Владычный монастырь

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Московской епархии

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим». Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы — Её Введение во храм, — в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже «составлена была каменная церковь», впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского — святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы — под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма «Владычная слобода», после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория — завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники — направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа — придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году — северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата — главный вход в монастырь — почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане — 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

Святыни

  • Мощи прп. Варлаама Серпуховского — покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
  • Чудотворный список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
  • Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
  • Чудотворная икона мч. Иоанна Воина

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре . 28 апреля 2000 года — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона .

Литература

  • Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. — Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. — 376 с.

Использованные материалы

  • «К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
  • «Храмы», раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
    • (см. ссылки слева; материал использован частично)
  • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
    • (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
  • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
    • — «Введенский Владычный женский монастырь»
    • — «Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь.»
  • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:

Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма «Владычный».

Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.,

«К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12,

«Введенский Владычный женский монастырь», фотосправочник Русские Церкви,

«Мироточивый Крест-Голгофа», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря,

«Чудотворные иконы», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря,

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».

Высоцкий мужской монастырь

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Основан он был в 1374 году и по месту основания на холме Высоком получил название Высоцкий.

Первым настоятелем обители стал ученик преподобного Сергия – преподобный Афанасий старший. Благодаря трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.
Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.
По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.
В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.
В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.
25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.
Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.
В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.
В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Владычний Введенский женский монастырь

Один из самых древних русских монастырей — Введенский Владычний женский монастырь города Серпухов — ещё в далёком 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. Монастырская летопись рассказывает, что когда-то услышал он голос, который исходил от иконы Божьей Матери. И голос этот сказал ему, что должен он построить монастырь.Причём было точно указано место — близ града Серпухов, посреди соснового бора, на правом живописном берегу протекающей там реки с названием Нары. И даже указано событие из земного бытия Богородицы, в честь которого нужно было построить и назвать монастырь: Введение во Храм Пречистой Девы.
И вот послал Алексий туда своего лучшего келейника, звали которого Варлаам, чтобы тот осмотрел указанное таким чудным образом место. Так случилось, что пришлось Варлааму там заночевать, и услышал он во сне сильный звон. Так он понял, что это и есть то место, на которое указала Богородица.Спустя некоторое время сам Алексий прибыл туда и также, услышав красивый звон, решил строить обитель именно здесь, в этом удивительно красивом месте.По его указанию заложили здесь деревянную простую церковь, а через два года — каменную. Преподобный Варлаам стал первым Настоятелем монастыря. Именно Варлаам указал на то, что будет называться он по имени Владычицы Божьей Матери.
В 15 веке во времена частых татарских набегов, чтобы защититься от врагов, пологие берега реки, протекающей возле храма, укрепили оградой из заострённых брёвен — острогом. И конечно же, сама обитель приобрела вид крепости — её оградили массивной стеной и амбразурами. Во дворе на случай нападения вражеских отрядов стояли пушки.
В 1377 году для Владычнего монастыря специально была написана удивительная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Расположенная на самом почётном месте соборного храма, она считалась самой главной его святыней и верующими почиталась как чудотворная.
С конца 17 века началось время упадка и полнейшего опустошения обители.
Вторая жизнь Владычного монастыря началась в 1806 году, когда Митрополит Московский Платон (Левшин) получил у Императора Александра I разрешение на её переименование в женскую обитель. Его первой игуменией стала монахиня Дионисия, потом настоятельницы менялись, но каждая много делала для процветания этого святого места.
Храмы обновились и приобрели удивительную внутреннюю и внешнюю красоту, для паломников построили новые гостиницы, была обустроена больница и аптека при ней. В монастыре появились небольшой скотный двор, земли под пахоту, огороды и сады, стали разводить пчёл и собирать мёд.
В 1878 году в храме к всеобщей радости появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.
Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу, избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.
В самом начале 20 века в монастыре кроме настоятельницы уже жили 50 монахинь и 326 послушниц. Три святыни Владычного монастыря: надгробие преподобного Варлаама, иконы «Неупиваемая Чаша» и «Введение Богородицы во храм» постоянно освещает негасимый свет лампад.
В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году, находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Вознесенская Давидова Пустынь

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем.
Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп.Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться.
Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.
В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась по молитвам прп. Давида – покровителя нашей земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни. Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Борисоглебский Святой источник при церкви во имя свв. Бориса и Глеба в с. Дракино, недалеко от Владычного женского монастыря.
  • Книга «Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове».
  • Рассказ о поездке в Серпухов в 2009 году
  • Поездка в Серпухов в 2011 году в Владычний женский монастырь
  • Посмотреть на карте яндекса: Владычный женский монастырь в Серпухове.
  • Введенский Владычний женский монастырь

    Адрес Введенского Владычного женского монастыря: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
    Телефон Введенского Владычного женского монастыря: (4967) 72-46-25
    Как проехать к Введенскому Владычному женскому монастырю.
    Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобус № 4 или маршрутное такси № 71 с надписью «Октябрьская» до конечной остановки.
    Автобусом междугородного сообщения – отправляется от станции метро «Южная» и прибывает на вокзал в г. Серпухове.
    Расписания автобусов — в
    Как проехать к Введенскому Владычному женскому монастырю на автомобиле: по Симферопольскому шоссе.
    Фотоальбом Владычнего монастыря.
    Сайт Введенского Владычнего женского монастыря: http://www.inokini.ru/
    Богослужения во Введенском Владычнем женском монастыре: Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день. Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15. По выходным и двунадесятым праздникам литургия начинается 8-00. Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

    Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!».


    Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана и освящена в 1996 году.

    В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

    В 1378 году по распоряжению святителя Алексия для Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в построенном Варлаамом соборном храме, на протяжении 540 лет была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.


    Церковь Феодота Анкирского во Владычном монастыре.

    В 1536 г. настоятелем в монастыре поставлен игумен Мисаил. (О предыдущих настоятелях можно почерпнуть сведения «в Синодике монастырском, заведенном в 1588 г.» В нем записаны следующие настоятели монастыря: «Помяни Господи душа игумены св. обители сея, преставльшихся в православной вере, и покой их, Господи, в жизни вечной: игумена Мисаила, иг. Александра, … иг. Васьяна, иг. Данила, иг. Афанасия, иг. Варсонофия, иг. Сергия, иг. сожженнаго Пимина, иг. Иосифа, иг. Ионы, иг. Иосифа, иг. Ионы. иг. Феодосия, архимандрита Иосифа, иг. Ионы». После приписано: «священноигумена Савватия, иг. Герасима, архим. Зосима, иг. Игнатья». В самом древнем акте монастыря 1556 г. встречаются имя игумена Спиридония, правившего монастырем при Великом князе Василии Иоанновиче (отце Грозного).)

    В 1551 г. — настоятелем в монастыре поставлен игумен Феодосий.


    Церковь Феодота Анкирского во Владычном монастыре.

    В 1551-1559 — гг. настоятелем монастыря был игумен Дионисий.

    В 1556 — царь Иоанн В. Грозный, жалуя монастырю льготную грамоту, говорит: «понеже тот монастырек убогий».

    В 1572-1580 гг. — настоятелем монастыря был игумен Варсонофий.

    В 1584-93 гг. — настоятелем монастыря был игумен Сергий.


    Церковь Алексия, митрополита Московского и Введенский собор.

    В 1593 г. — грамота царя Феодора Иоанновича, которою он жалует монастырю мельницу на церковный ладан и фимиан, говорится: «а опричь тое мельньцы в том монастыре иных промыслов и вотчинных земель нет ничево, и прокормить де ся им нечим».

    В 1598 г. — бескровная победа русских войск князя Бориса Годунова над войсками татарского хана Казы-Гирея на реке Оке под стенами Владычнего монастыря.

    В 1598-1599 гг. — «настоятельствовал однакож строитель Вассиан Ладыженский, построивший храм над св. воротами — во имя св. Феодотия Анкирского. Настоятельство сего строителя было особенно благотворно для обители, как по той любви, какую он сам питал к ней, и которую умел внушить родной семье своей, так и по тем пожертвованиям, какие приносил в пользу обители сам он, и фамилия Ладыженских».


    Введенский собор и сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского.

    В 1598 — 1609 гг. — полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599г).

    В 1607 — настоятелем монастыря был игумен Пимен, записанный в Синодике «сожженным». При нем был соправитель старец Арсений Колтовский.

    В 1607 — по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель принесен чудотворный образ Царевича Димитрия.

    Следующим настоятелем монастыря был игумен Савватий.


    Церковь Георгия Победоносца во Владычном монастыре.

    В 1614 — настоятелем монастыря был игумен Иосиф.

    В 1618-1625 гг. — настоятелем монастыря был игумен Кирилл. «Поступил nocле в архимандрита в Московский Чудов монастырь. Этот настоятель имел особенное усердие и заботу об улучшении обители. Он расположил благочестивого Монарха обратить всемилостивейший взор на обитель. И поступив в Чудов монастырь, он и здесь много действовал на пользу обители Владычней».

    В 1628 — настоятелем монастыря поставлен игумен Фома.

    В 1629-1633 — настоятелем монастыря был игумен Феодосий.

    В 1634-1647 — настоятелем монастыря был игумен Иона.

    В 1649-1650 — настоятелем монастыря был игумен Стефан. «От времен его управления монастырем сохранилась в монастыре церковная опись (1649 г.). Она представляет монастырь хотя не в богатом состоянии, но в довольно благоустроенном виде, братии в ней поименовано 29 человек».

    В 1653 — настоятелем монастыря поставлен игумен Макарий.


    Надвратная церковь Феодота Анкирского.

    В 1656 — настоятелем монастыря поставлен игумен Герасим.

    В 1661-1683 — настоятелем монастыря был игумен Игнатий.

    В 1683-1686 — настоятелем монастыря был игумен Давид.

    В 1686-1691 — настоятелем монастыря был игумен Александр.

    В 1691-1697 — настоятелем монастыря был игумен Рувим.

    Купола Георгиевской церкви.

    В 1698-1720 — настоятелем монастыря был игумен Симеон.

    В 1698-1720 гг. — настоятелем монастыря был игумен Симеон.

    В 1721 — настоятелем монастыря поставлен игумен Павел.

    «Все поименованные игумены более или менее, конечно, старались поддержать и сохранить порядок в обители, учрежденный святителем Алексием; но в тоже время, в состоянии обители нельзя не видеть тех печальных следов, которые должна была оставить потеря связи обители с Московским Архипастырским домом. Пришло и такое время, когда монастырь Владычний поступал в ведение других монастырей. В конце ХVII и в начале XVIII вв. находился он под ведением архимандритов соседнего Высоцкого монастыря».

    Святые ворота.

    В 1724-1725 гг. — в силу духовного Регламента (пункт. 45), которым повелевалось «монастыри, идеже мало братии, сводити во едину обитель, ради лучшего благоговения» последовало или упразднение меньших монастырей, или приписка их к другим большим монастырям. Этот жребий пал и на монастырь Владычний.

    Он был приписан к Московскому Заиконоспасскому монастырю, и в это время, как видно из монастырских дел сих годов, им управляли наместники: иеродиакон Григорий Макрицкий, и иеромонах Онуфрий. Находясь в приписном состоянии, монастырь терпел бедственную участь, потому что его скудный доход стал делиться на два монастыря. Монашествующие доносили об этом епархиальному начальству, и просили ходатайства о возвращении монастырю прежней самостоятельности.

    В 1727 — последовал новый указ: «маловотчинные монастыри, питавшиеся своими трудами, без жалованья, оставить на прежнем основании, и монахов, выведенных из таких монастырей в большие монастыри на жалованье, отпустить обратно, со взятою ими церковною утварью и деньгами в свои малые монастыри…. Святые обители от утеснения свободишася и паки в свое благолепие и благочиние облекошася, монашествующие же братия кийждо с радостию свои монастыри восприяша». Этой радостью обрадованы были иноки и монастыря Владычняго. Освобожденный из приписного состояния, монастырь получил самостоятельное управление.

    Но трудно было монастырю поправлять свое положение. С большим трудом он возвращал свое достояние, собранное веками, и вполовину перешедшее в монастырь Заиконоспасский, к которому он был приписан. Даже церковную утварь, расходные книги и крепости он требовал чрез начальство. Монашествующие, испытавшие бедность монастыря, не хотели возвращаться в оный. Желающих поступить вновь не находилось. Монастырь пустел. Даже до того доходило это запустение, что в нем не оставалось иеромонахов и иеродиаконов, которые могли бы совершать божественные службы, и монастырь неоднократно просил духовное начальство об определении для священнослужения — вдовых священников и диаконов из соседних сел.

    В 1737 — игуменом Иоанном в Московскую канцелярию Синодального Правления отправлено прошение: «Во Владычне монастыре имеется ныне иеромонах един, а другие, которые имелись в оном монастыре, иеромонахи и иеродиаконы померли, — и в отправлении церковной всякой службы, в иеромонахах и иеродиаконах имеется не малая нужда, понеже и оный имеющийся иеромонах весьма престарел. А в городе Серпухове и Серпуховском уезде, у разных приходских церквей имеются вдовые священники и диаконы, а которой церкви, и кто имяны вдовые священники и диаконы, объявляем при сем доношении ниже сего реестр».

    В 1727-1729 гг. — настоятелем монастыря был игумен Лаврентий, трудившийся над возобновлением монастыря, после бывшего при нем пожара; этому пожару особенно подверглась Георгиевская церковь, в которой «св. образы и престол и антиминс выгорели».

    В 1729-1740 гг. — настоятелем монастыря был игумен Иоанн.

    В 1740-1743 гг. — настоятелем монастыря был игумен Амвросий.

    В 1743-1744 гг. — настоятелем монастыря был игумен Феофан.

    В 1744-1749 гг. — настоятелем монастыря был игумен Феофил. Из учителей Славяно-Греко-Латинской Академии. Переведен после в игумена в Путивльский Молчанский монастырь.

    В 1749-1750 гг. — настоятелем монастыря был игумен Варсонофий. Из иеромонахов Московского Данилова монастыря, бывший прежде иеромонахом Александроневского монастыря. Из Владычняго монастыря переведен в Московский Крестовоздвиженский монастырь.

    В 1750 — 1755 гг. — настоятелем монастыря был игумен Иосиф. Из проповедников Славяно-Греко-Латинской Академии. Трудился над возобновлением в соборной церкви обветшавшего иконостаса, икон, стен и глав, также над устройством каменной паперти, вместо прежней деревянной. Переведен после в архимандрита Архангельского монастыря Устюжской епархии.

    В 1755-1765 гг. — настоятелем монастыря был игумен Симеон. Из иеромонахов Александро-Невского монастыря, родом малороссианин. На жребий сего игумена пало уплачивать «1142 р., из обыкновенных монастырских доходов», за неправый иск по делу о пустоше Журавне, начатому в 1745 г. при игум. Феофиле. При нем начались и те бедственные времена крайней скудости монастыря, когда совсем прервана была связь монастыря с Московскою митрополиею.

    В 1764 — по учреждении штатов Монастырь Владычний, основанный Московским Святителем — столь славным в летописях Московской епархии, и относившийся всегда по делам управления своего к епархии Московской, — поступил в ведение епархии Коломенской. Уже число братии, «древле установленное 30 человек, сократилось по штатному положению до 6 монашествующих. Вместо игумена положен — строитель.

    В начале такого преобразования, настоятель монастыря писал в духовную Консисторию, что к дальнейшему содержанию монастыря наличными средствами нет надежды, что монастырь так оскудел, и иноки терпят такую крайнюю нужду, что затрудняются даже в средствах пропитания, и будут вынуждены наконец испрашивать милостыню у христолюбивых подателей. Как ни бедственно, впрочем, было состояние Владычняго монастыря в то время, когда находился он в ведении Коломенских иерархов, однакож не утратил он самостоятельности в управлении, и настоятели его хотя получали по штату содержание строителей, впрочем некоторые сохраняли прежнее звание игуменов.

    В 1765-1769 гг. — настоятелем монастыря был игумен Герасим. Из Веневского Николаевского монастыря.

    В 1770-1771 гг. — настоятелем монастыря был игумен Андрей. Переведен после в строителя Николаевской Гнилушской пустыни.

    В 1771-1775 гг. — настоятельствовал строитель иepoмонах Иезекииль.

    В 1775-1779 гг. — настоятелем монастыря был игумен Николай. Из Коломенского Спасского монастыря. Трудился над возобновлением иконостаса, икон и потолка в Георгиевской церкви. После переведен в Тульский Предтеченский монастырь.

    В 1779-1780 гг. — настоятелем монастыря был игумен Антоний. Из Коломенского Спасского монастыря.

    В 1780 — настоятели монастыря стали носить звание строителей.

    В 1780-1784 гг. — настоятелем монастыря был строитель Иосиф. Из белых священников Высоцкого монастыря.

    В 1785-1786 гг. — настоятелем монастыря был строитель Иоасаф. Трудился над исправлением размокших сводов в церквах и перекрытием крыш.

    В 1786-1789 гг. — настоятелем монастыря был строитель Александр.

    В 1789-1790 гг. — настоятелем монастыря был строитель Иона. Из казначеев архиерейского дома.

    В 1791-1805 гг. — настоятелем монастыря был строитель Феодор. Исходатайствовал монастырю Ивановскую мельницу.

    В 1799 — монастырь Владычний возвратился в ведомство родной своей епархии, когда епархия Коломенская соединилась с Московскою. В начале он поручен был управлению архимандрита Высоцкого монастыря. Но в скором времени Архипастырь Московский Платон обратил более внимательный отеческий взор на упадшую обитель.

    В 1805 — причетчик Григорий по прозвищу Коряга продал монастырские летописи и документы раскольникам в Тульскую губернию.

    В 1805-1806 — настоятелем монастыря был строитель Иона. Переведен в Московский Покровский монастырь в строителя, после произведен в игумена, и в 1831 г. за долговременную службу, не в пример своим предместникам, возведен на степень Архимандрита.

    При сих настоятелях монастырь был в самом сильном упадке, и с течением времени клонился к совершенному запустению: братия разошлась, келлии и самые св. храмы, за неимением средств к надлежащему исправлению, пришли в упадок и запустение, Богослужение почти совсем остановилось.

    В 1806 — монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, испросил у Императора Александра I дозволение преобразовать оный из мужского в девичий: «Cиe мы с Богом предприяли, — писал тогда приснопоминаемый Архипастырь, — дабы доставить пристанище хотящим благочестно пожити женскаго пола христианкам; мы надеемся, что лучшим монастыря и собравшихся монахинь жительством прославится Бог……, что при сей перемене лучшее в том монастыре последует благоустройство».

    Кроме других побуждений к такому особенному попечению об обители Владычней, для архипастыря Платона живым побуждением к сему была благодарная память об обители, в которой он проводил времена детства своего, и получил первоначальное образование. «Имея в младенчестве свое пребывание в селе Липицах», стоящем на Оке реке, в виду монастыря Владычняго, отрок Петр Георгиевич Левшин, как говорит местное предание, учился, по соседству, во Владычнем монастыре грамоте, и до отправления в училище был келейником у иг. Иосифа. Живое устное предание свидетельствует, что архипастырь Платон, в 1804 г. проездом из г. Kиевa, посетил обитель Владычнюю, и указывал на места, оставившие особенную память о временах его детства.

    Со времени обращения монастыря из мужского в девичий, он числится на правах III класса.

    В 1806-1815 — первою игумениею была Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

    В 1806-1845 — в обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская).

    В 1815-1817 — настоятельницей монастыря была игумения Рахиль.

    В 1817-1827 — настоятельницей монастыря была игумения Маргарита. При ней выстроены новые келлии — настоятельские и для монахинь.

    В 1827-1829 — настоятельницей монастыря была игумения Надежда. При ней устроен скотный двор.

    В 1829-1850 — настоятельницей монастыря была игумения Палладия, фамилии Шуйских. Из казначеи Московского Зачатейского монастыря.

    В 1830-1848 — настоятельницей монастыря была игумения Назарета, фамилии Юматовых. Из казначеи Московского Алексеевского монастыря. Эта старица оставила по себе особенную память в обители. Управляя монастырем 17 лет, она трудилась неутомимо на пользу обители, и при болезненном состоянии не щадила сил своих. В ней, как говорят сестры обители, все видели заботливую и любвеобильную мать и наставницу в жизни духовной.

    В 1848-1854 — настоятельницей монастыря была игумения Илария. При ней возобновлен иконостас в соборе, также св. иконы и стенное писание, перестроена ризница, выстроена монастырская гостиница и перестроен скотный двор. Она же трудилась над исправлением повреждений в монастыре, причиненных бурею в 1849 году. Переведена в Московский Алексеевский монастырь.

    В 1854-1855 — настоятельницей монастыря была игумения Анастасия. Из Борисоглебского общежительного монастыря. При ней начато устроение нового иконостаса в Вознесенской церкви, и возобновление стенного писания. Скончалась в 1855 году.

    В 1856-1861 — настоятельницей монастыря была игумения Флора. Из казначеи сего же монастыря. При ней Московским купцом Морозовым возобновлены внутренности церквей — Георгиевской и Димитpиeвcкoй, и перестроен наружный к ним вход; выстроен каменный двухэтажный корпус, для помещения сестер с трапезою, и два деревянных корпуса; перестроена монастырская ограда — с южной стороны. Переведена в игумению в Московский Никитский монастырь.

    В 1861-1874 — настоятельницей монастыря была игумения Митрофания, в миру Баронесса Розен, поступившая первоначально в Московский Алексеевский монастырь в 1852 г., а в монастырь Владычний в число сестер переведена по ее прошению в 1857 году. Середина XIX века — число сестер возросло до 400, увеличился поток паломников к святыням монастыря (по сообщению игумении Митрофании в консисторию в мае 1869 года в монастырской гостинице имели приют 4248 богомольцев приехавших на поклонение именно прп. Варлааму).

    В 1878 г. — явление чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

    В 1908 — 1919 гг. — настоятельницей Владычного женского монастыря была игумения Валентина (Лентошникова). Ей довелось пережить закрытие монастыря богоборческой властью. Скончалась в 1936 году.

    В 1919 год — Владычный монастырь закрыт богоборческой властью. На территории размещена школа «красных военлетов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме — клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов не сняты. Икона «Неупиваемая Чаша» перенесена в собор «Николы Белого». 1928 год — после закрытия собора утеряны сведения о месторасположении явленной чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша».

    В 1978 год — военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми.

    В 1995 год — во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

    О паломниках и трудниках.

    Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания. Женщины старше 60-ти лет принимаются на срок не более двух недель.

    Паломнические группы (экскурсии).

    Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

    О монастырском храме.

    Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.

    Богослужения.

    Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день.

    Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15.

    По выходным и двунадесятым праздникам литургия начинается 8-00.

    Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

    Источник информации: inokini.ru В начало

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *