Воскресная школа – что это такое?

При храмах Юго-Восточного округа сейчас действуют порядка 30 воскресных школ. В основном они рассчитаны на детей, но кое-где есть и для взрослых.

Дети участвуют в богослужениях

В детской воскресной школе «Княжичи» при храме святого Андрея Боголюбского в Текстильщиках занимаются дети от пяти до 15 лет. Они изучают Закон Божий, библейскую историю, Священное Писание, основы вероучения, литургику, церковнославянский язык, церковное пение, изобразительное искусство.

На занятиях/standrews-hram.moseparh.ru

— Помимо занятий, дети участвуют в богослужениях, в приходских мероприятиях, в ярмарках, в концертах. Совершают паломнические и экскурсионные поездки, — говорит директор воскресной школы, настоятель храма иерей Кирилл Краев.

Все ученики помогают в алтаре, на хорах, на колокольне, по храму. Раз в месяц проводится детская литургия.

Адрес: Волгоградский проспект, 85. Телефон: 8(903)792-53-45. Сайт: standrews-hram.moseparh.ru.

Христианин в современном мире

В воскресной школе «Малахит» действуют театральная, хореографическая и хоровая студии/vk.com/malachite2014/Светлана Перфилова

В воскресную школу «Малахит» при храме праведного Симеона Верхотурского в Марьине ходят дети от пяти до 16 лет, ученики разделены по возрастным группам. Здесь изучают Закон Божий, библейскую историю, православное богослужение, церковнославянский язык. Особое внимание уделяют христианской этике.

В школе действуют театральная, хореографическая и хоровая студии. Два раза в неделю ребята осваивают навыки самообороны. Ученики школы посещают богослужения, экскурсии и совершают паломнические поездки.

Адрес: Новочеркасский бульвар, владения 6-8. Телефон: 8(964)595-79-99. Сайт: hsv.ru.com.

А также их родители

Воскресная школа при храме преподобного Сергия Радонежского на Рязанке действует с 2006 года. Занятия проходят в доме причта, где есть компьютерный класс, актовый зал, трапезная и даже учебная колокольная звонница. По воскресеньям ученики изучают Закон Божий, церковное пение, прикладное искусство, историческое краеведение. По субботам работают кружки: фольклор, музыка, шахматы, живопись, фотостудия, рукоделие.

Двери школы открыты и для взрослых. Священнослужители храма и преподаватели из Московской духовной академии ведут курсы по катехизису, истории церкви, литургике, библейской истории. Также старшие слушатели могут освоить роспись по шелку и валяние украшений.

Адрес: улица Окская, владение 17. Телефоны: 8(495)919-54-96, 8(916)740-52-40. Сайт: hram-ryazanka.ru.

Дореволюционные правила

Ученики воскресной школы из Лефортова участвуют в паломнических поездках по Подмосковью/hramlefortovo.ru

Программа в воскресной школе при храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове рассчитана на два года. Занятия проходят в здании при храме постройки XVII века.

— Школа соответствует классическому типу дореволюционных воскресных школ. Число учащихся невелико — порядка 15 человек, — говорит директор школы иерей Илия Тягин.

Ребята изучают Закон Божий, а еще занимаются хоровым пением, живописью, готовят театральные постановки к церковным праздникам. Певческая студия открыта для детей и взрослых. Для взрослых также проводят уроки Закона Божьего.

Ребята посещают художественные выставки, участвуют в паломнических поездках по Подмосковью.

Адрес: улица Солдатская, 4. Телефон: 8(495)361-42-15. Сайт: hramlefortovo.ru.

Воскресная школа. Взрослые видят в ней средство воспитания и воцерковления своих чад – причем, одни полностью делегируют эти функции педагогам, другие предпочитают сотворчество и соработничество. О том, что первая модель поведения родителей ошибочна, а вторая верна, написано и сказано уже достаточно. Есть и третий вариант: кто-то считает, что систематические занятия могут убить в детях живость веры и, получив набор знаний, они утратят главное (что ж, и такое бывает).

Водить в церковно-приходскую школу, конечно, надо. Если человек будет сидеть дома, он не узнает про Церковь. Но нельзя это делать насильственно

А что же сами дети? Что для них – воскресная школа? Является ли она частью досуга воскресного дня или чем-то большим? Закон Божий, изучаемый на занятиях, остается для них одним из школьных предметов или оживает, диктует, советует, требует, подсказывает, как жить?

Об этом спросила учащихся воскресной школы при храме Всех Святых журналист ТК «СОЮЗ» Ольга Валентиновна Баталова, автор и ведущая программы «Уроки Православия». Беседа эта состоялась в 2009 году – тем интереснее к ней вернуться сегодня, когда мы знаем, какими стали эти дети, какова в настоящее время их жизненная позиция – а, значит, можем оценить и вклад в это воскресной школы, и искренность ответов, данных два года назад.

– Воскресная школа, изучение Закона Божия помогают вам в жизни? Почему столько людей, изучавших Закон Божий, нарушили его, попрали своей жизнью?

Катя Шемякина, 17 лет, в школе 4 года (сейчас – студентка УрФУ, преподаватель воскресной школы):

– Мне кажется, что они до конца не осознали его, не поняли. Вера не была крепка. Что для нас этот предмет? Некоторые люди просто не могут пропустить воскресные уроки Закона Божия, не могут без храма. Человек сам для себя не может изучить Закон Божий, ему нужны помощники, учителя. Но мы познаем Закон Божий не только через уроки, мы и в храме учимся его понимать.

У верующих родителей бывают неверующие дети. Это случается оттого, что верующие родители очень хотят, чтобы и дети их были верующими, и насильно притаскивают их в храм. А человек, как я считаю, должен сам прийти в храм, прийти к вере. Господь Бог не принуждает человека ходить в храм, Он ждет, что мы сами к Нему придем. А дети, которых заставляют ходить в храм, в воскресные школы и поступать в духовные семинарии, еще больше отталкиваются от этого. У детей обрывается грань терпения, послушания родителям, и от постоянного понуждения наступает распад.

Водить в церковно-приходскую школу, конечно, надо. Если человек будет сидеть дома, он не узнает про Церковь. Но нельзя это делать насильственно. Мы растем, и то, чего раньше не понимали, понимаем сейчас.

Также и в жизни маленького человека. Если привести его в храм, ему может и не понравиться, а через определенное время он поймет, что его тянет в храм. Он сам придет к вере. Родители должны показать своему ребенку другой мир, но не заставлять.

Юля Корниенко, 16 лет, в школе 8 лет (сейчас – студентка УрГЮА, помощник преподавателя воскресной школы):

– Людям, которые поднимались до таких высот – учились в духовных семинариях, заканчивали воскресные школы – и совершили падение, участвовали в революции, видимо, внутри, в сердце веры не хватило. В определенный момент для них житейские проблемы, социальное благополучие стали выше проблем духовных. Поэтому у них в душе произошел перелом, резкое падение, отрицание Бога. Именно в Нем они видели источник всех бед.

Я не совсем понимаю родителей, которые говорят: «Не нужно изучать Закон Божий». Закон Божий не отходит от моральных законов общества. Даже если родители неверующие, то ничему плохому Церковь не научит. Церковь – это ДОБРО. В воскресных школах дети получат нравственное воспитание. Пусть даже они проучатся полгода, год и уйдут – что-то их в душе останется. И потом, повзрослев, они, может, и вернутся в Церковь, но уже осознанно. Я считаю, что это должно произойти.

В воскресной школе мне очень нравится. Это не проведение досуга, а часть жизни, без которой просто не представляешь себя. Когда обстоятельства складываются так, что приходится пропустить занятие, я чувствую – мне плохо без воскресной школы. Здесь такая теплая атмосфера.

В обычной школе, куда я хожу, ощущается напряжение. Хотя конфликтов со сверстниками на религиозной почве у меня нет. Все знают, что я хожу в воскресную школу. Была такая ситуация на уроке, что я не могла об этом не сказать. Я объяснила, что хожу в воскресную школу, что у меня другие взгляды, и почувствовала перемену в отношениях в лучшую сторону.

Я не скажу, что ко мне относятся с большим уважением, или наоборот, что меня дразнят – такого нет, но в обществе уже нет негатива к верующим. Если на уроках спрашивают мое мнение (например, на биологии о происхождении человека), я говорю свое мнение, мнение Церкви.

При этом я не считаю своих невоцерковленных сверстников хуже себя. Настанет время, и они придут к этому, я уверена. Их души пока спят. У меня слабо получается их будить, но мы все живем в одном мире, ничем не изолированы, и Церковь все активнее себя проявляет. Думаю, что они придут к вере.

Жизнь становится радостней. Она ведь не всегда легкая, а если молиться, ходить в церковь, причащаться, помогать, к примеру, дедушке своему, то совсем нетрудно

– Катя Тенсина, 14 лет, в школе 8 лет, (сейчас – помощник преподавателя воскресной школы):

– Я пришла в храм из-за того, что у меня мама очень сильно болела. Пришла помолиться за маму, чтобы она выздоровела. И всех сюда привела: и бабушку, и остальных членов семьи. Бабушку тянула, сама попросилась в воскресную школу. Стояла у икон, молилась своими словами, своими молитвами… Сейчас бабушка работает поваром в трапезной, сестра ходит в воскресную школу в первый класс, мама с папой ходят по воскресеньям на службу.

Что в моей жизни изменилось? Все мои друзья… Как-то у них все легко в жизни, нет никаких забот. А я уже 8 лет сюда хожу и знаю: и Бог существует, и Закон Божий, по которому люди живут, и все не так легко.
Даже самый простой поступок: обмануть маму, придти поздно домой, – по их мнению, это легко.

А для меня не так. Я не могу так делать. Но это нельзя назвать усложнением жизни. Просто я по-другому думаю. Уже 8 лет проучилась в воскресной школе, и для меня это стало понятным, и с каждым годом все больше и больше понимаю.

Жизнь становится радостней. Она ведь не всегда легкая, а если молиться, ходить в церковь, причащаться, помогать, к примеру, дедушке своему, то совсем нетрудно. Чувствую ли я себя лучше остальных? Нет, личность как личность… человек человеком.

Алена Аверкиева, 16 лет, в школе 3 года (сейчас – студентка факультета теологии РГППУ, преподаватель воскресной школы):

– Так получилось, что я пришла сразу в школу второй ступени, а Закон Божий читала сама. Мои понятия о жизни очень сильно изменились. Появилась граница, что можно, а что нельзя. Среда общения изменилась, раньше она была больше языческая.

Весь мир существует благодаря Богу, только Ему одному, и как мы можем жить, не изучая этого? Он столько для нас делает, а мы знаем о Нем совсем мало. Надо Его познавать… Мы люди грешные, нам не дано сразу Его увидеть, почувствовать Его благодать. Мы должны себя подготовить, хотя бы через изучение Закона Божия, чтение Библии, Евангелия.

Нужно любить всех ближних – «возлюби ближнего своего», пытаться отвести их от дурного. Проповедовать, в основном — делами. Не врать, не нарушать заповеди. Конечно, это сложно, но хотя бы в какой-то мере не нарушать. Если ты православный, знаешь Закон Божий, ты не предашь человека, не бросишь в трудную минуту. Люди больше к тебе будут тянуться. Если ты говоришь, что так надо, а сам по этому не живешь, кто тебе будет верить? Надо доказывать своими делами.

Воскресная школа Свято-Тихоновского храма города Костромы являет собой одно из важнейших направлений активной просветительской деятельности прихода. Целью школы является возрождение традиций Русской Православной Церкви через знакомство с ними подрастающего поколения, привитие детям любви к богослужению, воспитание православного христианина — достойного гражданина своей страны. Ежегодно в Воскресной школе занимаются порядка 100 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Дети младшего возраста (от 3 до 6 лет) изучают азы православной веры, Библейскую историю, знакомятся с церковными песнопениями, учат свои первые молитвы. Дети средней группы (от 7 до 10 лет) изучают Закон Божий, знакомятся с житиями и трудами святых, получают основные знания по литургике. Со старшей группой проводятся занятия по Основам православной культуры, даются первоначальные знания по архитектуре и иконописи. Кроме того, на базе школы действуют кружки изобразительного искусства, лепки и аппликации, а также творческая мастерская «Колосок»; организована театральная студия и кукольный театр, проводятся занятия по музыке и богослужебному пению, открыты курсы кройки и шитья. Воспитанники принимают участие в различных епархиальных и межприходских конкурсах, фестивалях, олимпиадах, викторинах, где занимают призовые места, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты. Для духовенства и прихожан храма трудами преподавателей и воспитанников Воскресной школы проводятся мероприятия: концерты, спектакли, праздничные программы, приуроченные к православным праздникам. Силами преподавателей и воспитанников Воскресной школы, по благословению и при участии настоятеля храма в 2014 году возрождена утерянная в советские годы древняя традиция установки Рождественских вертепов. С 2015 года в первом (временном) храме прихода по воскресным дням несколько раз в году совершается «детская» литургия, на которой пономарские, клиросные и храмовые послушания исполняют воспитанники Воскресной школы.
Так же при храме действует воскресная школа для взрослых. Занятия проходят каждое воскресение после вечернего богослужения. Кроме того, в здании библиотеки в воскресные дни после окончания Божественной литургии проводятся занятия по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, основам духовной жизни и литургике.

Расписание занятий в воскресной школе:
Воскресение:

Младшая группа (дошкольники)
9.00-9.40 — урок музыки и церковного пения.
9.50-11.00 — Божий мир.
11.00-11.20 — Причастие. Чаепитие.

12.30 — 13.30 — Занятие для взрослых в здании библиотеки храма

17.00 — 18.30 — занятия для взрослых в храме.

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *