Вологодский монастырь

Вологда, впервые упомянутая в летописи в 1147 году, является одним из древнейших городов Русского Севера. Она, как ларец с сокровищами, хранит на своей земле более 200 памятников истории и архитектуры, самые древние из которых относятся к XVI веку. Разумеется, здесь, в первую очередь, идет речь о церквях и монастырях Вологды, из-за чего город является любимейшим местом православного северного паломничества.

Когда-то на территории Вологды насчитывалось 64 церкви всех религий и конфессий. Сейчас 17 из них полностью разрушены (в основном в период 1920-1950 гг.) А из 4 православных монастырей в настоящий момент осталось действующих лишь 2.

О том, какие памятники церковной архитектуры можно успеть посетить в Вологде за один день, на что обратить внимание и как составить прогулочный маршрут, читайте в данной статье.

Софийский собор

Софийский собор – православный храм, действующий, адрес: ул. Сергея Орлова, 15.

Софийский собор расположен в самом центре Вологды на территории Вологодского кремля (Архиерейского двора) и является древнейшим каменным строением города. Возводили собор в 1568 – 1570 гг. по распоряжению царя Ивана Грозного. В качестве архитектурного образца был избран московский Успенский собор.

Так как Софийский собор не отапливается (летний), для посещения он открыт только в теплое и сухое время года, таки образом работники заботятся о сохранности фресок.

Рядом с Софийским собором возвышается 78-метровая колокольня в псевдоготическом стиле. На самом верху колокольни открыта смотровая площадка, доступная, как и вход в Софийский собор, только в теплое время года.

Подробнее о Вологодском кремле можно почитать, .

Воскресенский собор

Воскресенский собор – православный храм, действующий, адрес: Кремлевская площадь, 1.

Холодный Софийский собор простоял в одиночестве не много не мало почти 200 лет. Лишь в 1757 году началось строительство теплого (зимнего) Воскресенского собора. Однако, почти законченный собор сочли «ненадежным», и в 1772 году стройку начали заново.

Наконец, в 1776 году на месте юго-восточной башни Вологодского кремля красовался новенький теплый Воскресенский храм. Задуманный в модных тогда формах эпохи барокко, собор воплощался в жизнь местными провинциальными мастерами, сильно изменившими пропорции и упростившими облик храма. Таким и дошел до наших дней Воскресенский собор.

Vitaly Alyabyev — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36480429

Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского – православный храм, действующий, адрес: ул. Сергея Орлова, 10.

Церковь Александра Невского находится на соборной площади рядом с Софийским собором. Изначально церковь находилась напротив Ильинского монастыря, но с началом строительства Вологодского кремля (не позднее 1612 года), ее перенесли сюда.

Место, куда была перенесена церковь Александра Невского называлась Известной горой. Вероятно, здесь хранились запасы извести для строительства стен Вологодского кремля.

До ~1782 года церковь оставалась деревянной и многократно страдала от пожаров. Перестроенная в камень, церковь практически полностью сохранила свой внешний вид до наших дней, за исключением колокольни, которая изначально была шатровая – в 1860-х гг. ее заменили на шпилевидную.

Церковь Ильи Пророка в Каменье

Церковь Ильи Пророка в Каменье – православный храм, недействующий, адрес: ул. Засодимского, 14Б.

Церковь Ильи Пророка – небольшой белый кубический каменный храм, выполненный в очень привлекательном и гармоничном исполнении благодаря именно своей простоте. Украшением церкви является лишь рельефный карниз и одна главка классической формы.

Построена церковь была в 1698 году и такой сохранилась до наших дней. А вот дата постройки предшествующей деревянной церкви неизвестна, ведь летопись Ильинского монастыря (куда входила церковь Ильи Пророка) началась лишь с приездом Ивана Грозного (середина XVI века). В 1738 году Ильинский монастырь был упразднен, и церковь стала приходской.

Приписка «в Каменье» появилась, вероятно, благодаря хранению в этих местах запасов камней для строительства Вологодского кремля. Также есть предположение, что ранее на этом месте находился каменный языческий идол.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского – православный храм, недействующий, адрес: ул. Засодимского, 14А.

Церковь Варлаама Хутынского, так же, как и церковь Ильи Пророка, составляла приход ныне упраздненного Ильинского монастыря. Здание, дошедшее до наших дней, было построено в 1780 году — уже после закрытия монастыря. Архитектор церкви остался неизвестным, но есть мнение, что это был мастер из Санкт-Петербурга.

В своем внешнем виде церковь отражает влияние раннего классицизма. Главный вход оформлен полу ротондой с четырьмя колоннами. Стройная изящная сквозная колокольня тоже обильно украшена колоннами. У церкви 4 главы, но все они так умело обыграны, что с первого взгляда их и не разглядеть. Одна главка выполнена в виде острого шпиля на колокольне, вторая венчает барабан с противоположной стороны храма, и еще две главки замаскированы под декоративные вазоны по обе стороны от барабана.

Горне-Успенский женский монастырь

Горне-Успенский монастырь – православный женский монастырь, действующий, адрес: ул. Бурмагиных, 19А.

Горне-Успенский монастырь получил свое название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Датой основания монастыря принято считать 1590 год, а датой упразднения — 1924 год. Перед закрытием Горне-Успенский монастырь являлся единственной женской обителью и входил в число крупнейших монастырей Вологды. «Вторую жизнь» Горне-Успенский монастырь получил совсем недавно – в 2015 году он вновь стал действующим.

На территории монастыря можно увидеть следующие строения: полуразрушенная Алексеевская надвратная церковь, летняя Успенская церковь с зимним приделом Сергия Радонежского, игуменский дом и училище.

Первая деревянная Успенская церковь появилась здесь значительно раньше основания монастыря и была одним из древнейших строений Вологды. К сожалению, ее унес пожар. Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1692 — 1695 гг. и именовалась тогда «Золотые кресты».

Выглядит Успенская церковь довольно скромно, зато сочетает в себе сразу три элемента: холодную церковь, колокольню и теплую зимнюю церковь Сергия Радонежского. Без сомнений можно заметить, как похожи между собой Успенская церковь и церковь Ильи Пророка в Каменье. И не удивительно, ведь строились они практически в один год.

Храм Покрова Богородицы на Торгу

Церковь Покрова Богородицы на Торгу – православный храм, действующий, адрес: Торговая площадь, 8.

Церковь Покрова на Торгу была построена в 1778 — 1780 гг. на месте более древней деревянной церкви Иоакима и Анны, которая находилась внутри территории Вологодского кремля и являлась домовой церковью царя Ивана Грозного. Топоним «на Торгу» вошёл в употребление в связи с находившейся рядом обширной торговой площади, которая являлась центром торговли города.

Покровская церковь выполнена традициях древнерусского зодчества: простая кубическая форма с одной главой, низкая трапезная с двумя главками и невысокая шатровая колокольня. Во второй половине XIX в. церковь украсили массивным крыльцом в псевдорусском стиле. Хотя церковь и была закрыта в советское время, она дошла до наших дней без каких-либо существенных повреждений и перестроек.

Церковь Казанской иконы Богоматери на Торгу

Церковь Казанской иконы Богоматери на Торгу – православный храм, действующий, адрес: Торговая площадь, 6.

Церковь Казанской иконы Богоматери на Торгу начинает свою историю как деревянная церковь Иасона и Сосипатра, заложенная в 1566 году в память о начале работ по сооружению Вологодской крепости. Нынешний каменный храм был построен в 1760 году.

С 1832 года теплая Казанская церковь вместе с соседней холодной Покровской образовали один приход: Покрово-Казанский. Без труда можно заметить, как похожи между собой эти две стоящие рядом церкви. Однако, в отличие от своей соседки, Казанской церкви повезло значительно меньше: в 1930-х гг. они лишилась своей шатровой колокольни. После 1970-х гг. на месте памятника архитектуры хотели возвести высотное административное здание, однако, проект пересмотрели и стройку перенесли в другое место.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких – православный храм, недействующий, адрес: Пречистенская набережная, 21.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была построена в промежуток 1759 — 1773 гг. Церковь выглядела очень нарядно и пользовалась большим покровительством губернских властей. Построена она была в духе раннего московского барокко: многоуровневая колокольня с высоким шпилем, нарядные наличники и красно-белая цветовая гамма. Позднее к церкви была пристроена двухэтажная паперть в неорусском стиле.

С 1930 года церковь сильно изменилась в облике: была разобрана глава и колокольня, паперть лишена неорусского декора, четвери перестроен в восьмерик. И теперь кажется, что от прежнего здания не осталось и следа. Сейчас в церкви Зосимы и Савватия расположен театр кукол «Теремок».

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье – православный храм, действующий, адрес: ул. Предтеченская, 28.

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье является единственной сохранившейся церковью среди большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Три других храма – Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградский собор и церковь Николы на Сенной – были разобраны в период 1924 – 1972 гг.

Первое упоминание церкви Иоанна Предтечи относится к 1618 году, когда она еще была деревянной. Строительство нынешнего каменного здания было начато в 1710 г. и завершилось в 1728 г.

Церковь состоит из холодной и теплой частей. Над теплой частью выстроена колокольня, заканчивающаяся высоким шпилем. В 1920-х гг. в Иоаннопредтеченской церкви располагался антирелигиозный музей, однако, речи о сносе здания не было, так как уже тогда церковь была признана большой исторической ценностью.

Соборная мечеть Аль-Джума

Соборная мечеть Аль-Джума – мусульманский храм, действующий, адрес: ул. Горького, 5.

Вологодская соборная мечеть Аль-Джума считается самой северной храмовой мечетью европейской части России.

Деньги на строительство мечети в Вологде пытались собирать с 1910 года, когда в городе проживало не более сотни мусульман, однако, в прошении неоднократно было отказано по причине малочисленности верующих. Большая просторная мечеть была построена лишь в 2001 году, до этого мусульманской общине приходилось арендовать различные помещения.

Церковь Сретения Господня

Церковь Сретения Господня – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 85.

Церковь Сретения Господня что на Набережной была построена в 1731 – 1735 гг. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь, построенная не позднее 1656 года.

Вытянутый в высоту куб украшен широким карнизом и пятью главками на тонких барабанах. В архитектурном решении церкви удачно слились традиционное русское узорочье XVII века и поздно пришедшее в Вологду русское барокко. Фасад Сретенской церкви украшен зелеными изразцами с изображением стеблей, веток и цветов — уникальная для вологодских церквей этого времени деталь. Сквозной легкий верхний ярус колокольни в псевдоготическом стиле был надстроен позже – в 1830-х гг. Завершается колокольня высоким острым шпилем.

Церковь Св. Иоанна Златоуста

Церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 105.

Церковь Св. Иоанна Златоуста, также именуемая Жен Мироносиц, была построена в период 1650—1700 гг. и входит в число древнейших каменных церквей Вологды. Она, как же, как и многие другие церкви Вологды, поделена на холодную и теплую части.

Кубический храм увенчан пятью главами, закомары отделены линией карниза, окна украшены разнообразными наличниками. Колокольня шатрового типа установлена на непропорционально массивном четверике. Благодаря тому, что в Советское время церковь использовалась как склад, удалось сохранить не только саму историческую постройку, но и фрагменты настенных росписей и лепнины.

Церковь Преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке

Церковь во имя Преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 121.

Церковь Пр. Димитрия Прилуцкого впервые упоминается в летописи в 1618 году. Тогда это была деревянная церковь, построенная рядом с домом, где в 1371 году останавливался Димитрий Прилуцкий. В камне церковь была перестроена в 1651 году. По-видимому, это был второй каменный храм в городе, после Софийского собора.

Приписка «на Наволоке» означает, что церковь находилась в низменном месте, куда при разливе реки наволакивало много ила и прочего мусора. В этот период жители могли подобраться к церквям только на лодке.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 119.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена в качестве теплого храма рядом с холодным Димитрия Прилуцкого, образуя один Дмитриевский приход. Дата постройки – 1750 год.

Зимняя Успенская церковь имеет совсем небольшие размеры и сильно вытянута в длину, что очень типично для теплых храмов Севера. С западной стороны пристроена барочная колокольня. Ее вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. На входе в церковь установлен массивный портал.

Церковь Святителя Николая Чудотворца во Владычной Слободе

Церковь Святителя Николая во Владычной Слободе – православный храм, действующий, адрес: ул. Гоголя, 108.

Церковь Святителя Николая Чудотворца считается третье по древности в Вологде, после Софийского собора и холодной церкви Пр. Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Согласно летописи, каменный храм был построен в 1669 году вместо деревянного.

Географическое название «во Владычной Слободе» указывает на местоположение церкви. Население Владычной слободы, в отличие от вологжан, проживавших на посадах, было освобождено от государственных налогов.

Церковь Святителя Николая Чудотворца подражает Софийскому собору своей монументальностью: высокий статный храм с пятью массивными главами. Колокольня была выстроена позже – в XVIII веке. В 1793 году интерьер храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени.

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Глинках

Церковь Святителя Николая на Глинках – православный храм, действующий, адрес: ул. Предтеченская, 74.

Церковь Святителя Николая на Глинках до начала XVII века называлась Флора и Лавра в Рассыльщичьей слободе. В слободе жили «рассыльщики» – люди, занимавшиеся рассыльным (курьерским) промыслом. Церковь стоит как раз на том месте, где начинается выкопанная по приказу Ивана Грозного река Золотуха, служившая в качества рва для Вологодского кремля. С началом работ по выкапыванию русла реки, на этом месте складировалась глина, отсюда и название «на Глинках».

Каменная церковь была построена в 1676 году, кирпичи делались как раз из добытой глины. Церковь множество раз перестраивали: изначально она была пятиглавой, с 1770 года – одноглавая. Колокольню тоже перестроили: из шатровой в шпилевидную.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь – православный мужской монастырь, действующий, адрес: район Прилуки.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь относится к крупнейшим и влиятельнейшим монастырям Русского Севера. Основал монастырь ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского – Дмитрий Прилуцкий в 1371 году. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.

Долго время монастырь использовался и как место отшельничества, и как место молитвы, и даже как тюрьма. В 1993 году поселение, выросшее вокруг монастыря, вошло в состав Вологды.

Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико. Здесь сконцентрированы основные архитектурные памятники вологодских построек сразу за три столетия: с XVI по XVIII век включительно.

Первые каменные постройки на территории Спасо-Прилуцкого монастыря относятся к XVI веку, это Спасский собор, надвратная церковь Вознесения и трапезная палата с церковью Введения. В XVII веке были возведены каменные стены, сторожевые башни, колокольня и хозяйственные постройки.

Подробнее о Спасо-Прилуцком монастыре можно почитать, .

Церковь Николы Золотые Кресты

Церковь Николы Золотые Кресты – православный храм, недействующий, адрес: ул. Бурмагиных, 17.

Наряду с отреставрированными церквями, в Вологде все еще осталось достаточно много памятников архитектуры, находящихся в непотребном состоянии.

Церковь Николы Золотые Кресты находится недалеко от Горне-Успенского женского монастыря. Не сохранилось никаких известий о существовании здесь деревянного Никольского храма. Каменный храм был построен в период XVII – XVIII вв.

Церковь Николы Золотые Кресты была выполнена в стиле барокко в сочетании с древнерусскими элементами. Оригинальность колокольне придавало наличие ниш с декоративными вазами, окруженных лучеобразной рустовкой.

Название «Золотые Кресты» некогда носил Успенский собор Горне-Успенского монастыря, а церковь Николы называлась «у (около) Золотых Крестов». Однако, после пожара 1761 года в монастыре, главы Успенского собора потеряли свой золотой вид, и название перешло к церкви Николая, даже несмотря на то, что её завершения никогда не были позолоченными.

Сейчас церковь Николы Золотые Кресты находится в стадии реставрации.

Церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова – православный храм, недействующий, адрес: ул. Маяковского, 16А.

Церковь Иоанна Богослова была возведена в конце XVIII века на месте деревянной церкви, упомянутой в писцовой книге 1627 года.

Четверик с трапезной возведен в стиле классицизма. Постройка позднеампирной колокольни со шпилем относится к 1830-1840 годам. С 1930-х годов в этом здании помещалась «Заготпушнина», затем общежитие рабочих стройтреста, организации бытового обслуживания (ремстройучасток). До начала 1990-х в помещении церкви Иоанна Богослова располагались цех по ремонту мебели и цех ритуальных услуг. Сейчас церковь находится в заброшенном состоянии.

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря включен в Свод особо ценных объектов народов Российской Федерации, а сессия ЮНЕСКО занесла его в список всемирного культурного наследия. Таких объектов в России насчитывается всего 23.

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, состоит из шести каменных построек XV — XVII вв. обнесенных каменной стеной XIX — XX вв.:

  • собора Рождества Богородицы, 1490
  • церкви Благовещения с трапезной палатой, 1531
  • казенной палаты, XVI в.
  • церкви преподобного Мартиниана, 1641
  • надвратной церкви Богоявления с приделом преподобного Ферапонта, 1650
  • колокольни, 1680-е

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения. Она последовательно отражена в посвящении соборных, летней и зимней, церквей в XV, XVI вв. Рождеству Богородицы и Благовещению, а в XVII в. надвратной церкви Богоявлению. В 1530-х годах ростовские мастера, формируя парадный двор, ориентировали архитектурные пропорции возводящихся ц. Благовещения с трапезной и Казенной палаты на собор Рождества Богородицы, как первую постройку монастыря. Также в 1640-х годах московский зодчий, строя надвратные церкви, выравнивал их высоты по соборным церквам, используя на одном уровне однотипные детали декора (кокошники). В то же время престол церкви преподобного Ферапонта, придельной при надвратной церкви Богоявления, строго ориентирован на ц. Мартиниана, прилегающую к собору Рождества Богородицы,— они расположены на одной оси запад — восток.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с б августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника Московской Руси рубежа XV — XVI веков, Дионисия.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленньк стенных росписей XII — XV вв. в Новгороде (Нередица, Болотове, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.

Площадь стенописи собора 600 кв. м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ведущаяся с 1981 г. профилактическая консервация фресок Дионисия и отлаженный специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации температурно-влажностный режим в соборе Ферапонтова монастыря заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища России и всей европейской культуры. Музей фресок Дионисия, благодаря многолетним реставрационным работам, стал центром, где можно демонстрировать новые методики и принципы работы лучшей отечественной школы реставрации.

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV — XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Памятники монастыря, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV — XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утвержденном власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Ферапонтов монастырь стал во второй половине XV — начале XVI века значительным культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Тематические интернет-ресурсы

Сайт проекта «Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области». В ходе реализации проекта на объектах устанавливаются информационные таблички, содержащие QR-код и текстовую часть.

Храмы Вологды – страница в Википедии. Список храмов всех религий и конфессий, находящихся на территории города Вологды в его современных границах.

Святые места Вологодского края – на сайте Вологодской областной универсальной библиотеки им. И.В. Бабушкина.

Церковная история Вологодского края – на сайте Вологодской областной универсальной библиотеки им. И.В. Бабушкина.

Сайт Преподобный Кирилл Белозерский

Храмы Вологды на портале Храмы России. Проект посвящен православным и старообрядческим храмам. В границах г. Вологды собран перечень храмов и монастырей с краткой справочной информацией

Раздел Вологда. Все храмы и монастыри Народного каталога православной архитектуры содержит описания и фотографии православных храмов и монастырей города.

Раздел Храмы и церкви на сайте Насон-город содержит исторические очерки о монастырях, храмах и часовнях Вологды

Краеведческая литература

Альбом видов города Вологды: Вып. 1: Соборы и архиерейский дом / Фото С. Непеина. Вологда, 1898.

Баниге В., Перцев Н. Вологда. Москва, 1970.

Бочаров Г.Н., Выголов В. П., Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. Москва, 1979.

Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. Вологда, 2004.

Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2006.

Дмитриевский А. Церковь святой великомученицы Екатерины, что во Флеровке в городе Вологде. Вологда, 1911.

Дунаев Б. Севернорусское гражданское и церковное зодчество: Город Вологда. Москва, 1914.

Евдокимов И. Два памятника зодчества в Вологде: Об Ильинском монастыре и о церкви Варлаама Хутынского. Вологда, 1922.

Железняк В. Вологда: Краткий путеводитель по мемориальным, архитектурным и живописным памятникам. Вологда: Областной краеведческий музей, 1947.

Засецкий А. Исторические и топографические известия по древности о России, и частично о городе Вологде и его уезде… Изд. второе исправленное и дополненное. Москва, 1782.

Коваль С. Приложение к плану г. Вологды, 1908 г. (Краткий очерк о городе). Вологда, 1908.

Комарова В. Часовни города Вологды. // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. IX. Вологда, 2001.

Коновалов Ф. Я., Панов Л. С., Уваров Н. В., Вологда. XII — начало XX века. — Архангельск, 1993.

Коноплев Н. Спасовсеградский собор в городе Вологде и его святыни. — Сергиев Посад, 1915.

Малиновский Н. Владимирская церковь в городе Вологде. Историческое описание. Вологда, 1905.

Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования и списки служивших в училище и учеников, окончивших полный курс в нем за первое столетие (1814-1914 гг.). Вологда, 1916.

Лебедев А. Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899.

Летопись города Вологды (1147-1962). Вологда, 1963.

Лукомский Г.К. Вологда в ее старине: Описание памятников художественной и архитектурной старины, составленное и изданное при участии членов Северного кружка любителей изящных искусств. СПб, 1914.

Непеин С. Вологда прежде и теперь. Вологда, 1906.

Непеин С. Краткий очерк города Вологды. Вологда, 1905.

Непеин С. Цареконстантиновская церковь в городе Вологде. Вологда,1905.

Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви. Изд. второе исправленное и дополненное. Вологда, 1879.

Пахолков X. Город Вологда и окрестности (с приложением плана города). Вологда, 1896.

Савваитов П. Описание вологодского Спасо-Каменского Духова монастыря. СПб, 1860.

Савваитов П. Описание вологодского Духова монастыря, составленное в 1860 г. П. Савваитовым, исправленное и дополненное в 1885 г. И. Суворовым, в 1912 г. И. Суворовым. Вологда, 1912.

Сазонов А. И. Моя Вологда. Прогулки по старому городу. Вологда, 2006.

Сазонов А. И., Стариков Е. А. Моя Вологда. Город нашей памяти. Вологда, 2007.

Сборник истории старых улиц города Вологды / Вологодский областной краеведческий музей, секция ветеранов революции и гражданской войны: машинописи, текст. Вологда, 1970.

Случевский К. К. По Северу-Западу России. Второе издание. Т. 2. СПб, 1897.

Соколов В. Вологда: История строительства и благоустройства города. Вологда, 1977.

Спасенкова И. В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е годы (на материалах Вологды): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 07.00.02 — отечественная история; 07.00.07 — этнография, этнология и антропология /Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 1999.

Спасенкова И. В. Этноконфессиональные традиции русского города (на материалах Вологды 1920—1930 годов) // Краеведческие исследования на Европейском Севере. Вологда, 2007

Старая Вологда, XII — начало XX в.: Сб. докум. и материалов. Вологда, 2004.

Степановский И. К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890.

Суворов Н. Описание вологодского кафедрального Софийского собора. Москва, 1863.

Суворов Н. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде церкви. Второе изд., исправленное и дополненное. Вологда, 1879.

Суворов Н. Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и другие достопримечательности. Вологда, 1874.

Фехнер М. Вологда. Москва, 1958.

Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вологда – Москва, 2007.

Горне-Успенский монастырь, Успенский женский монастырь

К началу ХХ века Горне-Успенский монастырь, единственная женская обитель Вологды, относился к числу крупнейших монастырей Вологодской епархии. Находился на западной стороне Вологды, на правом берегу реки, недалеко от приходских церквей Николы Золотые Кресты и Воскресения Христова. Окруженная с трех сторон городскими постройками, с запада обитель имела пустопорожнее место, по которому пролегло полотно Архангельской железной дороги.

Монастырь именовался Успенским по главному собору обители – Успения Божией Матери, Горним – по названию местности. Именно от этой возвышенности – Горы – получило свое название Горбачевское кладбище, да и соседняя церковь одно время именовалась как Николая Мирликийского (Золотые кресты) на Горе.

Точная дата основания монастыря неизвестна по причине отсутствия каких-либо исторических документов. Малоизвестна и ранняя история обители. Монастырский архив был уничтожен во время сильного пожара, который по одним данным произошел в 1762 году, по другим – в 1792 году (возможно, речь идет о двух разных пожарах). Первое упоминание об Успенском монастыре содержится в челобитной, поданной в 1613 году старицами монастыря архиепископу Вологодскому и Великопермскому Сильвестру. Согласно этому документу монастырь основан старицей Домникией в 1590 году, в царствование Федора Иоанновича при архиепископе Вологодском и Великопермском Ионе. Домникия была и первой настоятельницей обители (она управляла монастырем два раза с 1590 по 1623 год с перерывом).

Первыми каменными зданиями монастыря были отнюдь не храмы. Во второй половине XVII века здесь возвели из камня одноэтажный Больничный корпус. Каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя Сергия Радонежского вместо существовавших здесь ранее двух деревянных храмов – холодного Успенского и теплого Троицкого – построена при игуменье Екатерине в 1692-1699 годах. Средства на ее сооружение были пожертвованы Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем, царствовавшим одновременно с 1682 по 1696 год. В 1709–1714 годах в монастыре возведена каменная надвратная церковь во имя Алексия человека Божия. В конце 1790-х годов территорию монастыря, к тому времени расчищенную от последствий пожара 1792 года, обнесли невысокой каменной стеной-оградой с четырьмя угловыми башенками и въездными воротами. Ряд источников относит строительство монастырской стены к XIX веку.

В октябре 1824 года, во время путешествия по северо-восточным областям империи, Вологду, и в том числе Успенский монастырь, посетил Александр I Благословенный. Принимая во внимание бедность обители и ветхость деревянных келий, монарх оказал ей денежное пособие, прислав в 1825 году игуменье Серафиме (1822-1839) пять тысяч рублей. В 1826–1828 годах на эти средства был построен двухэтажный настоятельный корпус, сохранившийся до наших дней.

В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана бесприходная Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь. На тот момент Николаевской церкви принадлежали 73 десятины и 2041 квадратных сажени земли, а также 4450 рублей, пожертвованных бывшим священником Александром Соколовым. Вследствие увеличившихся таким образом средств весьма небогатой до тех пор обители, оказалось возможным открыть 21 ноября 1862 года общую для сестер трапезную. В 1877 году капитанская вдова Е. П. Иванова пожертвовала монастырю 600 квадратных саженей земли в Грязовце.

В 1869 году игуменья Севастиана (1866-1871) по архипастырскому совету и благословению Епископа Вологодского Палладия (впоследствии митрополита Санкт-Петербургского) приняла на полное монастырское попечение 10 девочек, в основном сирот лиц духовного звания, с целью обеспечить их материальное существование до известного возраста и дать им посильное образование. Тем самым было положено начало сиротскому приюту. Первоначально он размещался в здании настоятельских келий, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года в день преподобного Сергия Радонежского – в храмовый праздник теплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году.

К началу 1880-х из-за возросшего количества воспитанниц – до 45 – решено было соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трехэтажный корпус. Строительство здания, сохранившегося до нашего времени, и благоустройство территории велось на средства преосвященного Феодосия, преемника пр. Палладия. Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года в каждом. Здесь преподавались чтение, письмо, Закон Божий, объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделия. Всего с 1873 по 1888 год было семь выпусков в количестве 106 воспитанниц.

Курс обучения в приюте подходил по типу трехклассных епархиальных женских училищ, вследствие чего возникла мысль преобразовать сиротский приют – учебное заведение без гарантированных правительственных прав – в Епархиальное женское училище. В 1888 году, после 19-летнего существования приютского училища, указом Святейшего Синода оно было преобразовано в трехклассное епархиальное училище. Торжественное открытие образовательного учреждения состоялось 4 сентября 1888 года. С 1896 года начато постепенное переустройство училища в шестиклассное. Его выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах. В 1902-1903 годах училище переехало в новое здание у Архангельского моста (сейчас Набережная VI Армии, 113).

Монастырь в течение почти всей своей 400-летней истории – с XVI до конца XIX века – служит местом отбытия наказания и ссылки женщин как дворянского, так и крестьянского происхождения.

Первое известие о ссылке сюда по царскому указу настоятельницы Семигородней пустыни Мариамны относится к 1651 году. В чем состояла ее вина – неизвестно. В 1685 году из Приказа Большой казны сюда была выслана Евдокия Шаншина за «незаконную винную продажу и воровство». Чтобы искупить свои грехи, преступница сама просила постричь ее в монахини. В 1709 году за «блудовство была бита плетью» и заключена в Успенский монастырь местная крестьянка. В 1836 году помещица В. Комаровская, проживающая в Кадниковском уезде, была приговорена к семилетней церковной епитимье за «прижитие блудно детей». В 1886 году в Горний Успенский монастырь была помещена на четыре месяца «крестьянская девица» М. В. Соколова за «плотское сожитие». Ссылка в эту обитель за прелюбодеяние и проституцию была наиболее распространенной и практиковалась до конца XIX века.

Помимо прелюбодеяния и причастности к расколу в Горний Успенский монастырь ссылали женщин и по другим обвинениям: за длительное отсутствие на исповеди, сквернословие, клевету, драку. В то же время были случаи, когда ссыльных из этого монастыря досрочно освобождали на основании веских причин, которые указывались в прошении, например, по причине расстройства здоровья и невозможности пребывать в обители. Как и в других обителях, в Успенском женском монастыре имелась охрана для надзора за ссыльными, так как иногда происходили случаи бегства.

В XIX веке на территории Горнего Успенского монастыря существовали следующие каменные здания:

1. Церковь во имя Успения Божией Матери (1692–1699) – холодная, одноэтажная, пятиглавая, с трапезной и двухъярусной колокольней, построенной над ней в 1880 году.

К северной стороне Успенского собора примыкала теплая одноэтажная одноглавая придельная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1692-1699). Именно от нее получила свое название Сергиевская улица (ныне ул. Пролетарская), ведущая в сторону храма. В трапезной Сергиевской церкви имелось два придела: на правой стороне – во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, на левой – во имя святого Николая Мирликийского.

2. Церковь над Святыми воротами во имя Алексия человека Божия (1709-1714), холодная, одноглавая.

3. Настоятельский двухэтажный корпус, построенный в 1826–1828 годах на средства, пожалованные монастырю императором Александром I.

4. Одноэтажный корпус, называвшийся «богаделенным» или «больничным», с надстроенным в 1870 году деревянным вторым этажом находился к северо-востоку от приюта. Этот корпус был первым каменным зданием монастыря, строился с 1664 по 1684 год на средства вологодского архиерейского дома для призрения в нем 12 престарелых и больных стариц. С 1871 года в нем проводились общие трапезы.

5. Двухэтажный дом сиротского приюта и училища. Начал строиться на добровольные пожертвования в 1871 году. Закладка здания происходила 25 сентября 1870 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского.

6. Со всех сторон монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башенками по углам, построенной в конце 1790-х годов. Новая каменная ограда значительно превосходила в диаметре старую деревянную, уничтоженную во время большого пожара. Ее длина составляла 750 метров, высота – около трех метров. В ограде было двое ворот. С восточной стороны находились большие въездные, называемые «Святыми». С южной стороны находились малые пешеходные ворота.

В монастыре находилось еще несколько строений:

– деревянный двухэтажный дом для проживания сестер рядом с богадельным корпусом (построен в 1869 году); деревянный одноэтажный дом с деревянной крышей для проживания больных сестер (находился к югу от игуменского дома, был построен в 1875 году на средства Н. Н. Ратаевой); пятнадцать деревянных келий; два амбара и два погреба; баня с прачечной; деревянный каретник с конюшнями.

Монастырю принадлежал деревянный одноэтажный дом с флигелем за оградой обители, приобретенный в 1875 году на монастырские средства для помещения монастырского причта. В 1881 году помещицей С. А. Засецкой, вдовой титулярного советника, Успенскому монастырю была пожертвована усадебная земля с малым флигелем. Была у монастыря и своя мукомольная мельница на реке Вологде, но в 1867 году ее разрушило полноводье.

Горне-Успенский монастырь славился собранием книг своей библиотеки и богатством ризницы. Монахини и послушницы занимались рукоделием, золотошвейным искусством, иконописью. Доход обители приносили сенокосные дачи в Вологодском и Грязовецком уездах, просфоропечение, а также плата за содержание воспитанниц в монастырских зданиях.

В монастыре имелось свое кладбище. Здесь хоронили как лиц монашеского звания, так и представителей дворянских и купеческих родов Вологды.

В 1899 году всего в обители состояло, кроме настоятельницы, монахинь и послушниц 132 человека (преимущественно крестьянского или мещанского сословия).

В 1918 году новая советская власть закрыла вологодские монастыри, однако в монастырских храмах, ставших приходскими, продолжали совершаться богослужения. Основу приходской общины храмов Горне-Успенского монастыря составили бывшие монахини, которые или оставались жить в монастырских строениях, или селились в домах вологжан, расположенных возле обители.

В начале 1920-х годов часть территории бывшего монастыря заняла воинская часть. Успенский собор оставался действующим до 21 июня 1924 года, когда его передали в пользование красноармейцам.

История монастыря в 1920–1940-е годы изучена слабо. Известно, что одним из первых шагов новых хозяев монастыря стала разборка на кирпич каменной ограды, башен и Святых ворот. Вместо них вся территория обители была обнесена несколькими рядами колючей проволоки.

В храмах в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Есть сведения, что часть помещений монастыря принадлежала НКВД, который использовал их в качестве пересыльной тюрьмы для спецпереселенцев. Тогда же сравняли с землей кладбищенские могилы, сняли завершения с храмов – Успенского, Сергиевского и Алексеевского. Крест на колокольне спилили после большого пожара в середине 1950-х годов. В послевоенное время бывшие монастырские строения занимали различные воинские части, часть зданий отдали под жилье. Теплая церковь Сергия Радонежского была перестроена под автомастерскую.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Успенская церковь и Алексеевская церковь, расположенные на улице Крестьянской (ныне ул. Бурмагиных), 19 и 19 а, поставлены на государственную охрану как объекты культурного наследия регионального значения.

Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 «Дом игуменский, 1825 г., каменный» и «Дом для воспитанниц монастырского приюта, 1873 г., каменный» получили статус объектов культурного наследия регионального значения.

С середины 1960-х годов храмы бывшего монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 году осуществлена реставрация завершений четверика и колокольни Успенского собора, который стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х годах в теплом Сергиевском храме, реставрация которого не проводилась, разместился автоспортклуб.

В 1995 году началось восстановление Успенской церкви, приписанной к общине храма Константина и Елены. С 1996 года в ней проводятся службы. Часть ремонтно-реставрационных работ финансировалась за счет средств областного бюджета. Ведутся восстановительные работы и в храме Сергия Радонежского. Игуменский дом и здание приюта заняты различными конторами и складами.

Среди верующих не раз высказывались пожелания о возрождении в Вологде женского православного Горне-Успенского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *