Высоцкий монастырь серпухов

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, неподалеку от ее впадения в Оку, живописно раскинулась древняя обитель — Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «… любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших…»

Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

По всем вопросам проживания в в монастырской гостинице обращайтесь на электронную почту паломнического корпуса: v.mon.hotel@gmail.com
Либо по телефону: 8 985 059 73 36

В городе Серпухов, в Подмосковье, находится Высоцкий мужской монастырь. Он раскинулся в живописном месте на левом берегу реки Нары. Монастырь был основан в конце XIV века по благословению преподобного Сергия Радонежского. Высоцким его наименовали, потому что он расположен на красивейшем холме, который в народе известен как «Высокое».

Первым настоятелем монастыря был Афанасий — один из любимых учеников преподобного Сергия. Сегодня в Серпуховском монастыре проживают 10 насельников, а его игуменом является Преосвященнейший Роман. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, чтобы покаяться и очистить душу, а также найти успокоение в стенах обители.

Икона «Неупиваемая чаша»

Высоцкий монастырь в Серпухове, прежде всего, известен тем, что там ежедневно молятся перед иконой «Неупиваемая чаша». Это Чудотворный образ Божией Матери, который помогает в исцелении людей, сошедших с праведного пути, — пьяниц, блудников, наркоманов, а также тех, кого поразили душевные и телесные недуги.

Явление первообраза

В 1878 г. у одного солдата в отставке из Тульской губернии из-за беспробудного пьянства отнялись ноги. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, чтобы он шел в Серпуховский монастырь Владычицы Богородицы и перед иконой «Неупиваемая чаша» отслужил молебен, чтобы очистить душу и исцелить тело. Не сразу солдат послушал старца и только после третьего сна отправился в дорогу на четвереньках.

Долог и тернист был его путь. А когда он прибыл в монастырь, оказалось, что никто не знает эту икону. Но тут кто-то из прихожан вспомнил, что при входе в ризницу есть икона, на которой изображена чаша. Все очень удивились, когда ее перевернули и увидели надпись «Неупиваемая чаша», а в лике преподобного Варлаама солдат узнал старца, трижды являвшегося ему во сне.

Исцеление страждущих

Благая весть быстро распространилась по всей России, и в Серпухов стали стекаться богомольцы, желающие исцелить от пагубной болезни себя или своих близких. А многие шли сюда, чтобы отблагодарить Владычицу за выздоровление. В Серпухове, при храме Александра Невского, было создано братство трезвости. По воскресеньям там проводили молебны, которые заканчивались морально-религиозными беседами.

Судьба иконы

После революции икону перенесли в собор Николы Белого. В 1929 г. его, как и другие святыни в России, закрыли, а все иконы были сожжены. Тогда первообраз иконы бесследно пропал. О «Неупиваемой чаше» никто не вспоминал вплоть до 1991 г., когда открыли Высоцкий монастырь. Его настоятель сразу же возобновил служения иконе. Спустя год русский иконописец Соколов написал сегодня известную в православных кругах икону.

В 1997 г. ее внесли в церковный календарь, а вскоре стали почитать во всем православном мире. День 5/18 мая признан праздником иконы «Неупиваемая чаша». В этот день в Высоцком мужском монастыре в Серпухове собираются прихожане на Божественную Литургию, которая заканчивается величественным крестным ходом с иконой.

Расписание богослужений в Высоцком мужском монастыре

В будние дни богослужения начинаются в 06:00. В это время проводятся утренние молитвы, а также полунощница и утреня. В 08:00 прихожане исповедуются, затем посещают литургию, по окончании которой служатся панихиды и молебны по заказу. Вечерня и рядовой акафист начинаются в 17:00. В воскресные и праздничные дни богослужения проводятся с 08:00. В 17:45 каждое воскресенье можно посетить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша».

Сам монастырь открыт для прихожан в будние дни с 05:00, а в праздники — с 07:30. Закрывается он при рядовой службе в 19:00, а при всенощном бдении — в 20:00. В 21:00 проводятся вечерние молитвы для паломников. Точное расписание работы монастыря можно посмотреть на официальном сайте.

Услуги

Высоцкий монастырь приглашает паломников на несколько дней, большие группы принимаются только по предварительной договоренности. Также монастырь предоставляет еще ряд услуг для своих прихожан.

Требы

Каждый желающий может заказать необходимую требу. Так, есть возможность заказать поминовение «О упокоении», «О здравии», а также на молебне перед святыней «Неупиваемая чаша» единожды, на 40 дней, на полгода и год. Заказать требы можно онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря в Серпухове.

Экскурсии

Для паломнических групп братия монастыря проводят экскурсии. Они знакомят прихожан с архитектурой и достопримечательностями святыни, а также с ее историей. Экскурсии проводятся после утреннего молебна. Их предварительно заказывают в иконной лавке.

© Rigichka

Иконная лавка

На территории монастыря работает иконная лавка, где представлен большой выбор святынь. Там можно приобрести иконы, молитвенные пояса, свечи, декоративные изделия, акафист, святое масло и др. Их можно заказать онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря.

Проживание и питание

Для паломников в монастыре есть отдельный корпус, где можно пожить на протяжении нескольких дней. В колокольне открыта чайная. Там продаются горячие напитки, закуски и монастырская выпечка. А полноценно покушать можно в столовой, которая расположена в паломническом корпусе.

Паломнический корпус, © Ludvig14

Как добраться

Из Москвы до Серпухова можно доехать несколькими способами. Удобнее и быстрее всего — добираться на электричке. Электрички ежедневно отправляются с Курского вокзала и прибывают на ж/д вокзал Серпухова.

Также из столицы до Серпухова можно доехать на автобусе. Есть два прямых рейса — № 458 и 363. Они отбывают со станции метро «Лесопарковая».

Читайте нашу подробную статью:Автобус Москва — Серпухов

В пределах Серпухова добраться до монастыря не составит труда. Рядом с ним, примерно в 200 метрах к юго-востоку от святилища, находится одноименная остановка общественного транспорта — «Высоцкий монастырь». К ней прибывает автобус № 20. Чуть ниже расположена остановка «Магазин № 9», куда можно доехать рейсом № 8, а рядом с ней есть еще одна остановка, к которой курсирует маршрут № 3.

Еще до Высоцкого монастыря легко доехать на такси. Популярные службы Серпухова — Такси-Сервис, Стоянка Такси, Максим и др.

Высоцкий монастырь в Серпухове на панораме Яндекс-карт

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове на видео

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Высоцкий мужской монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Московской епархии

Устроение Высоцкого монастыря относится к 1374 году. В том году, как повествует летопись, благочестивый Серпуховский князь Владимир Андреевич «занимался строением Серпухова». Он огородил город дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах. Об основании обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года. Согласно ей, желая украсить свой город монастырем, Владимир Андреевич призвал в Серпухов преподобного Сергия и просил его привести с собой и начальника для новой обители, ученика своего, знакомаго князю преподобного Афанасия. Святые пешком проделали путь и были с радостью встречены князем. По обозрении местности, они избрали место в версте от города, на месте «Высоком» на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия. По прошествии нескольких дней святой Сергий возвратился в свою обитель, поставив Афанасия настоятелем нового монастыря.

С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Новый монастырь «Пречистой на Высоком» стал одним из девяти лично основанных преподобным Сергием, одним из новой волны общежительных обителей, преобразивших духовный образ Руси в эту поворотную эпоху.

Серпуховское удельное княжество в 1456 году было присоединено к Москве, но Серпухов оставался значительным городом. Свою значимость сохраняла и обитель.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Будучи опорным пунктом на Оке в обороне от набегов крымских татар, Серпухов нередко принимал государей, князей и бояр вместе с их дружинами в XVI-XVII веках. Пребывание государей, войсковые сборы и близость татарской угрозы оставили след в истории Высоцкого монастыря. Так, в 1570 году царь Иоанн Грозный проживал с опричиной в Александровской слободе, откуда два раза приезжал в Серпухов «на берег». В этом году царь дал архимандриту Высоцкому Агапиту с братией льготную грамоту на то, чтобы не взимались пищальные деньги с лавок крестьян Высоцкого монастыря. В 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Девлет-Гиреем, от татарского вторжения претерпел великие бедствия и Высоцкий монастырь. В следующем 1572 году он получил льготную грамоту, по которой освобождался от уплаты дани на пять лет. Из этой грамоты узнаем, что большая часть строений и церквей в монастырских селах и деревнях была тогда выжжена неприятелем. Перечень в вышеуказанной грамоте сожженных церквей и дворов свидетельствует, насколько разоренная татарами обитель нуждалась тогда в попечении и помощи царя, а также и о том, как обширны были ее владения. Неприятель выжег большую часть строений и келий внутри монастырской ограды, но нужно полагать, что все каменные церкви уцелели, хотя были, вероятно, разграблены. Монастырь окружала в то время деревянная тыновая ограда, так как каменная, существующая и поныне, была устроена позже, в XVII веке. В вышеупомянутой грамоте упоминается, что нашествие в 1571 году татар было при «бывшем архимандрите Агапите», судьба которого неизвестна.

Последующие набеги Девлет-Гирея были отражены, но восстановление монастыря потребовало долгого срока. В 1576 году, как видно из Вкладной монастырской книги, архимандритом состоит Иосиф Чудовской, полагающий ей основание. С этим временем совпадали часто приезды «на берег» государей или их приближенных и вместе с тем происходило возобновление и устройство монастырских церквей. В 1574 году был последний приезд Иоанна Грозного в Серпухов. В 1584 году по его кончине и воцарении царя Феодора Иоанновича, новый царь пожаловал монастырю льготную подтвердительную грамоту за подписью дьяка Андрея Арцибашева. Серпуховский поход 1598 года, показавший мощь русских сил крымским послам, во многом способствовал укреплению позиций Бориса Годунова в сложной обстановке его утверждения на троне. Пребывание близ стен Высоцкого монастыря щедрого государя, каковым желал слыть Годунов, а также его двора, воевод и бояр, отразилось во Вкладной книге того времени значительными вкладами. Среди вкладчиков монастыря встречается фамилия князей Воротынских.

Хозяйство монастыря

В Высоцком монастыре сразу же по его основании начал формироваться организационно-хозяйственный уклад по образцу Свято-Троицкого монастыря, который, в свою очередь, следовал древнейшему примеру общего жития Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. Для каждого насельника строго обязательным было деятельное послушание и отсутствие личной собственности. Для общих нужд в особых помещениях размещались трапезная, хлебопекарня, амбары, кладовая и прочее. Именно в общежительных монастырях после векового татарского плена началось быстрое возрождение церковной жизни, ибо совместный труд, значительно увеличивая достаток, давал возможность сооружения и благоустроения храмов. В 1555-1556 гг. у Высоцкого монастыря было 4 погоста, 89 деревень, 3 починка, селище. В них находилось 393 монастырских двора, 419 пашенных крестьян и 10 дворов пустых.

В 1542 году Высоцкий монастырь получил при архимандрите Киприане от великого князя Иоанна Васильевича Грозного жалованную и несудимую грамоту, по которой утверждались за ним права исключительного суда над крестьянами своих вотчин и на добывание железной руды на своей земле, а также охранялись монастырские леса от произвольной порубки. Этой грамотой монастырь освобождался также от произвола и насилия со стороны наместников и разной земской власти, которые, по словам архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), приезжая в монастырские имения, распоряжались в них не лучше баскаков, что и вынудило монастыри испрашивать несудимые и жалованные грамоты. По вышеуказанной грамоте, в приписке от того же года за подписью дьяка Шершеня Билибина, к монастырю приставлялся пристав для собирания дани — «Васюка Титов сын Недюрева». В 1551 году следует опять грамота от великого князя Иоанна Васильевича, вызванная жалобой со стороны архимандрита Высоцкого монастыря Паисия на поставленного при монастыре царского пристава, а также отчасти и потребностью пользоваться монастырской землею для добывания железной руды. По этой грамоте старый пристав Василий Титов отставлялся, и место его было предоставлено «сотником» Иосифу и Луке Ильиным, детям Протопопова, а также разрешалось копать вновь железную руду на монастырской земле. Однако, одним из основных источников дохода монастыря были вклады — дары добровольных жертвователей, в том числе людей знатных и богатых. Так, Высоцкий монастырь в числе вкладов получал не только деньги, но и породистых лошадей, зерно, предметы домашнего и церковного обихода. Один из первых наиболее состоя- тельных вкладчиков князь П. И. Горчаков в течение ряда лет (1570, 1582, 1592, 1595 гг.) пожертвовал вклады на общую сумму свыше 140 рублей. Из них деньгами — 35 рублей, остальное — лошадьми, хлебом, пчелиными ульями, одеждой, иконами и церковной утварью.

В середине XVI века привилегии церкви были в некоторой степени ущемлены. Так в 1555 -1556 гг. были отписаны земли у Высоцкого монастыря. Отписывались «погосты и деревни, и починки спорные», а также те, которые монастырские власти «ставили наново на царя и великого князя лесех». В поместную раздачу 23 детям боярским пошли 2 погоста, 51 деревня, 2 починка, пустошь с 2042 четвертями пашни. Были установлены размеры посошного письма, как для поместных земель, так и для монастыря. В соответствии с царским указом дьяки Угрим Львов и Юрий Сидоров «за помещиками» пометили доброй земли по 800 четвертей, средней — по 1000 четвертей, за монастырем соответственно 600 и 700. У помещиков оказалось 2 сохи с четвертью, у Высоцкого монастыря 2 сохи с полусохою. В 1649 году монастырь потерял одно из своих владений «сельце Мироносицкое», пожертвованное ему его основателем, которое было приписано посаду города. Так как это село было очень большое и его жители большей частью занимались торговлей, то эта потеря не ослабила его благосостояния, потому что все земли приписанных к посаду мироносицких торговых людей были оставлены за монастырем. Из Вкладной книги видно, что усердие жителей «сельца» к монастырю затем еще продолжалось, так как от них поступали в него вклады. Но из грамоты 1748 года Императрицы Елизаветы Петровны следует также и то, что между монастырем и его бывшими крепостными, и затем посадскими торговыми людьми «сельца», происходили неудовольствия из-за землевладения, так как эти последние не желали еще расставаться со своими прежними правами на землю и продолжали произвольно ей пользоваться, и что Высоцкий монастырь имел по этому поводу с ними тяжбу, закончившуюся решением в его пользу. По вышеупомянутой грамоте 1748 года, в которой подробно перечисляются все владения Высоцкого монастыря, можно судить об их значительности, а также и разбросанности. При учреждении штатов, в начале правления Императрицы Екатерины II, в Серпухов был откомандирован в 1763 году подпоручик Михаил Темяшев для составления описей монастырей, их имущества и владений. В составленной им описи отражены сведения о монастырских храмах и зданиях, а также о всех живущих в нем. Кроме того, в описи перечисляются предметы ризницы, иконы с их окладами и украшениями, книги и монастырские вотчины. Опись Темяшева дает обширные сведения, освещающие картину быта и состояния Высоцкой обители середины XVIII века.

Монастырские здания в то время не имели благоустроенного вида. Большинство церквей и всех строений в монастыре было покрыто тесом и приходило в ветхость. Башня и стены в одном месте осели, дали трещины и требовали ремонта. В описи Темяшева упоминается, что монастырь владел тогда находящейся близ него сосновой и дубовой рощей, а также мельницей и лесопильней; при чем он сообщает, что эти последние существовали «для единой монастырской надобности, в оброк наперед сего отдаваны не были», что не совсем справедливо, так как монастырь сдавал их в аренду в первой половине XVII века, но неудачно, потому что оброчных денег не получал. Мельница арендатором не ремонтировалась и разрушалась, и затемдолго пустовала, пока после тяжбенных сложных дел монастырь не заполучил ее обратно во владение. За пользование мельницей монастырь платил весьма значительную по тому времени сумму в воеводскую канцелярию. Впоследствии мельница, как и многие другие владения монастыря, перешла в частные руки.

В монастыре, как значится у Темяшева, уже существовала в 1763 году больница, устроенная графом Г. И. Головкиным и при ней церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Также сообщается, что в 1760 году на монастырской земле купцом Кисельниковым была устроена суконная фабрика, за которую тот должен был вносить в монастырь арендной платы 60 руб. в год. Опись Темяшева дает нам сведения и о составе братии монастыря и приписанных, а потому проживающих в нем лиц, а также о том, сколько полагалось им в год жалованья и хлебного продовольствия. Таким образом узнаем, что в 1763 году архимандрит монастыря Иннокентий и некоторые из братии были польской национальности. Состав насельников обители: архимандрит, пять иеромонахов и шесть монахов. Белое духовенство: один священник, три диакона, дьячок, просвирник и церковник. Кроме того, при монастыре проживали 57 человек приказных и разных монастырских служителей, один «недоросль из дворян» и 22 человека инвалидов — штаб-, обер- и унтер-офицеров, рядовых и прочих чинов, звания и имена которых перечисляются в вышеупомянутой описи.

При утверждении штатов монастырь лишился большей части своих земель и всех вотчин. Что же касается монастырского бора, тянувшегося вдоль реки Нары и села Мироносицкого к городу, то он отошел от монастыря в 1792 году, когда, по распоряжению Московского Главноуправляющего князя А. Прозоровского, была отчислена в казенное ведомство и сосновая роща соседнего Владычного монастыря. О боре, принадлежавшем Высоцкому монастырю, имеются сведения, что он существовал еще в 1817 году. Впоследствии этот бор был вырублен и место это было занято огородами. Земля, находившаяся во владении монастыря на рубеже XIX-XX вв., составляла около 10 десятин. В 18 верстах в округе он владел землей площадью около 150 десятин, покрытой мелколесьем.

С 1766 года монастырь получил во владение 6 десятин земли с покосом, на берегу р. Оки, в четырех верстах от своих стен. В Москве на Пятницкой улице монастырь владел подворьем, которое было дано ему вкладом С. И. Колтовского в 1677 году и перестроенного затем в 1884 году. До этого же года монастырь владел мельницей на Клязьме, которая затем была продана. Помимо доходов с вышеуказанных земель и недвижимости, монастырь содержался на проценты с капитала, доходов от часовен и на средства, которые отпускались ему из казны по штату. Эти последние составляли сумму 711 рублей и 72 коп. По штату полагалось в нем быть монашествующих 12 человек: архимандрит, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 4 монаха. Находилось же в нем 25 человек: архимандрит, казначей, 5 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха и 12 послушников. Средства из казны распределялись так: на жалование настоятелю и братии — 483 р. 56 к., на церковные потребы — 11 р. 40 к., на ремонт церквей и содержание ризницы –114 р. 28 к., на содержание конюшни — 22 р. 84 к., на отопление — 25 р. 40 к. и на вино, рыбу, пиво — 54 р. 24 к. При Высоцком монастыре в начале XX века была школа для мальчиков.

Высоцкий монастырь имел в городе часовни: Первая, на реке Наре, каменная и ветхая, построена по монастырским сведениям в 1771 году. Вторая часовня, во имя Иверской Божией Матери, построена в 1853 году на новом Тульском тракте. При ней имелись две каменные келии. Близ этой часовни, на прежней Тульской дороге, находилась старая часовня. Земля, на которой она была построена, пожертвована императрицей Екатериной II. Здание этой часовни низкое, квадратное с одной маленькой главой. Иконы из нее были перенесены в часовню на новом Тульском тракте и заменены другими, более новыми, хотя и были между ними некоторые XVIII века. Напротив этой часовни, на правой стороне (к Туле) бывшей дороги, на каменном постаменте помещался литой чугунный придорожный памятник, стерегущий въезд в Серпухов со стороны Тулы в виде изображения всадника — св. Георгия Победоносца, побеждающего змея.

Настоятели

Использованные материалы

  • Страница сайта Высоцкого монастыря:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *