Введенский монастырь тихвин

Тихвинский Введенский женский монастырь

Вид влево назад от дороги, ведущей к Успенскому монастырю.

Над домом возвышается купол колокольни Введенского монастыря.

20 августа 2014 г.

Второй большой (в прошлом) монастырь — женский Введенский. (Современный адрес: ул. Зайцева, 8.)

Считают, что он был основан тогда же, что и мужской Успенский монастырь, — в 1560 году. С конца XVI века до своей смерти в 1626 г. здесь жила монахиня Дарья — в миру Анна Алексеевна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного; с 1613 г. она была настоятельницей монастыря.

Из других обитательниц монастыря следует назвать известную подвижницу Таисию Леушинскую (М.В.Солопову), которая провела в монастыре десять лет — с 1862 до 1872 г. — впоследствии фактическую основательницу и настоятельницу Леушинского монастыря (в советское время затопленного Рыбинским водохранилищем).

В 2005 г. началось возрождение Введенского монастыря. С января 2010 г. монастырь вновь официально открыт.

К 2013 году действовала церковь в колокольне; с территории монастыря убран гараж, началось восстановление храмов, колокольни, монастырских корпусов, разбиты цветники. В 2014 г. я уже видел на территории монастыря женщин в длинной одежде — вероятно, сестер возрождающегося монастыря. А в 2015 г. монастырь уже действовал.

Рядом с входом в монастырь установлен его план, который можно посмотреть здесь (север слева наверху; план переснят со стенда 16 июля 2015 г.).

Изображение Введенского монастыря на плане Тихвинского посада 1678 года:

В это время в монастыре были каменные здания — Введенский собор, колокольня и трапезная (?).

На плане монастырь изображен с запада. В настоящее время главный вход в монастырь — с другой стороны, с юга (этот вход тоже показан на плане справа). Сюда, к улице обращен фасад надвратной колокольни над Святыми вратами.

Вид надвратной колокольни (на плане номер 3) в начале XX века (фотография А.М.Кузнецова) :

Колокольня построена в 1834 — 1836 гг., при игумении Августе (Свешниковой). Автор проекта этого красивого здания в стиле ампир (поздний классицизм) — архитектор И.И.Шарлемань 1-й.

И.И.Шарлемань 1-й — талантливый (хотя и не очень широко известный) петербургский архитектор первой половины — середины XIX века. Следует заметить, что в первой половине 1830-х гг. в творчестве Шарлеманя (работавшего в это время в основном в Петергофе) произошел резкий перелом: он отошел от классицизма и начал работать в духе эклектики. В 1834 году он начал строительство этой еще чисто классицистической колокольни, а также столь же строгой по архитектуре Князь-Владимирской церкви при Орлово-Новосильцевской богадельне на Выборгской стороне (уничтожена в советское время). Это, вероятно, последние классицистические постройки И.И.Шарлеманя: в том же 1834 году он приступил к строительству ансамбля Разводной площади в Петергофе в формах необарокко.

Над Святыми вратами расположена церковь св. вмц. Екатерины и мц. Августы.

Сами Святые врата открывались редко, по особо торжественным случаям, для высоких гостей. А в повседневной жизни в монастырь входили через ворота, расположенные справа от колокольни.

В советское время уничтожен купол (и, конечно, закрыта церковь). Разрушены ворота справа от колокольни (может быть, в них не могли проехать большие грузовики?). Вот как стала выглядеть колокольня:

25 июля 2009 г.

Около 2014 г. был восстановлен купол и началось восстановление основного объема. Однако оно надолго затянулось, отдельные части колокольни стояли в лесах.

К 2018 г. леса сняли. Но у меня такое впечатление, что фасады так и не отремонтированы:

21 июля 2018 г.

В 2007 г. перед колокольней установлен поклонный крест в память о новомучениках и исповедниках Тихвинских:

25 июля 2009 г.

Войдем в монастырь через разрыв в стене справа от колокольни (бывшие ворота):

31 июля 2013 г. 20 августа 2014 г.

Вид от входа:

31 июля 2013 г.

Слева церковь Рождества Богородицы (на плане номер 2), справа Введенский собор (на плане номер 1). Оба храма изуродованы в советское время.

Вот как выглядел Введенский собор в начале XX века (фотография А.М.Кузнецова) :

Еще одна старая фотография (переснята со стенда при входе в монастырь 1 июля 2019 г.):

Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы построен (на месте деревянного храма) в начале XVII века (предположительно в 1606 г.). Он сгорел в Смутное время, при взятии шведскими войсками, и восстановлен около 1620 г., при игумении Дарье (Колтовской).

К сожалению, этот ценный памятник архитектуры был искажен перестройкой в 1882 г. (при игумении Рафаиле). Однако судя по старой фотографии, и после переделки сохранились общие пропорции объемов храма характерные для XVII века. Особенно красиво было монументальное завершение храма — три огромные главы на высоких барабанах.

Именно верх собора и был уничтожен в советское время. В начале XXI века (по меньшей мере, до 2009 года) в здании размещалась детская спортивная школа. Около 2013 г. началось, наконец, восстановление храма. А летом 2015 г. он уже действовал. Внутри — красивое, хорошо освещенное сводчатое пространство с хорами — пока еще неухоженное, но постепенно возрождающееся.

Обойдем вокруг Введенского собора.

Вид с юго-востока:

31 июля 2013 г.

Апсиды, вид в том же направлении:

31 июля 2013 г.

Вид с северо-запада:

31 июля 2013 г.

Вид с юго-запада:

31 июля 2013 г.

В 2009 году я видел поклонный крест, установленный перед южным фасадом Введенского собора:

25 июля 2009 г.

Надпись на кресте гласила: «Сей поклонный крест освящен 04.12.98 г. в праздник Введения Во Храм Пресвятой Богородицы».

В 2013 г. креста на этом месте больше не было. А в 2014 г. он стоял немного на другом месте — к юго-востоку от собора:

20 августа 2014 г.

Второе каменное сооружение, изображенное на плане 1678 г. — колокольня. Она была такого же типа, как колокольня Успенского мужского монастыря — с арками, поставленными в ряд, с шатром над каждой аркой. Только она была поменьше — не пятипролетная, как в Успенском монастыре, а трехпролетная. Она исчезла уже очень давно и известна только по изображению на названном плане.

Еще одно каменное здание показано на плане 1678 г. к западу от колокольни и к северу от собора. Это, вероятно, трапезная. При трапезной в 1645 г. был устроен второй храм монастыря — церковь Рождества Богородицы (на современном плане номер 2). В дальнейшем здание перестраивалось в 1676, 1685 и 1704 г. . Старая фотография церкви Рождества Богородицы (переснята со стенда при входе в монастырь 1 июля 2019 г.):

Один купол и одна из апсид принадлежат главному храму, другие купол и апсида — приделу св. Иоанна Новгородского .

За советское время церковь Рождества Богородицы пришла в полуразрушенное состояние и пока не восстановлена (состояние на 2019 г.).

31 июля 2013 г.

Храм обезглавлен и обезображен. Но и в таком состоянии в пропорциях есть какая-то благородная красота.

Сохранились три каменных монастырских корпуса (на плане номера 4, 5 и 6; еще три корпуса (номера 8, 9 и 10) — двухэтажные деревянные бараки советского времени, я их не рассматриваю; расположенную в глубине библиотеку (номер 7) я не видел).

Два каменных корпуса находятся на восточной стороне монастыря (на плане номера 5 (первая фотография) и 6 (третья фотография):

31 июля 2013 г. 31 июля 2013 г. 16 июля 2015 г.

Большой двухэтажный келейный корпус, изображенный на первой фотографии, построен (так же, как и колокольня) при игумении Августе (1823 — 1858) . Оба корпуса выполнены в стиле классицизма, и при этом несколько примитивны по архитектуре.

Третий каменный корпус — Игуменский (на плане номер 4), он тоже построен при игумении Августе . Этот корпус расположен напротив западного фасада Введенского собора. Вид Игуменского корпуса в начале XX века (фотография А.М.Кузнецова) :

В отличие от восточных корпусов, это здание представляет собой грамотное и довольно красивое произведение классицизма (ампира).

В нижнем этаже размещались трапезная, кухня и другие хозяйственные помещения, а в верхнем — комнаты для игумении и канцелярия. Игуменские кельи соединялись галереей с теплой церковью Рождества Богородицы.

Вид Игуменского корпуса после переделок советского времени:

31 июля 2013 г.

В начале XXI века (по меньшей мере, до 2009 года) в здании размещался клуб восточных единоборств.

К сожалению, за время запустения исчез треугольный фронтон в центре, и фасад стал выглядеть довольно монотонно.

В 2015 году я с радостью увидел, что фронтон восстанавливается:

16 июля 2015 г. 21 июля 2018 г.

Но радовался я рано. И в 2019 г. фронтон остается недоделан. Кроме того, обращает на себя внимание какой-то несоразмерно широкий, грубый карниз; судя по старой фотографии, такого раньше не было.

Следует сказать, что монастырь был окружен каменной оградой с башенками (тоже построенной при игумении Августе). Как это ни жаль, башенок теперь нет, а от ограды остались только отдельные участки в очень плохом состоянии. Один из них находится к востоку от колокольни (через разрыв в ограде мы вошли в монастырь), другой, расположенный недалеко от этого места — фрагмент восточной стены (слева вид изнутри монастыря, справа вид снаружи монастыря):

16 июля 2015 г.

Еще один кусочек ограды в таком же плохом состоянии находится с западной стороны монастыря, за домами. Он недоступен для осмотра изнутри монастыря, но его все же можно увидеть со стороны, издалека (фотографию см. далее).

На обратном пути обратим внимание на фасад колокольни, обращенный внутрь монастыря:

21 июля 2018 г.

Дверь справа от ворот — это вход на лестницу, ведущую в надвратную церковь.

Напоследок обернемся назад. Вид внутрь монастыря от колокольни:

16 июля 2015 г.

Как жаль, что нет куполов! Это очень обедняет вид монастыря.

И еще один вид на монастырь снаружи — с запада, с реки Колыванец — правого притока Тихвинки:

21 июля 2018 г.

Помимо прочего, на берегу видна очень разрушенная западная часть монастырской ограды — в таком же состоянии, что и доступная для осмотра вблизи ее восточная часть.

Летописные источники повествуют, что именно на месте будущего Введенского монастыря в 1383 году на берегу реки Тихвинки было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.

Сам же Введенский девичий монастырь был основан в 1560 году одновременно с Успенским мужским монастырем. Но о нем не упоминалось, пока в конце XVI века здесь не появилась четвертая супруга царя Иоанна Грозного – Анна Колтовская, принявшая постриг с именем Дарья и ставшая впоследствии игуменией монастыря. Она привела его в цветущее состояние, завещав все свое имущество обители. В 1626 году она была погребена во Введенском соборе. Все российские государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумении.

В 1863 году здесь начала свой иноческий путь Мария Солопова, будущая игумения Таисия, открывшая большое количество скитов и монастырей, прославившаяся своим подвижничеством в Леушинской обители. Прожив в монастыре более 10 лет, она оставила в своих «Записках игумении Таисии» воспоминания о Введенской обители, как о «местечке первого опыта монашеских подвигов и молений, колыбели монашеской жизни».

За 366 лет существования обители, до её закрытия в 1926 году, сменилась 31 настоятельница. При советской власти монастырь разделил тяжелую участь почти всех церковных учреждений. В 1937 году вместе с большинством духовенства Тихвина была арестована игумения монастыря Иоанникия (Кожевникова). 3 декабря, накануне престольного праздника обители – Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками.

Решением Священного Синода РПЦ было благословлено с 25 января 2010 года открыть Введенский женский монастырь в г. Тихвине.

На территории обители расположены три храма: Введенский собор (начало XVII в.) с двумя приделами — в честь святителя Николая-чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского; храм-трапезная в честь Рождества Богородицы (середина XVII в.), из-за аварийного состояния на данный момент закрыт; надвратная церковь с колокольней (середина XIX в.), освященная в честь святых великомученицы Екатерины и царицы-мученицы Августы.

Во Введенском соборе совершаются ежедневные богослужения, благоустраивается монастырская территория. Немногочисленные насельницы святой обители из разных источников по крупицам собирают сведения об истории возникновения и развития монастыря, молитвенном подвиге его подвижниц и укладе жизни, что способствует преемственности духовных традиций.

В возрождающемся Введенском женском монастыре, как во всех восстанавливающихся обителях — особая благодать, особое возвышенное молитвенное состояние. Мы искренне верим, что Господь благословит Тихвин второй жемчужиной православия, которая станет достойным украшением древнего города, как и в былые времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *