Введенский собор сольвычегодск

Продолжим нашу виртуальную прогулку по Сольвычегодску. Вторым замечательным храмом города является собор Введения Пресвятой Богородицы во храм, бывший главный храм Введенского монастыря:

Монастырь был основан в 1565-м году и постоянно поддерживался семейством Строгановых.



В 1570-м году был освящен первый, деревянный Введенский собор.



Он был построен на средства сыновей Аники Строганова — Якова, Григория и Семена, а сам Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение Богородицы во храм».

Каменный собор начали строить в 1688-м году взамен сгоревшего деревянного.
Строительство велось на средства другого представителя семейства Строгановых — Григория Дмитриевича Строганова
Строительство храма завершилось в 1693-м году, но освятили его только в 1713-м.
Заглянем внутрь собора:
Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков.
В советское время монастырь был закрыт.
Была снесена колокольня и ограда, келейные корпуса находятся в полуразрушенном состоянии.
От монастырского кладбища осталось только несколько надгробий:
К счастью, собор сохранился и сейчас является действующим.
Рядом с собором бьет источник, над которым в начале прошлого века построили башню:

Введенский монастырь в Сольвычегодске (ранее Вологодской епархии, с 1929 г. Сольвычегодск – в составе Северного края с центром в Архангельске, с 1937 г. – Архангельской обл.).
Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально— во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас город Сольвычегодск).
Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского.
Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году.
Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение».
Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре.
В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г. Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма.
В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Б. М.; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня. во имя свв. Антония и Феодосия Печерских и во имя св. Митрофана Воронежского.
В конце XVII века монастырь был истреблен пожаром, однако затем восстановлен. Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича.
Монастырь окружала каменная ограда.
В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…
30 сентября 1918 г. в Коряжемский монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.
В деле об этом имеется выписка из журнала этой комиссии, в ней указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…»
В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева.
Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять».
Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли.
В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев.
В 2005 году Феодосий (Соболев) архимандрит Сольвычегодского монастыря причислен к лику святых.
С 8 ноября 1917 года Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря.
26 октября 1918 года исполком Сольвычегодского Совета рабочих и крестьянских депутатов направил настоятелю документы за № 2960, 2971, которые гласили: «В силу декрета Правительства от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» все церкви и принадлежащее им имущество, как предметы для богослужений и обрядовых целей, так и прочее имущество – дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы и т.п., подлежат изъятию и переходят в непосредственное заведывание местных Советов. Церковные же капиталы подлежат перечислению в доход казны и передаче их для этого также в Советы». Настоятель монастыря обязывался срочно доставить опись храма и всего имущества обители.
Отец Леонид прочел эти документы и молча возвратил их рассыльному исполкома. На следующий день рассыльный вновь принес их настоятелю для исполнения. Игумен документы не принял, а рассыльный, не выполнив поручение, возвратился в исполком. Когда о. Леониду принесли эти документы в третий раз, он письменно изложил свое мнение о них и передал рассыльному.
Уже на следующий день, 28 октября, следователь Чрезвычайной комиссии допрашивал игумена Леонида. 29 октября 1918 года, Сольвычегодская Чрезвычайная комиссия вынесла решение. В нем сказано, что «…в связи с непризнанием настоятелем Введенского монастыря Леонидом (Молчановым) советской власти, принимая во внимание, что настоятель сам сознается в непризнании власти, и его упорного отказа исполнить просьбу городского исполкома, кроме того, нанесения оскорбления учреждению» вынесен приговор: расстрелять Леонида (Молчанова), открыто агитировавшего против советской власти.
По установленному тогда порядку решение о расстреле должна была утвердить вышестоящая Чрезвычайная комиссия. Как и следовало ожидать, решение Сольвычегодской ЧК губернская Чрезвычайка одобрила. 13 ноября 1918 года в 6 часов утра настоятель Сольвычегодского Введенского монастыря Леонид (Молчанов) был расстрелян.
Спустя 75 лет отец Леонид в судебном порядке был признан невинно убиенным и реабилитирован посмертно.
Монастырь позже был упразднён, колокольня и ограда были сломаны. От него остался только один храм Введения.

Архивное фото. Сольвычегодск. нач. 20 в.Архивное фото. Сольвычегодск. нач. 20 в.Введенский соборАрхивное фото. Сольвычегодск. нач. 20 в.

Сольвычегодский санаторий — круглогодичный бальнеогрязевой курорт для взрослых и детей. Профессор А.П. Сперанский отмечал, что «здесь редчайшая комбинация природных лечебных факторов, дающая санаторию право на звание ведущего северного курорта».

Лечебные характеристики комплекса природных целебных водных и грязевых источников подтверждены вековой историей здравницы и исследованиями Российской академии наук. После цикла процедур посетители санатория чувствуют себя помолодевшими на несколько лет. Сольвычегодский санаторий — энергия природы для лечения и омоложения организма.

Сольвычегодск богат удивительными достопримечательностями. Музейные объекты и памятники архитектуры находятся в шаговой доступности от санатория.

Лечебные и оздоровительные процедуры:

— Бальнеотерапия: естественные минеральные и сероводородные ванны,
— Гидропатия: подводный душ-массаж, циркулярный душ, скипидарные, хвойные ванны,
— Грязелечение: укутывание, аппликации, гальвано — СМТ-грязелечение,
— Физиотерапия, гирудотерапия, прессо-терапия, лимфодренаж и массаж
— Электросон, арома- и фитотерапия,
— Процедуры абдоминальной декомпрессии.

Дополнительно к услугам отдыхающих предлагается русская банька на дровах, настольные игры (настольный футбол и теннис, бильярд), тренажёрный зал, лыжи, палки для скандинавской ходьбы, экскурсии в музеи и храмы Сольвыегодска.

Жилой корпус санатория расположен в историческом центре старинного Сольвычегодска, на правом берегу реки Вычегда. Сольвычегодск богат удивительными достопримечательностями. Музейные объекты и памятники архитектуры находятся в шаговой доступности от санатория.

По вопросам бронирования можно обращаться по телефонам: +7(81837) 3-29-63,3-29-62, +7 (902) 285-66-26.

Экскурсионные предложения от санатория для отдыхающих:

1. Сольвычегодск: прогулка по городу. «Храмов памятные знаки», подземные ходы Усолья Вычегодского, ремесленные традиции

2. Экспозиционно-выставочный комплекс «Благовещенский собор» (1560 — 1584 гг.) — бывшая домовая церковь семьи Строгановых — памятник архитектуры федерального значения. Уникальная коллекция произведений древне-русского искусства: иконы, «золотное шитьё», серебро, православная скульптура.

Смотровая площадка на колокольне собора, усыпальница Строгановых, подклекты собора, внутристенные ходы…
Стоимость: взрослые 170 руб., дети 90 руб.

3. Лечебница санатория. «Для здравия телесного и душевного». Истории чудотворной иконы Святого Прокопия Праведного. «Целебные источники промыслом Божьим» Пробные омолаживающие и оздоровительные процедуры (минеральные и сероводородные, грязевые — исцеляющий сапропель).
Стоимость: от 150 до 450 руб.

4. Программа в санатории «Выбираем возраст сами» (занятия и процедуры из Программы «Анти-эйдж» с косметологом-дерматологом).
Стоимость: от 150 до 500 руб.

5. Введенский собор «Строгановское барокко» XVII в. История монастыря. Семирядный иконостас, иконы итальянской школы. Служба в старейшем храме.

6. Музей Сталина.
Сольвычегодск, как город политической ссылки в XIX -XX от Ганнибала до народовольцев и Молотова и Джугашвили. Судьбы сына и внука вождя…
Стоимость: взрослые 80 руб., дети 40 руб.

7. Усадьба Хаминова «Купеческая мелочная лавка».
Торговля и быт династии Хаминовых — от Усолья Вычегодского до Сибири.
Стоимость: взрослые 80 руб., дети 40 руб.

8. Школа-мастерская народных ремёсел.
Мастер-классы по ткачеству, обработке льна, изготовлению обрядовых кукол. Традиционная женская одежда и головные уборы — фото-сессия в русском стиле.
Стоимость: 100 руб.

9. Литературная Усадьба Козьмы Пруткова.
«Музей Козьмы Петровича, рабочий кабинет, библиотека, дворик деревянной скульптуры на темы самых знаменитых афоризмов», конкурс афоризмов.
Стоимость: 50 руб.

10. По местам богоявления: Поездка в Христофорову Пустынь «Святой отшельник Христофор — нераскрытые тайны истории»: источник, исцеливший жену Ивана Грозного, предания о храме в Пустыни и крестном ходе, купель.

12 Маршрут в Туровец «След Богородицы на северной земле»: чудотворная икона Туровецкой Богоматери, часовня, источник.

13. Конный клуб «Три Богатыря» загородная зона Котласа. Индивидуальное обучение верховой езде, контактный зоопарк с домашними животными, отдых на природе, иппотерапия, кормление лошадей.

Фото: Санаторий «Сольвычегодск»

Экспозиционно-выставочный комплекс «Благовещенский собор»

Благовещенский собор (1560-1584 гг. – XIX в.) – один из замечательных памятников каменной архитектуры Русского Севера, классическое наследие древнерусского зодчества.

Величественный пятиглавый храм, стоящий на красивом берегу реки Вычегды, виден издалека и является важнейшим элементом архитектурного облика Сольвычегодска.

Благовещенский собор

Возведение Благовещенского собора началось в 1560 году Аникой Строгановым – основателем одной из известнейших династий российских купцов, промышленников и меценатов. Строительство продолжалось почти четверть века. Осветили храм лишь в 1584 г. Но многие работы, связанные с отделкой, завершились в 1600 г.

Собор стал домовой церковью семьи Строгановых. Возвышаясь над всеми остальными строениями, монументальный каменный храм был символом величия и значимости семейства Строгановых.

Фрагмент плана Афанасия Чудинова (1793 г.) с Благовещенским собором (1) и палатами Строганова

Для современного Сольвычегодска Благовещенский собор является визитной карточкой. В настоящее время в нем располагается экспозиционный комплекс Сольвычегодского историко-художественного музея.

Летний храм Благовещенского собора являет собой редкий образец древнерусского интерьера XVI—XVII вв., до наших дней сохранившего свое первоначальное убранство: фресковые росписи, выполненные под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1600 г.; высокий иконостас с Царскими вратами, украшенными прорезными накладками из золоченого олова; иконы, часть которых была написана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы.

Летний храм Благовещенского собора

В южном приделе собора расположена постоянная экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска». Экспозиция представляет богатейшее собрание произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, происходящее из сольвычегодских храмов.

Экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»

В экспозиции представлена храмовая икона «Бла­говещение Пресвятой Богороди­цы», которой в 1558 году Ани­ку Строганова благословил на по­строение домовой Благовещенс­кой церкви архиепископ Рос­товский Никандр.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы”, 1558 г.

В Сольвычегодском музее находится значительная часть коллекции «строгановского лицевого шитья» – 46 произведений (всего сохранилось более 190). Большинство памятников имеет вкладные надписи, в которых содержатся даты создания и имена вкладчиков, в основном, из семьи Строгановых. Уникальность музейного собрания в том, что в нем представлены произведения всех периодов деятельности строгановских золотошвейных мастерских, начиная с конца XVI в. и заканчивая рубежом XVII-XVIII вв. Знатокам древнерусского искусства хорошо известен высочайший художественный уровень сольвычегодских золотошвейных мастерских, которым руководили женщины разных поколений рода Строгановых.

Пелена «Богоматерь Одигитрия”, ок. 1660 г. Экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»

К уникальным произведениям древнерусского шитья относятся строгановские саккосы с шитыми праздниками и святыми. В Сольвычегодском музее хранится расписной саккос (ок. 1665 г.), который являлся, по всей вероятности, образцом для шитых саккосов, но был приспособлен для богослужения.

Саккос. Экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»

Для оформления Благовещенского собора широко использовались произведения строгановских иконных мастерских. Рас­цвет стро­га­нов­ской школы ико­но­пи­са­ния при­хо­дит­ся на период с 80-х годов XVI в. до по­ло­ви­ны XVII в. и связан более всего с име­на­ми двух бра­тьев Стро­га­но­вых: Никиты Гри­го­рье­ви­ча и Мак­си­ма Яко­вле­ви­ча.

Икона «Максим Исповедник, с деяниями в 20-ти клеймах”, 16-17 в.

Удивительного мастерства достигли строгановские мастера серебряного дела. По заказам Строгановых для Благовещенского собора были выполнены драгоценные оклады на иконы, служебная утварь, кресты, кадила, подсвечники и многое другое. В подклетах Благовещенского собора, в одностолпной палате, открыта постоянная экспозиция «Сольвычегодское художественное серебро и строгановские ювелирные мастерские» – настоящая «серебряная кладовая»! Предметы в экспозиции отражают все техники обработки металла, которые бытовали в сольвычегодских мастерских Строгановых: басма, скань, гравировка, чеканка, эмаль, чернь.

Экспозиция «Сольвычегодское художественное серебро и строгановские ювелирные мастерские»

Экспозиция «Сольвычегодское художественное серебро и строгановские ювелирные мастерские»

Произведения иконописи, лицевого шитья, художественного серебра XVI-XVII вв. из Благовещенского собора широко известны за пределами Сольвычегодска. Работы строгановских мастеров из собрания Сольвычегодского музея экспонировались в России в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Сыктывкар, Санкт-Петербург, Архангельск, Кириллов и др.; на международных выставках в США, Франции, Нидерландах.

Пелена «Царевич Дмитрий” (справа) на выставке «Святая Русь”. Лувр. Париж. Фото 2010 г.

В экспозиционный комплекс Благовещенского собора входит колокольня, на которую можно подняться, осмотреть город с высоты птичьего полета и позвонить в древний колокол.

Вид на реку Вычегду с колокольни Благовещенского собора

В подклетах Благовещенского собора размещается фотовыставка «История реконструкции и реставрации Благовещенского собора». Там же находится интереснейший экспонат из домашнего обихода Строгановых – баронский возок, выполненный из прекрасно выделанной кожи, украшенный тисненными рельефными изображениями зверей, птиц, «трав» и изящными металлическими заклепками. По преданию, на этом возке Строгановы в нач. XVIII в. последний раз приезжали в Сольвычегодск.

Баронский возок

Рядом с Благовещенским собором расположена усыпальница Строгановых. Она была построена в 1826 г. на средства графа Григория Александровича Строганова. В усыпальнице собраны 28 надгробий с захоронений Строгановых.

Усыпальница Строгановых

С северо-восточной стороны Благовещенского собора находится Жемчужное озеро. По народному преданию, Строгановы разводили в этом озере раковины-жемчужницы. Жемчужным промыслом руководил «немецкий доктор и аптекарь». Жемчуг шёл на украшение окладов икон, напрестольных крестов и головных уборов.

Жемчужное озеро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *