Житие жанр

Реферат

Тема: Житийная литература Руси

Введение

1 Развитие агиографического жанра

1.1 Появление первой житийной литературы

1.2 Каноны древнерусской агиографии

2 Житийная литература Руси

3 Святые древней Руси

3.1 «Сказание о Борисе и Глебе»

3.2 «Житие Феодосия Печерского»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изучение русской святости в ее истории, и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского возрождения.

Житийная литература (агиография, от греч. hagios — святой и …графия), вид церковной литературы — жизнеописания святых — которые для средневекового русского человека были важным видом чтения.

Жития святых — биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы.

Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом московского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. К примеру, митрополит Макарий при Грозном с целым штатом сотрудников-грамотеев, более двадцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник Великих Четьих Миней, в котором жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житий святых относились почти с таким же благоговением, как к чтению Священного Писания.

За века своего существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили и слагалась в тесной зависимости от греческого, риторически развитого и украшенного жития.

Жития первых русских святых – это книги «Сказание о Борисе и Глебе», Владимира I Святославича, «Жития» княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского (11-12 вв.) и др.

Среди лучших писателей Древней Руси посвятили свое перо прославлению угодников Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности данной темы.

Цель работы: всестороннее изучение и анализ житийной литературы Руси.

Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Развитие агиографического жанра

1.1 Появление первой житийной литературы

Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках.

Еще св. Климент, еп. римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время гонений на христианство.

При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (умер в 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту.

В русской литературе издание актов мучеников известны у священника В.Гурьева «Мученики воины» (1876); прот. П.Соловьева, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками»; «Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковию».

С IX в. в литературе жития святых появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии.

Более обширна литература второго рода «житий святых»— преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея, еп. тирского (умер 362), — сказание о 70-ти апостолах.

Много житий святых находится в сборниках смешанного содержания, каковы: пролога, синаксари, минеи, патерики.

Прологом называется книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники называются синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи еп.Порфирия Успенского 1249 года. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия, с некоторыми дополнениями.

Минеи суть сборники пространных сказаний о святых в праздниках, расположенных по месяцам. Они бывают служебные и минеи-четии: в первых имеют значение для жизнеописания святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные. Эти «минеи месячные» или служебные были первыми сборниками «житий святых», сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении Богослужения.

В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский («Лимонарь» Мосха), азбучный, скитский (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных, в России составлен «Патерик Киево-Печерский», начало которому положено Симоном, еп. владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом.

Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви. Из свидетельства Астерия Амасийского (умер 410 г.) видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года.

Месяцесловы, при евангелиях и апостолах, делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские, и славянские. Из последних древнейший — при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани, при глаголитском Евангелии, находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г.

Сюда же относятся краткие записи о святых (святцы) при церковных уставах иерусалимском, студийском и константинопольском. Святцы — те же календари, но подробности рассказа приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.

С начала XV века Епифаний и серб Пахомий создают в северной Руси новую школу – школу искусственно изукрашенного, пространного жития. Ими – особенно Пахомием – создается устойчивый литературный канон, пышное «плетение словес», подражать которому стремятся русские книжники до конца XVII века. В эпоху Макария, когда переделывалось множество древних неискусных житийных записей, творения Пахомия вносились в Четьи Минеи в неприкосновенности.

Огромное большинство этих агиографических памятников находится в строгой зависимости от своих образцов. Есть жития почти целиком списанные с древнейших; другие развивают общие места, воздерживаясь от точных биографических данных. Так поневоле поступают агиографы, отделенные от святого длительным промежутком времени – иногда столетиями, когда и народное предание иссякает. Но и здесь действует общий закон агиографического стиля, подобный закону иконописи: он требует подчинения частного общему, растворения человеческого лица в небесном прославленном лике.

1.2 Каноны древнерусской агиографии

Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности, церемониалу или (по Д.СЛихачеву) этикету. Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой».

Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

1) пространное предисловие;

2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;

3) похвальное слово святому;

4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом. Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда не представляло законченного творения».

Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая смерть, посмертные чудеса и нетление мощей. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.

Итоговый тест по литературе 8 класса:

  1. Что такое фольклор?

а) устное народное творчество;

б) художественная литература;

в) жанр литературы;

г) жанр устного народного творчества.

  1. Житие – это описание:

а) жизни народного героя;

б) исторического деятеля;

в) жизни святого;

г) рассказы о жизни Иисуса Христа.

  1. Какова главная тема курса литературы 8 класса?

а) взаимосвязь литературы и истории;

б) изучение изобразительно-выразительных средств в художественном произведении;

в) взаимосвязь литературы и русского языка;

г) изучение произведений о великих сражениях.

  1. Как называется произведение Фонвизина?

а) «Недоросль»;

б) «Ревизор»

в) «Горе от ума»;

г) «Борис Годунов».

  1. В рамках какого направления писал Фонвизин:

а) реализм;

б) романтизм;

в) классицизм;

г) неоромантизм.

  1. Какое произведение не принадлежит перу А.С. Пушкина?

а) «Капитанская дочка»;

б) «Повести Белкина»;

в) «Бородино»;

г) «Пущину».

  1. Какой жанр не относится к древнерусской литературе?

а) обрядовая песня;

б) воинская повесть;

в) житие;

г) поучение.

  1. В каком произведении мы встречаем героя по фамилии Ляпкин-Тяпкин?

а) «Недоросль»;

б) «Горе от ума»;

в) «Ревизор»;

г) «Мцыри».

  1. Главным героем «Капитанской дочки» является?

а) Зурин;

б) Швабрин;

в) Савельич;

г) Гринев.

  1. Где происходят события поэмы Лермонтова «Мцыри»?

а) Грузия;

б) Молдавия;

в) Крым;

г) Армения.

  1. Сколько дней был на свободе Мцыри?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

  1. Какие стадии включает в себя развитие действия в художественном произведении?

а) экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;

б) завязка, кульминация, развязка;

в) завязка, кульминация, эпилог;

г) завязка, развязка, эпилог.

  1. Какие три рода литературы вы знаете?

а) былина, роман, эпос;

б) лирика, эпос, драма;

в) стих, драма, исторические песни;

г) лирика, драма, роман.

  1. Какой псевдоним был у Лохвицкой Надежды Александровны?

а) Тэффи;

б) Осип Дымов;

в) Антоша Чехонте;

г) Петров.

  1. Какой подзаголовок был у поэмы Твардовского «Василий Теркин»?

а) книга о бойце;

б) книга про бойца;

в) книга о солдатах;

г) книга про солдат.

  1. Соотнесите авторов и их произведения:

1. А.С. Пушкин а) «О любви»

2. М.Ю. Лермонтов б) «После бала»

3. Л.Н. Толстой в) «Капитанская дочка»

4. А.П. Чехов г) «Мцыри».

  1. Какое значение имеет название рассказа Платонова «Возвращение»?

а) возвращение с войны;

б) возвращение в семью;

в) возвращение к себе;

г) все вышеперечисленное.

  1. Соотнесите авторов и места, связанные с их именами:

1. С.А. Есенин а) Ясная Поляна

2 Л.Н. Толстой б) Захарово

3. А.С. Пушкин в) Константиново

4. А.П. Чехов г) Санкт-Петербург

5. А.А. Блок д) Таганрог

6. М.Ю. Лермонтов е) Тарханы.

Ключ к тесту:

  1. а

  2. в

  3. а

  4. а

  5. в

  6. в

  7. а

  8. в

  9. г

  10. а

  11. в

  12. а

  13. б

  14. а

  15. б

  16. 1- в, 2- г, 3- б, 4- а

  17. г

  18. 1- в, 2 — а, 3 – б, 4 – д, 5 – г, 6 – е.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *