Заутрене

Заутреня, или утреня (первое название — общенародное, второе — употребительное в церковно-богослужебных книгах) — одно из богослужений суточного круга в православной церкви, совершаемое утром. Она бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается от первой присоединением так называемого полиелея и «великого славословия». Состав ее молитв и песнопений излагается в главах 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Типикона (Устава Богослужебного), а иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной и Часослове. Устав З. ежедневной, или простой, находится в Служебнике, в 9-й главе Типикона и в Часослове. Главные составные части З.: чтение псалмов 19-го и 20-го и шестопсалмия, великая ектения, пение тропарей, чтение кафизм, пение «седальных» и антифонов, чтение Евангелия (по воскресеньям и праздникам), чтение и пение канона (см.), пение псалмов хвалитиых, ектении сугубая и просительная. Полный текст главных молитв и песнопений З. см. в книге прот. П. А. Лебедева «Руководство к пониманию правосл. Богослужения» (СПб. 1891) и А. Ушакова «Сборник служб, молитв и песнопений» (М. 1890). В соединении с вечерней или великим повечерием З. составляет всенощную (см.).

Но в практике Русской Православной Церкви утреня достаточно давно и прочно присоединилась к вечерне, так что теперь заутреня служится по вечерам (а на Рождество и Пасху – ночью). Таким образом, вечером во время утрени в церквях поют и читают молитвы и песнопения, которые по смыслу относятся уже к празднику следующего дня. Именно на утрене накануне воскресных дней и церковных праздников служится полиелей, в конце которого лбы молящихся помазывают освященным елеем – маслом. Накануне больших праздников утреня в сочетании с вечерней служится особенно долго и торжественно, и называется такая служба всенощным бдением.

В русской литературе можно также встретить слово «заутреня», которым обозначается не любая утреня, а только пасхальная.

Раз уж заутреня служится не утром, то читателя не удивишь тем, что и обедню служат совсем не в обед, а до него – с утра. Обедня – это народное название Божественной литургии, главной церковной службы, в конце которой христиане причащаются Святых Тела и Крови Христовых. В разных храмах Литургия может начинаться в разное время, а примерный временной ориентир – 8 часов утра. По воскресеньям и праздникам в рязанских храмах обычно служат две Литургии (обедни): раннюю начинают примерно в 6-7 часов утра, а позднюю – около 8-9 часов утра.

На Пасху и Рождество совершается ночная Литургия – она присоединяется к праздничной заутрене.

А еще словом «обедня» принято называть поминовение живых и усопших, которое за каждой обедней, то есть Литургией, всегда совершается. Поэтому в церковных лавках часто можно услышать устойчивое словосочетание «заказать обедню» – то есть подать для поминания за Литургией список имен.

Елена Фетисова, газета «Логосъ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *