Реферат
Тема: Житийная литература Руси
Введение
1 Развитие агиографического жанра
1.1 Появление первой житийной литературы
1.2 Каноны древнерусской агиографии
2 Житийная литература Руси
3 Святые древней Руси
3.1 «Сказание о Борисе и Глебе»
3.2 «Житие Феодосия Печерского»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение русской святости в ее истории, и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского возрождения.
Житийная литература (агиография, от греч. hagios — святой и …графия), вид церковной литературы — жизнеописания святых — которые для средневекового русского человека были важным видом чтения.
Жития святых — биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы.
Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом московского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. К примеру, митрополит Макарий при Грозном с целым штатом сотрудников-грамотеев, более двадцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник Великих Четьих Миней, в котором жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житий святых относились почти с таким же благоговением, как к чтению Священного Писания.
За века своего существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили и слагалась в тесной зависимости от греческого, риторически развитого и украшенного жития.
Жития первых русских святых – это книги «Сказание о Борисе и Глебе», Владимира I Святославича, «Жития» княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского (11-12 вв.) и др.
Среди лучших писателей Древней Руси посвятили свое перо прославлению угодников Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.
Все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности данной темы.
Цель работы: всестороннее изучение и анализ житийной литературы Руси.
Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Развитие агиографического жанра
1.1 Появление первой житийной литературы
Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках.
Еще св. Климент, еп. римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время гонений на христианство.
При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (умер в 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту.
В русской литературе издание актов мучеников известны у священника В.Гурьева «Мученики воины» (1876); прот. П.Соловьева, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками»; «Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковию».
С IX в. в литературе жития святых появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии.
Более обширна литература второго рода «житий святых»— преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея, еп. тирского (умер 362), — сказание о 70-ти апостолах.
Много житий святых находится в сборниках смешанного содержания, каковы: пролога, синаксари, минеи, патерики.
Прологом называется книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники называются синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи еп.Порфирия Успенского 1249 года. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия, с некоторыми дополнениями.
Минеи суть сборники пространных сказаний о святых в праздниках, расположенных по месяцам. Они бывают служебные и минеи-четии: в первых имеют значение для жизнеописания святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные. Эти «минеи месячные» или служебные были первыми сборниками «житий святых», сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении Богослужения.
В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский («Лимонарь» Мосха), азбучный, скитский (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных, в России составлен «Патерик Киево-Печерский», начало которому положено Симоном, еп. владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом.
Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви. Из свидетельства Астерия Амасийского (умер 410 г.) видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года.
Месяцесловы, при евангелиях и апостолах, делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские, и славянские. Из последних древнейший — при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани, при глаголитском Евангелии, находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г.
Сюда же относятся краткие записи о святых (святцы) при церковных уставах иерусалимском, студийском и константинопольском. Святцы — те же календари, но подробности рассказа приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.
С начала XV века Епифаний и серб Пахомий создают в северной Руси новую школу – школу искусственно изукрашенного, пространного жития. Ими – особенно Пахомием – создается устойчивый литературный канон, пышное «плетение словес», подражать которому стремятся русские книжники до конца XVII века. В эпоху Макария, когда переделывалось множество древних неискусных житийных записей, творения Пахомия вносились в Четьи Минеи в неприкосновенности.
Огромное большинство этих агиографических памятников находится в строгой зависимости от своих образцов. Есть жития почти целиком списанные с древнейших; другие развивают общие места, воздерживаясь от точных биографических данных. Так поневоле поступают агиографы, отделенные от святого длительным промежутком времени – иногда столетиями, когда и народное предание иссякает. Но и здесь действует общий закон агиографического стиля, подобный закону иконописи: он требует подчинения частного общему, растворения человеческого лица в небесном прославленном лике.
1.2 Каноны древнерусской агиографии
Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности, церемониалу или (по Д.СЛихачеву) этикету. Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой».
Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.
Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:
1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.
Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом. Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда не представляло законченного творения».
Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая смерть, посмертные чудеса и нетление мощей. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.
Итоговый тест по литературе 8 класса:
-
Что такое фольклор?
а) устное народное творчество;
б) художественная литература;
в) жанр литературы;
г) жанр устного народного творчества.
-
Житие – это описание:
а) жизни народного героя;
б) исторического деятеля;
в) жизни святого;
г) рассказы о жизни Иисуса Христа.
-
Какова главная тема курса литературы 8 класса?
а) взаимосвязь литературы и истории;
б) изучение изобразительно-выразительных средств в художественном произведении;
в) взаимосвязь литературы и русского языка;
г) изучение произведений о великих сражениях.
-
Как называется произведение Фонвизина?
а) «Недоросль»;
б) «Ревизор»
в) «Горе от ума»;
г) «Борис Годунов».
-
В рамках какого направления писал Фонвизин:
а) реализм;
б) романтизм;
в) классицизм;
г) неоромантизм.
-
Какое произведение не принадлежит перу А.С. Пушкина?
а) «Капитанская дочка»;
б) «Повести Белкина»;
в) «Бородино»;
г) «Пущину».
-
Какой жанр не относится к древнерусской литературе?
а) обрядовая песня;
б) воинская повесть;
в) житие;
г) поучение.
-
В каком произведении мы встречаем героя по фамилии Ляпкин-Тяпкин?
а) «Недоросль»;
б) «Горе от ума»;
в) «Ревизор»;
г) «Мцыри».
-
Главным героем «Капитанской дочки» является?
а) Зурин;
б) Швабрин;
в) Савельич;
г) Гринев.
-
Где происходят события поэмы Лермонтова «Мцыри»?
а) Грузия;
б) Молдавия;
в) Крым;
г) Армения.
-
Сколько дней был на свободе Мцыри?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
-
Какие стадии включает в себя развитие действия в художественном произведении?
а) экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;
б) завязка, кульминация, развязка;
в) завязка, кульминация, эпилог;
г) завязка, развязка, эпилог.
-
Какие три рода литературы вы знаете?
а) былина, роман, эпос;
б) лирика, эпос, драма;
в) стих, драма, исторические песни;
г) лирика, драма, роман.
-
Какой псевдоним был у Лохвицкой Надежды Александровны?
а) Тэффи;
б) Осип Дымов;
в) Антоша Чехонте;
г) Петров.
-
Какой подзаголовок был у поэмы Твардовского «Василий Теркин»?
а) книга о бойце;
б) книга про бойца;
в) книга о солдатах;
г) книга про солдат.
-
Соотнесите авторов и их произведения:
1. А.С. Пушкин а) «О любви»
2. М.Ю. Лермонтов б) «После бала»
3. Л.Н. Толстой в) «Капитанская дочка»
4. А.П. Чехов г) «Мцыри».
-
Какое значение имеет название рассказа Платонова «Возвращение»?
а) возвращение с войны;
б) возвращение в семью;
в) возвращение к себе;
г) все вышеперечисленное.
-
Соотнесите авторов и места, связанные с их именами:
1. С.А. Есенин а) Ясная Поляна
2 Л.Н. Толстой б) Захарово
3. А.С. Пушкин в) Константиново
4. А.П. Чехов г) Санкт-Петербург
5. А.А. Блок д) Таганрог
6. М.Ю. Лермонтов е) Тарханы.
Ключ к тесту:
-
а
-
в
-
а
-
а
-
в
-
в
-
а
-
в
-
г
-
а
-
в
-
а
-
б
-
а
-
б
-
1- в, 2- г, 3- б, 4- а
-
г
-
1- в, 2 — а, 3 – б, 4 – д, 5 – г, 6 – е.