Закон божий в школе

Обмен опытом

Дорогие учителя!

Просим тех, кто уже приобрел наше издание, поделиться опытом использования тетради-конспекта в учебном процессе. Это поможет нам в работе над новыми изданиями.

Вы можете вести записи в форме дневника и после каждого занятия отмечать в нем:

1) как вы использовали на практике предложенный материал;

2) какие заметили недостатки в подаче материала и оформлении тетради;

3) какие предложения у вас появились.

По окончании работы с тетрадью присылайте, пожалуйста, ваши записи на адрес редакции, в Новогрудское Сестричество или на e-mail: tetrad‑konspekt@mail.ru с пометкой «для редактора».

Благодарим вас.

Отзывы

Спаси Господи за Ваши труды! Их бесценными плодами — ТЕТРАДЯМИ — пользуемся в нашей православной Воскресной школе для всей семьи со дня её открытия (2016 год).

Лидия, Полоцкая Епархия, д. Орехово. 5.09.2018г.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Божьей помощи Вам в этом добром деле! Я – преподаватель Воскресной школы при храме вмч. Димитрия Солунского в агрогородке Малая Берестовица, Гродненской епархии. В этом году мы приобрели у Вас тетради и намерены использовать их в учебном процессе.

Михаил. 26.09.2016г.

Я являюсь директором и преподавателем воскресной школы Архиерейского подворья – Тихвинского храма г. Кирсанова Уваровской епархии Тамбовской митрополии. В данный момент нас интересует методическое сопровождение образовательного процесса воскресной школы для детей. Мне понравилась тетрадь по Закону Божиему, все продумано, логически последовательно, методические рекомендации просмотрела, познавательно, реальная помощь проводящим уроки.

Ольга, 18.08.2016г.

Поскольку заграницей практически невозможно получить никаких пособий (православных и на русском языке) приходиться распечатывать для деток все с интернета на отдельных листиках. В поисках подходящей для нас литературы и учебных пособий я нашла ваш сайт и ознакомилась с чудесными тетрадями. Бог послал нам в помощь человека, который не только привез нам тетради из Москвы, но и оплатил их. Поэтому очень нуждаюсь в методических рекомендациях к этим тетрадям

Виктория, Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ), 18.05.2016г.

Я хотела бы познакомиться с вашими методическими рекомендациями по рабочим тетрадям — Ветхому и Новому Заветам и Закону Божию. Пока у нас есть тетрадь только по Ветхому Завету, очень нравятся там задания и построение.

Елена, Челябинская епархия, 14.09.2015г.

Добрый день! Я являюсь методистом Общеепархиального Духовно-просветительского центра. В данный момент нас интересует методическое сопровождение образовательного процесса детских воскресных школ. Нас заинтересовали «Тетрадь-конспект по Закону Божию» и «Тетрадь рабочая по Священной истории Ветхого Завета».

Юлия, Новосибирская митрополия. 28.06.2012г.

Уважаемые сёстры, спасибо за замечательную тетрадь. Просим сообщить, как приобрести «Тетрадь-конспект по Закону Божию» для обучения осуждённых. Помощи Божией на пути спасения.

Валентина, методист. Заочная воскресная школа для осуждённых, г. Москва. 30.04.2012г.

Я обращаюсь к Вам от имени руководителя воскресной в Дюссельдорфе с просьбой зарезервировать для наших детей по 60 экземпляров каждой учебной тетради. Мы заберём их у Вас прямо в Беларуси. С молитвенным пожеланием исполнения Вашего богоугодного дела. Спаси Вас Господи!

Валентин. Германия, февраль 2012г..

Дорогие сестры! Я работаю учителем по православной культуре в восьмилетней школе в Республике Болгарии.

В интернете я ознакомилась с тетрадью по Закону Божию и тетрадью по священной истории Ветхого Завета. Они мне очень понравились. Прошу Вас дать разрешение использовать рабочую тетрадь в моей преподавательской работе. К сожалению, я должна вам сказать, что у нас нет таких прекрасных дидактических материалов. Я хочу закупить рабочие тетради для моих учеников, чтобы сделать перевод текстов уроков с русского на болгарский язык. Я и мои ученики будем Вам очень благодарны, если вы позволите использовать ваши тетрадки в нашей школе!

Виолета. Болгария. 10.05.2011г.

Здравствуйте дорогие сотрудники Издательства! Обращаемся к Вам с просьбой. Помогите, пожалуйста, приобрести для учеников Воскресной школы в хотя бы по одному экземпляру Ваших замечательных рабочих тетрадей по Закону Божию и по Ветхому Завету. Если нет возможности получить их, подскажите, пожалуйста, где в Москве (в России) их можно получить? Готовы оплатить все необходимые расходы. Храни Вас Господь!

Василий. От имени Родительского комитета Воскресной школы. г. Москва. 11.03.2011г.

Дорогая редакция! Я из Словакии и недавно приобрел тетради по Священной истории и Закону Божьему. Они очень понравились. Меня зовут Mariаn и я преподаватель по Закону Божьему в светской школе. Хотел бы также получить методические рекомендации к тетрадям.

Mariаn, Словакия. 11.09.2010г.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Я – преподаватель воскресной школы Гродненской епархии. Преподаю Слово Божие всего второй год и хочу поблагодарить составителей замечательных тетрадей. Они очень помогают и для контроля, и для повторения, и для закрепления материала.

Галина. 26.08.2010г.

Уважаемые разработчики таких полезных и профессионально составленных тетрадей! Очень хорошие тетради, несомненное и правильное подспорье для учителей воскресных школ. Знают ли о них в Московской Патриархии? Ведь сейчас начались обсуждения по выработке единой программы для воскресных школ. Ваши тетради на сто вершин выше всего того, что предлагают нам на данный момент.

Низкий поклон вам за вашу великолепную работу! Всех вам благ! Божией помощи в трудах! Просим вас сердечно поделиться метод рекомендациями к тетради по Ветхому Завету. Очень ждем тетрадей по Новому Завету. Вы замечательные молодцы! Надеемся, Господь поможет вам осуществить эту идею.

Ольга, преподаватель ВШ. Хабаровский край. 20.07.2010г.

Дорогие о Господе братья и сестры! Я являюсь администратором и преподавателем Закона Божьего в Церковно-Приходской школе. В нашей школе обучаются более 70 детей Закону Божьему, русскому языку, рус. литературе, рус. истории. Старшие дети изучают историю Церкви. Ко мне в руки попала ваша тетрадь-конспект по Закону Божьему. Мы бы очень хотели ее приобрести.

Татьяна. Нью-Йорк, Восточно-Американская Епархия РПЦЗ. 17.07.2010г.

Здравствуйте, уважаемые сотрудники издательства! Наша воскресная школа открылась в 2006 году. Нам повезло, что в это время Вы осуществляли рассылку Ваших рабочих тетрадей по Закону Божьему по всем епархиям, и мы смогли не только увидеть Ваши тетради, но и с огромным удовольствием использовать их на уроках по Закону Божьему. Хотели заказать еще, но, к сожалению, нам сказали на книжном складе нашей епархии, что Вы прекратили рассылку тетрадей. Рабочую тетрадь по Священной истории Ветхого Завета мы, к сожалению, не видели вообще. Скажите. пожалуйста, как можно приобрести Ваши издания? Детям очень нравится работать с Вашими тетрадями.

Наталья, руководитель ВШ. Читинская и Краснокаменская епархия. 16.07.2010г.

Здравствуйте, уважаемые работники издательства. Пробовала работать по вашей Тетради по Закону Божию. Хотя опыт работы у меня не так велик, тетрадь для меня стала просто находкой. Спаси Вас Господи за такую огромную помощь в преподавании этого предмета. Очень хотелось бы приобрести методические рекомендации по всем предметам. Желаю успехов в вашем добром делании. Помощи Вам, Господа нашего Иисуса Христа.

Татьяна, преподаватель ВШ. Ростовская епархия. 27.01.2010г.

Спаси Господи за вашу работу. Премного благодарна вам. Мы с коллегами пытаемся создать свою программу, учитывая Ваш опыт и рекомендации, а так же свои возможности. Если получится что-нибудь интересное, с удовольствием поделимся. С нетерпением ждём новых изданий. Помоги, Вам, Господи.

Светлана, преподаватель ВШ. Гродненская Епархия. 23.11.2009г.

Мир вашему издательству, благоденствия и спасения! Материал присланный вами поможет преподавателям нашей школы в подготовке уроков. Думаю, что материал изложенный подобным образом позволит детям получить твердые знания о Боге. Все остальное в способностях учителя. Успехов в дальнейших разработках, во Славу Господа нашего Иисуса Христа!

Елена, преподаватель ВШ. Новосибирская епархия. 15.11.2009г.

Недавно приобрела следующие Ваши пособия: рабочую тетрадь по Священной истории Ветхого Завета и тетрадь-конспект по Закону Божию. Очень хорошее и нужное издание. Спасибо. С нетерпением ожидаем выхода в свет рабочей тетради по истории Нового Завета и рабочей тетради по церковнославянскому языку.

Ольга, куратор по воспитательной работе ВШ. Нижегородская епархия. 4.10.2009г

Здравствуйте! Коллективу Воскресной очень помогла Тетрадь-конспект по Закону Божию, по которой ученики занимались 2 года. Хотелось бы приобрести снова.

Татьяна, директор ВШ. Читинская и Забайкальская епархия. 17.08.2009г.

Случайно купили Вашу тетрадь -конспект по Закону Божию, в Иваново, где были проездом. Тетрадь нам очень понравилась, безусловно это большее подспорье в работе преподавания детишкам и даже взрослым Закона Божия. Очень бы хотелось сразу приобрести и другую тетрадь по Священной истории Ветхого Завета.

Елена, Ярославская епархия. 29.05.2009г.

Христос Воскресе! Прошу Вас выслать нам электронную версию тетрадей, которые у Вас есть по преподаванию Закона Божьего в воскресных школах. Наша школа еще совсем молодая, нам только 1 год, и пока занятия проходят только в виде бесед и как дополнение — просмотр фильмов. Но вижу, что возникает уже необходимость более осмысленного и глубокого изучения. Премного Вам благодарна за такой труд. Спаси Господи Вас!

Ирина, преподаватель ВШ. Тираспольско-Дубоссарская епархия. 20.05.2009г.

Здравствуйте! Обращается к вам руководитель Воскресной школы из Рязанской епархии. Очень бы хотелось получить эл. вариант методического пособия к рабочим тетрадям Закон Божий и Ветхий Завет, а также каталог других учебных пособий. Преподаватели нашей Воскресной школы используют в своей работе эти пособия с большим желанием.

Лариса. 23.01.2009г.

Мы познакомились с Вашими тетрадями, они очень интересные и необходимы во время урока. Держать такое чудо, одно удовольствие. Ксерокопировать их даже не хочется и нет желания. Спаси Господи Ваше издательство за Ваши труды помощь и отзывчивость. Мы бы хотели познакомиться со всеми Вашими разработками, которые Вы издаете для работы в православной школе. Очень интересует материал, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Анна, преподаватель «Закона Божия». Екатеринбургская епархия. 24.01.2009г.

Дорогие братья и сестры, наши коллеги по работе в воскресной школе. Ждем — не дождемся Ваших новых тетрадей.

Людмила 15.01.2009г.

Сейчас в воскресные школы приходят (приводят) все больше и больше детей. у родителей появилось стремление воцерковить своих детей, но сами они имеют очень смутное представление о Церкви и вере. поэтому ваши тетради — это большое подспорье в обучении детей.

Каждый учитель хотел бы сделать свой урок интересным и увлекательным, чтобы ученики, придя домой, с радостью поделились своими знаниями. Преподаватели Воскресных школ делают все возможное, чтобы разнообразить свои уроки: рисуют, читают, включают детям видеосюжеты. Тетрадь-конспект по Закону Божию дает возможность разнообразить урок, сделать его более интересным и запоминающимся! Важно, что в тетради дети могут и писать, и читать, и рисовать.

Вашу тетрадь я купила в Троице-Сергиевой лавре этим летом, пока она у нас в единственном экземпляре. Мы будем искать возможность приобретения тетрадей для всех учеников Воскресной школы. Помоги вам Господи в вашей работе!

Надежда, преподаватель ВШ. Алтайская епархия. 1.11.2008г.

Здравствуйте, дорогие издатели! Три года я преподаю Закон Божий в Воскресной школе. Этим летом мне попали Ваши разработки: тетради по Закону Божию и Священной истории Ветхого Завета. Мне они сразу показались очень интересными, и дети, думаю, с увлечением будут учиться по ним.

Михаил, преподаватель ВШ. Астанайско-Алматинская Епархия (Казахстан). 1.10.2008г.

Я изучаю Закон Божий, Св. Писание и цековнославянский язык дома самостоятельно. Мне в этом очень помогают Ваши тетради: благодаря им, я могу уложить в голове вновь приобретённые знания, систематизировать их и запомнить основное.

Анна, Москва. 2.09.2008г.

Сегодня купила тетрадь по Священному Писанию Ветхого Завета. Я являюсь преподавателем Православной гимназии, с этого учебного года мне предстоит преподавать Священную историю Ветхого Завета и, в качестве закрепления пройденного материала, решила воспользоваться Вашей замечательной тетрадью. Будьте добры, пришлите, пожалуйста, методические рекомендации.

Елена, Саратовская епархия. 21.08.2008г.

Прошу вас выслать электронную версию тетрадей. Если возможно мы бы приобрели и тетради 100 штук. Ввиду того что мы очень далеко от центра здесь трудно приобретать необходимое, а тетради очень нужны для Воскресной школы. Заранее благодарю вас и Божией вам помощи в вашем деле!Настоятель сельского храма иерей Игорь, Магаданская и Синегорская епархия. 6.08.2008г.

Держу в руках Вашу Тетрадь-конспект по Закону Божию — хорошее и нужное издание! Как можно приобрести такие тетради для нашей сельской воскресной школы?

Священник Георгий. 1.01.2008г.

Ваши тетради — это огромное подспорье в работе. Оно очень оживляет урок, собирает детей, способствует лучшему усвоению материала. В общем, не методическое пособие, а просто песня! Спасибо Вам огромное за работу! Виват, Беларусь!

Анастасия, преподаватель ВШ, Саратовская епархия. 28.11.2007г.

Этим летом случайно приобрела Вашу тетрадь-конспект по Закону Божию, очень понравилось! Наш приход в Германии хотел бы заказать такие тетради для нашей воскресной школы.

Дармштадт. 2.11.2007г.

К каждому уроку сама готовлю пособия: тетрадь-конспект с текстом, различными заданиями и раскрасками. В этом году заказала в интернет-магазине «Православное» Ваши тетради по Закону Божию и по Священной истории Ветхого Завета. Пособие понравилось. Использую тетради для проверки и закрепления материала.

Анастасия, преподаватель ВШ, методист по ОПК, Тверская епархия. 25.09.2007г.

Недавно мы приобрели «Тетрадь-конспект по Закону Божию». Это хорошее пособие для воспитанников воскресных школ и для преподавателей. В Донецкой и Горловской епархии эти тетради были представлены на семинаре для преподавателей воскресных школ. Всем они очень понравились.

Ирина Петровна, преподаватель ВШ, г. Донецк. 24.09.2007г.

Хочется поблагодарить вас за прекрасные пособия к занятиям в Воскресной школе. Сейчас, чаще всего, встречаются протестантские наработки, а православных практически нет.

о. Тимофей, монастырь в Курганской епархии. 24.08.2007г.

Готовясь к урокам в воскресной школы, нашла ваши тетради. Очень заинтересовали. У нас две группы — с 9 до 13 лет и с 14-17 лет. В этом году добавляется и младшая с 5 лет. Хотела бы тетрадь и по Закону Божьему и по Ветхому Завету и рекомендации к ним. Вы начали очень полезное и интересное дело, ведь деткам будет интересно иметь такую тетрадь и ходить с ней в воскресную школу, а потом потихоньку заполнять. Помощи Божией в ваших начинаниях.

Елена, Латвия 12.08.2007г.

Огромное спасибо за Ваши разработки. С удовольствием ими пользовались в течение года в воскресной школе.

г. Смоленск. 17.06.2007г.

Я преподаю «Основы православной культуры». Очень заинтересовалась Вашими тетрадями, но купить пока не смогла. Если бы, действительно, можно было получить хотя бы ключевые страницы в электронном виде. Хотелось бы также получить методические рекомендации к тетрадям.

Светлана, преподаватель ОПК, Екатеринбургская епархия. 27.06.2007г.

Вам пишет священник из Православной классической гимназии. В гимназии преподаю Закон Божий и церковнославянский язык. Очень заинтересовали тетради-конспекты по Закону Божию и Ветхому Завету. Можно ли каким-либо способом их заказать и получить?

Тольятти. 26.06.2007г.

С большим интересом ознакомилась с Вашими рабочими тетрадями по Закону Божию и по Священной истории Ветхого Завета. Удачная и весьма своевременная работа. Большое спасибо. Хотелось бы узнать, какие новые работы Вы выпустили и планируете выпустить. Помощи Божией Вам в Вашем очень нужном деле.

Ольга Николаевна, преподаватель Воскресной школы, Санкт-Петербургская епархия. 18.06.2007г.

Приобрела тетради по Священной истории и Закону Божьему. Пользовались для закрепления материала. Конечно, хотелось бы такой прекрасный материал использовать с большим применением. Методические рекомендации в таких случаях очень нужны. Представляю интересы двух приходов из Екатеринбургской Епархии. Хотелось бы приобрести еще и тетради по церковно-славянскому языку. Преподаю в ЦПШ Закон Божий, в светской школе — Основы Православной культуры. Методические рекомендации хотелось бы получить для всех тетрадей.

Спаси, Вас, Господи за такой прекрасный труд!

Марина. 01.06.2007г.

Я являюсь учителем воскресной школы при храме. Недавно мне в руки попала «Тетрадь-конспект по Закону Божию», которая мне очень понравилась. Это хороший помощник в учебе, помогает ученикам систематизировать материал, наглядно увидеть те или иные вещи. Ничего подобного я пока не встречала в нашей области. В нашей школе обучаются 95 детей.

Ольга, Кемеровская обл. 11.04.2007г.

Настоятель нашего храма был в составе делегации от епархии на Рождественских чтениях и привез всего две тетради. Мне и всем преподавателям нашей воскресной школы ваши тетради понравились. Мы также преподаем и в светских школах.

Священник Сергий, Екатеринодарская и Кубанская епархия. 19.02.2007г.

Я веду воскресную школу в СИЗО с детьми. Познакомилась с Вашими учебными пособиями. Считаю их очень нужными и полезными. Я встречала такие пособия из выпуска «Библейского общества», но не о Православных святынях, а всё о Библии. Очень нужна подобная литература в Православной традиции. Высылаю Вам свою анкету. Буду благодарна за высланные Вами методические указания к «Тетради-конспекту по Закону Божию» и «Ветхому Завету», мне также интересно узнать о Ваших новых работах.

Спаси Вас Господи!

Ангелина, Одесская епархия. 10.02.2007г.

«Православие и современность», информационно-аналитический портал Саратовской епархии. http://www.eparhia-saratov.ru

Прекрасно оформленное и очень грамотно составленное пособие, выпущенное Православным сестричеством в честь св. Иоанна Богослова г. Новогрудка, Гродненской области, Беларусь. Может применяться практически для любого возраста и требует от детей только владения письмом.

«Православное», православный магазин. http://www.pravoslavnoe.ru

Тетрадь-конспект сделана наподобие школьной тетрадки «в клеточку» и содержит краткое изложение Закона Божия, а также иконы и изображения, которые иллюстрируют то, что необходимо знать всем (и даже самым маленьким) христианам: о творении невидимого и видимого миров; о создании и грехопадении человека; о Господе нашем Иисусе Христе, Его Честном и Животворящем Кресте и нашем спасении; о Священном Писании и Заповедях Божиих; о Церкви — ее истории и праздниках, богослужении и Таинствах; о поведении в храме и его устройстве.

Но конспект предназначена не только для чтения… При работе с тетрадью необходимо в письменном виде ответить на большое количество содержащихся в ней вопросов, что дает возможность для самостоятельной работы и закрепляет пройденный материал.

Начинается и заканчивается тетрадь молитвами об учении, во время которого формируются души маленьких христиан и их знания об окружающем мире.

Выдержка из обращения к покупателям по итогам выставки, которая проходила на XV Рождественских чтениях в Москве 29-30.01.2007.

…Участники чтений смогли познакомиться с новинкой издательства «Рабочей тетрадью по Священной истории Ветхого Завета». Многие из них уже имели возможность поработать с нашей первой тетрадью-конспектом по Закону Божию и с радостью делились своими впечатлениями. От имени авторского коллектива и издательства выражаем всем вам, дорогие преподаватели, искреннюю благодарность за добрые слова и благие пожелания, сказанные в наш адрес… Весь текст…

Очень понравилась идея. Интересные задания. Только начинаю ее внедрение, поэтому о практической стороне, замечаниях и пожеланиях, к сожалению, поведать не могу. Очень хотелось бы ознакомиться с методическими рекомендациями по тетради «Закон Божий» и «Ветхий Завет».

Елена, преподаватель воскресной школы, г. Москва. 1.02.2007г.

Добрый день! Нашла в Интернете Ваш проект тетради по Закону Божию. По-моему, просто чудесно! Особенно для деток младшего возраста. Пожалуйста, сообщите, если будут поставки в Украину! Будем ждать с нетерпением! Я думаю, что такие тетради будут пользоваться спросом.

Елена, преподаватель воскресной школы, г. Донецк. 13.12.2006г.

К нам случайно попала Ваша «Тетрадь-конспект по Закону Божию» (для Воскресных школ). Очень заинтересованы внедрением ее в учебный процесс в нашем Духовно-образовательном центре, который состоит из сети Воскресных школ при храмах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и детских домах.

Украина, 15.11.2006г.

Нас заинтересовала Тетрадь-конспект по Закону Божию, просим прислать электронную копию.

Польская Православная Церковь, Успенский приход. 7.10.2006г.

По благословению Архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона и ректора Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, педагогическим коллективом гимназии в 2006-2007 учебном году планируется использование Вашей тетради–конспекта для преподавания Закона Божия. Сердечно благодарим Вас за разработку концепции учебной тетради. Желаем Вам творческих успехов и Божией помощи во всех Ваших начинаниях.

12.06.2006г.

Дорогой издатель, обращаемся к вам из далёкой Австралии. Мы бы хотели заказать ТЕТРАДЬ-КОНСПЕКТ по Закону Божию. Просим Вас сообщить стоимость с пересылкой.

Свято-Владимирский храм, Сидней, Австралия. 29.05.2006г.

Урок 9. Блаженны («заповеди блаженства»)

Цель: учить подростков стремиться к Божиим ценностям в жизни, стандартам счастья, как учил Иисус, а не к мирским

Заинтересовка 1: дорожные знаки (приложение)

– Что это? (дорожные знаки)

– Чем они отличаются друга? (одни запрещают, другие сообщают)

– А такой знак знаете? (учитель вывешивает на доску особенный знак (приложение))

– Как вы думаете, что он символизирует? (счастье)

– А что такое счастье?

Далее учитель приводит примеры из мирского понимания счастья

  • рассказывает о «письмах счастья»
  • «Наглость – второе счастье»
  • благополучие
  • удача
  • любовь и т.д.

Но вспомним, как много имел Соломон (сады, огромные богатства, мудрость от Бога…). Однако потом сам же писал: «суета сует, – все суета».

Заинтересовка 2: мыльные пузыри

– Скажите, а это можно назвать счастьем? (нет)

– Почему же, они ведь красивые? (они быстро исчезают)

Вот так же и то, что в мире считается счастьем, мимолетно. И не заметишь, как вся красота, окружавшая тебя, лопнет, как мыльный пузырь.

– Что же такое истинное счастье?

Мф.5:1-12 (читаем вместе)

Блаженные – это значит больше, чем счастливые. Блаженство – высшая форма счастья.

Затем записываем в столбик на доске всех, кто перечислен в этом отрывке Писания (нищие духом, алчущие и жаждущие правды и т.д.)

– Похоже на счастье? (не очень)

Тогда разберем вместе, почему они блаженны.

Нищие духом

– Что значит «нищие духом»? (это те, кто нуждается в Боге, уповает на Него)

В мире люди уповают на себя, однако, это неверный подход. Рассмотрим тех персонажей Библии, которые искали Господа.

Примеры: Давид, Моисей, Гедеон

Мы должны понимать, что без Бога не можем делать ничего.

Плачущие

Бывают разные причины для слез:

  • горе
  • счастье
  • на молитве (сокрушение)

Вспомним «плачущих» героев Библии.

Примеры: Езекия, Анна, Иаков

Мы должны понимать, что Бог утирает всякую слезу и дает утешение здесь, на земле, а на небе слез не будет.

Кроткие

– Какого человека мы можем назвать кротким? (вежливого, терпеливого, мягкого)

Но это слово совсем не означает человека безвольного, слабохарактерного, забитого.

– Кто из людей был наикротчайшим? (Моисей)

– А Кто является идеалом кротости? (Иисус)

Кротость – сила, а не слабость.

Итак, счастливы они потому, что наследуют Царство Небесное.

Алчущие и жаждущие правды

– Кто такие алчущие? (те, кто хочет есть)

– А жаждущие? (те, кто хочет пить)

– А что означает слово «правда»? (праведность)

Итак, вся эта фраза означает людей, которые очень сильно хотят быть праведными и постоянно ищут этого.

– Где же мы можем узнать, как нам правильно поступать? (в Библии)

А для нас значение этого отрывка состоит в том, что мы должны постоянно читать Слово Божие, питаться им.

Пример: Даниил

5. Милостивые

Помиловать – означает пожалеть. А помилование – это незаслуженное добро от кого-либо. Применимо к нашей жизни слово «милость» означает благотворительность. А еще мы знаем, что у Бога милость превозносится над судом. Вспомним милостивых людей из Библии.

Примеры: милосердный самарянин, Иосиф, Моисей

6. Чистые сердцем

– Кто такие «чистые сердцем»? (искренние)

Мы должны осознавать, что если у нас мысли будут чистыми, то и сердце также будет чистым.

Пример: Давид

Мы видим, что Давид очень сильно согрешил пред Богом. Однако он был искренен и сознался пред Ним в своем грехе, после чего был прощен. Так же и мы должны быть искренни пред Богом и исповедовать Ему свои грехи.

  1. Миротворцы

Наверное, легко понять, кто такие миротворцы. В мире существуют миротворческие войска. То есть войска, призванные в тот или иной уголок земли для прекращения войны и воцарения мира (т.е. установления политической стабильности). В библейском понимании мир – это нечто другое. Иисус говорил нам о Божьем мире. Да и среди евреев до сих пор существует приветствие – «шалом», что означает: «мир вам» или «да благословит вас Господь». Значит в библейском понимании мир – это благословение Господне. Мы должны быть миротворцами, т.е. теми, кто несет Божие благословение в мир. Вспомним библейские примеры миротворцев.

Примеры: Соломон, Исаак, Авигея

8. Изгнанные за правду

– За какую «правду» могут нас изгнать?

  • если мы обличаем кого-то
  • если мы свидетельствуем об Иисусе Христе
  • если поступаем не так, как все (странно себя ведем)

То есть быть изгнанным за правду – это значит встречать неодобрение окружающих, может быть, даже презрение. Конечно, кому хочется быть гонимым? Однако мы знаем, что за все скорби, которые мы переносим на земле, нас ждет награда на небесах. Рассмотрим библейские примеры изгнания за правду.

Примеры: Стефан, апостолы

Обратим внимание, что они радовались, когда их гнали. Ведь они понимали, что пострадать за Христа – это великая честь.

Итог: новозаветные заповеди – это не запрет, а милость Божия, данная нам, чтобы мы имели жизнь вечную и награду на небесах.

И для закрепления материала сыграем в небольшую игру (что-то вроде «пилигрима»). Каждому ученику (или двум) дается карточка с заданием (приложение). Ребята разыгрывают сценку или устраивают испытание одному из учеников (на основании карточки), остальные должны догадаться, какого из пройденных «блаженных» это может касаться. В некоторых случаях нужно будет еще и ответить на вопрос выступающего, дать ему совет.

КРОТКИЕ

Попросить кого-нибудь помочь (например, что-то нужно написать или попросить стереть с доски), а потом начать несправедливо обвинять, укорять (сделал неправильно, как только додумался так сделать и т.д.).

МИЛОСТИВЫЕ

Изобразить человека, который строго судит других, например, своих одноклассников (они неправильно поступают, их необходимо наказать, ни в коем случае не общаться с ними и т.д.).

ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ

Изобразить человека, который рассказывает, какое у него чистое сердце, что он не пьет, не курит, не дерется и поступает довольно прилично. Он спрашивает, достаточно ли ему этого, чтобы войти в небо, ведь туда ничто нечистое не войдет.

ПЛАЧУЩИЕ

Изобразить человека, который плачет (очень расстроен), сожалеет о своих неправильных поступках.

МИРОТВОРЦЫ Необходимо изобразить спор о каком-либо незначительном предмете, чтобы при этом обе точки зрения были равноценны (например, какой предмет в школе интереснее, как правильно готовить яичницу, копать картошку и т.д.). Попросить рассудить.

НИЩИЕ ДУХОМ

Изобразить человека, христианина, у которого много планов, предположений, мечтаний. Он все хочет сделать сам и просит совета, как все это осуществить.

АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ (ПРАВЕДНОСТИ)

Изобразить человека, который сидит в отчаянии из-за того, что опять не получилось поступить правильно. «Может быть, нет смысла поступать правильно, все равно ничего не получится»

ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ (ПОНОСИТЬ, И ГНАТЬ, И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА БОГА)

Рассказать случай (можно вымышленный) о том, что вам предлагают поступить нечестно (например, расписаться на преувеличенном обвинении на учителя, который всем не нравится), спросить, как правильно поступить в данной ситуации (ведь если откажешься, все будут против тебя).

Золотой стих: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». (Мф.5:3)

Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры».

Тема: Заповеди

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель: осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

Задачи:

образовательные:

знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие:

расширение кругозора учащихся;

способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование: А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учреждений /А.В. Кураев.- М: Просвещение, 2016; карточки для работы в группах «Тексты заповедей»; карточки для работы в паре «Пословицы», индивидуальное задание на листах «Кроссворд», мультимедийный проектор, ноутбук, звуковые колонки.

УУД:

Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила поведения; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные: самоорганизовывать свое рабочее место; определять и формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; фиксировать индивидуальное затруднение; составлять план действия по работе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; сравнивать, анализировать, обобщать; отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного; выполнять действия по алгоритму; понимать текст, извлекать необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других; работать в парах, группах, распределять роли; уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные результаты

Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость.

Основные термины и понятия: заповедь, Заповеди Божии, Пророк, Моисей, Десять заповедей.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Звучит аудиозапись отрывка из песни «Дорога добра» сл. Юрий Энтин, муз. Марк Минков (последний куплет).

-Ребята, улыбнитесь друг другу, настроимся на путешествие на уроке дорогою добра.

2.Проверка домашнего задания.

— Почему покаяние называют лекарством для души?

— Какие шаги в покаянии вы можете назвать?

Зачитывание мини-рассказов «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро».

3. Актуализация знаний.

— Ребята, вы все хорошо знаете стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

— Сегодня на уроке мы познакомимся с ответом на этот вопрос.

— Выясним, какое у вас понимание ответа на этот вопрос. Продолжите мою фразу.

Учитель поочерёдно зачитывает фразы. Ученики высказывают свои предположения.

— Человек поступает плохо, если… — Человек поступает хорошо, если…

— обманывает — не врет

— ворует — не берет чужое

— не уважает старших — уважает старших

— убивает — уверен, что убивать нельзя

— завидует — не завидует другим

4. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

— Эти правила помогают людям в повседневной жизни не совершать плохих поступков. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими правилами, а точнее духовными законами, которые оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Такие духовные законы называются заповеди.

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Заповеди.)

5. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в тетради. Запись темы урока и новых слов.

Заповеди Божии — нравственные правила, данные Богом.

— А каким образом люди узнали об этих заповедях?

Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование Закона. Православные мультфильмы» https://www.youtube.com/watch?v=GbY2hI2OvcM

Словарная работа. Запись новых слов в тетрадь.

Пророк — человек, призванный Богом для передачи людям повелений Бога, заповедей, предсказаний будущего.

Моисей — великий пророк, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десять заповедей.

Работа с учебником. Стр 40.

— Прочитайте 1-ый и 2-ой абзац параграфа.

— О чём мы узнали в прочитанном отрывке?

(Мы узнали, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея.)

— Как вы считаете, а зачем нужен закон?

(Законы устанавливают порядок в жизни людей.)

— Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку?

(Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.)

Физкультминутка

— Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

— Главное содержание первых четырех заповедей — это сохранение верности людей истинному Богу, нашему Творцу, недопустимость подмены поклонения Богу поклонением Его Творению — т.е. камням, горам, лесам, идолам разного рода, разным материальным предметам.

— Познакомимся с ними.

1-я заповедь:

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину.

3-я заповедь:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении.

4-я заповедь:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…»

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

— Познакомимся с основными заповедями, которые регулируют отношения между людьми.

Работа в группах.

Обсуждение каждой заповеди. Карточки для работы в группах «Тексты заповедей». Приложение №1.

— Обсудите в группе, как вы понимаете предложенную вам заповедь? Подготовьте мини-сообщение.

После каждого ответа группы, учащиеся читают ответ в учебнике. Стр.40.

— Найдите отрывок в учебнике, поясняющий эту заповедь, зачитайте. Правильно ли объяснили учащиеся?

— В ходе каждого выступления учитель дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры с опорой на презентацию.

Группа №1.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Почитай отца твоего

и матерь твою

Предполагаемый ответ учащихся:

от неуважения к родителям и вообще к старшим людям в обществе

Предполагаемый ответ учащихся:

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

— Заповедь пятая: Слайд №6.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботится о них в старости, молится о их здравии и спасении, а когда они умрут, молится о упокоении их души.

Группа №2.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не убий

Предполагаемый ответ учащихся:

От неуважительного отношения к жизни человека и других живых существ, от опасности стать убийцей

Предполагаемый ответ учащихся:

Не прерывать жизнь при любой возможности, сохранять жизнь, которую всю создал Бог

Заповедь шестая: Слайд №6.

Не убивай.

Убийство, отнятие жизни у другого человека и самоубийство, то есть самовольный уход из жизни – одни из самых тяжелых грехов.

Самоубийство – самый страшный грех. Это есть бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Но наша жизни в руках Божиих, мы не имеем права уходить из нее, когда нам вздумается. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе, также он не может принести покаяние в грехе убийства, который он совершает по отношению к самому себе, за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто убивает сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто способствовал убийству.

Группа №3.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не кради

Предполагаемый ответ учащихся:

От воровства, незаконного присвоения имущества других людей, государственного имущества.

Предполагаемый ответ учащихся:

Не брать без разрешения чужую вещь; всегда возвращать чужое.

Заповедь седьмая: Слайд №6.

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничества. Кроме этого к грехам против этой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются также приобрести что-то, например, расположение ближнего, нечестным, воровским путем.

Группа №4.

Заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не прелюбодействуй

Предполагаемый ответ учащихся:

Храни верность тому, кто тебя любит и любим тобою.

Залог сохранения семьи.

Предполагаемый ответ учащихся:

Сохранять тёплые отношения в семье.

Заповедь восьмая: Слайд №7.

Группа №5.

Заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не лги

Предполагаемый ответ учащихся:

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека.

Предполагаемый ответ учащихся:

Не говорить никому неправды, не обманывать, не вводить человека в заблуждение в своих интересах.

Заповедь девятая: Слайд №8.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1),- предупреждает Спаситель.

Группа №6

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не завидуй

Предполагаемый ответ учащихся:

От недоброго чувства к людям, которые имеют вещи, качества, способности, которых нет у тебя.

Предполагаемый ответ учащихся:

уметь радоваться чужому доброму событию; не хвастаться, делиться с другими людьми своей радостью.

Заповедь десятая: Слайд №9.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о нем. В начале человек начинает завидовать деньгам и имуществу ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает свои греховные мечты в действие.

Физкультминутка

  1. Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа в парах. Карточки для индивидуальной работы. Приложение 2.

— Прочитайте пословицы и заповеди. Соедините пословицу с заповедью.

Совместная проверка. Зачитывание ответов.

  1. Первичное закрепление.

Прослушивание аудиозаписей рассказов и басен для детей Л.Н.Толстого.

— Подберите, какая из заповедей отражена в главной мысли произведения?

(«Черепаха и орёл» — Не завидуй.

«Лгун» — Не лги.

«Галка и голуби» — Не завидуй.

«Старый дед и внучек» — Почитай отца твоего и мать твою.

«Два купца» — Не укради.

«Собака и её тень» — Не завидуй.)

Самостоятельная работа. Индивидуальное задание на листах «Кроссворд».

Е

О

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

С

П

Н

Т

Е

О

А

Ь

Й

В

Й

Е

Д

И

Б

Л

И

Я

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.
  3. 8. Подведение итогов. Рефлексия.

    — Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока?

    — Сможете ли вы теперь ответить на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Перечислите десять заповедей.

    — Для чего же служат заповеди людям?

    — Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

    (Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.)

    Домашнее задание:

    1. Выписать из учебника в рабочую тетрадь пять заповедей.

    2. Для тех, кто хочет знать больше.

    Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной церкви выглядит следующим образом:

    1. А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
    2. Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
    3. Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
    4. Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
    5. Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
    6. Не ѹбі́й.
    7. Не прелюбы̀ сотворѝ.
    8. Не ѹкра́ди.
    9. Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
    10. Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.

    — Попробуйте прочитать текст.

    — Спасибо за урок!

    Литература, источники.

    Кураев А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс/ — М.: Просвещение , 2016.

    4. Православная энциклопедия «Азбука веры» https://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

    1. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/11

    Приложение №1. Карточки для работы в группах «Тексты заповедей».

    Группа №1.

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как требует поступать заповедь

    Почитай отца твоего

    и матерь твою

    Группа №2.

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как требует поступать заповедь

    Не убий

    Группа №3.

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как требует поступать заповедь

    Не кради

    Группа №4.

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как требует поступать заповедь

    Не лги

    Группа №5.

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как требует поступать заповедь

    Не завидуй

    Приложение №2. Карточки для работы в паре «Пословицы».

    Соотнесите пословицу и заповедь.

    Приложение №3. Индивидуальное задание на листах «Кроссворд».

    По вертикали:

    1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
    2. Имя пророка, получившего заповеди.
    3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло.
    4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

    По горизонтали:

    1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
    2. Книга, в которой записаны заповеди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *