Зосима захария

Детство, отрочество, юность

Родился старец в 1850 году 2 сентября. При крещении ему дали имя Захария в честь пророка Божия Захарии, отца Иоанна Крестителя. Родители Захарии были крестьяне, бывшие крепостные Нарышкиных, жили очень богато, были «сами хозяева», как в то время говорили. Жили они в Калужской губернии. Детей у них было 11 человек. Захария родился одиннадцатым. Многие из братьев и сестер по времени умерли.

Родился Захария не дома, а в поле. До последних минут работала его матушка Татьяна Минаевна, и вот перед рождением ребенка она пошла в поле стелить лен, пошла одна, и пришло время ее, и без посторонней помощи произвела она на свет младенца мужского пола. А холодно было. Положила мать сына в подол, нечем было завернуть, и принесла домой. Отец Захарии Иван Дмитриевич был верующим человеком. Он часто ходил в церковь и усердно молился. Умело вел хозяйство, иногда торговал яблоками и семенами, но имел большой недостаток: здорово пил и в пьяном виде ругал жену, хотя по природе был очень добр. Выпьет бывало и говорит сынку: «Захар, я тебе гостинцев привезу». — «Не надо, ты пьян», — отвечает ему семилетний сын, который с детства отвращался всего дурного и некрасивого. «Ах, ты мошенник, разве можно папаше так отвечать», — останавливала сына мать Татьяна Минаевна. А надо сказать, что мать Захарии была святой жизни человек. Всем-то она помогала, всех-то она любила. Хлеб ковригами бедным давала, и мясо, и другие съестные запасы. Ничего-то она для неимущих не жалела. Да, кроме того, советы давала. Без ее совета и замуж не идут и не женятся. Все надо у Татьяны Минаевны спросить и сделать так, как она скажет. Громадным авторитетом и уважением пользовалась она среди своих сельчан.

И сынка-то она воспитала так, чтобы более всего привить ему любовь помогать всем бедным и страждущим, чем только он сможет. Бывало играет он с ребятишками, проголодается, попросит хлебца, мать дает большую ковригу и говорит: «Ты сначала товарищей накорми, а потом и сам съешь». Эти требования благочестивой матери быстро привились к нежному сердцу мальчика.

Бывало отец Захарии, выезжая торговать семечками и яблоками, возьмет с собой сынка, и стоит ему только отойти, как мальчуган начинает без денег бедным отпускать товар. Сам бывало зовет покупателей и щедрой рукой делится с ними своим товаром.

Ребята любили кроткого Захарию и прозвали его «попом». «Мы на поле церковь выстроим, и ты, Захар, будешь нашим попом и венчай нас», — говорили ему молодые друзья.

Странный ребенок

Мать души не чаяла в мальчике, а он, как только подрос, ему минуло 7 лет, стал убегать из родного дома в поле, в лес и пропадал там по несколько суток. Найдет бывало его матушка, а он ночью потихоньку — да только его и видели. Зайдет куда-либо подальше, заберется на высокую елку, обнимет ее и сидит в своем уединении, молится и думает о Божественном. Всю ночь без сна проведет, не слезая со своего убежища. Он знал, что делал: его влекло к уединению, к подвигам. Все эти дни он ничего не ел, кроме корешков от травы; и радостью святой, и ревностью о Боге переполнялось его детское сердце.

Станет рассветать, он ненадолго слезет с елки, а чуть увидит какого-нибудь прохожего, опять забирается на нее.

Мать, конечно, беспокоилась, видя такое исчезновение на несколько суток своего возлюбленного сына, искала его повсюду, горевала. Наконец решила пойти к местному священнику поговорить с ним и попросить совета в своем горе.

Священник в селе заштатный, лет ста от роду, добрый, милостивый, больных исцелял, бесов изгонял. О. Алексей за свое смирение был одарен Господом — Его благодатными дарами и прозорливостью.

Пришла к нему Татьяна Минаевна вместе с сынком и плача говорит: «Батюшка, о. Алексей, один сын остался у меня, пятерых похоронила, и этот цыпленок не уцелеет, убегает из дома, скрывается целыми сутками в лесу».

О. Алексей помолился, и открыл ему Бог будущее Захарии. Сказал он матери: «Не плачь, твой сын на радость тебе будет, но не кормилец: он будет монах и доживет до глубокой старости».

Когда Захарии минуло 16 лет, его отдали в город работать рогожи. Грамоте совсем не учили. Вскоре после отъезда слегла в постель его матушка.

Почувствовав близость кончины, благословила всех и говорит дочери: «Марья, я простилась со всеми, Захарушку вот только не успела благословить, когда благословлю сынка, тогда умру. Попрошу у Бога отсрочки, а вы съездите за ним». За Захаром поехали и привезли его поздно вечером. Сестра позвала его к умирающей: «Мамочка, ты узнала, кто приехал?» Сын заплакал.

19 октября 2019 года наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) на Введенском (старом Немецком) кладбище города Москвы совершил панихиду на могиле духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрита Захарии (1850-1936 гг.). Богослужебные песнопения исполнил квартет под управлением чтеца Николая Гоюка.

По окончании панихиды честные останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву лавру.

Старец Зосима (в схиме Захария) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец последним из насельников покинул Троице-Сергиеву лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. Схиархимандрит Захария скончался 15 июня 1936 года и после отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего был похоронен на московском Немецком кладбище.

***

О старце Захарии и о причинах переноса его честных останков рассказала настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Ксения (Чернега):

— В 90-е годы я посещала место захоронения старца вместе с опекаемыми мною детьми-сиротами из интерната, который расположен прямо напротив этого кладбища. Приходили с детьми сюда регулярно и молились на этой могиле, как могли. В те годы все только воцерковлялись, только начинали ходить в храм, было мало литературы. Одним из первых прочитанных мною житий было жизнеописание старца Зосимы (Захарии). Примечательно то, что это был лаврский монах, и для меня он сразу стал образцом святого, чистого, самоотверженного жизненного подвига.

— В чем причина нынешнего перезахоронения?

— Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению.

— Поэтому Вы решили спасти могилу старца?

— В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре.

— Что означает это перезахоронение для Лавры?

— Я считаю, что для жизни Лавры в духовном плане это большое событие, поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия. Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели.

— Не было ли предложений, чтобы перезахоронить старца где-нибудь в Москве, вне стен Лавры?

— Иных предложений не поступало. Когда архиепископ Каширский Феогност был наместником Лавры, то он предложил захоронить старца Захарию именно в Лавре — как монаха Лавры, и, как мне кажется, это очень правильно.

Беседовал Сергей Красников

Троице-Сергиева лавра/Патриархия.ru

Главная / Тайны Москвы / Две часовни на Введенском кладбище.

10.09.2014 15:06 Просмотров: 16116

Введенское кладбище основано в 1771 году во время эпидемии чумы. Название было дано из-за Введенских гор — возвышенности, на которой она находилась. Так сложилось, что на кладбище хоронили в основном «русских немцев»: лютеран и католиков. За это кладбище стали называть Немецким или Иноверческим. На кладбище находится две небольшие часовни, которые притягивают к себе людей с различными просьбами и прошениям.

Первая часовня – мавзолей семьи Эрлангеров на участке 11-0. Выстроена в 1911-1914 годах. Архитектор Ф.О. Шехтель. На стене усыпальницы находится цветная мозаика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Христос Сеятель». Оно почитается чудотворным, среди большого числа паломников. Об этом можно судить, бросив взгляд на стены часовни. Они исписаны огромным количеством просьб и прошений по самым различным поводам. От мольбы излечить раковую болезнь, до просьбы «штобы у меня вшколе были одни петёрки». Мавзолей Эрлангеров на Введенском кладбище был включён в список объектов общероссийского исторического и культурного наследия в 1995 году. Известно что в часовне похоронен статский советник А.М. Эрлангер и его сын Александр. Антон Максимович Эрлангер был фабрикантом (строил по всей России мельницы) и был известным меценатом. Почти все время часовня закрыта, и увидеть мозаику мне не удалось. Хотя, говорят, что её иногда отрывают.

Вторая часовня — старца Зосимы (Захария) расположена на участке 16-1. Часовня (больше похожая на палатку) сооружена в 1996 году. По повериям, за помощью к захороненному здесь схиархимандриту обращаются ищущие свою вторую половину. Молодые люди обоих полов приезжают молиться в часовню о даровании супруга и верного спутника жизни. Еще существует давняя традиция, людям которые планируют вступить в брак, но испытывают сомнения, необходимо вместе приехать на могилу Зосимы и попросить совета как быть. Говорят, что он помогает принять верное решение и никогда не сожалеть о выборе.

Старец Зосима (1850—1936) слыл еще при жизни чудотворцем и святым. На табличке прикрепленной к двери часовни написано: «Захария — так его назвали при крещении. В монашестве — Зосима. И в схиме — вновь Захария. Он прожил 86 лет, совершил много подвигов и до монашества и после. Сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу, дважды ходил по воде как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Старец Захария последним покинул Троице-Сергиеву Лавру, когда ее закрывали безбожники: его креста испугались люди с наганами. На его жизнь покушались внутри Лавры. Но Бог спас его. Это подвижник, достойный имени святого».

Рядом с ним похоронена Е.Висконти, которая приняла Православие, пообщавшись с архимандритом Зосимой. Она дала место для его захоронения на своем участке. Часовня открыта каждый день с 10-16 часов, понедельник выходной.

Обе часовни были восстановлены руками и на средства Тамары Петровны Кронкоянс. О жизни этой удивительной женщины снят документальный фильм Сергея Роженцева «Прощеное воскресенье» (1991).

Адрес: ул. Наличная, 1 (м. Авиамоторная).Введенское кладбище. Участок N 11-0 (часовня Эрлангеров)

Адрес: ул. Наличная, 1 (м. Авиамоторная).Введенское кладбище. Участок N 16-1 (часовня Зосимы).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

19 октября архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского монастыря, совершил панихиду на могиле старца Захарии на Введенском (старом Немецком) кладбище Москвы. После панихиды честные останки старца перенесли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

За свою долгую жизнь старец Захария (1850-1936 гг.) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад.

Старец скончался 15 июня 1936 года. После отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего старца похоронили на Немецком кладбище. Спустя 83 года честные останки старца Захарии, духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, вновь оказались в обители преподобного Сергия.

***

О старце Захарии и о причинах переноса останков старца рассказала игумения Ксения (Чернега), настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря, руководитель Юридической службы Московской Патриархии:

«В 90-е годы я посещала место захоронения старца вместе с опекаемыми мною детьми-сиротами из интерната, который расположен прямо напротив этого кладбища. Мы приходили с детьми сюда регулярно и молились на этой могиле, как могли. В те годы все только воцерковлялись, только начинали ходить в храм, было мало литературы. Одним из первых прочитанных мною житий было жизнеописание старца Зосимы (Захарии). Примечательно то, что это был лаврский монах, и для меня он сразу стал образцом святого, чистого, самоотверженного жизненного подвига.

В чем причина нынешнего перезахоронения?

Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо, и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению.

Поэтому Вы решили спасти могилу старца?

В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре.

Что означает это перезахоронение для Лавры?

Я считаю, что для жизни Лавры, в духовном плане, — это большое событие, поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия. Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели.

Не было ли предложений, чтобы перезахоронить старца где-нибудь в Москве, вне стен Лавры?

Иных предложений не поступало. Когда архиепископ Феогност был наместником Лавры, то он предложил захоронить старца Захарию именно в Лавре, как монаха Лавры, и, как мне кажется, это очень правильно».

Беседовал Сергей Красников

Справка:

Панихиду совершил архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского монастыря.

На панихиде пел квартет под управлением чтеца Николая Гоюка.

Пресс-служба CТСЛ

Фотогалерея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *