Жадность

Культ золотого тельца

Сребролюбие, любовь к деньгам, культ материальных ценностей – бичи нашего времени. Наше общество – это общество потребления: потребления материальных благ, удовольствий, развлечений. А всякое развлечение требует средств. Культ денег настолько вошел в повседневный быт, что курс валют является обязательной новостью, которую передают каждый час по радио наряду с прогнозом погоды, как будто это так важно и необходимо знать каждому. В сознание людей крепко вбивается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком, что все можно приобрести только за деньги, а если их нет, то ты неудачник. В продаже видели книгу «Как воспитать будущего миллионера», то есть богачей предлагается воспитывать с пеленок, уже младенцев нацеливать на успех. Не как воспитать честного, доброго, порядочного человека, а как воспитать миллионера!

Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.

Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.

Почему тяжело спастись богатому?

Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).

Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.

Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.

В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.

В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».

В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».

На этот счет в Евангелии имеется еще одна притча. Некий человек был богат; «одевался в порфиру… и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некий нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердися надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и охладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламене сем”. Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже добро твое в жизни твоей, а Лазарь злое: ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь”» (Лк. 16: 19–25). Почему богач попал в ад? Ведь в Евангелии не сказано, что он кого-то убил или обокрал, чтобы получить свое богатство. Ну, подумаешь, любил ежедневные пиры. К тому же был верующим, знал Авраама и, наверное, даже читал Святое Писание. Но, видимо, не было у него никаких добрых дел, нечем ему было оправдаться; все то, что дано ему было как средство спасения души, было безумно потрачено только на себя. «Получил ты уже, что хотел!» – говорит ему Авраам. Все эти годы у самых ворот дома богача лежал больной, голодный нищий Лазарь. Богатый даже знал, как его зовут, но не принял в его судьбе никакого участия, даже крошек со стола богатого ему не подавали. От богатства, роскоши сердце богача ожирело, и он уже не замечал страданий другого. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше», – говорит Христос. Сердце богача принадлежало земному сокровищу. Душа его была заполнена только служением телесным удовольствиям, в ней не было места для любви к Богу и его творению – человеку. Он здесь, на земле, сделал свой выбор: жить бездуховной жизнью, не думать о душе. После смерти человек уже не может измениться; если Бог не был нужен ему здесь, то он не сможет находиться с Ним там. Не Господь наказывает человека, но сам человек обрекает себя на мучения. Райская жизнь со святыми, богообщение еще более мучительны для грешника, чем огонь геенны.

Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.

Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.

Не очерстветь сердцем

Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.

Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.

«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25–26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.

Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?” или «что нам пить?” или «во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».

Нам сейчас постоянно внушается, что все можно купить за деньги. Без денег ты никто, а если ты богат, твои возможности ограничены только размером твоего банковского счета. Но даже самый примитивный и приземленный человек поймет: за деньги можно купить далеко не все; любовь, дружбу, верность, талант, доброе имя и даже здоровье не купишь за деньги. А можно ли без этого быть счастливым? Счастье нематериально, оно не зависит от благосостояния. Например, счастливый в семейной жизни, любимый всеми и сам любящий бедняк в сто раз счастливее любого богача. В Евангелии прямо сказано: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). Наоборот, большое имение приносит большие заботы и часто скорби. Иногда приходится беседовать с женами «новых русских», и как же их становится жалко! Еще молодые сильные женщины, с высшим образованием, все свое свободное время тратят на благоустройство дома, постоянно делают ремонты, спорят со строителями; все их мысли заняты, какую купить мебель, как ее расставить, где повесить картины и т.д. и т.п. Имение-то большое, требует постоянного попечения. И на это уходят лучшие годы жизни. А сколько уходит средств и сил на охрану богатства. Большое богатство не столько радует, сколько порабощает, заставляет служить себе.

Сребролюбие и другие грехи

Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.

Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.

В Древнем Риме толпа кричала: «Хлеба и зрелищ!». Какие тогда были зрелища? Театр, прославляющий разврат, жестокие кровавые бои гладиаторов и пытки христиан на арене Колизея. Как в древности, так и сейчас, «любимые» народные зрелища одни и те же.

На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.

У И.А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй:

«Разливал в своих творениях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат».

И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:

«Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаясь, век от веку лютеет».

И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.

«А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!».

Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.

Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.

В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.

Виды сребролюбия

У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться. Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.

Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Борьба с любостяжанием

Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:

– милосердие к бедным, нуждающимся;

– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;

– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.

Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).

Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.

Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди. Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

(Продолжение следует.)

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди

Жадность является далеко не самой привлекательной чертой человеческого характера. Чрезмерно жадные люди воспринимаются обществом как правило негативно. Да и им самим их жадность может доставлять массу проблем. Иной раз поведение жадного человека бывает не просто некрасивым и поэтому оно отталкивает от него других людей, но и абсолютно бессмысленным, и даже очень вредным для него самого. Тем не менее, жадность, в той или иной мере присуща всем людям. И это не случайно. Природа не стала бы наделять человека такими качествами, которые ему абсолютно не нужны. И раз уж нам всем суждено быть жадными от природы, тогда давайте с вами выясним – почему и зачем. Жадность бывает двух видов: агрессивная жадность и жадность, вызванная страхом. Сразу скажу – это мои собственные выводы по данному вопросу, основанные на моем детальном изучении поведения жадных людей. Поэтому все, что вы узнаете о жадности из этой статьи, может в некоторой степени не совпадать с тем, что пишут о ней другие психологи и прочие специалисты в своих статьях и книгах. Но при этом, ваша точка зрения на такое качество личности, как жадность, определенно станет намного шире и богаче, после прочтения этой статьи.

Что такое жадность? Жадность – это чрезмерно агрессивное стремление человека присвоить себе как можно больше всевозможных благ, как материальных, так и нематериальных. Речь может идти о – различных вещах, деньгах, еде, удовольствиях, власти, информации, внимании и так далее. Все, в чем только может нуждаться человек – ему хочется иметь в безгранично большом количестве, если он жадный. Жадность – это также стремление к накопительству, нежелание делиться, а также желание не потерять, сохранить, сберечь имеющееся. В отличие от бережливости – жадность часто бывает бессмысленной, когда, к примеру, человек экономит что-то, скажем, те же деньги, себе во вред, а не во благо. Вообще, жадность может доставлять много проблем человеку, когда она им не осознается и не контролируется, поэтому ее определенно нужно обуздывать, дабы не лишатся из-за нее ясности ума. Я не скажу, что жадность необходимо изживать на корню, как абсолютно ненужное человеку качество. Мое изучение данного вопроса показывает, что жадность тоже бывает полезной, не бережливость, а именно жадность. Тем более, что все мы хоть немного, но жадные. Но полезной она бывает не всегда, и тем более не в тех случаях, когда человек полностью находится в ее власти. Ниже я расскажу вам о том, из-за чего человек бывает жадным и какая от жадности может быть польза.

Агрессивная жадность

Агрессивная жадность – это такое же качество человека, как тщеславие и честолюбие. Это глубинная мотивация личности на достижения больших результатов. Мы ведь с вами, как люди умные, понимаем, что жадность дана нам природой для того, чтобы мы имели больше шансов выжить в этом мире, в том числе и за счет достижения все больших и больших результатов. Агрессивные люди, которым всегда мало, вне всяких сомнений, гораздо чаще добиваются в жизни успеха, чем те, кто довольствуется достигнутым. Поэтому, когда вы оцениваете поступки какого-нибудь человека, всегда помните о том, что в нем проявляются в первую очередь природные инстинкты, когда он ведет себя тем или иным образом. Это позволит вам понять, что движет тем или иным человеком в большей степени – агрессия или страх. Агрессивная жадность выражается в неудержимом стремлении человека удовлетворить какое-нибудь свое желание, в обретении еще больших благ, независимо от того, что он уже имеет. К такому человеку аппетит приходит во время еды – он хочет все большего и большего, ему всегда и всего мало. Сначала такому человеку новое «корыто” подавай, а то старое совсем раскололось, а потом он уже владычицей морскою быть хочет, и это не предел. Поэтому такой человек никогда не остановится, или лучше сказать, никогда не насытится.

Это не всегда плохо и не всегда хорошо. Быть агрессивно жадным человеком в целом полезно. Ведь в этом мире агрессоры и захватчики всегда добивались большего, чем те, кто вел посредственную жизнь. Но нужно всегда следить за тем, чтобы твоя агрессия не была чересчур прямолинейной, то есть такой, за которую можно дорого поплатиться. Ведь стремиться к большему можно разными способами – можно переть как танк напролом, пока какое-нибудь препятствие тебя не остановит, а можно стремиться к большему аккуратно и грамотно огибая препятствия, и с меньшим сопротивлением и большей степенью вероятности, добиваться желаемого. Так что с одной стороны, агрессивная жадность делает человека более амбициозным и целеустремленным – она придает ему сил и заряжает энергией. Но с другой – она замутняет рассудок и делает человека менее предусмотрительным, менее осторожным, менее прагматичным. Такая жадность погубила многих людей, потому что они не смогли ее контролировать с помощью своего разума, и она довела их до предела их возможностей, после чего они стали ее жертвой. Поэтому, конечно, можно и нужно хотеть большего, но при этом необходимо соизмерять свои желания со своими возможностями. Силы у нас у всех не безграничны.

Жадность, вызванная страхом

А вот жадность, вызванная страхом, хоть и не исключает желания человека иметь как можно больше всего, но при этом, акцент им делается на желании сохранить у себя уже имеющееся. В данном случае страх побуждает человека держаться за все, что у него есть, и из-за своей неуверенности в собственных возможностях, он боится потерять даже то, что ему на самом деле не нужно. На самом деле, друзья, агрессивная жадность тоже в своей основе является порождением страха, так как сама по себе агрессия является оборотной стороной страха. Точнее, за жадностью всегда стоит страх, только проявляется он по-разному – в одном случае человек очень боится потерять что-то, боится с чем-то расстаться, а в другом, он пытается заглушить свой страх стремлением к большему. Ведь если так подумать, то возникает простой и очевидный вопрос – зачем нам иметь сверх того, что мы уже в настоящий момент имеем и в чем объективно нуждаемся? Ладно, если у человека всего мало, если он живет на грани выживания – его жадность еще можно понять, ему действительно страшно. Но когда у человека всего много, а он все никак не может успокоиться и яростно стремится к большему, то это может вызывать у некоторых людей недоумение. Такую жадность сложно понять. Но возможно. Ведь самым лучшим способом избавления от страха перед потерей имеющихся у тебя благ является их приумножение. Помимо этого, не стоит забывать о тех удовольствиях, к получению которых мы также все стремимся в своей жизни. Ведь что не говори, а жадность способствует получению человеком большого удовольствия, когда он с ее помощью обретает желаемые блага.

Боль и удовольствие – вот что нами движет. Жадность позволяет нам избегать боли и помогает получать удовольствие, в зависимости от того, чего мы хотим больше в тот или иной момент своей жизни. Обычно, страх что-то потерять сильнее желания что-то получить. Поэтому для подавляющего большинства людей жадность является средством избавления от страха, когда, как уже было сказано выше – не желая потерять имеющееся, они стремятся к тому, чтобы получить больше. Страх делает жадными многих людей. Но жадность не всегда помогает улучшить жизнь, чаще всего она ее ухудшает. А все потому, что жадный человек не контролирует себя, он не осознает свои поступки, когда подается чувству жадности.

И все же жадность нужна, как агрессивная, так и та, которая вызвана чувством страха. Наша жизнь устроена таким образом, что в ней всегда должны быть какие-то перемены, она не может, потому что не должна, всегда быть стабильной и неизменной. И если не одно, так другое – будет вызывать эти перемены. Жадность – это один из тех стимулов, который вынуждает человека менять свою жизнь. Хорошо, когда человек осознает свою жадность, тогда он может вносить необходимые изменения в свою жизнь более обдуманно. Ну а если осознания нет, если чувство жадности ослепляет человека и вынуждает его действовать необдуманно, тогда последствия его поступков просчитать довольно сложно. Нередко они приводят человека к крайне негативным последствиям. О том, какой вред может причинить человеку жадность, я расскажу ниже. Но прежде, давайте более подробно поговорим о том, какую пользу она нам приносит. Все-таки, мы должны ясно понимать, что жадность нам дает, чтобы извлекать из нее выгоду.

Польза жадности

Так вот, польза жадности заключается в том, что движимый ею человек, как мы с вами выяснили, всегда стремится к большему, он не останавливается на достигнутом и постоянно нацелен на больший результат. Это позволяет жадным людям, чья жадность основана преимущественно на агрессии, а не на страхе, не только сохранить имеющиеся у них блага, но и обрести новые. Что же касается той жадности, которая вызвана страхом, то она полезна тем, что позволяет людям держаться за имеющиеся у них жизненно необходимые блага, когда они не уверены в своих возможностях. Пусть это часто выглядит не очень красиво, иногда даже мерзко, но зато жадные люди нередко оказываются более устойчивыми к разного рода потрясениям, которые способны серьезно навредить их благополучию. Иной раз сэкономленная копейка или сохраненный кусок хлеба могут оказаться весьма кстати в тяжелой ситуации, когда даже от незначительного количества ресурсов зависит судьба человека, а также членов его семьи.

Жадный человек всегда очень серьезно подходит к имеющимся у него ресурсам, а также к тем ресурсам, которые пока еще ему не принадлежат. Легкое безумие, в которое он впадает, будучи одержимым чувством жадности, способствует тому, что он настойчиво следует своим целям, стараясь во чтобы то ни стало сохранить то, что у него есть и/или получить еще больше. Надо признать, что не будь мы все немного жадными – мы были бы менее живучими. Это мое личное мнение. Да и потом, если бы не жадность, сама жизнь была бы менее динамичной. Ведь одни люди из-за жадности, что называется горят, другие добиваются внушительных результатов, а третьи выживают. Все это делает жизнь менее предсказуемой, более интенсивной и конечно же очень интересной. Жадность дает каждому человеку шанс на улучшение своей жизни. Ведь с одной стороны, человек может воспользоваться жадностью других людей, когда те из-за нее теряют голову, а с другой, он может добиться внушительного успеха в жизни за счет жгучего желание иметь больше того, что он уже имеет. Так что пока одни люди из-за жадности теряют все, что у них есть, другие это приобретают. И жизнь не стоит на месте – в ней все время что-то меняется.

Я уже давно убедился в том, что для человека в этой жизни самую важную роль играет мотивация. Не знания, не умение ими пользоваться, не что-то еще, а именно мотивация – которая делает человека активным, которая толкает его к изучению чего-то нового и к работе. Можно быть талантливым, но ленивым, можно быть очень умным и многое знать, многое уметь, но ничего не делать, ни к чему не стремиться, ничего не хотеть. Без мотивации, без стимула, в каком бы обществе вы не жили, будь оно хоть все пропитано полезнейшей информацией – вы ничего не достигнете. И неважно, что толкает человека вперед – страх, жадность, агрессия, половое влечение, любопытство, — главное, чтобы человек был «живым”, чтобы он к чему-то стремился. Иначе это не человек. Наша жизнь обретает дополнительный смысл, когда мы что-то делаем, к чему-то стремится, чего-то хотим, на что-то заряжены, когда у нас горят глаза и нам интересно жить. И пусть жадность – не самый лучший источник внутренней энергии, не самый этичный стимул, не самая красивая мотивация – если движимый ею человек «живет”, если он полон планов и идей, если он активен и целеустремлен, тогда она для него определенно полезна.

Вред жадности

Вред жадности тоже очевиден – это в первую очередь отсутствие чувства меры во всем. Если человек впадет в крайность из-за жадности – он может все потерять, абсолютно все. Жадность слепит людей, она вынуждает их совершать ошибки, мешает им принимать более взвешенные и обдуманные решения, не позволяет установить с другими людьми нормальные отношения. Если человек жадный – он может или беспричинно бояться все потерять и тогда неизбежно все потеряет, или чрезмерно агрессивно стремиться заполучить тот «орешек”, который ему не по зубам. Жадность губит многих – это мы все прекрасно знаем. Но губит она тех и тогда, кто не в состоянии обуздать свои чувства и эмоции, когда это необходимо. Человек может быть жадным, но вместе с тем и достаточно разумным, когда разум помогает ему остановиться, если это необходимо. А вот безрассудная жадность, которая чаще всего и одолевает многих людей – определенно им вредит. Иногда, конечно, одержимые жадностью люди, что называется, выходят сухими из воды, когда несмотря на большой риск чего-то добиваются. Но при этом всегда следует помнить, что ослепленные жадностью люди ходят по острию бритвы и в их жизни может произойти что угодно, как хорошее, так и плохое. Часто тот риск, которому подвергают себя очень жадные люди – абсолютно не оправдан.

Также жадность мешает человеку грамотно и правильно распоряжаться своими ресурсами. Если, скажем, он экономит каждую копейку, боясь лишний раз потратить деньги, то вполне возможно, что таким образом он причиняет серьезный вред себе и своей семье, лишая ее необходимых ресурсов. Из-за жадности, кстати, некоторые семьи распадаются. Человек порой бывает невыносимо жаден, поэтому с ним просто невозможно жить. И при этом совершенно неважно, как много или как мало у него денег, ведь жадными могут быть все – и богатые, и бедные. Вообще, вызванная страхом жадность порой бывает настолько безрассудной, что человек готов, что называется, удавиться за какую-нибудь мелочь, которая ему вообще не нужна. Имея миллионы и даже миллиарды, люди могут отказывать себе в нужных вещах, жалея на них деньги себе же во вред. Такие случаи известны. Вот такая жадность точно не идет человеку на пользу. Зато вреда ему причиняет много.

Как справиться с жадностью

Чтобы справиться с жадностью ее необходимо осознать. Это самое лучшее, что с ней можно сделать. Вы просто должны знать о том, что вы жадный человек – это самое главное. Затем вам нужно понять, чем именно вызвана ваша жадность – агрессией или страхом. Если агрессией, то в таком случае вам необходимо подумать о тех последствиях, к которым ваша жадность может вас привести. То есть, вам необходимо правильно оценить тот риск, на который вы идете, когда стремитесь к большему. От самого желания отказываться не нужно – нужно просто грамотно его реализовывать. Возможно, не столько само желание получить больше благ является для вас проблемой, а тот способ, с помощью которого вы хотите их получить. Поэтому, находясь в спокойном состоянии, хорошенько подумайте обо всем, к чему призывает вас ваша жадность. Вам не нужно с ней бороться, не нужно ей противостоять, не нужно подавлять ее в себе – вам нужно просто грамотно ею управлять. Хотите большего? Отлично! Это нормально. Хотеть большего – совершенно нормальное и естественное желание для любого здорового человека. Только вот хотеть и мочь – это все-таки разные вещи. Не стоит из-за жадности лезть на рожон, желая во чтобы то не стало получить желаемое, не умно это. Лучше продумать разные пути получения того, что вы хотите получить, и выбрать для себя самые приемлемые из них. Так что проанализируйте свое поведение и выявите в нем признаки жадности, они обязательно должны быть. А после решите, как вам лучше всего удовлетворить свои, порождаемые жадностью желания.

В том случае, если ваша жадность вызвана страхом, то вам обязательно необходимо поработать над своей самооценкой и уверенностью в себе. Если вы боитесь что-то потерять – значит сомневаетесь в том, что в будущем вы сможете это приобрести, когда оно вам понадобится. Подумайте над тем, что и в каком количестве вам необходимо для жизни и как вы это можете получить. Предположим, ваша жадность проявляется в вашем нежелании тратить деньги, которые вам нужно тратить, на необходимые для вас вещи. И что, вы сомневаетесь в том, что сможете в будущем их заработать? А почему вы в этом сомневаетесь? Что вам мешает? Какие у вас проблемы? Их можно решить? Конечно, их можно решить! Любые проблемы можно решить. Согласны? Если согласны, тогда решайте свои проблемы. Вам нечего бояться – вы всегда можете заработать нужное вам количество денег, поэтому не жадничайте – не берегите каждую копейку, если вам нужно ее потратить. Не лишайте себя того, в чем вы нуждаетесь. В этой жизни ресурсы нужно использовать, а не собирать их и затем оберегать. Это бессмысленно. Вы всегда будете в состоянии добыть нужные вам ресурсы, не сомневайтесь в этом, не сомневайтесь в своих возможностях. Когда вы сомневаетесь в себе и своих возможностях – это вызывает у вас чувство страха, который в свою очередь делает вас жадным. Так что не сомневайтесь в себе. А если сомневаетесь, тогда работайте над теми своими слабыми сторонами, из-за которых вы не уверены в своих возможностях. Любые слабые стороны можно усилить. А став сильнее, вы определенно сможете получить все, что вам нужно.

Таким образом, друзья, я считаю, что жадность – это не зло, не грех и даже не проблема, но с этим чувством определенно нужно уметь работать. А для этого его необходимо понимать, осознавать. Вы сами видите, что жадность присуща всем людям от природы, потому что все боятся что-то потерять и все хотят получить как можно больше всего. Но при этом, далеко не всех людей мы называем жадными, потому что далеко не у всех жадность проявляется очевидным негативным образом. Кто-то умеет ею управлять, потому что осознает пагубное воздействие жадности на свою жизнь и потому контролирует ее или умело скрывает ее от других людей, а кто-то ведет себя как капризный ребенок, у которого отняли конфетку, требуя все больше и больше, или как настоящий скряга, у которого снега зимой не допросишься и показывая таким образом всем свою жадность в самом непристойном виде. Разница только в этом. Уверен, друзья, вы сможете справиться со своей жадностью, если она вас одолевает, ведь теперь вы многое о ней знаете. Жадность, штука коварная, и без нее совсем нельзя обойтись, она мотивирует и справиться с ней бывает непросто. Так что, не позволяйте ей управлять собой.

Последнее обновление: 08.03.2020

Примеры употребления слова жадность в литературе.

Он придумал способ сохранить свое сокровище и в то же время удовлетворить жадность абиссинца, не вызывая в нем никаких подозрений насчет сумочки.

Особенно изобильны были растения, обыкновенно называемые мясистыми: индейская смоковница, или опунция кошениленосная, алой, кактус с иглистыми стволами в виде пластинок и покрытый пламеневшими цветами, кактус плешевидный, с извилистыми и переплетавшимися стеблями, и наконец ананас, с превосходнейшими плодами, которые были уже известны детям и на которые они и накинулись с такой жадностью, что я должен был остановить их, боясь, что б излишнее употребление этого лакомства не расстроило их желудка.

Джамуха оказался прозорливее, быстрее и лучше всех он разглядел нутро своего анды, человека без совести, без жалости, ненасытного в жадности.

Разве низменное своекорыстие, безграничная жадность к деньгам, замаскированное плутовство, ядовитая зависть и дьявольское злорадство, — разве все это не царило так повсеместно, что малейшее исключение из этого правила возбуждало удивление?

Впрочем, Берли утаил от Мортона одну чрезвычайно существенную подробность, о которой сам, однако, был отлично осведомлен, а именно, что большая часть перечисленных в расписках съестных припасов не была доставлена в замок из-за жадности посланных для их сбора драгун, охотно распродававших каждому, кто пожелает, то, что им удалось отобрать у другого, бесстыдно злоупотребляя требованиями майора, — совсем как сэр Джон Фальстаф, торговавший рекрутами короля.

Он руки чьи-то пожимал, не отрывая взгляда от Горды, с жадностью фиксируя все детали: опасно полуоторванную бретельку концертного платья, крупные кольца завивки, серьги, браслет, маленькую бородавочку на виске.

Наполняясь дикой яростью и захлебываясь от жадности, Вагиф стал пить эту кровь, пока задние собачьи лапы не замерли, а хвостик не перестал трястись.

Мы мелко покрошили их, сдобрили растительным маслом, добавили все, какие только у нас были, специи да еще горсть горячего как огонь, деликатесного и ароматного малагасийского черного перца и поставили все это на медленный огонь, полагая, что члены нашей команды, измотавшись и проголодавшись за тяжелый день, накинутся на нашу стряпню с жадностью.

Но в этой природной забиячливости нет ничего общего с низменной жадностью и расчетливым интриганством других баронов, которых он, отчаянный храбрец, презирает, так как они вечно сбиваются в кучу для своих грабительских походов и обделывают свои подлые делишки под покровом ночи.

Собственно говоря, в этот период множество подобных дельцов заявляли преимущественные права, присваивали, запатентовывали и монополизировали те или иные частности нового открытия, пытаясь подчинить эту колоссальную крылатую энергию удовлетворению своих жалких желаний и жадности.

Жадность иезуитов и презрение к роду человеческому таковы, что, перевозя рабов с одного острова на другой, они не заботятся о величине кораблей и при малейшем волнении людей бросают в открытое море.

Самые острые, больные вопросы современности — крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества — скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира — таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх.

Сверх того, чтобы переполнить его казнохранилище, случилось, к изумлению всей Лифляндии, что отец, отрешивший было его от наследства за беспутство и жадность к деньгам, вдруг неожиданно перед смертью уничтожил свое прежнее завещание, сделанное в пользу двух дочерей, и оставил Балдуину, по новому уже завещанию, родовое и благоприобретенное имение, за некоторым малым исключением в пользу сестер его.

Возил его пару раз, — голос Калинина окреп, — я, товарищ подполковник, — он махнул рукой, — от жадности это все, от корысти моей.

В период, когда малая кальпа подходит к концу, люди, продолжительность жизни которых — десять лет, одержимы безнравственными влечениями, крайней жадностью и ложными учениями.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *