталях все свободы, которые ранее были необдуманно даны, в организации, наконец, гигантского деспотизма, способного ударять немедленно и в любой час по всему тому, что сопротивляется, по всему тому, что недовольно» (Диалог IV, стр. 40).

Аркадий Столыпин.

(Журнал «Посев» № 11, ноябрь 1999 г.).

Сергей Александрович Нилус, выдающийся православный бытописатель, ревнитель православного жизнетворчества. Первый открыл и напечатал «Протоколы сионских мудрецов», вокруг которых и доныне не стихают страсти у православных поборников восстановления монархии. Однако не «Протоколами» Нилус снискал всемирную славу, а книгой «Великое в малом» — живым свидетельством мистического опыта преподобного Серафима Саровского. Откровения преподобного Серафима о стяжании Святого Духа как единственной цели христианской жизни оказали плодотворное духовное влияние на таких столпов русской религиозной мысли, как Флоренский, Бердяев, Лосский, и благотворно сказались на возрождении русского религиозного самосознания. В первый том вошли книга «Великое в малом» и малоизвестные произведения разных лет.-Примечание: Малоизвестных произведений разных лет в MP3 нет.-
Содержание
01. Предисловие к первому изданию
02. Предисловие ко второму изданию
03. Предисловие к третьему изданию
04. Глава 1. О том, как православный был обращен в православную веру
05. Глава 2. Одно из современных чудес Преподобного Сергия
06. Глава 3. Поездка в Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский женский монастырь
07. Глава 4. Служка Божией Матери и Серафимов (Симбирский совестный судья Николай Александрович Мотовилов)
08. Глава 5. Дух Божий явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым (Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова)
09. Глава 6. Отец Серафим и суд над убийцей (Из воспоминаний товарища прокурора-лютеранина)
10. Глава 7. Эпизод из жизни старца Оптиной Пустыни, иеросхимонаха отца Амвросия
11. Глава 8. Отец Егор Чекряковский
12. Глава 9. Одна из тайн Божияго Домостроительства. Святая Русь. Искатель града невидимого. Иеромонах Скита Оптиной Пустыни отец Даниил (Болотов)
13. Глава 10. Небесные обители
14. Глава 11. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле!
Об авторе
Сергей Александрович Нилус — русский мыслитель, духовный писатель и общественный деятель. По воспоминаниям современника, «Нилус был человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Вера его была непоколебима».
Родился Нилус в небогатой помещичьей семье, в Москве. По окончании гимназии и университета нес службу чиновника, по выходе в отставку хозяйствовал в деревне. Здесь и зародилось у него стремление попробовать себя в духовном творчестве, которое окрепло и утвердилось после встречи со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Основной темой творчества Нилуса стали апокалиптические события грядущего времени. Свою первую большую книгу, изданную в 1903 году, он назвал «Великое в малом». Она раскрывает духовную биографию и историю пути Нилуса к Богу, включает в себя интереснейший материал, связанный с житием преподобного Серафима Саровского, а также ряд очерков, где выражены предчувствия автора о грозных событиях, надвигающихся на Россию.
Автор на треккереПрочитано по http://www.ozon.ru/context/detail/id/7264527

Mabuhay! Приветствую вас от имени прекрасного народа Филиппин.

Интересно, что один из древнейших и глубочайших вопросов, прозвучавших в истории этой Земли, был задан Каином в ответ на вопрос Бога вскоре после убийства его брата Авеля. «Разве я сторож брату моему?”1Тем, кто стремится выполнять волю Господа, стоит серьезно задуматься над этим вопросом. Один из ответов находится в учениях Алмы:

«И, так как вы желаете войти в стадо Божие и называться Его народом, и готовы нести бремя друг друга, чтобы уменьшить тяжесть его;

Да, и готовы горевать с горюющими, да, и утешать нуждающихся в утешении”2.

На нас, учениках Господа Иисуса Христа, лежит ответственность заботиться о наших братьях и сестрах и служить им. Рассказывая притчу о добром Самарянине, Иисус Христос не только дал отпор Своим противникам, но также преподал важный урок всем, кто стремится следовать за Ним. Мы должны расширять круг своего влияния. Наше служение ближним не должно зависеть от расы, цвета кожи, положения в обществе или степени родства. В конце концов, заповедь, гласящая: «Помогай слабым, поднимай опустившиеся руки и укрепляй ослабевшие колени”3, давалась без всяких оговорок.

Многие считают, что действенное служение подразумевает тщательное планирование и организацию какого-то комитета. Хотя многие из этих достойных проектов полезны, большая часть служения, в котором сегодня нуждается наш мир, связана с постоянным, ежедневным общением друг с другом. Как правило, такие возможности для служения можно найти в стенах своего дома, где-то по соседству или в приходе.

Следующий совет, данный коварным Баламутом своему племяннику Гнусику в притчах К. С. Льюиса»Письма Баламута”,описывает тяжелую болезнь, поразившую многих из нас: «Как бы ты ни действовал, в душе твоего пациента всегда есть и доброе, и злое. Главное – направлять его злобу на непосредственных ближних, которых он видит ежедневно, а доброту переместить на периферию так, чтобы он думал, что испытывает ее к тем, кого вообще не знает. Тогда злоба станет вполне реальной, а доброта мнимой”4.

Слова из любимого гимна предлагают нам совершенное лекарство:

Тому стало легче ль ношу нести,

Кто бремя со мной разделил?

Помогал ли я слабым на трудном пути,

Смог ли дать утомленному сил?

Трудись, а не только мечтай.

Пусть в труд воплотятся мечты.

Если с радостью, смело возьмешься за дело,

В нем благословлен будешь ты5.

Далее я хотел бы рассказать о событиях, свидетелем которых мне посчастливилось стать. Они показали мне, как простые дела служения помогают нам и тем, на кого нам позволено оказывать влияние. Наш Небесный Отец приводит людей с любящим сердцем на важные перекрестки нашей жизни, чтобы нам не пришлось бродить во тьме в одиночку. Эти мужчины и женщины помогают нам своим примером с огромным терпением и любовью. Я знаю это по собственному опыту.

Мне вспоминается один особенно важный перекресток – решение поехать на миссию полного дня. Я стоял на этом перекрестке очень, очень долго. Когда я мучительно пытался решить, какую дорогу избрать, моя семья, друзья и руководители священства подали мне руку помощи. Они подбадривали и поддерживали меня, а также постоянно молились за меня. Моя сестра, служившая тогда на миссии, регулярно писала мне письма и не теряла надежды.

Даже до сего дня я чувствую, что меня словно несут на руках добродетельные мужчины и женщины. Думаю, мы все это чувствуем. В некоторой степени все мы зависим друг от друга в наших стараниях вернуться в свой Небесный дом.

Делиться Евангельским посланием – это один из лучших способов служения людям, не принадлежащим к нашей Церкви. Я хочу поделиться своими детскими воспоминаниями о человеке, которого назову дядя Фред.

Когда мне было шесть лет, дядя Фред был для меня просто кошмаром. Он жил по соседству и всегда был пьян. Одним из его любимых развлечений было швыряться камнями в наш дом.

Поскольку моя мама отлично готовила, не состоящие в браке взрослые из нашего небольшого прихода часто бывали у нас в гостях. Однажды, когда дядя Фред был трезв, они познакомились с ним и пригласили к нам домой. Такой поворот событий ужасно меня напугал. Теперь этот человек оказался в нашем доме! Так было несколько раз, пока им не удалось убедить дядю Фреда прослушать уроки миссионеров. Он принял Евангелие и крестился. Он служил на миссии полного дня, вернулся с честью, продолжил свое образование и заключил брак в храме. Сейчас он праведный муж, отец и руководитель священства. Глядя на дядю Фреда сегодня, никто бы не поверил, что когда-то он снился в кошмарах шестилетнему мальчику. Давайте же всегда будем восприимчивы к возможностям поделиться Евангелием.

Моя мама подавала прекрасный пример того, как помогать людям, подбадривая их. Она преподала нам много важных уроков. Одним из уроков, сильнее всего повлиявших на мою жизнь, было ее желание помочь всем, кто бывал у нас в доме. Меня изводило то, что многим из них она отдавала наши продукты, одежду и даже деньги. Поскольку я был мал, а мы были бедны, мне это совсем не нравилось. Как она могла отдавать что-то другим, когда нам самим не хватало? Разве не правильно было обеспечить сначала наши потребности? Разве мы не заслуживали более удобной жизни?

Не один год искал я ответы на эти вопросы. Гораздо позже я, наконец, понял, чему учила меня мама. Даже борясь со страшной болезнью, она не переставала помогать нуждающимся.

«А потому, не унывайте, делая добро, ибо вы закладываете основание великой работы. И из малого происходит великое”6. Служение не обязательно должно быть связано с какими-то захватывающими событиями. Часто это бывают простые ежедневные поступки, которые приносят утешение и духовный подъем, ободряют, поддерживают и помогают другим улыбнуться.

О том, чтобы мы всегда находили возможности для служения, я смиренно молюсь во имя Иисуса Христа, аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *