Воскрешение лазаря картина

За день до Вербного воскресенья христиане всего мира отмечают ещё один светлый праздник — Лазареву субботу. Согласно Евангелию, Иисус Христос воскресил Лазаря, когда тот был уже 4 дня как мёртв — именно после этого многие уверовали в Иисуса, а фарисеи из страха решили убить Спасителя. В текущем году Лазарева суббота выпадает на 12 апреля — в преддверии праздника АиФ.ru рассказывает, каких художников вдохновил библейский сюжет.

Фреска Джотто «Воскрешение Лазаря» (1304-1306)

Согласно подсчётам искусствоведов, на создание фрески Джотто ди Бондоне (или просто Джотто) потратил 852 дня — художник писал по влажной штукатурке, и каждый день её наносили ровно столько, сколько он мог «освоить» за раз. Каждый персонаж фрески — словно драматический герой: Иисус излучает божественную силу, Лазарь напоминает тряпичную куклу, его благодарные сёстры Марфа и Мария бросаются в ноги Чудотворцу, а оставшиеся герои или изумлены произошедшим, или закрывают лицо от смрада, исходящего от тела Лазаря. Работа находится в Капелле дель Арена (Падуя).

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы.

Картина Альберта ван Оуватера «Воскрешение Лазаря» (около 1450)

О нидерландском художнике, которого называют мастером пейзажа, не сохранилось практически никакой информации, однако «Воскрешение Лазаря» — единственное полотно, чья «принадлежность» кисти Оуватера не вызывает никаких сомнений. Героев живописец «разместил» не в тёмной пещере, а в просторном помещении с высоким сводчатым потолком, колоннами и окнами, из которых льётся свет.

Фрагмент картины «Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 года.

Караваджо «Воскрешение Лазаря» (1608-1609)

Свой шедевр художник закончил за год со смерти. По мнению некоторых искусствоведов, Караваджо спешил скорее завершить картину, поэтому фон он «проработал» не так тщательно, как персонажей — их автор поместил на фоне тёмной пещеры. К его Лазарю постепенно возвращается жизненная сила — капля за каплей. По легенде, для достоверности Караваджо рисовал своего героя не с живого натурщика, а с эксгумированного тела.

Караваджо «Воскрешение Лазаря» Написана в 1608-1609 годы.

Картина Гверчино «Воскрешение Лазаря» (1619)

Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 год.

Итальянский живописец Гверчино принадлежал к Болонской школе. Согласно принципам этого «течения», библейские сюжеты не могли быть изображенными грубо или лишёнными красоты, поэтому, создавая свой шедевр, автор пригласил только красивых натурщиков, а его Лазарь «пышет» здоровьем. Гверчино использовал много тёмных красок, однако его герои словно «выхвачены» из мрака.

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Воскрешение Лазаря» (около 1630)

Голландский художник поместил на первый план своей картины восстающего Лазаря — причём не полного сил мужчину, как у Гверчино, а действительно напоминающего покойника — завёрнутого в саван и мертвенно бледного. Сумрак пещеры Рембрандт «осветил» фонарем — его сияние акцентирует внимание на поднятой вверх руке Иисуса и показывает лица пораженных чудом родственников.

Картина Винсента Ван Гога «Воскрешение Лазаря» (1890)

«Воскрешение Лазаря» Ван Гога называют подражанием Рембрандту, однако художник не копировал, а заново переосмыслил картину голландского мастера. На своё полотно Ван Гог «перенёс» главных рембрандтовских персонажей — обёрнутого в саван Лазаря и двух его сестёр, Марфу и Марию. Однако центральную фигуру — самого Христа — художник оставил «за кадром». Таким образом, Ван Гог нарисовал чудо Иисуса, при этом «убрав» самого Спасителя — вместо Него автор изобразил сияющее солнце.

Винсент Ван Гог. «Воскрешение Лазаря». 1890 год.

Картины и рисунки Михаила Нестерова «Воскрешение Лазаря»

К евангельскому сюжету советский художник, который больше 20 лет расписывал храмы и создавал иконы, обращался несколько раз: среди его работ есть и эскизы к росписям церквей (1899), и картина маслом на холсте (1900), изображающая чудо воскрешения. Автор немного отходит от канонов русской иконописи: своих персонажей он представляет не как святых, апостолов или других библейских героев, а как обычных людей, которые ищут свой путь к Богу. Как говорил сам Нестеров, «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».

Одна из работ Михаила Нестерова. «Воскрешение Лазаря».

Описание иконы Воскрешение Лазаря
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Икона изображает одно из чудес Господних: за шесть дней до Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он пришел в Вифанию и там чудесно воскресил своего умершего друга Лазаря, тем самым показав свою Божественную силу, дабы прежде страданий и смерти уверить людей в общем воскресении всех умерших. Среди канонических Евангелий описание этого чуда содержится лишь в Евангелии от Иоанна. Иконография данного образа сложиласьочень давно, еще в Византии в VI-VII вв. и с тех пор значительных изменений не претерпевала. Иисус изображен у пещеры Лазаря. У его ног Марфа и Мария — сестры Лазаря. Рядом с пещерой иудеи, пришедшие удостовериться в чуде. У пещеры сдвинута прикрывающая ее плита, от запаха «четверодневного» Лазаря близстоящие прикрывают нос платком. Спеленутое тело Лазаря изображено в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад. «По оживлении же своем Лазарь ни что же ядаше без услаждения, но всякое ядение с медом ядаше от горести адския.

Икона Воскрешение Лазаря — описание
Евангелие рассказывает, что в местечке Вифания жили две сестры — Марфа и Мария. Однажды захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и громко сказал: «Лазарь! Выходи!». И вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый как младенец по обычаям того времени (Ин 11, 17-44). Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом. На иконах изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа — темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа. Икона «Воскрешение Лазаря», написанная Андреем Рублевым, находится в Благовещенском соборе Кремля. Среди шести сюжетов Праздников на иконе XIV века,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *