Жизнь Богородицы

Находится в Архикафедральном соборе Св. Юра. Во время своего визита в Украину, в дни пребывания во Львове, перед ней молился Папа Римский Иоанн Павел II. 25 июня 2001 г. Святейший Отец Иоанн Павел II лично короновал Теребовлянскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

Теребовлянская чудотворная икона Божьей Матери — одна из старейших «плачущих» икон Украины.

Данная икона находилась в свое время в монастырской церкви василианской монашеской обители Преображения Господня. Первое письменное упоминание о Теребовлянском василианском монастыре датируется 1650 годом. Монастырь был не в самой Теребовле, а на холме возле с. Подгоряны (Пидгора), что за два км. от города. Вероятно, что здесь монашеская жизнь кипела еще в княжеские времена. В свое время в монастыре была большая библиотека. Монастырь был также центром василианских философично- богословских студий. Просуществовал он до 1783 года.

Относительно происхождения иконы Пресвятой Богородицы, то можно утвердительно сказать одно: она с давних времен принадлежала семье Римбалив, которая из поколения в поколение наследовала священнический сан в Теребовле. К слову, так, как Терлецкие при церкви св. Юра в Дрогобыче или Попели при церкви при св. Иоанна Крестителя в Городке. Первые исторические сообщения именно об этой иконе Божьей Матери свидетельствуют, что она сначала находилась в светской церкви, настоятелем которой был Григорий Римбала. В дальнейшем икона Пресвятой Богородицы находилась в монастырской Святопреображенской церкви василианской монашеской обители.

В Теребовлянской судебной книге под 1663 г. записано, что впервые «… Образ Девы плакал в четверговый день перед украинской Пасхой» … Вновь, второй раз эта икона Пречистой Девы Марии «… ревностно плакала изменившись», в Пасхальную Субботу. Рассказ о плаче Теребовлянской иконы Пресвятой Богородицы подает в своем произведении «Небо Новое» и Ионикий Галятовский.

Очевидцами этого чудотворного действа Теребовлянской иконы Божьей Матери была казацкая сотня с сотником Иваном Суловским, а также много народа как духовного, так и благородного сословия, мещан и простых людей, которые под присягой этом свидетельствовали. Кстати, среди очевидцев чуда были представители различных церковных обрядов и конфессий.

В дальнейшем исторические источники свидетельствуют, что в 1651 г. только благодаря чуду, которое происходило посредством молитвы к Теребовлянской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, жители края отстояли теребовлянский замок от турок и татар.

Собственно благодаря Божьему Провидению и заступничеству Пресвятой Богородицы теребовлянский замок выдержал и осаду многотысячной турецкой армии, которая длилась с 29 сентября по 6 октября 1673 г. Во время его осады турки пытались взорвать замковые стены с помощью большого количества взрывчатки. Видя, что задумали совершить турки защитники замка, не имея ни малейшей надежды на помощь войсками со стороны и испытывая большие потери от непрерывных атак врага, обращаются с душевными молитвами к Пресвятой Богородице, с верой умоляя в Небесную Заступницу о спасении. Взрыв … Случилось большое, неслыханное чудо. Не причинив вреда замковым стенам, огромной силы взрывная волна ударила по турецким войскам, в результате чего они понесли очень большие потери. В момент взрыва по свидетельству очевидцев на стенах замка они видели в ослепительно белых одеждах Пречистую Деву Марию …

С 1673 года эта чудотворная икона Божией Матери находилась в Теребовлянской городской церкви Св. Николая. В этом году, согласно с представлением Духовной комиссии епископской консистории, решение которой базировалось на показаниях очевидцев чудотворных действий, утвержденных под присягой, епископ Иосиф Шумлянский провозгласил Теребовлянскую икону Пресвятой Богородицы чудотворной.

В 1674 г., несмотря на близость Теребовли к Каменец-Подольскому, откуда турки осуществляли свои многочисленные грабительские нападения на галицкие земли, по решению епископа Иосифа Шумлянского Теребовлянскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы торжественно перенесли во Львовский архикафедральный собор Св. Юра. Со временем для иконы построили отдельную часовню Покровы Пресвятой Богородицы, где ее поместили на хорошо оборудованном престоле. На сегодня Теребовлянская икона Пресвятой Богородицы находится в архикатедре Св. Юра, в киоте под стеклом при южной (левой) стене нефа. На ней — серебряный позолоченный чеканный оклад, приобретенный игуменом о. Дионисием Александровичем в 1718 г.

Согласно задокументированным данным, Богородица два раза во время сражений с турками — в 1676 г. у Жванца и в 1683 г. у Вены — чудесным образом отвлекла от епископа Иосифа Шумлянского угрозу смерти. Идя в военные походы против турок, епископ всегда усердно молился перед Теребовлянской чудотворной иконой Пресвятой Богородицы (в походах он участвовал как советник польского короля Яна Собеского).

В 1704 г., когда шведы обступили Львов и взяли в его осаду. Пречистая Дева, к которой молились львовские мещане перед Теребовлянской иконой, спасла город от разорения шведскими войсками. Более того, городской хронист писал, что «… Матерь Божия в той иконе расплакалась, и своими слезами побудила шведского генерала Штембока отречься от огромной контрибуции от львовян, в дальнейшем ее не добиваться и оставить город в покое».

К слову, в 2000 — 2001 гг. Теребовлянскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы реставрировали. Реставрационные работы выполнили Ярослав Мовчан и его сын Даниил. И, что интересно, среди тех, кто показал под присягой чудотворные действа Теребовлянской иконы Божьей Матери в далеком 1663 г. тоже были Мовчаны — Иван и Самуил.

Если в древние времена верующие шли на богомолье в Теребовлю к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, то теперь идут во львовский собор Св. Юра. Особенно многолюдные отпущения происходят в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Идут верующие, чтобы поручиться своей Небесной Матери, которая издавна покрывала и покрывает нас своим омофором, берегла и бережет, занималась и в дальнейшем занимается нашим многострадальным народом.

Встречаем Успение. Земная жизнь Богородицы после Вознесения Господня


«Оплакивание Христа». Пьета, созданная Микеланджело Буонарроти (1499 г.)

В Новом Завете мало говорится о судьбе Богородицы после Вознесения Господня. Из Священного Писания мы знаем, что страдая на Кресте, Господь помнил о Своей Матери и поручил попечение о Ней любимому ученику, апостолу Иоанну.

По преданию, Богоматерь была на Елеонской горе в день Вознесения Христова. В книге «Деяний апостолов» говорится, что Пресвятая Дева присутствовала в Сионской горнице в день Пятидесятницы. Она, как и апостолы, получила дары Святого Духа. По преданию, ученики Христовы бросили жребий о том, кому в какие земли отправиться, чтобы нести благую весть о Спасителе мира. Богородице в удел выпала Иверия, в те времена так называлась Грузия. Но Богоматери явился ангел, который возвестил, что время проповеди в этой земле ещё не настало. Богородице предстоит другой путь, который откроется Ей позднее.

Дева Мария почти не проповедовала перед большим кругом людей. Но Она рассказывала апостолам и всем, кто приходил к Ней в дом, о Благовещении, о чудесных обстоятельствах Рождества Спасителя, Его младенчестве и земной жизни. Одним Своим присутствием Богоматерь утверждала Церковь Христову на земле.

Среди таких гостей был ученик апостола Павла — Дионисий Ареопагит. Этот греческий аристократ отличался хорошим образованием и мудростью. Его прозвание связано с тем, что Дионисий входил в Афинский совет старейшин — Ареопаг. Однажды перед членами Ареопага с проповедью благой вести о Спасителе выступил апостол Павел. Дионисий сблизился с ним и вскоре сам принял крещение. Вместе со своим учителем Дионисий побывал в Иерусалиме у Девы Марии. Он вспоминал: «От Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух… Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Другой ученик апостола Павла, греческий врач Лука, под впечатлением от такой встречи нарисовал портрет Богоматери. Так была создана первая икона Пресвятой Богородицы. Она увидела образ и благословила его: «Благодать родившегося от Меня и Моя с сею иконою да будет!»

Когда апостол Иоанн отбыл на проповедь в Эфес, Богоматерь последовала за ним. По преданию, однажды Дева Мария отправилась к Лазарю, другу Христа, которого некогда воскресил Спаситель. В то время он был епископом на Кипре. По дороге корабль подхватила буря и отнесла к горе Афон. Богородица поняла, что именно об этой земле Ей когда-то возвестил ангел. К кораблю между тем стал стекаться народ. Все прослышали о необычной гостье, стали раздаваться вопросы о том, правда ли, что в далёкой Иудее был явлен Спаситель мира.

После проповеди Девы Марии все пожелали принять крещение. Когда Богородица покидала Афон, Она произнесла: «Это место да будет моим жребием… Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *