Желтый и белый

25.09.2019 Флаг Российской империи с наложенным на него гербом

Государственная символика распавшегося в 1991 году Советского Союза хорошо известна и сегодня, возможно, в силу того, что она была довольно простой и в то же время оригинальной. Современный триколор уже не так отчетливо выделяется на фоне флагов других стран, но внутри самой России к нему уже привыкли. Между тем в дореволюционное время геральдика не была столь определенной. Долгое время, в частности, использовался так называемый имперский флаг. Отношение к нему в царской России было неоднозначным, да и сегодня этот символ вызывает споры даже среди тех, кто считает необходимым полностью отречься от всего «советского». Чтобы понять причину подобных дискуссий, необходимо вспомнить о том, что представляла собой имперская символика, и каким образом она связана с современными политическими проблемами.

Что такое флаг Российской империи

В современном мире флаг – это один из основных символов того или иного государства, наравне с гербом и гимном. При этом надо учитывать, что в предшествующие исторические эпохи геральдическая система была гораздо более запутанной. Поэтому ни у кого не должен вызывать удивления тот факт, что флаг, именуемый ныне «имперским», официально символизировал Россию довольно непродолжительное время – с 1858 по 1896 год, причем даже в этот период его использование было ограниченным. Как известно, сама империя просуществовала с 1721 по 1917 год.

Портрет последнего российского императора в обрамлении имперского и государственного флагов

Описание и значение флага

Флаг Российской империи представляет собой прямоугольное полотнище, обе стороны которого образованы тремя горизонтально расположенными полосами следующих цветов:

  1. Черный – верхняя полоса;
  2. Жёлтый (золотой) – средняя полоса;
  3. Белый (серебряный) – нижняя полоса.

Каких-либо стандартных геометрических размеров для флага не задавалось. В то же время все три полосы должны быть одинаковой высоты. Статус флага никогда не имел официального определения, поэтому его значение трактовалось по-разному. Одни авторы считали его национальным или государственным символом России, другие – своего рода обозначением «династии Романовых», что являлось, разумеется, совершенно иной трактовкой, поскольку правящая фамилия могла и смениться, как это произошло по итогам Смутного времени.

Значение цветов на флаге

Если символическое значение флага в целом было неопределенным, то официальная «расшифровка» для каждой из составляющих его полос содержится в особом указе Александра II. Этот документ был опубликован 11 июня 1858 года.

Черный цвет

Верхняя полоса флага Российской империи окрашена в черный цвет, потому что на гербе государства изображался черный двуглавый орел, унаследованный когда-то Московским царством от Византии («Второго Рима»).

Жёлтый цвет (или цвет золота)

Гербовый щит, на фоне которого размещался двуглавый орел, имел обычно жёлтую окраску. Тот же цвет имеет и вторая (средняя) полоса имперского флага.

Современное изображение личного штандарта Петра I. В лапах и клювах орла – карты морей, на груди – московский герб с Георгием Победоносцем

Изначально подразумевалось, что щит сделан из золота, что указывало на могущество и богатство. Следует отметить, что в геральдике жёлтый цвет мог заменяться оранжевым, поскольку считалось, что это тоже оттенок золотого.

Белый цвет (или цвет серебра)

Окраска нижней полосы флага, как отмечалось в указе Александра II, была позаимствована с кокарды, использовавшейся во времена Петра I и Екатерины II. Кроме того, подчеркивалась связь с московским гербом, на котором изображен «серебряный всадник» — Святой Георгий.

Впоследствии иногда говорилось о том, что белый цвет символизирует чистоту и вечную жизнь. Подобные трактовки появились еще при жизни Александра II.

Историческое развитие флага

С некоторой натяжкой можно считать, что прототип флага Российской империи был введен еще её основателем — Петром I. Этот правитель оставил описание своего личного царского штандарта, в котором говорится о том, что на полотнище изображен двуглавый орел черного цвета на жёлтом фоне. Такой флаг поднимался совместно с более известным «Андреевским» на том корабле, где находился самодержец. Белый цвет на этом штандарте тоже мог присутствовать. Не исключено, что такую окраску имели «карты морей», которые держал в своих клювах и лапах орёл. Кроме того, на груди у этой птицы изображался Московский герб с «серебряным всадником».

На том варианте штандарта, который хранится в Морском музее Санкт-Петербурга, присутствуют все эти элементы.

Современная копия фрегата «Штандарт», на котором Петр I поднимал свой личный флаг – его дубликат можно увидеть на передней мачте

Имеются также свидетельства о том, что в некоторых случаях использовались белые полотнища, на которых красовался двуглавый орел жёлтого цвета.

Впрочем, «корни» имперского флага уходят в куда более глубокую древность. Как известно, еще Русское (Московское) царство открыто провозглашало себя «Третьим Римом». Именно поэтому от «второго Рима», то есть Византии, был «унаследован» один из её важнейших символов — двуглавый орёл, который уже тогда изображался черным и на золотом фоне.

17 августа 1731 года, уже во времена правления императрицы Анны Иоанновны, для российских драгунских и пехотных полков были приняты шляпы из чёрного шелка с золотыми кисточками и белым бантом – то же самое сочетание цветов, что и на штандарте Петра I. Использовалось оно и впоследствии, но флаги подобной окраски, судя по всему, появились лишь в XIX веке, когда их использовали для украшения зданий в ознаменование окончательной победы над Наполеоном. Кроме того, на шляпах офицеров и обычных чиновников (они в Российской империи тоже носили мундиры) иногда имелись чёрно-жёлто-белые кокарды, которые получили наибольшее распространение в годы царствования Николая I.

С 1858 по 1883 годы чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным символом России, затем его положение поколебалось. Дело в том, что незадолго до коронации Александра III было издано Высочайшее повеление, в котором говорилось, что отныне украшать здания можно только бело-сине-красными полотнищами. Вместе с тем в 1887 году для военных был установлен черно-оранжево-белый флаг империи. Использовался он в дальнейшем и во время различных торжественных событий, например, в ходе встречи русского и австрийского императоров в 1885 году.

1873 год, парад на Царицыном лугу с участием Александра II и шаха Наср-эд-Дина. Видны как имперские, так и бело-сине-красные флаги

Неопределенность этой ситуации усугублялась тем, что Высочайшее повеление 1883 года было объявлено «всего лишь» министром внутренних дел, а это означало, что оно, будучи правительственным, не может отменить Именной высочайший указ 1865 года, который вводил в качестве государственных цветов чёрный, оранжевый и белый. В то же время мнение самого императора, Александра III, было хорошо известно: он вполне определенно высказывался в пользу бело-сине-красного флага. Почему он не закрепил это в именном указе, непонятно и по сей день.

Так или иначе, попытки вывешивания императорского флага в 1892 году начали пресекаться полицией, что вызвало немалый скандал, разрешить который мог только новый император — Николай II. Самодержец, однако, предпочёл отдать право на принятие окончательного решения в руки Особого совещания, председателем которого стал генерал-адъютант К.Н. Посьет. Возможно, Николай II попросту не имел точного представления о сути вопроса. В итоге произошло «повторение пройденного» — Особое совещание пришло к выводу, что национальным флагом должен стать бело-сине-красный, но эпизодическое использование черно-желто-белого полотнища продолжилось, в том числе и во время вполне официальных мероприятий.

В самом начале Первой мировой войны министерство внутренних дел попыталось совместить флаги Российской империи — в левом верхнем углу бело-сине-красного полотнища поместили жёлтый квадрат, а на его фоне был изображен черный двуглавый орёл. Николай II поначалу не утвердил этот проект, а затем наступил 1917 год — пришла эпоха совершенно иной символики.

«Гибридный» флаг, предложенный в 1914 году

Отношение к флагу сегодня

Возвращаясь к вопросу о том, почему флаг царской России имел весьма ограниченное использование до революции, вызывает ожесточенные споры и сегодня. При этом следует вспомнить, что ни Московское царство, ни даже Византия не были единственными претендентами на «римское наследство». Еще в 962 году в Европе возникло надгосударственное образование с «говорящим» названием — Священная Римская империя. В XII столетии гербом этого «средневекового Евросоюза» стал чёрный двуглавый орёл на фоне золотого щита. Начиная с 1400 года этот символ был помещён и на флаг Священной Римской империи.

Настоящим «сердцем» этого надгосударственного образования стала будущая Австрия, которой на протяжении долгих веков правила могущественная династия Габсбургов. Именно её символом со временем стало черно-желтое полотнище. Даже после того, как в 1806 году Священная Римская империя окончательно исчезла с карты Европы, Габсбурги сохранили за собой свои прежние цвета.

Можно, к примеру, вспомнить о том, что тупые и продажные полицейские, упоминаемые Гашеком в знаменитой книге о бравом солдате Швейке, именуются «черно-жёлтыми хищниками», несмотря на то, что флаг Австро-Венгрии тогда имел совсем иную окраску.

Флаг династии Габсбургов, долгое время правившей Священной Римской империей

Таким образом, русские цари никак не могли не заметить сходства своего флага с символикой династии Габсбургов, что было нежелательно. Россию и без того многократно пытались представить как страну, которая не создаёт ничего своего, а только заимствует всё у «просвещенной Европы». Правда, на имперском флаге присутствовал еще и белый цвет, однако, было ясно, что он второстепенен. К примеру, белой полосы нет на георгиевской ленте, введённой Екатериной II, что, конечно, не случайно. Позднейшие трактовки про «цвета дыма и пламени» придуманы задним числом. Всё значительно проще – как оранжевая, так и чёрная полосы пришли из герба.

Сегодня сторонниками замены бело-сине-красного триколора на черно-желто-белый являются, прежде всего, «монархисты» и русские националисты. Они используют имперские флаги на своих собраниях и массовых акциях. Единомышленником этих людей, видимо, можно назвать депутата Государственной Думы от ЛДПР Дегтярева, который в 2020 году выступил с законодательной инициативой о введении чёрно-жёлто-белого полотнища как национального символа Российской Федерации. В обосновании законопроекта, в частности, говорилось о том, что в годы действия этого флага, в империи процветала экономика, страна не распадалась на части и даже выигрывала войны.

Разумеется, подобные аргументы крайне сомнительны, если учесть, насколько коротким по времени был тот «славный» исторический период. Кроме того, именно тогда в России началась эпоха политического террора, что никак не указывает на какую-либо стабильность.

Флаг батальона «Спарта», одного из лучших подразделений, воюющих на стороне непризнанной Донецкой народной республики

Чёрно-жёлто-белые флаги появлялись в Донецке в 2014 году, когда на территории Украины разгорелся вооружённый конфликт. Имперская символика, как потом оказалось, использовалась людьми, входящими в Русский Общевоинский Союз. Эта организация была создана в 20-е годы прошлого века бежавшими из России белогвардейцами. Идеологическая основа РОВС весьма сомнительная, с отчетливым запахом фашизма. В конечном счёте ныне покойный лидер ДНР, Захарченко, добился выдворения всех «имперцев» с подконтрольной ему территории, однако, черно-желто-белый флаг всё же остался символом одного из подразделений ополченцев — батальона «Спарта».

Следует отметить, что экс-белогвардейцы в 30-е годы создали еще одну примечательную организацию – Русскую фашистскую партию (позднее – Российский фашистский союз). Флаг этого самого крупного из всех эмигрантских дальневосточных объединений был довольно примечателен: белое полотнище, в центре размещён жёлтый квадрат, повёрнутый на 45 градусов, а на его фоне — чёрная свастика.

Разумеется, ни Петр I, ни Александр II не подозревали о том, кто впоследствии может воспользоваться предложенными ими сочетаниями цветов. Но ведь и свастика когда-то была вполне безобидным символом, но в современной Германии её всё-таки лучше не демонстрировать.

К сожалению, репутация русского имперского штандарта сегодня тоже выглядит достаточно сомнительной. Скорее всего, перспектив на возрождение у него нет, по крайней мере, в обозримом будущем.

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.) в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания, а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ ()

Размер оригинала: 3579×5031 пикс. (18 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

© Дмитрий Литвин, 2020

ISBN 978-5-4483-8432-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Флаг Российской Империи – бело-жёлто-чёрный

Если вы помните, он состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. Именно в таком виде он был принят в 1858 году. Но мне всегда это представлялось нелогичным – чуть позже объясню почему. Нет, не сами цвета, а их расположение. Впрочем, обо всем по порядку…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный-желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы – белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-синекрасный… Но бело-желто-черный до Александра II, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как Имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С Имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (простонапросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. Поразному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме Имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т. н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и Имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный, указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны».

Чёрно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета – и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что чёрно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-чёрному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-жёлто-чёрный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор – Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику – и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-жёлто-чёрного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс – в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой – нужны особые усилия особых людей.

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся поразному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Имперский флаг России стал официальным 11 июня 1858 г. Указ об использовании черно-желто-белых знамен подписал Александр II. Флаг считали государственным вплоть до 28 апреля 1883 г. В этот день Александр III повелел использовать в качестве официального привычный для современных россиян бело-сине-красный триколор.

Значение используемых цветов

Цвета флага царской России означали следующее:

черный – двуглавый орел и символ великой страны на Востоке, государственная стабильность, нерушимость исторических границ. Эта полоса на флаге символизировала смысл существования русского народа. Черный цвет подчеркивал величие государства от Балтийского моря до тихоокеанского побережья;

золотой (желтый) – знамя православной Византии, которое принял в качестве государственного Иван III Васильевич. Средняя полоса на флаге символизирует духовность, стремление к нравственной чистоте и твердости духа. Золотой цвет также подчеркивает преемственность поколений и спасение православной веры;

белый (серебряный) – вечность и чистота, а также цвет Георгия Победоносца. Этот оттенок символизирует великую и бескорыстную жертвенность ради Отечества – известную черту русского характера, которая многие столетия озадачивает, восхищает и даже пугает иноземцев.

Первые 2 цвета появились в России в 1472 г. После женитьбы на византийской царевне Софье Палеолог Иван III вместе с гербом захваченной османами Византии принял и эти геральдические символы. Византийский императорский стяг представлял собой золотое полотно. Изображенный на нем черный орел был увенчан двумя коронами. Этот флаг стал государственной хоругвью России.

История имперского флага

До начала Смутного времени на флаге появилась завершающая деталь – грудь орла была закрыта большим щитом с изображением Георгия Победоносца. Этот всадник впоследствии стал причиной возникновения третьего цвета имперского флага России – белого.

В царствование Николая I знамя было утверждено в качестве одного из государственных символов. Черно-желто-белый флаг России объединил в себе цвета разных геральдических эмблем. Впервые этот стяг начали вывешивать после 1815 года в торжественные дни, когда закончилась Отечественная война, а наполеоновская Франция потерпела сокрушительное поражение.

В 1819 году в российской армии был принят линейный значок, который состоял из 3 горизонтальных полос:

  • белой,
  • оранжево-желтой,
  • черной.

Впервые об использовании указанных цветов на русских знаменах упоминают во время правления Анны Иоановны – еще в начале XVIII века. В документах Сената, подписанных 17 августа 1731 г., в драгунских и пехотных полках было приказано делать шарфы «по российскому гербу» – в оттенках черного шелка с золотом.

11 июня 1858 г. император Александр II утвердил расположение цветов на знаменах Российской Империи и флагах для украшения улиц. Только в своем именном указании, сделанном в декабре 1864 года, царь подтвердил статус «цветов национальной русской кокарды», для чего подписал соответствующий закон.

Удивительно, но черно-желто-белый флаг не был отменен, как не был утвержден в качестве общенационального и бело-сине-красный. Последний превратился из символа торгового флота в государственный в XX веке.

Флаг царской России со времен Александра III подвергался яростным нападкам сторонников либерализации общественного строя за свой подчеркнуто имперский и германофильский вид. При этом критики могли не усматривать в бело-сине-красном флаге сходства с национальными цветами Голландии, Франции и таких далеких от России стран, как Чили, Аргентина, Гондурас, Гаити и др. Как правило, «позорное германофильское подражательство» находили исключительно в верхней полосе черно-желто-белого флага.

Почти 25 лет знамя имело официальный статус в Российской Империи. 28 апреля 1883 г. Александр III велел использовать в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый стяг продолжали вывешивать в торжественные дни.

До революционных событий XX века наша страна имела сразу 2 вида знамен. В 1885 г. черно-желто-белый флаг России был поднят как национальный при исторической встрече Александра III Франца Иосифа, австрийского императора.

Как купить имперский флаг

В нашей компании вы можете приобрести флаг России на заказ. Мы изготавливаем знамена любых исторических периодов. Уточнить информацию о флагах можно по телефону: +7 (495) 970-86-11.

Г. Н. Лебедева

Символика цвета в русской традиционной культуре

Каждая культура в развитии приобретает свою символику, которая может выражаться не только в государственных атрибутах и символах, но и в цвете. В культуре цвет одновременно является естественным, природным, но и также искусственным, сознательно конструируемым символом, который проявляет себя не только в красках природы и ландшафта, но и отражается в архитектуре, цветах флага, герба, одежды. Традиционными и уважаемыми цветами, несущими смысловое значение в русской традиционной культуре, являются белый и красный.

В разных культурах понятие «белый» кроме обозначения цвета имеет и другие значения: оно обычно ассоциируется с совершенством, светом, чистотой, невинностью, непорочностью, святостью (последние три значения, возможно, присутствуют в трактовке белого как цвета траура в Китае и странах Дальнего Востока).

Красное является не только символом красоты, как гармонии, внутренне присущей человеку, вещам, изображениям. В народном сознании красоту связывали с правдой и добром: «Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда». Или: «Красота на добро не смотрит, но люди от нее становятся добрее». В русской избе красный угол — наиболее почетное место, в котором вешались иконы и стоял стол.

Рассмотрим подробнее использование белого, черного и красного цветов при обозначении территории и социального устройства Руси.

В конце XV в. московский монарх окончательно обретает независимость. Именно в этом смысле появляется выражение «белый царь». Татарские власти в своих ярлыках (распоряжениях) освобождали земли и имущество Русской православной церкви от дани. И это также является причиной того, что вплоть до XIX в. церковные владения именовались белыми (существовали такие юридические понятия, как «белое место», «белая земля», «белая слобода»). У тюркских народов тоже было понятие белого царя как самого независимого над всеми.

Древние поляки также называли Московское царство Белой Русскою землею. Так архиепископ Гнезненский, Иоанн Ласский, в своем донесении, представленном Латеранскому собору в 1514 г., исчисляя разные племена русских, называет москвитян Белою Русью.

Александр Гваньини, современник великого князя Ивана Васильевича IV, писал: «Московия, в просторечии Москва, обширнейший город, столица всей Белой Руссии, подвластной великому князю московскому». И все же Белой Русью навсегда стала не Московия, но другая русская земля. Имя «Белая Русь» окончательно утвердилось за ней в XIV-XVI вв. Но обычно устоявшиеся названия исторических регионов имеют многовековую традицию.

Как отмечал исследователь, «Белый царь присутствует в русских исторических песнях и духовных сочинениях. Причем, если в устах тюрков и монголов это почти всегда правитель чужой и далекий, абстрактный носитель власти над могущественной и безграничной Россией, то в русских текстах он предстает как идеальный государь, средоточие и воплощение светлых черт, которые народ желал видеть в праведном христианском мироустройстве» (В.В. Трепавлов. «Белый царь» в русском фольклоре и традиционной политической культуре / Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И.В. Власова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2009. С. 224).

Впервые понятие «белый царь» появилось из-под пера Симеона Суздальского в его «Повести о осьмом соборе» (начало 1440-х гг.), где есть выражение белый царь всея Руси, что одновременно указывало титул русского монарха — царь, и где возможна связь с «Белой Русью» как обозначение Русского государства.

В фольклоре существует обилие положительных эпитетов, сопровождающих царя в народном творчестве. Царь — батюшка, благодатный, благородный, благочестивый, великий, ласковый, милосердный, милостивый, многолетный, надежда, праведный, прозритель, славный… (Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России XVII в. М., 2000. С. 58-60). В целом такие интерпретации были достоянием узкого круга духовенства и интеллектуалов и оформились только к XV веку.

В XVI-XIX вв. сложилось представление «белый царь» как синоним православный царь. В популярных куплетах, превратившихся в народные песни:

«.Потяжелела служба царская,

Что не стало в нас царя белого,

Царя белого, Петра Первого!..

Ты восстань-проснись, ты наш батюшка,

Ты наш батюшка православный царь» (Исторические песни XVIII века. Л., 1971. С. 150).

Интересно, что у старообрядцев такой песни не было, а была потеха с музыкальным сопровождением «Как мыши кота хоронили»

представляющая сатиру на Петра I, пародию на любимые Петром шутовские церемонии и карнавалы:

«Вот как мыши с крысами кота хоронят:

От радости все воют,

Песни разные поют,

Кота на дровнях везут» (Сатира XI-XVII веков / сост. В.К. Были-нина. М., 1986. С. 77).

Одеяние высших иерархов церкви тоже белое. Этот цвет занимает первое место в иконописной иерархии цветов. Он отражает божественную сущность и энергию, трансцендентность, нетленность и как зримое отражение этих категорий — светоносность, воплощенную в Фаворском свете.

В философии значение символики цвета раскрыто в сочинениях

С.Н. Булгакова. Он рассмотрел фигуру белого царя как православную утопию, связав ее с ветхозаветными пророчествами о «кротком царе», входящем в «царственный град». Посредством его должно утвердиться Белое Царство как торжество Софии в конце истории» (С.Н. Булгаков Православие. С. 339; Россия перед Вторым пришествием: материалы к очерку русской эсхатологии. Б.м. 1993. С. 218).

В. Даль писал, что русские называли белыми «веру, царя и отечество» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1999. Т.1. С. 153), отсюда интерпретация этой идеи через словосочетание типа «белая гвардия» в противоположность «красной» революционности.

По мнению Ф.М. Достоевского красота (от слова «красный») спасет мир, но вместе с тем он предупреждал об опасности подмены красоты лже-красотой дьявола. «Будущий антихрист будет пленять красотой», говорил он.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще более распространенной стала трактовка слова белый в сочетании с титулом «свободный», «вольный», «независимый». В XV-XVII вв. именно в таком значении называли территории (белые слободы, белые места, беломестцы), население которых было освобождено от уплаты государственных податей и тягла (натуральных повинностей). Кроме того, аристократии противопоставлялось простонародье, черные люди.

К моменту рождения государства на Руси в районе Карпатских гор, жили белые хорваты. Такое название представляет собой загадку. Этноним «хорват» обычно относят к древнеарийскому «страж», «охранитель» (в авестийском языке, на котором написана священная книга иранских огнепоклонников — зороастрийцев, в таком значении есть слово «haurvaiti»). В период широкого расселения славян за Дунай в VI в. часть хорватов с Карпатских гор поселилась

на Балканах, составив особый этнос балканских хорватов. На родине в Карпатах остались западнославянские черные хорваты, заселявшие нынешнюю южную Польшу и Словакию, и восточнославянские белые хорваты. Почему оставшиеся на родине хорваты называли себя белыми, возможны два предположения. Традиционно славяне словом «обелить» обозначали предоставление вольности, независимости. Таким образом, прилагательное «белые» означало, что эта часть хорватов совершенно независима. (впоследствии неслучайно возникло название Белой Руси для обозначения той части Руси, что не подчинялась татарском ханам). Но в докиевскую эпоху племенам в Карпатах вряд ли было нужно подчеркивать свою самостоятельность. Второе предположение в объяснении названия, вероятно, более обоснованное, напоминает, что в традиционном славянском представлении север обозначался черным цветом, юг — красным, запад — белым (Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990. С. 144). Таким образом, белые хорваты своим самоназванием подчеркивали, что являются самыми западными из восточных славян. Одним из городских центров белых хорватов был возникший около IX в. город Ужгород, расположенный на реке Уж (что обозначало узкое место). Во второй половине первого тысячелетия белые хорваты жили в небольших селениях, расположенных в низменных районах, чаще всего в долинах рек. Сейчас там расположены Ужгород, Зняцев, Клечаново, Му-качево, Холмок, Камяницы, Дяково. Племенной столицей белых хорватов был город Перемышль на реке Сан (ныне — на территории Польши). Интересно, что язык современных карпатских русинов почти на 70 % совпадает с церковнославянским языком Кирилла и Мефодия.

После Батыева нашествия на Руси возникло явление, которое на языке политологии называется вакуумом власти. Сильнейшие русские княжества были опустошены, разорены данью татарам, погибли тысячи воинов, лежали в пепелище города и крепости. И в этих условиях русские люди были готовы поддержать любую политическую силу, которая будет защищать от татар. И литовские князья не могли не воспользоваться этим. Поскольку в Литве скопились значительные военные силы, то вскоре русские княжества Белой Руси стали переходить под власть Литвы.

Белый цвет стал символом нового политического образования XIV-XV вв., известного в истории как Великое княжество Литовское. Возникновение Великого княжества Литовского пришлось на время Батыева нашествия и начала ордынского ига над большинством русских земель. При этом не лишено пикантности то обстоятельст-

во, что центром будущей Белой Руси стала та часть Руси древней, известной в истории как Черная Русь. Территория нынешней Гродненской области и района Вильно (Вильнюса) получила название Черная Русь, вероятно, из-за преобладания в населении язычников, в отличие от православной и независимой Белой.

В свои пределы Черная Русь включала треугольник между современными Вильнюсом, Гродно и Минском. Напомним, что именно в этих местах население было этнически смешанным, причем это смешение только усилилось из-за притока беженцев, спасавшихся от крестоносцев. Единого стольного города Черной Руси не было, но уже несколько веков существовали города Новгородок (ныне — Но-вогрудок), Слоним, Волковыск и ряд других, со этнически и религиозно смешанным населением, но игравшие важную хозяйственную роль.

В Великом княжестве (официально называвшемся княжеством Литовским, Русским и Жмудским) господствовали русская культура и язык, который был языком официального делопроизводства и который стал основой современного белорусского языка (Лебедев С.В., Стельмашук Г.В. Белорусский феномен. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006).

Итак, цвет с русской культуре несет не только эстетическую функцию, но и имеет большую временную традицию в трактовке политики, власти, свободы, государства, нравственности и религии.

Г. Н. Москвина

Ценностно-ориентирующие и воспитательные функции

народной культуры

Истоки народной культуры восходят к языческому периоду в развитии славянской культуры. Язык народного искусства условносимволический. Традиционные образы декоративно-прикладного искусства: солярные знаки, конь, древо жизни, мать-земля отражают представления о мире, обозначают жизненно важные для человека смыслы, выражая их посредством условных символов. Образные соответствия природе чрезвычайно широки и выражаются в различных видах народного декоративно-прикладного искусства посредством цвета, силуэта, фактуры.

Как составная часть русской культуры в целом, народное декоративно-прикладное искусство направленно на создание духовных ценностей общенационального характера. Поэтому судьба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *