ЗАВЕ́Т (בְּרִית, брит), в библейском, а также в современном иврите — `союз`, `договор`. В Библии понятие «завет» обозначается также словом эдут (буквально `свидетельство`) и реже — ала, по смыслу более близким к понятиям `клятва`, `обет`. Словом «завет» Библия обозначает как союз между людьми, так и особого рода отношения между людьми и Богом.
Заключение союза между людьми обычно скреплялось клятвой (Быт. 21:22–24; ИбН. 9:15; II Ц. 11:4), совместной трапезой (Быт. 26:28–31; 31:53, 54) или жертвоприношением (Исх. 24:4–5; Пс. 50:5), а союза между людьми и Богом — торжественным обещанием Бога людям (Быт. 9:9–17; Втор. 29:9–14). Заключение завета часто сопровождалось символическими знамениями или предписаниями, призванными служить постоянным напоминанием о заключенном союзе. Библия знает три ключевых момента в истории, ознаменованных заключением завета между Богом и людьми: сотворение мира, отказ от повторения потопа и рождение еврейского народа. Каждый из них сопровождается символическим предписанием или знамением: празднованием субботы (Исх. 20:11; 31:16–17); радугой (Быт. 9:11–17), обрезанием (Быт. 17:9–13).
Завет в Библии не всегда является соглашением двух равноправных сторон: в ряде случаев он представляет собой добровольное принятие сильной стороной покровительства над более слабой при условии, что та будет сохранять лояльность в отношении своего покровителя (например, завет израильтян с гибеонитянами; ИбН. 9:3–27).
Наряду с заветами (союзами), заключаемыми между отдельными лицами, между мужем и женой, между царями и их подданными, между государствами, в Библии особое место занимает завет еврейского народа с Богом (см. Бог. Бог в Библии. Завет). Он является договором, по которому Бог принимает на себя обязанность покровительствовать Израилю при условии соблюдения последним данного ему Закона (Исх. 34:10–27; Втор. 5:1–3; 28; II Ц. 17:35–38). Верность Богу как основная обязанность израильтян особенно подчеркнута в книге Второзаконие (29,30). Завет, заключенный между Богом и Израилем на Синае, является краеугольным камнем иудаизма (см. Десять заповедей); он лежит в основе таких фундаментальных доктрин, как признание Бога царем Вселенной, откровение, личностный характер отношений между Богом и людьми (любовь, милость, страх и т. п.).
Сходство формулировки завета и сопровождающих его заключение ритуалов с обнаруженными ближневосточными договорными документами 2–1 тысячелетий до н. э. показывает, что идея Бога как царя народа возникла не в период монархии, как предполагалось раньше, но является древнейшим атрибутом религии Израиля. В эпоху Судей (см. Судей Израилевых книга) колена (см. Колена Израилевы) противились установлению царской власти именно потому, что считали Бога истинным царем Израиля, а провозглашение земного царя представлялось им нарушением завета (ср. ответ Гид‘она на предложение народа провозгласить его царем и осуждение Самуилом народного требования о провозглашении царя: Суд. 8:22–23; I Сам. 10:18–19). Когда в Израиле была установлена царская власть, она рассматривалась как дар, пожалованный Богом своему избраннику: и царь, и народ в равной мере были вассалами истинного царя — Бога.
Идея завета между Богом и народом, присущая религии Израиля и неизвестная никакой другой древней религии, требует полной преданности народа Богу. Нарушение завета влечет суровые наказания, вплоть до изгнания народа из его страны. Реформа царя Иошияху (7 в. до н. э.), установившего единство культа в Иерусалимском храме, и деятельность Нехемии и Эзры после возвращения из пленения вавилонского (5 в. до н. э.) вдохновлялись идеей верности завету с Богом и трактовались как его обновление.
Пророки (см. Пророки и пророчество), особенно Хошеа, Иеремия и Иехезкель, уподобляют отношения Бога и Израиля брачному союзу (ср. Иех. 16:8). Этическая концепция пророков целиком основана на идее завета, возлагающего на Израиль ответственность и требующего от него не только соблюдения ритуальных предписаний, но и высокой нравственности. Пророки (главным образом поздние) придавали нравственным нормам неизмеримо большее значение, чем требованиям ритуала (см. Ис. 1:12, 15–17). Согласно этой концепции, соблюдение нравственного кодекса должно привести не только к избавлению Израиля, но и к спасению всего человечества (Ис. 2:3–4) и преображению мира (Ис. 66:22). Пророк Иеремия предсказывал неминуемое наказание народа за нарушение завета, утверждая в то же время, что союз между Богом и Израилем нерушим, как нерушимы законы мироздания (Иер. 31:35–37; 33:17–26). Поэтому Иеремия предвидел заключение нового завета между Богом и еврейским народом по истечении срока наложенного Богом наказания (31:31–34). Этот завет «вложу… во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат — брата и говорить: «познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого…» (Иер. 31:33–34). Иеремия связывал заключение нового завета с возвращением изгнанников из северных стран и восстановлением царства Давида и Храма во всем их величии (Иер. 31:8–10).
Христианство отождествляет новый завет, который, согласно Иеремии, Бог заключит «с домом Израиля и с домом Иехуды» (Иер. 31:31), с учением Иисуса, тем самым исключая национальное содержание в пророчестве Иеремии и считая его воплотившимся, хотя Иеремия провидит его совершение лишь во времена всеобщего познания Бога.
Наряду с заветом между Богом и Израилем, в Библии упоминается завет между Богом и отдельными людьми, а именно Авраамом (Быт. 15:18) и Давидом (II Сам. 23:5; Пс. 89:4–5, 35–38 и другие): Бог клянется Аврааму дать его потомкам Ханаан и обещает Давиду увековечить власть его династии. Эти заветы заключены по модели царского пожалования в странах Древнего Востока: они являются даром, которым Бог награждает своих верных слуг. Поскольку верность Авраама и Давида Богу не подвергается сомнению, завет с ними не обусловлен выполнением ими каких-либо обязательств; так, завет с Авраамом вечен и не подлежит расторжению даже тогда, когда Бог наказывает Израиль за прегрешения (Лев. 26:42–45). Позднее, однако, изгнание северных колен (см. Пленение ассирийское) потребовало пересмотра доктрины вечности завета с Авраамом, в результате чего возникла концепция, согласно которой выполнение Богом своих обещаний обусловлено соблюдением другой стороной верности Богу; аналогично интерпретировался и завет с Давидом (I Ц. 2:4; 8:25; 9:4–5).
Идея вечного завета между Богом и еврейским народом была еще более подчеркнута последующей традицией, которая рассматривала соблюдение галахических (см. Галаха) предписаний как обязательство, наложенное на еврейский народ заветом с Богом, а галут — как наказание за его нарушение, как преходящее явление, конец которого мыслился в контексте мессианской эсхатологии (см. также Мессия).
Восстановление Государства Израиль после двухтысячелетнего изгнания еврейского народа рассматривается многими еврейскими и христианскими теологами как осуществление завета, заключенного между Богом и Авраамом, и исполнение Его обещания сохранить Израиль и возвратить его в Землю обетованную (см. Лев. 26:44; Ам. 9:14–15).
СОЮЗ
союза, м.
1. Тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ, классов. – Капитал есть сила международная. Чтобы ее победить, нужен международный союз рабочих, международное братство их. Ленин. Уходя от нас, товарищ Ленин защал нам укреплять всеми силами союз рабочих и крестьян. Сталин. Родственный союз. Брачный союз (брак).
2. Дружественное соглашение, объединение организаций, государств для каких-н. совместных действий. Военный союз. Оборонительный союз. Англо-французский союз. Дипломатический союз. Торговый верховной властью (полит.). союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР.
|| (С прописное). То же, что СССР (нов.). Стахановское движение распространилось по всему Союзу.
4. Организация, объединение, общество (часто в названиях обществ, партий). Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» явился первым зачатком революционной пролетарской парии в России. История ВКП(б). Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. союз общественного спасения (название общества декабристов). союз предпринимателей. профессиональный союз.
5. То же, что профессиональный союз (нов. разг.). Платить членские взносы в союз. Состоять в союзе. Принять в члены союза.
6. Неизменяемая часть речи, слово, служащее для соединения предложений и их частей (грам.). Условный союз. Сравнительный союз. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы.
7. только мн. То же, что союзки (см. союзка в 1 знач.; сапож.).
Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012
Бахаи верят, что Вера Бахаи сохраняет присущее ей единство благодаря тому обещанию, которое Бог дал человечеству — а именно, что после вознесения Бахауллы Он будет продолжать передавать Своё руководство людям. Это обещание называется завет.
Идея завета между Богом и человеком знакома последователям многих религий. Иудеи считают, что Бог заключил с ними завет, обещая Своё руководство взамен выполнения Его законов. Христиане тоже верят, что Иисус заключил со Своими последователями новый завет.
Для бахаи завет Бахауллы — это одновременно и обновленное обещание о божественном руководстве, и инструмент, который обеспечивает его непрерывность. В частности, завет можно понимать как линию преемственности после Бахауллы, установленную в писаниях Веры. Эта линия идет от Бахауллы к его сыну, Абдул-Баха, а затем от Абдул- Баха к его внуку, Шоги Эффенди, и Всемирному Дому Справедливости. Быть верным завету Бахауллы значит проявлять послушание ему как Посланнику Бога. Это значит признавать авторитет назначенных им преемников и следовать его указаниям по развитию его Веры.
В то же время, завет Бахауллы — это часть общего завета Бога с человечеством. Бахаулла учит, что Бог непознаваем в Сущности Своей. Это означает, что люди не должны пытаться создать мысленный образ Бога, представляя Его, например, в образе человека. Бог есть творец всего. Причина, почему Бог всех создал, — Его любовь. Таким образом, хотя существование Бога превыше нашего разумения, Его любовь непрестанно наполняет нас и нашу судьбу. Достигает же она нас через Его вечный завет.
Согласно этому завету, Бог никогда не оставляет людей Своей заботой и неизменно дарует им руководство. Всякий раз, как человечество удаляется от Него и забывает Его учения, приходит богоявление и раскрывает нам Его волю и цель. Поскольку все богоявления приходят от одного Бога, их учения полностью согласуются между собой. Учения Бахауллы посвящены современным проблемам человечества. Пророчества почти всех народов говорят о том, что в будущем на земле наступят мир и гармония и человечество будет жить счастливо. Бахаи верят, что обещанный час настал и что Бахаулла и есть та великая личность, чьи учения позволят человечеству построить новый мир. В своих писаниях Бахаулла говорит:
Се есть День, когда самые превосходные дары Бога излиты на людей, День, когда Его наимогущественная благодать наполнила все сотворенные вещи. Всем народам мира надлежит примирить свои распри и в совершенном единстве и покое пребывать под сенью Древа Его заботы и благоволения.
Слово состоит из 5 букв: первая з, вторая а, третья в, четвёртая е, последняя т,
Слово завет английскими буквами(транслитом) — zavet
- Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
- Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
- Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
- Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
- Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
Значения слова завет. Что такое завет?
Завет
ЗАВЕТ , в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры. Этимология и словоупотребление Значение слова «завет» в рус. переводе ВЗ связано с греч. термином διαθήκη — договор…
Православная энциклопедия Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
Завет Божий протоиерей Владимир Сорокин Завет в Новом Завете архим.аннуарий (Ивлиев) Перечень заветов Бога с людьми Завет – союз (соглашение, договор) двух сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности.
Православная энциклопедия «Азбука веры»
Завет Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение (см.), а также содействие благодати (см.)…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Завет (церк.-слав. – союз) – особая форма соглашения между Богом и верными ему людьми на Земле, в которой Бог благословляет свой народ и через заповеди указует путь достойной жизни ко спасению.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
Завет (в теологии) (covenant), центр, понятие иудейской веры и религ. культа — вечный союз между Богом и народом Израиля, — важное понятие в христ. теологии.
Народы и культуры . — 2002
Заветы (журнал)
Гуманитарный словарь. — 2002
«Заветы» — русский ежемесячный литературно-политический журнал эсеровского толка. Выходил в апреле 1912 ― августе 1914. Создан в апреле 1912 по инициативе одного из лидеров партии социалистов-революционеров В. М. Чернова.
ru.wikipedia.org
ЗАВЕТЫ — ежемесячный литературно-политический журнал, легальный орган партии эсеров; апрель 1912 — июль 1914, С.-Петербург. Ведущий публицист и фактический руководитель — В. М. Чернов, издатель — А.
Энциклопедия «История отечества». — 1997
Новый Завет
Но́вый Заве́т (др.-греч. Καινὴ Διαθήκη) — собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э.
ru.wikipedia.org
НОВЫЙ ЗАВЕТ (греч. kaine diatheke, лат. novum testamentum) содержит 27 книг, составляющих вторую часть христианской Библии. Греческое слово diatheke означает «завет», «завещание»; «союз», «договор».
Энциклопедия Кругосвет Гуманитарный словарь. — 2002
Ветхий Завет
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ , название первой части христ. Библии, утвержденной Церковью в статусе Священного Писания и богодухновенного текста (см. Богодухновенность).
Православная энциклопедия
Ветхий Завет — первая часть Библии, в которой содержится изложенная Моисеем и пророками история избранного Богом еврейского народа и пророчества о пришествии Спасителя.
www.vidania.ru
ВЕ́ТХИЙ ЗАВЕ́Т (термин). Впервые этим словосочетанием дохрист. часть Библии названа ап. Павлом (Παλαιὰ διαθήκη, букв. — Древний Завет — 2 Кор 3:14). Позднее отцы Церкви так стали именовать и весь дохрист. период свящ. истории спасения.
Библиологический словарь. — 2002
Ковчег Завета
Ковче́г Заве́та, или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) (ивр. אֲרוֹן הַבְּרִית, арон а-брит, также ивр. אֲרוֹן הַעֵדֻת, арон а-эдут) — согласно Библии — величайшая святыня еврейского народа: ковчег…
ru.wikipedia.org
Ковчег Завета также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий — ящик, в котором, согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дерева ситтим (см.), покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов, халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней — символом. йони или чрева природы.
Мид Д. Теософский словарь
Скрижали Завета
Библейская энциклопедия. — 2005
Скрижали Завета – каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии).
www.vidania.ru
Русский язык
Ве́тхий Заве́т.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова завет
это не печать наказания или чей то завет, который желательно выполнить..
Храните завет Льва Толстого, разрешившего публиковать его книги всем желающим.