Ярославль церкви

3+

Старинный город, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо», насчитывает около 780 исторических памятников. Обойти все невозможно, но среди главных достопримечательностей города рекомендуется посмотреть следующие церкви и храмы Ярославля.

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.

Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве». Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку.

Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.

Рекомендуем прочитать:

Ярославская церковь Ильи Пророка

Яркие зелёный купола, ажурная колокольня, белоснежные стены церкви, расположенной в центре города, с первого взгляда привлекает внимание. Решение о строительстве Православного храма, ставшего шедевром храмового зодчества на Руси, было принято Ярославом Мудрым одновременно с закладкой города.

Современное каменное здание существует с 1650 года. Наружные стены церкви украшены орнаментом из резного кирпича, изразцами, полихромной росписью.

Интересный внутренний интерьер церкви состоит из огромного числа сюжетных изображений (клейм), орнаментов, бытовых сцен. Для его создания пригласили лучших мастеров, выполняющих фрески, иконописцев того времени.

Впервые в церквях города купол украшен изображением триединого бога, символизирующего «Отечество», а не Вседержителя. В храме находятся пять красивых иконостасов, моленные места царя, патриарха, привезённые из другой церкви. Церковь считают жемчужиной ярославской школы зодчества.

Знаменитый памятник христианской веры находится на Советской площади, 7, в центре города. Несколько улиц в виде лучей начинаются рядом с храмом. Приехать сюда можно на городском автобусном маршруте № 99, идущем с площади Ярославль – Главный.

Посетить храм можно с 10 до 18 часов ежедневно, кроме среды.

Храм Николы Мокрого

В ансамбль типичного посадского храма входят холодная пятиглавая церковь и тёплый одноглавый храм, возведённый во имя иконы Тихвинской Богоматери в 1686 году. Стены церквей были украшены полихромными изразцами, ажурными наличниками, разноцветной керамикой. Лучше всего сохранился южный притвор. Таких украшений ни в одном храме города нет.

Над оформлением внутреннего интерьера работали местные мастера, используя интересные приёмы клеевой техники живописи, известной под названием Николо мокринская роспись. Памятником прикладного декоративного искусства считается кованая решётка паперти, выполненная в XVII столетии. Открыт храм после передачи верующим в 1992 году. Сейчас в нём проходят праздничные богослужения.

Находится храм по адресу ул. Чайковского (прежнее название Любимская),1.

Церковь Андрея Критского

Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.

В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.

Находится по адресу ул. Стачек, 58.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.

Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа.

Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры.

Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.

Церковь Богоявления

Действующий храм, построен на месте деревянной церкви XIII столетия в новом для города стиле московского зодчества. Девять огромных окон освещают безстолпную внутреннюю часть храма, делая его убранство торжественным, праздничным, выгодно освещая золотистые настенные фрески.

Основным сюжетом настенных росписей являются сцены из евангельской жизни Христа. Храм напоминает терем из русских сказок, былин. Автор создания фресок, красивого резного иконостаса точно не установлен.

Шатровая форма колокольни, необычные орнаменты из полихромных изразцов сделали храм главной архитектурной ценностью центральной площади города. Среди церковных реликвий в храме хранятся частицы мощей многих святых.

Сейчас в отреставрированной церкви, расположенной на ул. Богоявления12, проходят регулярные богослужения.

Ярославский Федоровский Кафедральный собор

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери.

Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.

Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой.

Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Адрес: Большая Федоровская улица, 72.

Церковь Спаса Преображения на Городу

Или иначе Церковь происхождения Честных Древ Креста Господня. Первой церковью, стоящей в исторической части Ярославля, на границе Рубленого города была деревянной. Каменный собор здесь появился в 1672 году.

Сначала это был вариант холодной церкви, но постепенно строились новые тёплые приделы с красивыми шатровыми завершениями. В церкви хранятся ценные святыни, например, фрески с образом Спаса Всемилостивого, частицы мощей Святого Угодника. Икона Пресвятой Богородицы, называемая «Умягчение злых сердец».

Икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, хранящихся в интересном Ковчеге на алтаре храма. Образ «Всех Святых», созданный к празднованию тысячелетия рождения Ярославля. Он является единственным в городе. При церкви функционируют воскресные школы взрослых, детей. Еженедельно проходят богослужения. Находится на улице Почтовая, 3.

Рекомендуем прочитать:

Успенский собор

Красивый памятник зодчества на Руси считается одним из самых древних каменных соборов Ярославля. Он был заложен в 1215 году, освящён в 1219 году. В первоначальном виде собор простоял до пожара 1501, уничтожившего храм. При разборе руин храма после пожара были обнаружены мощи ярославских князей, живших в XIII столетии (Василия и Константина Всеволодовичей).

Сейчас это главная реликвия восстановленного собора. Ежедневно в соборе проходят богослужения. Божественная литургия проходит в праздничные, воскресные дни дважды. В 7.0 и 9.30 часов утра.

Находится на Которосльной набережной, 2.

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Церковь Вознесения Господня

История возведения храма тесно связана с утверждением ярославского прихода. Существует «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в 1679 году в стиле барокко по дороге на Углич.

Сейчас здесь проходит главная улица Ярославля. С 2010 года строения переданы православной церкви России, в них выполнены реставрационные работы, в том числе полностью восстановлены старинные купола церкви, открытые галереи.

Новый облик церкви создается по её виду в XVII веке. Появившиеся в XIX столетии шатры в форме колоколов, не восстанавливаются. Фрески Сретенской теплой церкви (осталась только трапезная), выполненные в XVIII столетии, хорошо сохранились и составляют уникальное внутреннее убранство церкви. К церковным реликвиям относятся серебряные кресты с мощами святых, частью камня Гроба Господня.

Адрес: ул. Лермонтова, 28 а.

Церковь Дмитрия Солунского

Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.

В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.

Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.

Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».

Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

Церковь Иоанна Златоуста

Самая гармоничная достопримечательность ярославского зодчества возведена с таким расчетом, чтобы максимальная красота, величие внешней отделки строения производила незабываемое впечатление при подъезде с Волги.

Великолепный храм маленькой рыбацкой деревушки Коровники, возведённый в 1654 году, имел форму четырехстолпной пятиглавой церкви, опоясанной по трём сторонам открытой галереей, заканчивающейся симметричными, простыми и изящными шатровыми пределами. Они посвящены княгине Ольге и зачатию Иоанна Крестителя.

Во внешней отделке храма выделяются роскошное крыльцо, наличник окна центральной апсиды, выполненный из красивых изумрудных изразцов. Он считается одним из символов города. Орнамент из изразцов на фоне уникальной кирпичной кладки придаёт церкви сказочный, нарядный вид. Находится на ул. Портовая набережная, 2.

Крестобогородская церковь

Несмотря на то, что эту церковь пытались неоднократно закрыть, она действует и на ней возвышается новый 200 пудовый колокол (один из самых больших в городе), пристроена паперть, обновлен пол, смонтировано отопление, выполнены новые росписи стен.

Возникновение храма связано с наступлением страшного бедствия средних веков чумы. Люди искали любые пути спасения жизни, в том числе и помощь бога. На самой высокой точке окраины города (Поклонной горе) местное духовенство читало молитвы, прося о помощи. Беда отступила.

В честь победы над эпидемией построили небольшую часовню. Вокруг неё постепенно зарождалась жизнь поселения, названного Кресты. Рядом с деревянной церковью построили каменный храм (около 1760 года).

Главную святыню в виде трёхметрового креста митрополита Ионы со святыми иконами, старинной надписью перенесли в новый храм, где он находится и сейчас. После реставрации в нижнюю часть креста помещены мощи святых. Местоположения церкви позволяет увидеть красивые окрестности, город Ярославль.

Адрес: Московский проспект, д. 161.

Церковь Михаила Архангела

Первое деревянное здание гарнизонной церкви было построено в 1215 году. Каменная церковь во имя покровителя военных архангела Михаила появилось в 1657 году. Многие внутренние украшения церкви из цветных изразцов, старинных фресок погибли во время очередного пожара.

Благодаря реставрационным работам часть из них восстановлена. Уцелевшая старинная икона архангела Михаила представляет большую ценность, она часто участвует в выставках Третьяковской галереи в Москве.

С 1994 года церковь стала действующей, после придания её вида, соответствующего XVII веку. В теплом храме проходят богослужения. Храмовые образа архангела Михаила, Богоматерей Владимирской, Смоленской, икона Антония Великого являются ценными реликвиями церкви.

Адрес: ул. Первомайская, д. 67.

Церковь Петра и Павла

Двухэтажная каменная церковь строилась на средства богатого владельца мануфактуры И. М. Затрапезнова. Родовая усыпальница раньше находилась в этой церкви. Благодаря заботе прихожан восстановлена могильная плита, ежегодно проводится крестный ход вокруг бывшей площади, занимаемой мануфактурой, отмечается престольный праздник апостолов Петра, Павла.

Сейчас это место называется Петропавловским парком. В XVIII веке рядом с церковью находились пять интересных прудов, имеющих конкретное предназначение.

Здание церкви повторяет форму знаменитого собора Петербурга стиля барокко. Достопримечательностями церкви считаются икона из слоновой кости » Воскресение Христово с праздниками» (подарок Петра I Затрапезному), серебряный крест с жемчугом и частицей мощей Антония Римлянина, считающегося Чудотворцем Новгорода. Церковь украшали колокола, часы.

Сейчас в храме звучат молитвы, проходят богослужения.

Церковь Рождества Христова

В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.

В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.

Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.

Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.

Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.

Адрес ул. Кедрова, 1.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014; проверки требуют 10 правок.

— небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 года) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца.

О построении в 1660-е годы деревянного Никольского храма повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».

В настоящее время вид на церковь частично закрыт частной застройкой

Случившийся в 1659 году пожар в Толчковской слободе лишил её жителей деревянного Предтечевского храма. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие храмы Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование своё церковь сия прият, и доныне именуемая пенская».

Внутренний вид церкви в дореволюционное время

Храм был построен за одно лето; освятил его протопоп Успенского собора Никита. По словам автора «Повести…», «из нелепоственного здания соделася храм светолепен». Захар и Гурий Даниловы Кочуровы вместе с Власом Власовым не только больше других сделали для образования нового прихода, но и заказали для него икону с изображением своих небесных покровителей — пророка Захарии, Гурия Исповедника, священномученика Власия. Из утвари деревянного храма в «Повести…» упомянуты серебряный потир и 20-пудовый колокол.

Авторы:А.В. ГРИГОРЬЕВА.И. ШЕМЯКИН

Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 года, находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII века был взорван в августе 1937 года.

74 фотоСмотреть фотогалерею 74 фото Успенский собор в Ярославле из

Главный ярославский храм во имя Успения Богоматери с южным приделом во имя князя Владимира был заложен при ростовском князе Константине Всеволодовиче в 1215 году. После опустошительного пожара 1501 года собор был перестроен в 1501—1504 годах. В 1646 году на его месте был построен новый пятиглавый храм. Летом 1658 года пожар вновь истребил значительную часть Ярославля и повредил много церквей, в их числе и Успенский собор. Собор был наново отстроен к началу 1660-х гг., снова горел в 1670 но был быстро восстановлен. В 1674 году митрополитом ростовским Ионой Сысоевичем был устроен теплый придел во имя равноапостольного князя Владимира и холодный — во имя святых благоверных князей Василия и Константина; в том же году собор был расписан фресковой живописью, которая поновлялась в 1825 и 1852 годах.

В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль, и с этого времени Ярославский Успенский собор сделался кафедральным.

Интерьер храма украшал резной золоченый пятиярусный иконостас начала XVIII века со множеством древних икон, среди которых выделялись местночтимые образы Спаса и Богоматери Ярославской, а также образ Богоматери Смоленской, прославленной чудесами во время эпидемии моровой язвы в Ярославле в 1654 году. В 1816—1817 годах художником Е. С. Годуновым полукружия закомар с внешней стороны были украшены фресковой живописью.

В 30-х годах ХIХ века при архиепископе Аврааме собор подвергался значительным перестройкам. В 1831—1833 годах вплотную к южной стене собора был построен теплый храм в честь святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. Внутренние стены этого храма в 1855 были отделаны под мрамор, а в 1899 году расписаны стенной живописью. Расходы принял на себя церковный староста купец В. Я. Кузнецов. В 1833 году была разобрана старая шатровая колокольня, а в 1833—1836 годах вместо нее возведена новая четырехъярусная высотой 55 метров. Автором проекта был петербургский архитектор А. И. Мельников. Самый крупный из 10 колоколов весом в 700 пудов был отлит в Ярославле в 1754 году.

События русской истории, участником которых был древний Ярославль, не обошли стороной Успенский собор. В 1504 году поклониться новообретенным святым мощам благоверных князей Василия и Константина сюда приезжал великий князь Иван III с детьми. В стенах собора в 1612 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский, приняв напутственное благословение от митрополита Кирилла, двинулся во главе всенародного ополчения освобождать Москву от польско-литовских интервентов. Здесь же 21 марта 1613 года ярославцы встречали избранного на российский престол юного Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. 21 мая 1913 году собор посетил приехавший в Ярославль император Николай II.

В июле 1918 года при подавлении белогвардейского восстания в Ярославле собор был частично поврежден. Летом 1922 года договор с общиной верующих был расторгнут, и здание собора было решено передать под Биржу Труда. Тогда же были сброшены колокола и разобрана колокольня.

В период 1930—1937 годов собор использовался как склад зерна. В августе 1937 года газета «Северный рабочий» поместила заметку, в которой сообщалось: «В Ярославле приступлено к сносу бывшего Успенского собора на Стрелке. Как известно, на его месте будет разбит городской парк культуры и отдыха. Вечером 26 августа ярославцы слышали сильные взрывы. Это бойцы Н-ской части взрывали главы, чтобы ускорить снос собора. После взрыва начались работы по разборке стен и оставшихся двух глав».

Ранее было разобрано и здание Демидовского лицея, сильно пострадавшее от артобстрелов красных. На месте собора и лицея устроили бульвар.

***

Идея восстановить Успенский собор на прежнем месте впервые была высказана ярославским писателем Юрием Бородкиным на страницах газеты «Северный край» в середине 1990-х годов. В конце 2003 года в интервью газете «Северный край» мысль о необходимости восстановления собора высказал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, годом ранее назначенный на ярославскую кафедру. Именно после его приезда в Ярославль в 2003 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе состоялся первый крестный ход от церкви Спаса на Городу к месту на Стрелке, где стоял когда-то Успенский собор.

Поначалу идея восстановления собора многим казалась нереальной, но нашёлся человек, решивший принять на себя все затраты. Ктитором строительства стал глава московской строительной корпорации «ВИТ» Виктор Иванович Тырышкин. Ранее на его пожертвования был построен собор Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Впервые о решении В. И. Тырышкина включиться в восстановление собора сообщил губернатор Ярославской области А. И. Лисицын 9 апреля 2004 года во время церемонии передачи Ярославской епархии частицы Ризы Господней, обнаруженной в запасниках Ярославского музея-заповедника. В Ярославле началось бурное обсуждение идеи восстановления собора, в котором принимали участие как специалисты, так и рядовые горожане. Мнения высказывались самые разные (перипетии этого обсуждения можно проследить по публикациям газеты «Северный край» — ссылки на статьи приводятся ниже).

2 июня 2004 года благословение на восстановление Успенского собора дал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Соглашение об объединении усилий по восстановлению Успенского храма подписали губернатор области Анатолий Лисицын, мэр Ярославля Виктор Волончунас, глава Ярославской епархии архиепископ Кирилл и руководитель строительной корпорации «ВИТ» Виктор Тырышкин. Церемония подписания проходила в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который наложил на документ символическую визу «Благословляю» и поставил свою подпись. 12 июля В. И. Тырышкин на пресс-конференции сообщил, что работы по восстановлению собора начнутся в 2005 году после окончания археологических раскопок.

В августе 2004 года экспедиция в составе сотрудников Государственного Эрмитажа начала археологические раскопки на месте будущего строительства. Продолжились они и весной 2005 года. За время раскопок археологи сделали множество уникальных находок, позволивших уточнить целый ряд эпизодов истории города (подробнее см. публикации газеты «Северный край»). На проведение раскопок было потрачено более 10 млн. рублей. В ноябре 2005 года все находки, обнаруженные во время раскопок, были представлены на выставке в Ярославском музее-заповеднике.

В июле 2005 года общественности были представлены четыре проекта восстановления собора. Один предусматривал воссоздание точной копии храма XVII века, а три других — строительство нового, отчасти напоминающего собор, разрушенный в 1937 году. В августе состоялось общественное обсуждение проектов, на котором было высказано множество критических замечаний по всем четырём работам. Состоялось и голосование общественности за представленные проекты, в котором приняли участие 895 человек. За точное воссоздание разрушенного храма проголосовали 63,8% опрошенных.

На первом этапе конкурсная комиссия выбрала два проекта — как потом выяснилось, ярославского архитектора В. И. Сафронова, предлагавшего точное воссоздание разрушенного собора, и москвича А. М. Денисова, который разработал проект строительства совершенно нового собора (на общественном голосовании его проект поддержали 15,2% опрошенных). 5 сентября конкурсная комиссия семью голосами против двух и одном воздержавшемся отдала предпочтение проекту А. М. Денисова. Возможно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что Денисов ранее руководил разработкой грандиозного проекта восстановления Храма Христа Спасителя в Москве. При этом комиссия решила присудить первую премию обоим финалистам.

26 октября 2005 состоялось освящение закладного камня рядом с будущей стройплощадкой. Он был выполнен в виде креста ярославским скульптором Еленой Пасхиной. Освящение закладного камня провёл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — будущий патриарх Московский и Всея Руси.

Ровно через год — 16 октября 2006 — состоялось поистине историческое для города событие: закладка и освящение строительства будущего Успенского собора. Возглавил церемонию митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет. В основание собора была положена закладная грамота, в которой говорилось, что собор возводится по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при президенте В. В. Путине, по инициативе губернатора А. И. Лисицына, трудами В. И. Тырышкина. «Сие засвидетельствовано Президентом РФ В. В. Путиным. Сие свидетельствуем и мы», — сказал владыка Филарет и расписался первым. За ним подписи поставили архиепископ Ярославский Кирилл и другие священно­служители, а также В. И. Тырышкин, А. И. Лисицын, мэр Ярославля В. В. Волончунас.

Около года потребовалось на завершение нулевого цикла (по оценке В. И. Тырышкина — это 40 процентов работ от сооружения всего собора). В сентябре 2007 началась кирпичная кладка стен. Для этого из Тулы и Саратова было завезено 200 тысяч штук кирпича.

28 августа 2008 года — в праздник Успения Пресвятой Богородицы — в стенах строящегося собора, но ещё под открытым небом, была отслужена первая литургия, которую провёл архиепископ Кирилл.

В августе 2009 года из московского Свято-Данилова монастыря в Ярославль вернули пять колоколов, вывезенных в Москву ещё в советское время из закрытых ярославских храмов. Эти колокола сразу были установлены возле строящегося собора на специальные металлические конструкции. Впервые они зазвучали 28 августа 2009 года — в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день в соборе, на котором уже были установлены купола, прошёл второй престольный праздник. А 8 сентября над собором засияли на куполах все семь крестов.

В третий раз праздничной литургией престольный праздник собора был отмечен 28 августа 2010 года — ровно за две недели до торжественного освящения собора, которое в рамках празднования 1000-летия Ярославля провёл 12 сентября патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Освятив собор, патриарх ударил в главный соборный колокол. После праздничной литургии в парке Подзеленье рядом с собором при содействии В. И. Тырышкина была устроена праздничная трапеза для пяти тысяч верующих, прибывших на торжество.

С этого времени Успенский собор стал центром православной жизни Ярославля. Здесь теперь проходят архиерейские службы в главные религиозные праздники. Сюда привозят православные святыни и чудотворные иконы. Отсюда 10 сентября 2011 года провожали в последний путь хоккеистов трагически погибшей в авиакатастрофе команды «Локомотив».

Площадь храма составляет около 2 тыс. кв. м, вместимость — более 4 тыс. человек, высота до основания креста — 50 м. Работы по благоустройству и украшению собора продолжаются. В 2015 году главный барабан украшен изразцами, над главным входом с западной стороны установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы. В цокольном этаже по проекту должны разместиться зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Нет пока у собора и колокольни, вопрос со строительством которой не решён.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *