Явление аврааму трех ангелов

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного

За ясным и определительным предсказанием о рождестве Исаака, сделанным Аврааму при установлении завета обрезания, следует новое откровение того же самого содержания. Особенное намерение сего повторения есть — наставить в обетовании Сарру, подобно как прежде наставлен был Авраам. Должно думать, что для нее было Богоявление сие первое. По сему-то Бог славу своего явления скрывает под простым образом человеков-странников и более дает узнать Себя Аврааму, нежели ей, что нетрудно усмотреть из повествования Моисеева.

Писатель находит нужным предварить читателя, что здесь повествуется о явлении Самого Бога, поелику в последующем сказании представляются сперва три мужа (Быт. 18:2), потом, в тех же самых лицах, Господь (Быт. 18:22) и два Ангела (Быт. 19:1), и потому можно было бы сомневаться, кто посетил Авраама. Но поелику и явления Самого Бога могут быть различны и различно понимаемы, то сим общим примечанием Моисея не совершенно предупреждается исследование и разногласие толкователей о трех посетителях Авраама в особенности.

Святый Амвросий полагает, что то были три лица Св. Троицы (De Abrah. L I, c. 5.).

Блаженный Августин не сомневается, что то были три Ангела сотворенные, в которых Бог присутствовал и познан был только как в своих пророках (Aug. de C. D. L. XVI, c. 29. Deus apparuit Abrahae ad quereum Mambrae, in tribus viris, quos dubitandum non est Angelos fuisse, quamvis quidam existimant, unum in eis fuisse Dominum Christum).

Св. Иустин (In Dialog cum Triph. ph), Ириней (Inseminatus ubique est in scripturis Filius Dei, aliquando quidem cum Abrahamo loquens, aliquando cum eodem comesurus, aliquando Sodomitis inducens judicium. Haeres. L. IV, c. 23. Сын Божий повсюду всеян в писаниях: то разговаривает Он с Авраамом, то с ним вкушает пищу, то низводит суд на Содомлян.), Тертуллиан (Ipse cum Angelis Domini apud Abraham in veritate quidem earnis apparuit, sed nondum natae, quia nondum moriturae, sed ediscentis jam inter homines conversari. Adv. Marc. L. III. Он с Ангелами Божьими явился Аврааму во плоти истинной, но еще нерожденной, ибо еще не время было умереть ей, однако уже обыкающей обращаться между людьми.) и Златоуст (In Gen. Hom. XLII. В куще Авраама в одно время видимы были трое: и Ангелы, и Господь их. Но после те, яко служители, посланы были для истребления оных городов, сам же Господь остался и, как друг со своим другом, с праведником беседовал о том, что хотел творить.) признают в числе трех двух Ангелов сотворенных и второе Лице Святой Троицы.

Мнению Амвросия, по–видимому, благоприятствует то, что Авраам поклоняется и говорит трем как одному (Быт. 18:3), но сие было тогда, как Патриарх еще почитал своих посетителей простыми странниками, а потому и речь его должна относиться не к трем вообще, но к одному между ними первенствующему. Подобным образом говорит и Лот к двум своим посетителям (Быт. 19:18-19). Но они сами говорят о себе множественно (Быт. 19:13).

Мнение Блаженного Августина, по большей части, одобряют новейшие толкователи, подкрепляя оное приложением к настоящему случаю сказанного Апостолом, что страннолюбием некоторые оказали гостеприимство Ангелам, не ведая того (Евр. 13:2). Но сей довод отклоняется тем, что слова Апостола могут быть отнесены к Лоту, и что он говорит о посещении Ангелов, умалчивая о посещении Божием, дабы представляемый им для подражания пример не показался слишком высоким и недосягаемым.

К преимуществу последнего мнения, весьма ясно различаются посетители Авраама в следующих словах: два мужа обратились и пошли оттуда в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (Быт. 18:22). Под именем Господа в особенности познается Сын Божий, когда Авраам называет Его Судиею всея земли, но сим именем убеждает Его к милосердию (Быт. 18:24), ибо таковой суд весь отдан Сыну Божию (Ин. 5:22). Два другие лица узнаются более из наименования Ангелов (Быт. 19:1) и сами себя открывают Лоту в качестве посланников Господа (Быт. 19:13).

На вопрос о причине троичного числа, в котором Бог явился Аврааму, ответствуют иудеи, что один из явившихся был провозвестник рождения Исаака, другой — избавитель Лота, третий — совершитель суда над Содомом. Но сие разделение неосновательно, по крайней мере, в отношении к двум последним; потому что сии оба вместе приписывают себе истребление Содома (Быт. 19:13) и оба вместе спасают Лота с его семейством (Быт. 19:15 и сл.).

Обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Св. Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов. Сие толкование мамврийского Богоявления должно быть весьма древнее, ибо и символические иконы в Церкви древнее исторических.

Сидел у дверей шатра. Сими словами повествователь дает разуметь, по какому случаю Бог явился в образе странников. Авраам, по своему страннолюбию, несмотря на зной дня, сидит у шатра своего, желая увидеть путешественника, которому бы мог оказать гостеприимство.

Толкование на Книгу Бытия.

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского

1821, Холст, масло,113х144см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.

Авраам — родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.

В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось — у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

Автор нашел точку равновесия между созданием человеческого портрета и немыслимого пейзажа. Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.

Картина, вероятно, была навеяна театральной постановкой, но ни в типах лиц, ни в движениях фигур не ощущается никакого театрального преувеличения. Следует также отметить, что здесь, впервые в живописи Брюллова, появилось изображение человеческих фигур, характер движения: которых обусловлен реальной обстановкой: слепота отца, внимательная осторожность Антигоны, связанная с трудностью ходьбы по гористой местности.

Уже в ранние годы Брюллов обнаруживает чрезвычайное разнообразие художественных интересов. Он пишет театральные декорадии и занавесы, сочиняет костюмы, занимается литографией и скульптурой. Так, он делает восковые фигуры ангелов для модели Исаакиевского собора и рисунки для медалей. Брюллову всегда было присуще повышенное чувство формы. Художник развивает это чувство, изучая пластику не только теоретически, не только путем срисовывания статуй, но и практически, занимаясь лепкой. Уже ранние его картины поражают своей пластичностью. Занятия скульптурой помогали ему не только в освоении пластической формы, но и в решении композиционных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *