Николай Бруни. Овчая купель
(исцеление расслабленного).
1885. СПб., Русский музей
Постараемся ещё раз уяснить логику чередования «недель» (воскресений) Пасхального цикла. Мы помним, что две следующие за Пасхой недели посвящены событиям, непосредственно связанным с этим величайшим праздником. Сомнению неверующего (то есть неверного) апостола Фомы противопоставлены верность и любовь простых женщин-мироносиц и двух тайных учеников Иисуса Христа. В этом – глубокий смысл и назидание.
Следующие же три недели (предшествующие празднику Вознесения Господня) словно бы возвращают нас в прошлое, напоминая о трёх событиях, относящихся ещё ко времени общественного служения Иисуса Христа, протекавшего между 27 и 30 годами I века. В этих спасительных деяниях Он открыл Своё Божественное достоинство и силу. Теперь, в свете Воскресения, они вполне уяснимы как подготовительные к нему ступени, – но тогда, при жизни Спасителя, воспринимались по-разному и не смогли вразумить даже ближайших учеников, малодушно оставивших своего Учителя.
Четвертую неделю по Пасхе Православная Церковь посвящает воспоминанию исцеления Иисусом Христом одного парализованного человека во время еврейского праздника Пятидесятницы. Исцелив безнадежно больного человека так безусловно «просто» – приказав ему встать и ходить! – Иисус Христос вновь открыл Своё Царское достоинство, показав, что Он – воистину Владыка жизни.
Этот важный эпизод священной истории напоминает нам также о тесной связи между грехом и недугом, о том, что болезнь телесная является часто следствием духовной расслабленности и неверия, и о том, что истинное исцеление даруется человеку Свыше. Почему в данном случае Христос из множества больных выбрал именно этого человека, оказавшегося явно недостойным такого дара, – мы не знаем. (Ведь именно всё умножающиеся обвинения в нарушении Моисеева Закона и, наконец, в богохульстве, в том, что Иисус «делает Себя равным Богу», и послужили в конечном итоге причиной вынесения Ему смертного приговора.) Возможно, Он хотел дать этому человеку шанс осознать смысл поразившей его когда-то болезни и начать новую жизнь? «Божественная логика» нам, людям, никогда не станет до конца очевидной и «непротиворечивой».
В среду четвёртой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, – т. е. день, находящийся в центре пятидесятидневного календарного периода и как бы зримо соединяющий собой два величайших праздника подвижного цикла – Пасху и Пятидесятницу (День Святой Троицы). Темой Преполовения является проповедь Иисуса Христа в Иерусалиме на осеннем празднике Кущей (Шатров, Палаток) – третьем величайшем празднике Ветхозаветной Церкви.
«В последний, самый великий день праздника Иисус встал и громким голосом воскликнул: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет! Ибо так говорит Писание: «Из сердца его потекут реки воды живой». – Иисус сказал так о Духе, Которого получат те, кто поверит в Него», – поясняет евангелист Иоанн (Ин.7:37-39).
Вполне логично, что тема древнего библейского символа Духа-Воды получает своё продолжение и подробное истолкование в богослужениях следующего воскресения Пасхального цикла – Недели о самарянке. Кто такие самаряне (самаритяне), почему особая пасхальная неделя посвящается женщине сомнительной нравственности и какое это имеет отношение к нам – мы узнаем через неделю.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Содержание
Приложение
Апостольское чтение на Литургии
(Деян.9:32-42. – Зачало 23)
случилось, что Пётр, обходя всех, пришёл и к святым, живущим в Лидде. Там нашёл он одного человека по имени Эней, лежащего уже восемь лет (или: с восьми лет) в постели; был он расслабленный (т. е. парализованный).
И сказал ему Пётр: «Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань и сам перестели себе постель». И он тотчас встал. И увидели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
А в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «серна». Она была богата добрыми делами и милостыней, которые и творила.
Случилось в те дни, что она заболела и умерла. Её обмыли и положили в верхней комнате. А так как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Пётр находится там, послали к нему двух мужчин просить: «Не поленись зайти к нам».
Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, его повели наверх в горницу. И обступили его все плачущие вдовы, показывая хитоны и гиматии, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился. Затем, повернувшись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И она открыла свои глаза и, увидев Петра, села.
Он подал ей руку и помог подняться, и, позвав святых и вдов, представил её живой.
Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Евангельское чтение на Литургии
(Ин.5:1-15. – Зачало 14)
был иудейский праздник , и пришел Иисус в Иерусалим.
В Иерусалиме же близ Овечьих есть купальня, называемая по-еврейски Бетзата («Дом милосердия») и имеющая пять крытых галерей (букв. «портиков»). В них лежало множество болеющих, слепых, хромых, иссохших,
Там был некий человек, болевший тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он так долго болеет, спросил у него: «Хочешь ли стать здоровым?»
«Господин мой, – ответил Ему больной, – у меня нет человека, который бы столкнул (букв. «бросил») меня в купальню, когда в ней начинает бурлить вода. А пока я подойду, другой раньше меня спускается.»
Говорит ему Иисус: «Встань, возьми свою постель (греч. крабаттос – «ложе», «одр») и иди». И тотчас этот человек выздоровел, взял постель и стал ходить.
А было это в день субботний. Поэтому иудеи говорили исцелённому: «Сегодня суббота; ты не должен брать постели».
Он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «Возьми постель твою и ходи»». Его спросили: «А кто Тот Человек, Который сказал тебе: «Возьми и ходи»»?
Исцеленный же не знал, кто Он, ведь Иисус скрылся среди людей, бывших на том месте.
Потом Иисус разыскал его в Храме и сказал: «Послушай, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы не стало с тобой чего хуже».
Этот человек пошел и рассказал иудеям, что исцеливший его – это Иисус.
<Потому и начали гнать иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу. Но Он ответил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». И потому тем более искали иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.>
Примечания
«Святыми» (в значении «избранными») называли в апостольские времена всех христиан вне зависимости от их духовных качеств (смотрите далее ученица).
В отличие от евангельских учеников, лично знавших Иисуса, слова «ученик» и «ученица» употребляются в книге Деяний для обозначения просто христиан.
В античное время видов одежды было немного, прежде всего это хитон (повседневная одежда, часто переводится как рубашка) и гиматий (верхняя одежда, плащ). Здесь – в значении одежда вообще, т. е. Тавифа была универсальной швеёй, способной шить как повседневное, так и верхнее платье.
Это явствует из дальнейшего евангельского повествования (Ин.5:16-18), уже не входящего в литургийное чтение этого воскресенья. Выше (см. Евангельское чтение) эти строки заключены в угловые скобки, чтобы отличить их от собственно литургийного чтения.
Встань и иди — слова, которые произносил Иисус Христос, исцеляя обездвиженных людей.
История об исцелении расслабленного в Капернауме Иисусом Христом, где он произносит эти слова, описана в Библии, как одно из чудес Иисуса Христа.
История об исцелении расслабленного в Капернауме Иисусом Христом описана:
В Евангелие от Матфея (главе 9, строки 2-8):
«2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7. И он встал, и пошел в дом свой.
8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.»
В Евангелие от Марка (глава 2, строки 1 — 12):
«1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.»
В Евангелие от Луки (глава 5, строки 17-26)
«17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении , —
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.»
Примеры
Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958)
«Возвращенная молодость» (1933 г.):
«Возникшая уверенность в своих силах — вот причина излечения больного самыми невероятными, «чудесными» средствами — «святой водой», «святым словом» (встань и иди!) и самыми различными амулетами и образками.»