Врачевание и медицина античного средиземноморья

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 35

  1. Азақтың халық медицинасы мен гигиенасы. Қазақстан аумағында бірінші дәрігерлердің пайда болуы.
  2. Аналитическая философия. Интегральный подход К.Уилбера. Философия телесности и психосоматическая медицина.
  3. Аурудың алдын алу жөніндегі негізгі медициналық ғылым ретіндегі гигиена. Мақсаты, міндеттері, зерттейтін тақырыбы.
  4. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
  5. В Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах действуют смешанные модели, вобравшие в себя разные черты англосаксонской и континентальной.
  6. В странах Восточной Европы
  7. В130100-Жалпы медицина» мамандығына арналған «Экономикалық теория негіздері» пәнінен қорытынды тест
  8. В130100-Жалпы медицина» мамандығына арналған «Экономикалық теория негіздері» пәнінен қорытынды тест
  9. В130100-Жалпы медицина» мамандығына арналған «Экономикалық теория негіздері» пәнінен қорытынды тест
  10. В130100-Жалпы медицина» мамандығына арналған «Экономикалық теория негіздері» пәнінен қорытынды тест

(3-2 тыс. до н. э. – V в. н. э.)

Цели: Формирование ОК – 1, ОК — 3, ОК – 8.

Показать тесное взаимодействие древнегреческой философии и медицины, материалистическое направление медицинских школ Древней Греции. Раскрыть международный характер развития медицины в эпоху эллинизма и взаимные влияния культур Запада и Востока. Показать вклад древнегреческих врачей в развитие учения о медицинской этике.

Основные термины и понятия:миф, антропоморфизм, секуляризация, архаика, классика, античность, эллинизм, полис, асклепейон, асклепиады, абатон, корпус Гиппократа, эллинизм.

План семинара:

  1. Периодизация истории Древней Греции (крито-архейский, предполисный, полисный, классический, эллинистический периоды). Особенности культуры Древней Греции. Философские основы древнегреческой медицины (натурфилософия).
  2. Виды медицины Древней Греции (народная, храмовая, светская). Светские медицинские школы: кротонская, книдская, косская, сицилийская.
  3. Гиппократ II Великий Косский – выдающийся врач Древней Греции. «Корпус Гиппократа» — энциклопедия периода расцвета древнегреческой медицины. Работы сборника и их современное значение.
  4. Особенности культуры и медицины Эллинистического периода. Взаимодействие культур Греции и стран Востока (Герофил, Эразистат).
  5. Особенности и современное значение медицины Древнего Рима (А. К. Цельс, К. Гален и др.).
  6. Значение древнегреческой и древнеримской культуры и медицины для развития мировой культуры и науки.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные периоды развития цивилизации Древней Греции.

2. Назовите характерные особенности древнегреческой культуры.

3. Какова связь мифологии и врачевания в Древней Греции? Приведите примеры.

4. Какие виды медицины были распространены в Древней Греции?

5. Охарактеризуйте храмовую медицину в Древней Греции.

6. Укажите философские основы древнегреческой медицины.

7. Дайте характеристику основным медицинским школам Древней Греции.

8. Перечислите основные заслуги Гиппократа.

9. Что такое «клинический метод» Гиппократа? Каково его значение? Охарактеризуйте принципы терапии Гиппократа.

10. Что такое «Гиппократов сборник», каково его значение в истории медицины? Каково содержание основных работ «Гиппократова сборника»? Их роль в развитии медицины.

11. Покажите вклад древнегреческих врачей в развитие учения о медицинской этике. Назовите работы по врачебной этике в «Гиппократовом сборнике».

12. Охарактеризуйте особенности культуры и медицины Александрии и Древнего Рима.

13. Назовите достижения анатомии и хирургии в эпоху эллинизма.

14. Охарактеризуйте санитарную культуру Древнего Рима.

15. Назовите элементы государственной регламентации деятельности врачей в Древнем Риме. Охарактеризуйте военную медицину в Древнем Риме.

16. Назовите выдающихся деятелей медицины и фармации Древнего Рима. Дайте оценку трудов Корнелия Цельса и их роли в развитии медицины.

17. Оцените вклад Галена в развитие анатомии, физиологии и фармакотерапии. Что такое галенизм?

18. Оценить значение древнегреческой и древнеримской культуры и медицины для развития мировой культуры и науки

Основная литература:

Дополнительная литература:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 39; Нарушение авторских прав

Врачевание в первобытном обществе и древнем мире

Синдянкина И. В., Исакова Э. А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Барсукова М.И.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Медицина – система знаний и мер, позволяющая распознать, предупредить и излечить заболевание, а также укрепить здоровье и продлить жизнь людей. История медицины уходит корнями в далекое прошлое. В первобытном обществе врачевание носило коллективный характер. В частности, женщины занимались им для того, чтобы заботиться о своих детях и членах общины. А мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или борьбы с другими племенами. В те времена различали три направления в практической медицине: тотемизм, фетишизм, анимизм. Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника. Первобытные люди владели также приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания. Медицина в Месопотамии характеризуется следующими аспектами: изобретение письменности; формирование эмпирического и культового направлений врачевания; развитие представлений о происхождении болезней, подготовка врачевателей; развитие гигиенических навыков и традиций; становление сословной медицины, формирование основ этики врачевателя; законы Хаммурапи. В Древнем Египте активно использовались медицинские папирусы, посвященные женским болезням, рациональным и магическим приемам врачевания, болезням сосудов и ревматизму, вопросам частной патологии, детским болезням; в них описаны способы лечения и приведены рецепты не только эмпирического, но и рационального содержания. В Древней Индии основными источниками информации врачевания были: «Аюрведы» — сборник гимнов; предписания Ману, содержащие сведения о гигиене; этические произведения (поэма Махабхарата и др.); записи участников походов А.Македонского. В Древнем Китае это были сборник песен, гимнов, стихов, Чжоуские ритуалы; этические произведения; «Книга о внутреннем»; «Книга о пульсе»; трактат «О корнях и травах»; записи Цан Гунна: первые «истории болезни», где указывались даты осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения; трактат по инфекционным болезням, содержащий 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике инфекционных заболевания, впервые описана методика искусственного дыхания.

Первые медицинские учреждения и форма медицинской организации в эпоху античности.

Первыми медицинскими учреждениями следует считать:

  • асклейпионы – это лечебницы, которые открывались при храмах Асклепия (Древняя Греция);

  • ятреи – это частные лечебницы в Древнем Риме;

  • валентудинарии – военные госпиталя в Древнем Риме;

  • фармакополе — это учреждение по продаже лекарственных средств в Греции и Китае.

Формы медицинской организации в эпоху античности.

  1. Государственная медицина.

Характерно наличие: а) государственных медицинских должностей (архияторы, санитарные эдилы), Древний Рим, б) государственных органов управления медицины (Медицинский приказ, Древний Китай), в) законодательной регламентации медицины (Законы: «Ману», который делил общество на касты, Древняя Индия; «Хаммурапи», Древний Вавилон. Ввел правовую регламентацию медицины, оплату медицинской помощи, наказание за ущерб больному (денежное и телесное); «двенадцати таблиц», Древний Рим).

  1. Жреческая медицина.

Ей занимались врачи жрецы. Лечебные учреждения создавались при храмах ( Древний Египет, Древняя Индия).

  1. Народная медицина. «Она пришла» с первобытного строя.

4. Семейная медицина получила свое развитие в Древней Греции. Ею занимались представители одного рода. Знания передавались из поколения в поколение. Каждую школу отличали свои традиции. Существовали следующие школы: Косская школа (на острове Кос): (характерная черта – прогностика), представитель 17 поколения врачей – Гиппократ; Книдская школа (на острове Крит): ее представители стремились констатировать болезнь, оформить нозологическую форму болезни.

Диагностические приемы врачей эпохи античности

В эпоху античности сформировались основные методы везикальной (субъективной) диагностики:

  1. Опрос. Врачеватели обращали внимание на то, что может явиться причиной болезни, что беспокоит больного, как он об этом говорит.

  2. Осмотр. При осмотре обращали внимание на состояние и цвет кожных покровов, естественных наружных отверстий, на походку, осанку человека.

Врачеватели применяли следующие приемы:

а) дерматоглифика (постановка диагноза по кожному рисунку, Древняя Индия),

б) физиогномика (постановка диагноза по выражению лица больного, Древняя Индия. Например Facies Hippokratica– лицо агонирующего больного),

в) Признаки воспаления, Цельс.

3. Пальпация – при помощи этого приема ставили диагноз перелома, вывиха, исследовали пульс и его характеристики.

4. Перкуссия (выстукивание) – предложил Гиппократ.

5. Аускультация( выслушивание ухом) — предложил Гиппократ (описал шум плевры, хрипы в легких; звук падающей капли – при прободении кишечника).

6. Исследования мочи (на цвет, запах, вкус. Пробы мочи – ночная, дневная).

Учения о причинах болезней в эпоху античности.

1. Демонологические (духи вызывают болезнь)

2. Астральные (звезды провоцируют болезни)

3. Минералогические

4. Климатогеографические

5. Возраст и пол

6. Животные как источник болезни

7. Образ жизни людей

Теории патологии:

  1. Теория Платона. Согласно этой теории в основе болезней лежит идея.

  2. Теория Пифагора. В основе всего находится число.

  3. Теория Аристотеля. Болезни – это есть нарушение целесообразности.

  4. Пневматическая.В основе лежит воздушное начало.

5. Натурфилософскаяона существовала в Древнем Китае. В основе всего пять элементов: дерево, метал, огонь, вода и земля. Они взаимодействуют и формируют микрокосмос-организм человека и макрокосмос — окружающий мир. Мир – это борьба противоположностей. Глобальными противоположностями являются «инь» (мужское холодное пассивное начало) и «янь» (женское горячее активное начало), болезнь возникает при нарушении соотношений «инь» и «янь». Для корректировки необходимо проводить иглотерапию.

6. Теория гуморальной патологии. Основоположником ее был Гиппократ (460-377 до н. э.). В основе этой теории лежит соотношение жидкостей. Преобладание жидкостей связано с климатом. Так, на востоке жидкость – это кровь, люди – сангвиники, на севере – желчь, люди – холерики, на юге – флегма (слизь), люди – флегматики, на западе – черная желчь, люди – меланхолики. На основе этой теории сформулирован основной принцип медицины — индивидуальный подход.

7. Теория солидарной патологии. Ее основоположником был Асклепиад (Древний Рим). Согласно этой теории организм человека состоит из каналов, пор и движущихся частиц. Для того, чтобы не было болезни необходимы чистота тела, закаливание и движение.

Цели: показать тесное взаимодействие древнегреческой философии и медицины. Материалистическое направление медицинских школ Древней Греции. Раскрыть международный характер развития медицины в эпоху эллинизма и взаимные влияния культур Запада и Востока. Показать вклад древнегреческих врачей в развитие учения о медицинской этике.

Основные термины и понятия:миф, антропоморфизм, секуляризация, архаика, классика, античность, эллинизм, полис, асклепейон, асклепиады, энкомисис, абатон, корпус Гиппократа, эллинизм.

Вопросы к занятию.

1. Периодизация истории Древней Греции (крито-микенский период, предполисный, архаичный, классический, эллинистический). Особенности культуры Древней Греции. Философские основы древнегреческой медицины (натурфилософия).

2. Виды медицины Древней Греции (народная, храмовая, светские медицинские школы). Кротонская, книдская, косская медицинские школы.

3. Гиппократ II Великий Косский – выдающийся врач Древней Греции. «Корпус Гиппократа» — энциклопедия периода расцвета древнегреческой медицины. Работы сборника и их современное значение.

4. Особенности культуры и медицины Эллинистического периода. Взаимодействие культур Греции и стран Востока (Герофил, Эразистат).

5. Особенности и современное значение медицины Древнего Рима (А. К. Цельс, К. Гален и др.).

6. Значение древнегреческой и древнеримской культуры и медицины для развития мировой культуры и науки.

Вопросы для самоконтроля

1. На территории асклепейонов возводились многочисленные статуи богов – покровителей врачевания. Перечислите этих богов (не менее 5-ти).

2. Являлись ли греки сторонниками здорового образа жизни? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

3.Дайте толкование понятиям:

· Акведуки

· Термы

· Архиатры

· Галенизм

· Валетудинарии

· Асклепейоны

· Атрейи

· Периодевты

20. Укажите названия трудов «Гиппократова сборника», в которых содержатся сведения:

А. о различных формах воздействия на человека природных факторов, обобщённых с позиций натурфилософии ________________________________

Б. 42 поучительные истории болезней с описанием симптомов и лечения_________________________________________________________________

В. о методике клинического наблюдения у постели больного___________

Г о хирургических заболеваниях и травмах___________________________

Д. о морально-этических нормах в деятельности врача_________________

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994. С. 86 – 130.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

3. БМЭ.

4. Лекционный материал.

5. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Античная цивилизация — величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Невозможно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она также стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной — евразийской. А в одном отношении античная цивилизация является универсальной основой, пьедесталом всей последующей общечеловеческой культуры — в той мере, в какой она содержит дух рационализма. Пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир (как природный, так и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям. Именно античная цивилизация окончательно преодолела рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей», утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

Эпоха античности дала миру произведения, научные работы и философские идеологии таких ученых и философов как: Фалекс Милетский, Анаксимандр, Анаксагор, Гераклит Эфесский, Диоген, Эпикур, Левкипп, Демокрит, Гипарк, Архимед, Пифагор, Геродот, Гиппократ, Сократ, Протагор, Питак, Периандр, Ксенон, Платон, Аристотель и др.

Фалес Милетский — первый из философов античности, который поставил различные исследования и явления природы на уровень научности. Жил в г. Милеет на полуострове Малая Азия, являвшегося греческой колонией. В своих философских суждениях он выдвинул гипотезу, что причиной мироздания и всего сущего является вода. «Из воды все исходит, и в воду же возвращается».Он полагал, что все объекты, предметы и вещества материального и духовного мира живой и неживой природы когда-либо произошли из воды, и по окончании своего существования превращаются обратно в воду. Это было первое научное высказывание всего античного мира, которое заложило основу развития философии в целом и естествознания в частности.

Анаксимандр — ученик Фалеса, входивший в «Милетскую школу».В своих философских суждениях возражает Фалесу, полагая, что все предметы и объекты в мире произошли из огня. Он сделал вывод, что огонь является прародителем живых и неживых тел, и что процесс образования планеты и её населения имеет внеземную природу.

Анаксимен — также ученик Фалеса, представитель»милетской школы». Возражая Фалесу и Анаксимандру. Считает, что все произошло из воздуха. По его мнению, воздушная среда является неотъемлемым атрибутом физиологических процессов растений и животных, обмена веществ. Воздух необходим для конденсации воды в атмосфере при испарении и выпадении осадков.

Протагор — основоположник греческой философской концепции по душе: нравственных, морально-этических качествах человека. В свои философских учениях Протагор главную роль отводил самому человеку, его роли и месту в общественной жизни. Он полагал, что только человеку присущи высшие нормы и уровни мышления, сознания, познания, любви, благородства. Человек является высшим разумным существом на планете и может судить о деяниях других по своим критериям.» Человек есть мера всех вещей существующих, что существуют и не существующих, что не существуют.»

Гераклид Эфесский, 4-5 век до нашей эры, Он полагал. что все процессы и явления, все тела и судьбы бытия — непостоянны и подвергаются динамическому изменению.. Он основал раздел Ф «диалектика», изучающий стороны и качества материального мира. «Все течет, все изменяется», «Нельзя 2 раза войти в одну и ту же реку», «Ничто не вечно».

Сократ — создатель еще одного ф. направления, изучающего связь и гармонию души и тела, смысл жизни в ф. понимании. Полагал, что человек для своего морального спокойствия и становления необходимо сочетать удовлетворение материальных и духовных потребностей. Он считал, что человек должен быть гармоничен в моральном и физическом плане и одним «хлебом насущным» не удовлетворить его желания и потребности. Большую роль он отводил вопросам брака, семьи, любви и ублажения. С группой единомышленников ходил по «миру» Греции в поисках истины. В итоге был публично осужден за свои нравоучения и приговорен к смерти. В конечном счете он испил чашу с ядом, принесенную его учениками и бросился со скалы.

В эпоху античности появились в науке и философии первые научные доктрины (парадигмы).

Первой научной доктриной Древней Греции стала математическая доктрина, представленная Пифагором, и позднее развитая Платоном. В её основе, как и в основе других античных доктрин , лежит представление о том, что космос — это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Он полагал, что все объекты и предметы бытия, материального мира, процессы и явления материальных и духовных норм состоят из чисел, цифр, математических и физических формул, математических знаков и операций. Картина мира, представленная пифагорейцами поражала своей гармонией — протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движению небесных тел по математическим законам, законам прекрасно устроенного человеческого тела и т.д. Этими доводами он заявил, что ум человека — это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое отношение и завершение математическая доктрина получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира — мира идей представляющую собой иерархически упорядоченную структуру.

Эта доктрина заложили основы развития естествознания, опираясь не на материальные стороны вещества (как этот было при Гераклите), а на числовые закономерности бытия.

Согласно этой доктрине, мир — упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира. Упорядоченность космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначение и целью.

Второй научной доктриной античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции. В её основе лежит представление о том, что все предметы и объекты бытия, материального мира состоят из мельчайших микроскопических неделимых частиц — атомов ( с гр. неделимый). Своими корнями атомизм уходит в ионийскую физику и философию элеатов. Проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества — все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно этой доктрине, начало всего сущего — это неделимые частицы — атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение — распадение на части. Атомизм является физической доктриной, только по Демокриту д. объяснить явления физического мира. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувств, опыта и его рационального преобразования. Атомизм является физической программой и служит инструментом объяснения многочисленных процессов и явлений природы, проходящих на микроуровне.

Доктрина Аристотеля стала третьей научной доктриной античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны она близка к античной классике, её стремлением к целостному философскому осмыслению действительности., с другой стороны в ней отчетливо проявляются традиции афинской и эллинской школ. Аристотель возражал Пифагору, Демокриту, Платону, одновременно отказываясь от материальных и атомистических идей, пытаясь найти третий путь. Он понимал, что миропонимание должно происходить путем чувственного познания и логического осмысления.

Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Он создал раздел философии «Метафизика». Этот раздел философии изучает особенности духовного мира, морального и этического путем осмысления сознанием или логикой.

В метафизике Аристотель воссоздает мир как целостное естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Заслугой Аристотеля является написание его знаменитого «Органона» — трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления. Он, кроме того, систематизировал накопленные к этому времени научные знания. Аристотель был крупнейшим ученым и философом античного мира, занимался вопросами политологии, правоведения, экономики и торговли, астрофизики, географии и геологии, ботаники и зоологи, физиологи и эволюции. Он дал характеристику и описал известные к тому времени 500 видов растений и животных, расположив их в иерархический таксономический ряд по порядку, согласно уровню организации. Кроме того, Аристотель является основоположником многих перечисленных выше наук.

Особое место в истории античной культуры занимает элейская Школа. Представителям ее принадлежит великое открытие — наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека; одна из них — это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая — та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления.

Основоположником элейской школы (г. Элея на юге Италии) был Ксенофан — один из первых рационалистических критиков мифологического мировоззрения. Но слава Элеи, ранее совсем неприметного города на юге Италии, связана с именами Парменида и Зенона — великих представителей этой философской школы.

Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира — чувства дают одну картину мира, а разум — другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны. Легендарные апории Зенона, собственно говоря, и посвящены обоснованию и доказательству существования этих двух различных картин мира’. Установление качественного различия между отражением мира разумом и чувствами (мышлением и ощущением, логическим и чувственно-образным) было величайшим научно-философским открытием. Оно со всей силой и значимостью поставило вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще. В ту эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не была самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественно-научного (и философского) познания мира. Идея познаваемости мира буквально выстрадана человечеством.

Сами элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции. Если у представителей милетской школы первооснова мира носит характер физического процесса, некоторой стихии (вода, воздух и др.), у пифагорейцев — абстрактно-математический характер (число), то у элеатов она является абстрактно-философской — бытие как таковое.

Одной из существенных ограниченностей античного способа познания являлся его отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта. Рабовладельческий способ производства, в котором главной производительной силой выступал раб, не нуждался в познании объективных законов природы как средстве развития производительных сил. Познание природы развивалась отдельно от материального производства. Материальное производство достигло такого уровня, когда оно смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью, но само такое материальное производство в результатах духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта, эксперимента. Эксперимент как метод познания в античности не был известен. Поэтому античное естествознание не стало в подлинном смысле наукой.

И, наконец, упадку античной науки способствовало и отсутствие надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были дорогим, редким и — в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур и этносов — ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли, рукописи, к сожалению, все-таки горят.

В VI в. н.э. начинается период «темных веков» в истории европейской культуры.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Наблюдение — это простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта. По крайней мере, посредники в процессе наблюдения, например разного рода приборы, должны лишь количественно усиливать различительную способность органов чувств. Можно выделять различные виды наблюдения, например, вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) и невооруженное (приборы не используются), полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты, как известно, — это воздух науки.

Для проведения метода наблюдения необходимо, во-первых, обеспечить длительное, длящееся во времени, высококачественное восприятие объекта (например, нужно обладать хорошим зрением, слухом, и т.д., или хорошими приборами, усиливающими естественные человеческие способности восприятия). По возможности необходимо проводить это восприятие так, чтобы оно не слишком сильно влияло на естественную активность объекта, иначе мы будем наблюдать не столько сам объект, сколько его взаимодействие с субъектом наблюдения (малое влияние наблюдения на объект, которым можно пренебречь, называется нейтральностью наблюдения). Полезно воспринимать объект в более разнообразных условиях — в разное время, в разных местах, и т.д., чтобы получить более полную чувственную информацию об объекте. Нужно усилить внимание, чтобы пытаться отмечать малейшие изменения объекта, которые ускользают от обычного поверхностного восприятия. Хорошо бы, не полагаясь на собственную память, как-то специально фиксировать результаты наблюдения., описывать результаты полученного в это время восприятия объекта (такие записи еще называют протоколами наблюдений). Наконец, нужно позаботиться о проведении наблюдения при таких условиях, когда подобное наблюдение в принципе мог бы провести и другой человек, получив примерно те же результаты (возможность повторения наблюдения любым человеком называется интерсубъективностью наблюдения). В хорошем наблюдении не нужно спешить как-то объяснять проявления объекта, выдвигать те или иные гипотезы. До некоторой степени полезно оставаться беспристрастным, невозмутимо и непредвзято регистрируя все происходящее (такая независимость наблюдения от рациональных форм познания называется теоретической ненагруженностью наблюдения). Таким образом, научное наблюдение — это в принципе то же наблюдение, что и в быту, в обыденной жизни, но всячески усиленное различными дополнительными ресурсами: временем, повышением внимания, нейтральностью, разнообразием, протоколированием, интерсубъективностью, ненагруженностью. Это особенно педантичное чувственное восприятие, количественное усиление которого способно наконец дать качественную разницу по сравнению с обыденным восприятием и заложить основу научного познания.

Можно говорить о существовании двух крайних течений в философии наблюдения. Это — феноменализм и ноуменализм. Феноменализмом можно называть такую философию наблюдения, которая утверждает, что наблюдаться может только то, что воспринимается внешними органами чувств — зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. И только это можно считать научным. Все остальное должно быть изгнано из научного познания. Примером такого рода феноменализма являлся неопозитивизм — течение философии науки первой половины 20 века, о котором более подробно мы поговорим позднее. Наоборот, ноуменализм (от латинского noumen — сущность) утверждает возможность наблюдения не только на основе внешних, но и внутренних органов чувств — интуиции, интеллектуального созерцания, интроспекции. Предполагается тем самым, что у человека существуют особые внутренние органы чувств, позволяющие ему столь же непосредственно наблюдать более глубокий слой бытия, сокрытый за данными внешнего восприятия. Именно к философии ноуменализма можно отнести описанную выше позицию немецкого философа Вилгельма Дильтея, который полагал, что на основе интроспекции (самонаблюдения) субъект способен наблюдать ноумены своего внутреннего мира. В этом случае останется только аккуратно описать эти структуры.

По-видимому, оба эти направления являются крайними позициями, между которыми находится реальный процесс научного наблюдения. С одной стороны, наблюдение в науке преимущественно применимо к объектам внешних органов чувств — и в этом доля истины феноменализма. С другой стороны, в науке научным всегда считались не только данные внешнего наблюдения, но и различные формы рационального познания, которые невозможно прямо наблюдать внешними органами чувств. Здесь наука как расширяет критерии научности за пределы только наблюдаемого, так и проводит связь между наблюдаемым и ненаблюдаемым. Даже рациональные формы научного познания, выраженные в разного рода математических структурах, обладают эмпирическими реализациями и сохраняют до некоторой степени связь с наблюдаемыми элементами.

Единство феноменов и ноуменов в процессе научного наблюдения можно выразить в философии научного принципа наблюдаемости: объект научного познания есть единство феноменов и ноуменов, наблюдаем только феномен. Но феномен является символом ноумена, ноумены как бы символически «просвечивают» в своих феноменах, поэтому, наблюдая феномены, субъект наблюдает символы и знаки стоящих за ними ноуменов, так что наблюдение опосредованно дает информацию о ноуменальных структурах, как бы «намекает» на непосредственно ненаблюдаемое. В связи с этим, даже если научным является только наблюдаемое, то и в этом случае рациональные формы познания не вполне могут быть лишены статуса научности.

Идеалом наблюдения в классическом научном познании до 20 века был также принцип нейтральности наблюдения, который утверждал, что влияние субъекта на объект в процессе наблюдения может быть сделано сколь угодно малым, так что им можно пренебречь и считать, что в наблюдении объект проявляет себя так же, как и вне него. Однако с возникновением науки 20 века этот принцип был существенно поколеблен. В особенности большую роль здесь сыграло развитие квантовой физики, в которой исследуются уже столь «чувствительные» объекты, что процесс наблюдения за ними оказывается одновременно их «приготовлением».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

2. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

3. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *