Змея в пустыне

Бемидбар (Числа) 19:1 — 22:1

Название недельной главы Хукат переводится как «устав». В ней передано много событий: закон о красной корове, просьба народа Израиля к Моше и Аарону о воде, также в этой главе умирает Мириамь и Аарон и начинается война с Едомом. Огом и Сихоном. В этой же недельной главе мы читаем о нападении на еврейский народ змей. Именно об этом я и хочу поговорить.

«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.» (Числа 21:6-9)

Возникает закономерный вопрос: почему на шест было поднято изображение змея, а не какое-то другое, например, меноры или ковчега завета? В Евангелии от Иоанна мы можем увидеть ответ:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

(Иоанна 3:14-15)

В тексте Недельного чтения на иврите можно прочитать о двух видах змей: «нахшим» и «серафим». Для исцеления народа Моисею необходимо было сделать образ второго из них — «сарафа». Корень этого слова состоит из букв «син», «рэйш», «пэй», что в своем сочетании дает слова «жгучий», «обжигающий». Именно так названы в книге пророка Исайи ангелы — «серафим» (множественное число от «сараф»). И так же назывался тот вид змей в пустыне, который жалил израильтян. Это открывает нам положительный и отрицательный аспекты одного и того же явление, что можно применить ко многому в нашей жизни. Нам также хорошо известен змей из сада Эдема, который «ужалил» первых людей своей ложью и лишь одно могло их спасти — слово Божье. И сегодня нам открыто, что слово Божье — это Машиах.

«Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.» (Псалом 17:31)

В этом тексте на иврите также используется слово с корнем «сараф»: «чисто слово Господа». В данном контексте «чисто» можно понять, как «переплавлено», очищено огнем от всякого мусора.

Также можно увидеть взаимосвязь слов «нахаш» — змей и «машиах» — Мессия. У этих слов одно числовое значение. И я стараюсь не пренебрегать разными подходами к изучению Писания: как Посланиями апостола Павла, так, скажем, и гематрией*. Их числовое значение составляет 358.

«И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.» (Числа 21:8)

Мне посчастливилось познакомиться с этим текстом на языке оригинала — арамейском. И тогда мне стало понятно, почему был избран такой способ исцеления. Вот, что там говорится дословно: «И сделал Моше медного змея, и повесил его на шесте, и было: если человека укусила змея и смотрел он на змея, и направлял свое сердце во имя слова Господня, то жил.».

Огненное слово Бога — вот, что имелось ввиду, когда создавался медный образ змея. Именно оно было поднято на шест. И всякий, кто обращался к нему с верой в сердце, тот оставался жив, потому что яд терял свою силу перед Ним. То же мы получаем и в Машиахе. Как сказал Иоанн, Он подобен этому медному змею. Люди очищаются огнем Его слова, а яд древнего змея теряет свою силу. Этому же учит и рав Шауль в Колоссянах:

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.» (Колоссянам 2:14-15)

Мы защищены силой слова Божьего от змеиного порочного влияния. Древний змей имеет власть лишь над теми, кто не стремится познать Бога духовно, кто не принял своего Спасителя, кто не обратился к очищающему слову Бога с верой в своем сердце. Такой человек подобен праху и он становится пищей для змея.

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах» (Быт 3:14)

Если мы всего лишь плоть, то становимся легкой добычей для змея. Если же мы дух, то можем ему противостоять. Все зависит от того, на каком мы полюсе: плотском или духовном? И еще важно, кто наш ориентир: на кого мы выбираем смотреть?

* Гематрия — анализ смысла слов и фраз на основе числовых значений входящих в них букв.
Михаил Лошак

Поделитесь с друзьями

Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

Воздвижение Святого Креста Господня

Праздник, 14 сентября

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Иисусов крест и Божья тайна

Числ 21, 4b-9; Пс78(77), 1-2.34-35.36-37.38 (Пр.: ср. 7b); Флп 2, 6-11; Ин 3, 13-17

На вопрос «Кто такой Бог?» люди дают весьма различные, подчас противоречащие друг другу ответы. Сегодняшний праздник повествует о том, что Распятый являет нам Божию тайну, но при этом, по словам апостола Павла, Распятый был соблазном для Иудеев и безумием для Эллинов. Иудеи считали, что Бог – это Чудотворец, поэтому Он не может умереть на древе креста как преступник; Эллины же полагали, что Бог, будучи премудрым и могущественным, уничтожит Своих врагов, отомстит за Себя и накажет тех, кто Его отрицает. Смерть, причем не просто «смерть», а «смерть на кресте», вызвала негодование и невероятное удивление как у Иудеев, так и у Эллинов, да и в наши дни Иисус Христос Распятый вызывает множество вопросов. Ведь нам тоже хотелось бы иметь иного Бога, а не Бога, Которого являет нам Распятый: Бога Всемогущего, способного делать все, что Он захочет, способного уничтожить преступников, поразить глупцов, победить врагов и отомстить всем, отрицающим Его.

Мы считаем «правильным» все, что выглядит «логичным»: ведь, по нашему мнению, Бог ненавидит преступников, Он не может быть слабым и побежденным, а напротив — должен быть всесильным победителем. Но Распятый демонстрирует нам, что, хотя Бог действительно всесильный и всемогущий победитель, Он отличается от наших представлений и мечтаний о Нем.

Исцеляющий взгляд

После исхода из Египта, израильский народ испытывал немало трудностей и бедствий в пустыне и «стал малодушествовать на пути» (ст. 4). Народу надоела скромная и убогая пища — манна (ст. 5), и им овладели подозрения, якобы Бог хотел не освободить, но погубить его (ст. 5). Вместо радости от свободы народ почувствовал ностальгию по жизни в рабстве и начал роптать не только против Моисея, но и против Бога, представителем Которого был Моисей. Пространство, бывшее до сих пор средоточием свободы, превратилось для израильского народа в тюрьму и настоящий ад: в раскаленной пустыне неожиданно появились ядовитые змеи, которые умервщляли многих людей. Так бывает всегда: если мы не видим окружающий мир как свободное пространство, дарованное нам Богом – мир превращается в царство смерти.

Но Бог помиловал Свой народ и приказал Моисею изготовить медного змея, чтобы «ужаленный, взглянув на него, остался жив» (ст. 8). Народы древнего Ближнего Востока приписывали змеям целебную силу, считая их символом жизни. Библейский текст частично перенимает эту идею, но приписывает исцеление Господу: «взглянуть» на изображение змея означает увидеть в змее символ исцеляющей силы и воли Бога. Старинное народное суеверие, магический предрассудок, связанный со змеями, превратилось в знамение Божьей силы, возвращающей здоровье и жизнь.

То, что речь идет о змее как о символе, подтверждает факт, что изображение змея следовало поместить на древке и поднять его «на знамя» («nés» на еврейском языке). Поэтому в данном случае змей является не магическим предметом, а символом спасительной власти и силы Бога.

Далее говорится о разделении людей сообразно их реакции на медного змея: кто поверил (т. е. «взглянул» на него), тот исцелился, а кто не поверил (т. е. «не взглянул»), тот умер. В Книге Премудрости об этих событиях говорится следующим образом: «И тогда, когда постигла их ужасная ярость зверей и они были истребляемы угрызениями коварных змиев, гнев Твой не продолжился до конца. Но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего» (Прем 16, 5-6).

Подозрение, якобы Бог не желает им добра и даже желает погубить их в пустыне, посеяло среди израильтян тревогу и отчаяние. Они полагали, что Бог оставил и наказал их, приведя их в знойную пустыню. Их жизнь стала смертельно невыносимой, и они «стали малодушествовать» (ст. 4).

Этот таинственный случай, о котором мы читаем во время литургии, служит прообразом распятия Иисуса. По сути, Распятие, как и образ медного змея, разделает людей: неверующие думают о жестоком Боге, оставившем и наказавшем Своего Сына, в то время как верующие способны «увидеть» в нем знамение спасения.

Послушный Сын

В отрывке из Послания святого апостола Павла к Филлипийцам – так называемом литургическом гимне первых христиан — говорится о повиновении Иисуса Христа Отцу «даже до смерти, и смерти крестной» (ст. 8) и о прославлении посредством воскресения, которое Иисус Христос получил от Отца, ставши таким образом Господом «во славу Бога Отца» (ст. 11).

Этот гимн говорит нам о том, что составляет самую глубинную сущность жизни Иисуса – о Его истинном начале-происхождении от Отца, на которое Он Сам непрерывно ссылается. Поэтому Иисус живет и умирает в повиновении Отцу, но это повиновение не является ни аскетическим упражнением, ни подчинением чужой чрезвычайно сильной воле. Суть послушания Иисуса – в Его безоговорочной преданности Отцу: Он послушен до самой смерти, поскольку является Сыном Отца, и именно благодаря этой абсолютной преданности и послушанию Он может говорить о Себе как о Сыне.

Благодаря безоговорочной преданности Отцу в жизни и смерти, Иисус познал победу над смертью и воскресение из мертвых. Повиновение Отцу в первую очередь характеризует жизнь Иисуса как жизнь Божьего Сына. Этим Иисус показывает нам, что только в безоговорочном послушании Богу мы сможем полностью реализоваться как люди. Воскресение из мертвых — это «исполнение» преданности, ее кульминационная точка.

Вера, которая спасает

Отрывок из Евангелия от Иоанна содержит ссылку на отрывок из Книги Чисел (глава 21), который мы рассматривали ранее: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (стихи 14, 15). Змей в данном случае означает знамение, символ, а «взглянуть» означает уверовать: сказано же это о распятом Иисусе, воздвигнутом на Древе Креста, как об источнике божественной жизни для всех верующих в Него.

Крестная смерть Иисуса – проявление Божьей любви, а не гнева или мести: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (ст. 16). Иисус не заботился о том, чтобы владеть чем-либо, Он даже не думал о сохранении Своей жизни. Он избрал жизнь в безоговорочной преданности любви до самой смерти и таким образом явил нам таинственную Божью волю.

Ни в коем случае нельзя говорить, что Бог «использовал» смерть Иисуса как плод злобы неверных и жестоких людей в качестве основания для осуждения грешного человечества: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (ст. 17). Наша человеческая злоба, приведшая Божьего Сына к смерти на Кресте, заслуживает сурового и справедливого наказания. Однако Бог превратил эту смерть в источник вечной жизни для верующих в Него.

Таким образом, распятие, с одной стороны, демонстрирует всю огромную бездну, всю глубину человеческой вины, но с другой стороны оно показывает нам непоколебимую, любящую волю Бога, желающую спасти нас, вечно любить нас и даровать нам жизнь, подобную Его жизни. Принимая страдания и смерть, Иисус показывает нам, что Он пришел, дабы придать ценность и смысл даже тому, что не имеет смысла, поскольку является плодом наших грехов. Благодаря страданиям Иисуса и Его унизительной смерти на Кресте, мучения и смерть человека обретают смысл и ценность. Иисус говорит каждому из нас: «Если ты будешь переносить страдания также, как Я переносил крестные муки, ты сможешь обрести смысл и ценность твоих страданий, и они более не будут для тебя бессмысленными и безнадежными. Твой «крест» станет для тебя залогом вечной жизни».

Мы часто поддаемся искушению мыслить следующим образом: «Если я страдаю, значит, Бог жесток». Подобные взгляды основаны на представлении, якобы Бог – причина наших страданий и суровый «страж порядка», наказывающий людей за малейшее нарушение. Но, думая таким образом, мы забываем о главном моменте — о Кресте Иисуса. Поэтому нам следовало бы говорить: «Если я буду переносить страдания также, как Иисус — в безоговорочной преданности Отцу — Бог даст мне вечную жизнь и наполнит меня радостью».

» Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

Змеи с давних времен занимали особое место в человеческой жизни. В разных культурах отношение к ним было не одинаковое: их любили и боялись, уважали и презирали. Но, не смотря на это, татуировки змей пользовались большой популярностью, во многом благодаря своему значению.

Татуировки змеи, в зависимости от эскиза, означают мудрость, спокойствие и уравновешенность, но в то же время олицетворяют зло, хитрость, коварство и искушение. Человек через рисунок может выражать борьбу с отрицательными качествами или приписывать себе положительные.

Различные значения татуировок со змеей

Татуировки змей обладают большим разнообразием и глубоким символизмом. Часть из них включают в себя другие символы и животных, что придает картинке больше смысла. Некоторые устоявшиеся значения тату змеи мы постарались описать ниже.

Дракон со змеей

Изображенные вместе, змея и дракон являются олицетворением баланса. В то время как драконы представляют дикую и страстную, змея представляет спокойную и хитрую сторону природы. Подобный мотив чаще всего изображают в японском стиле на руках, ногах, груди или животе человека.

Орел со змеей

Татуировки со змеей и орлом символизируют противостояние между соблазном и стойкостью. Змея олицетворяет похоть и страсть, а орел – благородство и мораль. Во многих вариантах тату орел изображен со змеей в когтях, что означает победу птицы. Другой вариант изображения – конь, давящий змею – имеет схожее значение.

Королевская кобра

Кобры служат символом защиты, благородства и богатства. Египетские фараоны носили украшение в виде двух кобр на лбу, что говорило об их высоком положении и мудрости.

Змея вокруг меча

Татуировка в виде змеи, обвивающей меч, говорит о том, что жизнь – это вечная борьба. Меч – это символ битвы — внутренней или физической, или в любой метафорической форме он означает борьбу и сражение. Змея в татуировке символизирует постоянство или цикличность жизни. Сочетание этих двух символом означает жить, постоянно борясь. Вместо меча может быть изображен кинжал или нож.

Уроборос

Изображение свернувшейся кольцом змеи, кусающей себя за хвост, распространено не только в татуировках. Это мощный символ, означающий вселенную и вечность, круговорот жизни и смерти, распад и возрождение. Происхождение Уробороса точно не установлено, однако, известно, что он появился несколько тысяч лет назад и присутствовал в культурах многих стран от Востока до Запада.

Череп со змеей

Тату черепа и змеи означает смерть и распад, она служит напоминанием о смертности человека.

Змея с розой

Тату роза со змеей является высшим символом искушения. Роза олицетворяет страсть, а змея усиливает его. Такая татуировка может говорить о том, что человек стремится побороть в себе негативные качества, или же наоборот, донести окружающим, что он обладает ими. Точный посыл зависит от дизайна эскиза. Также эти два символа означают потерю невинности и красоты.

Значение тату змеи на зоне

В местах лишения свободы наколки змеи является признаком авторитета заключенного. Зачастую их набивают «воры в законе». Подобный нательный рисунок может включать в себя кинжал, череп или корону.

Исключением является змея, обвивающаяся вокруг нагой девушки – это признак людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Место для тату

Расположение татуировки змеи зависит от размера эскиза. Маленькие картинки можно разместить практически на любой части тела – на пальцах, запястье, предплечье или за ухом. Чаще всего тату небольшого размера выбирают девушки – они добавляют некую загадку и элегантность обладательнице.

Большие татуировки змей чаще всего делают в традиционном или японском стиле. Их накалывают как мужчины, так и женщины на всевозможных частях тела, имеющих большую поверхность для нанесения рисунка. Японские татуировки змей могут располагаться на руках, ногах, спине, груди и животе человека. Зачастую змеи обвивают руки или ноги, переходя на соседние участки тела. Например, один из классических вариантов размещения тату у мужчин берет начало на груди и переходит на плечё. Такие татуировки сложно скрыть, да и их обладатели не особо стремятся это делать.

Змеи в традиционном или олд скульном стиле имеют меньший размер, по сравнению с японскими. Часто их изображают с другими символами, такими как кинжал, череп или цветы.

Значение змеи в культурах народов мира

В большинстве стран змеи имели положительное значение – их уважали и любили. В Египте змеи (кобры) были символом власти, богатства и знаний. В Греции они символизировали мудрость, исцеление и обновление. В странах Океании змей считался творцом мира и его часто связывали с беременностью.

В христианской культуре змеи носили негативный характер. Начиная с библейского змея искусителя, соблазнившего Адама и Еву, змея впоследствии отождествлялась со злом.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *